Педагогика сотрудничества (кооперативное обучение) практический тренинг
методическая разработка по теме

 

Обществознание, история-это те знания, которые необходимы нам каждый день. Мы все изучаем химию, математику, физику, но все мы-граждане. 

 

Важно на уроке не чему мы учим детей, а то, что в классе учителем используются интересные моменты.

Как же можно сочетать интересные методы + содержание?

В этом помогают групповые работы на основе педагогики сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_sotrudnichestva.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Участник конкурса:,. Урок Просвещения-2013г”

                                                                  Довгаль Галина Серафимовна,

                                                                   учитель истории, обществознания

                                            Место работы:            Муниципальное бюджетное

                                                                  образовательное учреждение.

                                                            «Средняя общеобразовательная школа№ 37»

                              г.Кемерово.

Педагогика сотрудничества

(кооперативное обучение)

Практический тренинг.

2012г.

Педагогика сотрудничества.

Традиционные методы в работе в группах используются для того, чтобы учащиеся приобретали:

а) навыки коммуникации

б) обсуждали свои жизненные проблемы

в) умели рефлексировать, создавать проекты

Перед учителем часто стоит задача:

1)метод или содержание?

2) иногда столько материала, что учащиеся не могут его осмыслить или очень сложная тема.

3) научить детей правильному поведению на уроке. (культура речи, культура поведения, взаимоотношения….)

Обществознание, история-это те знания, которые необходимы нам каждый день. Мы все изучаем химию, математику, физику, но все мы-граждане.

Важно на уроке не чему мы учим детей, а то, что в классе учителем используются интересные моменты.

Как же можно сочетать интересные методы + содержание?

В этом помогают групповые работы на основе педагогики сотрудничества.

Педагогика сотрудничества-три составных элемента:

  1. индивидуальная работа.
  2. соревновательная .
  3. кооперативная.

2

Основные элементы обучения сотрудничества

  1. Работа ученика контролируется учителем.
  2. В группе обязательно наличие 1 сильного ученика+1 слабого ученика.
  3. Нельзя  позволять учащимся работать постоянно в одной и той же группе, т.к в дальнейшей жизни они будут работать далеко,  не только с теми людьми, с которыми им комфортно, они будут работать с  разными людьми.

Принципы работы в классе

  1. Самостоятельная.

  1. Соревновательная.

  1. Совместная.

Правила поведения при групповой работе

  1. Каждое предложение должно состоять из одного предложения.
  2. Определения должны быть четкими, чтобы каждый понял различия между правилами.
  3. Быть корректным по отношению к товарищу (гражданину).

3

Качества гражданина

  1. Уважение и терпимость  друг к другу
  2. Личная свобода
  3. Равенство
  4. Справедливое отношение к другим
  5. Участия в жизни общества
  6. Уважение закона
  7. Мышление открытое, критическое

Как мы учимся

                                                                   

                10%                                когда читаем

    20%                                когда слышим

                      50%                              когда видим и слышим                                                

        70%                                говорим вслух

                                90%                              говорим вслух и делаем

                                     

Рабочая память

МОЗГ

Долговременная

Память За определенный промежуток времени человек может запомнить 7 фактов ( или +2 или -2 факта)- мнение ученых-психологов. Важным моментом педагогики сотрудничества является кооперативное обучение.

4

Основные элементы кооперативного обучения

  1. Положительная взаимосвязь:

а) определяется общая цель – научить каждого в отдельности, а также всех вместе.

б) распределить роли в каждой группе, подвести итоги, ободрить,  а также поддержать каждого в  процессе обучения, развивающей идеи.

  1. Парное взаимообучение:

а) учащиеся помогают и поддерживают друг друга в стремлении учиться.

б) учитель организует пары таким образом, чтобы учащиеся сидели рядом и могли обсудить каждый аспект задания.

  1.  Индивидуальная ответственность:

а) учитель постоянно следит за уровнем знаний каждого.

б) учитель может индивидуально проверить каждого ученика или выбрать одного члена группы для тестирования.

  1. Умение сотрудничать друг с другом или с небольшой группой.

Оно включает в себя:

            а) умение лидировать.

б) умение принимать решения.

в)  умение разрешать конфликты.

