Выступление на РМО учителей МХК по теме " Сложные темы в изучении курса МХК: Иконография Богородицы (с презентацией)
занимательные факты по мхк (8 класс) по теме

Милицкая Ольга Николаевна

Значение Вселенского собора 692 года в возникновении иконописи. Иконография Богородицы. Типы Богородичных икон с описанием и особенностями восприятия и востребованности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mhkn.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на РМО учителей МХК  по теме «Наиболее трудные темы в изучении МХК в школе».

                                                                            Докладчик Милицкая О.Н.

Интерес к художественному наследию Древней Руси в наши дни велик и оправдан. В иконе воплотились основные духовные ценности и представления христианства. Без иконы невозможно представить ни богослужение в храме, ни домашнюю молитву. Углубляясь в её созерцание, верующий переносится в мир горний, видит глаза собеседника, его молитва превращается в диалог.

История иконописи теснейшим образом связана с историей церкви. Особое значение имел Вселенский собор 692 года, постановивший заменить отвлечённые символы для изображения Христа, существовавшие в первые века христианства, прямым соотнесением с человеческим обликом. А.Мень писал: «Сама реальность Иисуса Христа как Богочеловека оправдывает его изображение. Образ Того, Кто жил на земле, Кого видели и слышали люди, Кто был не только Богом, но и Человеком, несомненно, может быть изображён и средствами искусства. …Благоговейное отношение к иконе есть почитание её первообраза». То же самое относится и к изображениям Богородицы и святых.

Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.

Иконы Богоматери. Самыми любимыми и наиболее распространенными в православном мире были иконы Богоматери. Исключительное почитание Девы Марии объясняется тем, что из всего человеческого рода она первая достигла обожения, полного преображения всего человеческого существа. В сознании русского человека укоренилось представление о Богоматери как заступнице за всё грешное человечество. Согласно преданию, первое изображение Богоматери создал евангелист Лука. Богоматерь не только одобрила икону, но и сообщила ей свою благодать и силу. Предание подчеркивает, как важно было для христиан донести до потомков «портретность», историческую достоверность изображений Девы Марии. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами.

5 марта (7 апреля по новому стилю) - Благовещение, день когда совсем юная Девушка в маленьком Назарете изменила судьбу мира. Она вместила в себя невместимого Бога, Она родила Христа, потому Она - Богородица, милосердная Заступница, Невеста неневестная, Та, которую величают небесные воинства, Та, что избавляет нас от скорби и подает бесчисленные щедроты, Та, что была началом спасения нашего: Пресвятая Богородица стала нашей заступницей, просительницей за нас перед Богом, стала воистину нашей Матушкой, охраняющей и поддерживающей нас от рождения до самой смерти, а Ее благодатная помощь изливается на нас по молитвам у ее чудотворных икон.

Некоторые иконы были написаны еще при жизни Пресвятой Богородицы апостолом Лукой, и в них передавались некоторые подлинные черты внешности Богоматери. Вот что пишет о Ней очевидец: "Я видел собственными очами Богообразную и выше всех духов небесных святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего. Когда Иоанн верховный апостол и высший из пророков, сияющий в земной жизни своей, как солнце на небеси, ввел меня пред лице Богообразной и Пресвятой Девы, то меня озарил не только извне, но и изнутри столь великий и безмерный свет Божественный, и кругом разлились столь дивные ароматы и благоухания, что ни тело мое немощное, ни дух мой, не могли вынести столь чудных знамений и начатков вечного блаженства. Изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от Ее славы и Божественной благодати" - так писал святой Дионисий Ареопагит наставнику своему апостолу Павлу. Тут нет описания внешности, но мы уже чувствуем великую, божественную красоту, облеченную в совершенную форму. А вот историк Никофор Каллист, обобщая все сведения о внешности Пресвятой Богородицы писал так: "Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько выше среднего; цвет лица у Ее был как цвет зерна пшеничного; волосы у Нее были светло-русые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклоненные и умеренно черные; нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные"

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам.

  Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений, списков. Допускались и варианты композиционных решений (изводы).

Типы богородичных икон.

Одигитрия (путеводительница). Изображается сотроком Христом, сидящим на руках; правой рукой он благословляет, а левой держит свиток, реже книгу.

Елеус (умиление). Всё внимание матери и ребёнка сосредоточено друг на друге. Они прильнули друг к другу (лобзание). Разновидность(извод) –Взыграние младенца (Кикская или Кикотисса), когда младенец ручкой касается лица матери.

Оранта(молящаяся) с поднятыми и раскинутыми руками ладонями наружу, в заступнической молитве.В русской традиции(Знамение) с медальоном младенца  или полупрозрачным младенцем на груди- символами будущего рождения Спасителя. Это деисусная икона, то есть без младенца Иисуса.

