Практическая педагогика
презентация к уроку

      Метод педагогического наблюдения представляет собой целенаправленный систематический процесс сбора информации о поведении обучащихся, особенностях их учебной деятельности, взаимоотношениях в коллективе и эмоциональных реакциях.      Этот метод позволяет педагогу увидеть ученика таким, каким он проявляется в реальной образовательной среде, вне лабораторных условий, что делает полученные данные наиболее объективными и достоверными.
     Педагогическое наблюдение важно потому, что оно даёт преподавателю непосредственное понимание особенностей каждого ученика. Оно помогает выявить сильные стороны ребёнка, его склонности и таланты, а также определить трудности, возникающие в процессе обучения. Это особенно ценно при работе с детьми младшего возраста, чьи мысли и чувства зачастую сложно выразить словами. Кроме того, педагогическое наблюдение способствует развитию индивидуального подхода к каждому обучающемуся, позволяя учитывать личностные особенности детей и подбирать оптимальные методы обучения именно для них.
     Наблюдение помогает вовремя заметить отклонения в поведении, тревожные сигналы, предупреждая возможные проблемы в будущем. Благодаря этому педагоги получают возможность своевременно скорректировать учебный процесс, сделать его более эффективным и комфортным для обучающихся.
     Таким образом, метод педагогического наблюдения становится важным инструментом профессионального мастерства преподавателя, позволяющим создать благоприятные условия для полноценного интеллектуального и личностного роста обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_prakticheskaya.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Метод педагогического наблюдения» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1» (ГБПОУ «МССУОР №1»)

Слайд 2

План Определение педагогического наблюдения Цели педагогического наблюдения Шаги педагогического наблюдения Пример применения метода

Слайд 3

Определение педагогического наблюдения Метод педагогического наблюдения - это систематический процесс сбора, анализа и интерпретации информации о поведении учащихся, преподавателя и окружающей образовательной среды с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Слайд 4

Виды педагогического наблюдения Опосредованное (косвенное) наблюдение Непрерывное (сплошное)наблюдение Не включенное наблюдение Закрытое Открытое Педагогическое наблюдение Включенное наблюдение Непосредственное наблюдение Дискретное (выборочное) наблюдение

Слайд 5

Определение видов педагогического наблюдения Непосредственное наблюдение - это наблюдение ,когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического процесса. Опосредованное (косвенное) наблюдение - это наблюдение, когда к его проведению привлекаются другие лица(студенты, другие педагоги). Методика проведения такого наблюдения должна быть заблаговременно теми ,кто их будет вести.

Слайд 6

Определение видов педагогического наблюдения Непрерывное (сплошное)наблюдение –это наблюдение которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций…от начала до конца какого-либо процесса. Дискретное(выборочное) наблюдение - это наблюдение по определенным параметрам . Чаще всего педагогами используется метод открытого включенного наблюдения

Слайд 7

Определение видов педагогического наблюдения Включенное наблюдение - когда педагог включен в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает. Оно может быть открытым и закрытым. При открытом наблюдении дети знают, что за ними ведется наблюдение. Если же участники не осведомлены, что они в поле зрения, то речь идет о закрытом наблюдении. При закрытом наблюдении применяется записывающая аппаратура. Не включенное наблюдение - это наблюдение со стороны.

Слайд 8

Определение педагогического наблюдения Особенности объективного наблюдения как научного метода можно выразить следующим образом: . Наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно сформулированной цели; Планомерность и систематичность; Объективность; Наблюдение взаимодействует с естественным ходом педагогических процессов

Слайд 9

Выявление сильных и слабых сторон образовательного процесса, а так же идентификация потребностей и проблем учащихся и преподавателей. Оценка качества образовательной деятельности. Понимание потребностей учащихся и эффективности учебного процесса. Цели педагогического наблюдения Разработка рекомендаций для улучшения практик обучения и воспитания. 1 2 3 4

Слайд 10

Шаги педагогического наблюдения Планирование наблюдения Сбор данных Анализ информации Интерпретация результатов и выработка рекомендаций 4 шаг 3 шаг 2 шаг 1 шаг Метод педагогического наблюдения можно разделить на 4 шага:

Слайд 11

Пример применения метода Проблема : Низкий уровень вовлеченности учащихся на парах педагогики. Цель : Повышение интереса и активности учащихся на парах педагогики.

Слайд 12

Пример применения метода Планирование наблюдения Это определение целей наблюдения, выбор методов и инструментов, разработка плана наблюдения. План на основе сценария: Определение параметров наблюдения. Выбор методов наблюдения (например, запись видеоуроков , наблюдение в классе). Разработка полученных оценок активности и оперативности. 01

Слайд 13

Пример применения метода Сбор данных Это наблюдение за учебным процессом, фиксирование важных моментов, сбор документов и статистических данных. Методы сбора данных: Наблюдение за уроками с записью замечаний. Анкетирование студентов и преподавателей. Анализ точности и аттестационных данных. 02

Слайд 14

03 Пример применения метода Анализ информации Это оценка собранных данных с учетом поставленных целей, выявление тенденций, сравнение с ожидаемыми результатами. Выявление характера: Определение ключевых факторов, влияющих на мотивацию. Определение уроков, на которых учащиеся проявляют больший интерес. Анализ результатов и выявления проблемных зон.

Слайд 15

Пример применения метода Интерпретация результатов и выработка рекомендаций Это понимание причин выявленных явлений, поиск возможных решений, предложение рекомендаций для улучшения образовательного процесса. Выводы: Недостаточная интерактивность уроков литературы. Рекомендации: Внедрение интерактивных методик обучения (игры, обсуждения, проекты). Использование современных технологий (цифровые ресурсы, оставленные презента. 04

Слайд 16

Спасибо за внимание!