  1. Групповое обсуждение:

а) каждая группа должна описать действия каждого ученика, которые помогли всем вместе добиться успеха

б) подведение итогов

в) учитель постоянно наблюдает за работой групп и рассказывает группам и всему классу о результатах совместного обучения.

5

Кооперативное обучение – это:

  1. работа каждого в отдельности.
  2. работа всех.
  3. взаимодействие учителя и учащихся.

Составные части кооперативного обучения.

  1. Индивидуальная: Каждый ученик работает один, и учитель даёт оценку его или её работы.

Девиз: «Каждый сам за себя».

  1. Соревновательная.

Девиз: «Моя задача самому плыть, а другого потопить».

  1. Кооперативная: группа учащихся работает вместе, чтобы достичь одной цели. Если цель достигнута, все получают награду.

Девиз: «Мы плывем или утонем вместе».

6

Зачем делят класс на группы

Древнегреческий философ Эпикур сказал: "При дискуссии больше выигрывает побежденный в том отношении, что он умножает свои знания".

Чем работа в группах отличается от традиционного урока?

1) Все активны, работают над заданием.

2) Обсуждают, высказывают свое мнение, слушают друг друга, задают друг другу вопросы ("Почему так думаешь..."), учатся помогать друг другу ("А как ты это понимаешь...")

3) Одаренные дети могут раскрыть свои способности без привлечения внимания целого класса. Подростки боятся оказаться в роли "любимчиков учителя". А здесь, в группе, способные дети оцениваются другими детьми. Дети охотно учатся у своих товарищей.

4) Дети более свободно держатся во время работы в группах. Ученик, которого обычно в классе не замечают, имеет возможность продемонстрировать свои знания, он не боится унижения.

 Как использовать работу в группах:

  1. Учитель должен поставить перед детьми проблему или дилемму.
  2. Учитель должен задать себе вопросы:

«Почему я хочу, чтобы дети этому научились?»

«Как я могу их побудить к мышлению?»

  1. Мы должны помнить, что встречаемся с людьми, у которых разные стили обучения, разные способности и умения.
  2. Поощрять у школьников иметь собственное мнение.
  3. Ученики с помощью упражнений (заданий) формируют и выражают собственное мнение, слушают других, делают выводы, а это-демократический способ мышления.
  4. Учитель не должен настаивать на истинности его мышления.

 Подготовка к работе в группах.

КАК НАЧАТЬ: найти коллегу, который готов работать в группах.

ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА: обязанности членов группы:

а) каждый должен слушать своих товарищей.

б) каждый должен принимать участие в работе.

в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна.

г) каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят.  

7

                              Как разделить школьников на группы:

а) самая лучшая группа из 4-5 человек, а группы из 3-4 человек обычно создают беспокойство.

б) пары хороши для упражнений, требующих достижения взаимопонимания.

в) состав группы должен быть неоднородным (разный уровень развития, пол и т.п.)

г) школьников в группы распределяет учитель. Учащиеся могут выбрать группы на основе своей заинтересованности.

д) если в группе конфликт, надо дать детям самим найти решение.

ПОЛЬЗА:

а) в споре  рождается истина.

б) ученик сам определяет вклад в работу.

в) доброжелательная обстановка уменьшает стрессы у учеников и учителя.

г) ребята верят в свои силы.

д) формируется взаимная вежливость.

Тема занятия: «Права человека»

(повторительно-обобщающий урок)

Групповая работа ( практический тренинг)

Вступительное слово учителя:

"В римской мифологии существовали божества, которые оберегали ребенка в различных жизненных ситуациях, они покровительствовали его развитию, обучению и безопасности. Человек, рождаясь, обладает правами".

Права человека:

            а) это возможность человека что-либо делать, осуществлять, они охраняются государством.

            б) это то, что разрешено законами и соответствует природе человека.

8

Ход занятия (тренинга).

Педагогика сотрудничества (кооперативное обучение)

  1. Этап. Работаем по два человека (в паре).  На листах написать определение правам (дается 5 мин. на работу)
  1. Политическим.
  2. Гражданским (личным).
  3. Экономическим.
  4. Социально-культурным правам.

Политические права обеспечивают гражданину участие в управлении государственными делами.

Гражданские права (личные) - это права свободы личности человека, данные с рождения.