Никопея (Победоносная)-держащая младенца перед собой. Редкая икона византийского императорского дома.

Агиосоритисса. (Заступница. Боголюбская). Деисусная икона. Богородица молящаяся. Чаще в полный рост в повороте в ¾ с молитвенным жестом рук или со свитком, текстом моления к сыну.

Панахранта (Всецарица, Всевладычица). Богоматерь восседает на троне с младенцем на левой руке в окружении Архангелов.

Млекопитательница. Редкая икона.

Посмотрим на списки и изводы самых часто упоминаемых образов Богородицы. Узнаем истории обретения, чудосотворений и мироточений некоторых её икон.

Благовещение(Оранта)

Блаженное чрево (Елеус) своё название получил по евангельским словам, обращённым к Иисусу Христу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» Икона представляет собой иконографию «Млекопитательница», особенностью является то, что Богородица изображена сидящей на земле на подушке. Богомладенец прильнул к Её груди и правой рукой придерживает её.

Благодатное небо (Одигитрия) Иконография воспроизводит видение Иоанном Богословом Жены, облечённой в солнце. Богоматерь изображена в полный рост, с Младенцем на левой руке. Её фигура окружена солнечной мандорлой, под ногами — серп луны. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами.

Вертоград заключенный (Агиосоритисса) Коронование Девы Марии Царицей Небесной от Самого Бога является одним из эпизодов, входящих в цикл Вознесения Богоматери, и последним эпизодом её жития. Само Вознесение Девы Марии, как правило, подразделяется на четыре стадии:

  1. Успение — Богоматерь на смертном одре, в окружении апостолов-свидетелей.
  2. Погребение (изображается редко).
  3. Собственно Вознесение.
  4. Коронация вознесенной Девы, которая произошла сразу после Вознесения.

Благословенная матерь Божия после своей кончины и Вознесения, разумеется, была достойна принять «царство благолепия и венец доброты от руки Господней» и стать одесную Бога в славе царской, как о том говорили пророки. Именно после коронации Мария может называться Царицей Небесной. Теперь небесах Богоматерь предстоит по правую руку от Бога и Сына Своего, ходатайствуя пред ним за грешников.

Взыграние младенца. Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является касание ручкой Младенца лика Богородицы.

Взыскание погибших (Елеус). «Взыскание погибших» - это икона отцов и матерей, мо лящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от бед страждущих».

Перед образом «Взыскание погибших» молятся обо всех погибающих и заблудших, о путешествующих, о близких, раз лука с которыми неминуема. Не исключено, что именно перед этим образом Лермонтов сложил свою гениальную «Молитву странника».

Владимирская (Елеус) одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной. По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом.

Влахернская икона относится к иконописному типу Одигитрия и выполнена в технике воскомастики, то есть является рельефным изображением.  Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошёл с ней стены Константинополя и, по сообщению Пасхальной хроники, враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу.

Всех скорбящих радость наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени. Не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов». Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной[5]. По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия Папина однажды во время молитвы услышала голос:

— Евфимия, отчего в страдании твоём не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумлённая голосом.
И был ответ:

— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
[8]

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордныке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений.

Всецарица (Пантанасса) Образ почитается верующими, считающими что по молитвам перед ним получают исцеление при раковых заболеваниях.

В 1997 году один из списков иконы «Всецарица» был пожертвован в московский Новоспасский монастырь и почитается как чудотворный и мироточивый.

Вспоможение при родах (Оранта)

Слово плоть бысть   В просьбе родить здоровых детей — перед иконой Божией Матери "Слово плоть бысть" (9/22 марта). 

     Чудотворный образ Богоматери изображает чревоношение Божественного Младенца, поэтому укоренился обычай молиться перед ним за матерей во время их чревоношения и болезней рождения. Известны случаи благодатной силы иконы "Слово плоть бысть" в тяжких муках разрешения от беременности.

В скорбех и печалех утешение (Одигитрия)славится исцелениями немоты, косноязычия, паралича и головных болей.

Державная (Никопея)  Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава. По мнению ряда православных, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель конституционной монархии России послана народу в наказание,[3] но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Достойно есть (Милостивая) (Одигитрия) По преданию 11 июня 980 года молодой монах Карейского монастыря совершал всенощную службу в келье. Услышав стук в дверь, он открыл её и увидел молодого инока, которого приветливо принял, и они стали вместе совершать молитвенные песнопения. Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим…». Незнакомый гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному, и показал как: Инок попросил записать незнакомца эту песнь, однако под рукой не оказалось никакой бумаги и письменных принадлежностей. Гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался архангелом Гавриилом и исчез.

