Практическая педагогика
презентация к уроку
Метод педагогического наблюдения представляет собой целенаправленный систематический процесс сбора информации о поведении обучащихся, особенностях их учебной деятельности, взаимоотношениях в коллективе и эмоциональных реакциях. Этот метод позволяет педагогу увидеть ученика таким, каким он проявляется в реальной образовательной среде, вне лабораторных условий, что делает полученные данные наиболее объективными и достоверными.
Педагогическое наблюдение важно потому, что оно даёт преподавателю непосредственное понимание особенностей каждого ученика. Оно помогает выявить сильные стороны ребёнка, его склонности и таланты, а также определить трудности, возникающие в процессе обучения. Это особенно ценно при работе с детьми младшего возраста, чьи мысли и чувства зачастую сложно выразить словами. Кроме того, педагогическое наблюдение способствует развитию индивидуального подхода к каждому обучающемуся, позволяя учитывать личностные особенности детей и подбирать оптимальные методы обучения именно для них.
Наблюдение помогает вовремя заметить отклонения в поведении, тревожные сигналы, предупреждая возможные проблемы в будущем. Благодаря этому педагоги получают возможность своевременно скорректировать учебный процесс, сделать его более эффективным и комфортным для обучающихся.
Таким образом, метод педагогического наблюдения становится важным инструментом профессионального мастерства преподавателя, позволяющим создать благоприятные условия для полноценного интеллектуального и личностного роста обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Определение педагогического наблюдения Цели педагогического наблюдения Шаги педагогического наблюдения Пример применения метода
Определение педагогического наблюдения Метод педагогического наблюдения - это систематический процесс сбора, анализа и интерпретации информации о поведении учащихся, преподавателя и окружающей образовательной среды с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Виды педагогического наблюдения Опосредованное (косвенное) наблюдение Непрерывное (сплошное)наблюдение Не включенное наблюдение Закрытое Открытое Педагогическое наблюдение Включенное наблюдение Непосредственное наблюдение Дискретное (выборочное) наблюдение
Определение видов педагогического наблюдения Непосредственное наблюдение - это наблюдение ,когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического процесса. Опосредованное (косвенное) наблюдение - это наблюдение, когда к его проведению привлекаются другие лица(студенты, другие педагоги). Методика проведения такого наблюдения должна быть заблаговременно теми ,кто их будет вести.
Определение видов педагогического наблюдения Непрерывное (сплошное)наблюдение –это наблюдение которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций…от начала до конца какого-либо процесса. Дискретное(выборочное) наблюдение - это наблюдение по определенным параметрам . Чаще всего педагогами используется метод открытого включенного наблюдения
Определение видов педагогического наблюдения Включенное наблюдение - когда педагог включен в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает. Оно может быть открытым и закрытым. При открытом наблюдении дети знают, что за ними ведется наблюдение. Если же участники не осведомлены, что они в поле зрения, то речь идет о закрытом наблюдении. При закрытом наблюдении применяется записывающая аппаратура. Не включенное наблюдение - это наблюдение со стороны.
Определение педагогического наблюдения Особенности объективного наблюдения как научного метода можно выразить следующим образом: . Наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно сформулированной цели; Планомерность и систематичность; Объективность; Наблюдение взаимодействует с естественным ходом педагогических процессов
Выявление сильных и слабых сторон образовательного процесса, а так же идентификация потребностей и проблем учащихся и преподавателей. Оценка качества образовательной деятельности. Понимание потребностей учащихся и эффективности учебного процесса. Цели педагогического наблюдения Разработка рекомендаций для улучшения практик обучения и воспитания. 1 2 3 4
Шаги педагогического наблюдения Планирование наблюдения Сбор данных Анализ информации Интерпретация результатов и выработка рекомендаций 4 шаг 3 шаг 2 шаг 1 шаг Метод педагогического наблюдения можно разделить на 4 шага:
Пример применения метода Проблема : Низкий уровень вовлеченности учащихся на парах педагогики. Цель : Повышение интереса и активности учащихся на парах педагогики.
Пример применения метода Планирование наблюдения Это определение целей наблюдения, выбор методов и инструментов, разработка плана наблюдения. План на основе сценария: Определение параметров наблюдения. Выбор методов наблюдения (например, запись видеоуроков , наблюдение в классе). Разработка полученных оценок активности и оперативности. 01
Пример применения метода Сбор данных Это наблюдение за учебным процессом, фиксирование важных моментов, сбор документов и статистических данных. Методы сбора данных: Наблюдение за уроками с записью замечаний. Анкетирование студентов и преподавателей. Анализ точности и аттестационных данных. 02
03 Пример применения метода Анализ информации Это оценка собранных данных с учетом поставленных целей, выявление тенденций, сравнение с ожидаемыми результатами. Выявление характера: Определение ключевых факторов, влияющих на мотивацию. Определение уроков, на которых учащиеся проявляют больший интерес. Анализ результатов и выявления проблемных зон.
Пример применения метода Интерпретация результатов и выработка рекомендаций Это понимание причин выявленных явлений, поиск возможных решений, предложение рекомендаций для улучшения образовательного процесса. Выводы: Недостаточная интерактивность уроков литературы. Рекомендации: Внедрение интерактивных методик обучения (игры, обсуждения, проекты). Использование современных технологий (цифровые ресурсы, оставленные презента. 04
Спасибо за внимание!