Экономические права – это права хозяйственной инициативы человека.

Социально-культурные права – обеспечивают достойный образ и уровень  жизни защищённость человека.

Примечание: определения могут даваться разные, но необходимо принять компромиссное решение.

  1. Работаем в паре (меняемся парами).

На листах написать по 4 элемента ниже названным правам:

    а) политические права.

    б) гражданские (личные) права.

    в) экономические права.

    г) социально-культурные права.

Цель работы: в сотрудничестве обсудить каждый аспект задания.

Задание учителя: не глядя на текст, воспроизвести то, что вы написали.

  1. Этап. Работаем в группах по 4 человека (для этого надо рассчитаться на 1-й, 2-й)

Общая цель: каждый из участников должен внести свой вклад в работу группы.                                                9

Примечание: как правило, в группе будут активные и пассивные. Каждый вносит свою лепту в работу группы.

Кто вперед выполнит задание? (даётся на работу 7 мин.):

  1. группа пишет политические и социально-культурные права.
  2. гражданские и экономические права.
  3. политические и гражданские права.

Девиз: «моя задача самому плыть, а другого, потопить»

IV . Этап. Остаётся работать в группах (кооперативное обучение)

Итог работы: выделите десять прав человека и обсудить самые главные приоритеты для вас в области прав человека.

Обобщаем по группам (зачитать).

Сравниваем.

У нас:

У американцев:

1. Право на жизнь. (Гражданское)

1. Политические права имеют большое значение.

2. Право на жилище. (Социальное)

2. Они претендуют на справедливый суд, свободу религии.

3.Право на труд. (Экономическое)

3. Право на частную жизнь.

4.Охрана здоровья. (Социальное)

5.Охрана частной собственности. (Гражданское)

6.Право на оплату труда. (Социальное)

7.Избирать и быть избранным. (Политическое)

8. Свобода слова и печати. (Гражданское)

9.Социальное обеспечение. ( Социальное)

10.Право на образование. (Социальное)

10

Вывод: экономические, г, социально-культурное права имеют важное значение для нас россиян, у американцев важное значение имеют политические и гражданские(личные)права.

Вывод: такая форма работы позволит учащимся:

  1. иметь своё личное мнение.
  1.  умение работать в паре, в группе.
  2. сотрудничать со всеми и учителем.

В такой педагогике сотрудничества есть три важных элемента:

индивидуальный, соревновательный, кооперативный.

11

Использованная литература

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г(гл.2)
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Боголюбов Л.Н.,Матвеева А.И Обществознание.,2010г.
  4. Кон И.С. Психология старшеклассника М, 2000г.
  5. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации М,2008г.
  6. Кутафин О.Е, Козлова Е.И. Конституционное право России.М,2008г.
  7. Латышев Ю.И. Размышления об уроке-Ульяновск, 2003г.
  8. Мушинский В.О. Основы правоведения М,2006г.

                                      12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика сотрудничества при обучении математики в школе

Педагогика сотрудничества предусматривает, что каждый учащийся видит в учителе сотрудника, чувствует постоянную поддержку и понимание наряду со строгостью и требовательностью.Свои творческие способнос...

Педагогика сотрудничества – одна из технологий личностно - ориентированного обучения.

Личностно- ориентированная технология  реализуется организацией учебно – воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.       ...

Идеи педагогики сотрудничества в деятельностном подходе при обучении математике в средней школе

В результате разработки и внедрения собственной системы деятельностного подхода в обучении на уроках математики на основе педагогического сотрудничества становится качественной подготовка учащихся, по...

Педагогика сотрудничества и творческого саморазвития в современных технологиях обучения истории и обществознания.

Педагогика сотрудничества и творческого саморазвития в современных технологиях обучения истории и обществознания....

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога.

Педагогическое сотрудничество, ставя своей задачей развитие способностей каждого ученика, создает условия для социального признания личности школьника, а потому педагогическое сотрудничество на уроке ...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

«Школа сотрудничества»: кооперативное обучение в электронной образовательной среде «1 ученик : 1 компьютер».

Проект «Школа сотрудничества» предполагает внедрение модели «1 ученик : 1 компьютер» в кооперативное обучение. С нового учебного года автором проекта (подготовительная работа в...