Живоносный источник (Одигитрия). Празднование установлено в память реставрации храма в Константинополе, именуемого «Живоносным Источником», и чудес, здесь совершенных. Храм воздвигнут императором Львом I при источнике, от воды которого силою Пресвятой Богородицы происходили исцеления. Первое чудо, послужившее поводом к созданию храма, было следующее. Когда Лев был еще воеводой и прогуливался в жаркий день в Булуклийской роще, то встретил слепца, изнемогавшего от жажды. Лев, сострадая слепцу, посадил его под дерево, и сам пошел по роще искать воды, но воды нигде не оказалось. Когда он, усталый и огорченный, возвращался к слепцу, то услышал голос: «Лев, не печалься и не трудись много искать воды, вода подле тебя. Войди внутрь рощи, там ты найдешь живую воду. Почерпни и утоли жажду немощного. Помажь ему ею глаза, он прозрит. А кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь. Я помогу тебе соорудить здесь храм во имя Мое, в котором все благочестивые, с верою ко Мне притекающие, будут получать исполнение своих благих желаний и исцеление от недугов». Лев действительно отыскал невдалеке воду и когда напоил слепого и помазал ему глаза, тот мгновенно прозрел. Молва об этом чуде быстро разнеслась повсюду» и верующие поспешили к целебному источнику. Когда Лев сделался императором, то прежде всего позаботился устроить над чудесным источником великолепный храм в честь Богородицы, и источнику было дано название «Живоносный». На иконе Богоматери, именуемой «Живоносным Источником», Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом изображается сидящей в купели. В России чудотворная икона «Живоносный Источник» находилась в Саровской пустыни. Пред этою иконою часто заставлял молиться своих посетителей Саровский старец святой Серафим, и она давала верующим облегчение скорби.

Заступница (Агиосоритисса) при осаде Новгорода Великого князем Андреем Боголюбским архиепископ услышал глас, велевший вынести икону и обнести её вокруг крепостной стены. Город был спасён.

Иверская (Одигитрия) В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен женщиной, проживавшей около города Никея, в море. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители

Избавление от бед страждущих (Одигитрия и Елеус). Усердная молитва перед этой иконой спасла отца семейства от отчаяния и устроила судьбу его детей-сирот.

Казанская (Одигитрия). После пожара в Казани в 1579, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне Онучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа).

Милостивая  (Панахранта)

Млекопитательница

Муромская (Елеус)

Неопалимая Купина (Одигитрия).  Неопалимая Купина в  Пятикнижии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает»  (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.

Скорее всего, реальным прообразом Неопалимой Купины послужило растение ясенец белый, встречающееся на Синайском полуострове, выделяющее летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце.

Икона «Неопалимая Купина» почитается как заступница при пожарах.

Неувядаемый цвет (Панахранта). Перед иконой "Неувядаемый Цвет" молятся прежде всего о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга. Обращаются и с молитвой при горестях в семейной жизни.

Нерушимая стена (Оранта) Нерушимая стена  — особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты; В Софийском соборе Киева под сводом горнего места есть мозаичное изображение Богородицы, получившее наименование «Нерушимая стена». Кстати, храм не подвергался разрушению 800 лет. Ей молятся для защиты от порчи, сглаза.

Неупиваемая чаша (Оранта) Образ известен тем, что, по мнению верующих, молящиеся перед ним могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании. Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери „Неупиваемая Чаша“, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего являения старца на четвереньках отправился в путь.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. После долгих поисков в проходе из соборного храма в ризницу был найден образ на обороте которого обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша». В явившемся крестьянину схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. После совершения молебна бывший пьяница получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю.

Неустанная помощь (Елеус). Этот образ был написан, чтобы пробуждать в нас надежду и оживлять нашу молитву.

Нечаянная радость (Одигитрия) История, записанная святителем, рассказывает, что некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о язвах и ранах Богомладенца и получил ответ, что грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют её скорбеть от их дел. Грешник настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом её сыну. Богоматерь согласилась, но дважды Иисус отвергал её моление о прощении грешника.

Тогда Мать посадила Сына и хотела к Его ногам припасть, но Сын возопил: «Что хочешь сотворить, о Матерь?» — «Буду, — говорит, — лежать у ног Твоих с этим грешником, доколе не простишь ему грехи».
Тогда сказал Сын: «Закон повелевает, чтобы Сын чтил Мать, правда же хочет, чтобы Законодавец Сам был исполнителем закона. Я Сын Твой, Ты же Мать Моя, и Я должен Тебя чтить, слушая Твои моления. Да будет, как хочешь: ныне прощаются грехи ему Тебя ради. В знамение же прощения пусть лобызает язвы Мои».

Покров Богородицы (Оранта). В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту), в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых (Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов).

Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там

Прибавление ума. По преданию икона была написана в XVII веке после видения иконописцем, страдавшим беспамятством и приступами безумия, Божией Матери и по Её указанию, — и автор исцелился. В нижней части иконы часто бывает написан текст: «Изображение Пресвятые Богородицы прибавлением к житию судити живых и мертвых от смертного оубийства защишает, от тлетворных ветров, от озноба, от трясавицы, от находа зверей ядовитых, от врагов и мшиц, и комаров».[1]

В Покровском храме города Тутаева хранится чудотворная икона «Прибавление Ума». К ней обращаются за помощью в учёбе, избавлением от душевных заболеваний, просветлением мыслей и т. п.

Ключ разума Богородица изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части нарисован ключ. Пред иконой совершают молебны перед началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения наук.

 

Призри на смирение (Одигитрия) молятся об исцелении от слепоты, холеры.

Семистрельная (Умягчение злых сердец) (Агиосоритисса). На данной иконе Богоматерь изображается стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополняется изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца. Пред иконой молятся об исцелении от холеры, хромоты и расслабления, об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.

Скоропослушница (Одигитрия) От иконы "Скоропослушница" полилось множество исцелений. Благодатью иконы прозревали слепые, ходили хромые и расслабленные, исцелялись бесноватые. Икона помогала людям спастись из плена, уцелеть при кораблекрушении, остановить пожар. Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» - одна из самых любимых и почитаемых икон в древнем городе Муроме. Привезена в Муром в  прошлом веке в Спасо-Преображенский мужской монастырь со святой горы Афон.

Спорительница хлебов (Оранта). Великие милости дарует Царица Небесная по молитвам перед иконой Своей "Спорительница хлебов", питая нуждающихся, предотвращая засуху и гибель хлебов.

Споручница грешных (Одигитрия) почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Своё название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…» По преданию, он был прославлен рядом чудесных исцелений, в том числе во время эпидемии холеры.

Страстная Почитаемая в православии икона Богородицы, относится к иконописному типу Одигитрия. Своё название икона получила по причине изображения рядом с ликом Богородицы ангелов, держащих в руках орудия Страстей Христовых.

Тихвинская (Одигитрия) Считается, что Тихвинская икона ограждает северные пределы России и исцеляет младенцев.

Тучная гора (Одигитрия) История чудотворной иконы Божией Матери «Тучная Гора» теряется в начале XVII века. Именно тогда тверской мастер Косьма Волчанинов получил эту икону в благодарность за труды от настоятеля какого-то тверского монастыря.
По прошествии многих лет, один из его внуков снес ее, в виду ветхости, на чердак. И тут начались в доме нестроения. Невестка непутевого внука доведенная мужем до отчаяния решила наложить на себя руки. Она уже шла вешаться, как перед ней возник неизвестный монах и сказал: «Что ты задумала, безумная? Вернись, помолись иконе Божией Матери «Тучная Гора» и жизнь твоя будет спокойной». В тот же день икона была найдена, а приходской священник отслужил перед ней всенощную. С тех пор жизнь в доме шла спокойная и благочестивая Для справки отметим, что название «Тучная Гора» связано с пророчеством из книги пророка Даниила. Царю Вавилонии Навуходоносору приснился сон. Он собрал мудрецов и потребовал, чтобы те сами угадали содержание сна и дали его толкование. А приснился царю ставший «притчей во языцех» колосс на глиняных ногах. Голова у него была золотая, тело из серебра, железа и пр. металлов, а ноги глиняные. И была гора, от которой «без рук», т. е. нерукотворно отвалился камень и обрушил колосс
. Церковь видит в горе, которая стала после отпадения камня огромной, тучной, прообраз Богородицы, из которой «без рук» родился Христос.

Умиление Серафимо-Дивеевская  (Агиосоритисса)

Утоли моя печали (Одигитрия) Левую руку Богоматерь приложила к своей голове, несколько склонённой набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к ней в печалях и скорбях. Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от неё расслабленной женщины.

Целительница (Агиосоритисса) Юноша Викентий всегда коленопреклоненно молился Богородице. Вскоре он тяжко заболел и болел долго. В болезни неустанно молился Богородице. Она явилась и он исцелился по вере своей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме: "Мотивация учащихся к изучению курса физики"

Выступление на педагогическом совете по теме: "Мотивация учащихся к изучению курса физики"...

Выступление на МО учителей физической культуры школы по теме: "Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у обучающихся."

          Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровом...

Выступление на ШМО учителей: «Роль и место самостоятельных работ по изучению физики»

laquo;Роль и место самостоятельных работ  по изучению физики»...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."

Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: "Метод проектов как образовательная технология ФГОС: от совокупности умений к формированию жизненных и социальных компетенций"

Особенность ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, то есть ...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые на...

В ы с т у п л е н и е на Районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Сложные вопросы истории. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам.

Представленный историко - культурный стандарт  включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечне...