Тайна фаюмского портрета.
презентация по мхк по теме

Юрченко Татьяна Николаевна

    На вступительных занятиях по русской литературе, а также на уроках МХК в старших классах можно использовать данный материал для обогащения представлений учащихся о происхождении искусства. Взаимообогащение культур разных народов и их взаимопроникновение - интересный вопрос. В презентации прослеживается связь между возникновением древнерусских икон и фаюмским портретом, тайна возникновения которого восходит к древнеримскому портрету.

    Работа выполнена ученицами 11 класса под моим руководством как иллюстративный и познавательный материал к урокам литературы и МХК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayum1.pptx2.89 МБ
Файл fayum2.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Гимназия №1» МО « Ахтубинский район» Тайна фаюмского портрета Ученицы 11 В класса: Грудцына Д., Мастеркова А., учитель: Юрченко Т.Н . 2009-2010 уч.год

Слайд 2

Содержание: Словарь Вступление Актуальность темы Гипотеза Доказательства Вывод Источники

Слайд 3

Словарь: Энкаустика-живопись при помощи восковых красок , нанесённых на поверхность картины горячим инструментом Фаюмские портреты –портреты, созданные в технике энкаустики, погребальные портреты в Римском Египте 1-3 веков н.э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции:этот портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находится в коллекции многих музеев мира,в том числе в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Иконопись – вид станковой религиозной живописи. Главной функцией иконописи является создание моленных образов, воплощающих сверхчувственное представление о Боге.

Слайд 4

Тема , заявленная в нашей работе , мало известна широкой публике , поэтому мы с некоторой опаской подходили к её изучению. Но чем больше мы узнавали о ф аюмском портрете, тем интереснее становилось наше исследование. Искусство Древнего Египта приоткрывало нам свои тайны.

Слайд 5

Актуальность темы: Тема , заявленная нами,интересна,т.к. проникновение в тайны искусства обогащает человека. Гипотеза: Мы полагаем : святые древнерусские иконы имеют более древние корни , их происхождение напрямую связано с фаюмским портретом.

Слайд 6

Доказательства: 1) Совпадает ли технология исполнения древнейших икон с технологией создания фаюмских портретов ? 2) Близка ли техника написания первых икон и фаюмских портретов? 3) Есть ли общее направление в предназначении икон и фаюмских портретов ?

Слайд 7

Египтяне с древних времён покрывали лицо забинтованной мумии маской. Целью древних египтян было создание физического двойника усопшего, которого должны узнать боги. На этой фреске мы видим , как верховное божество Анубис забирает в царство мёртвых душу усопшего.

Слайд 8

После покорения Египта греками, а в дальнейшем римлянами завоеватели решили перенять это искусство. Только вместо масок художники писали портреты усопших.

Слайд 9

Есть один удивительный фаюмский портрет , который нам рассказывает о слиянии двух культур: древнеегипетской и древнегреческой. На фаюмском портрете изображён египетский бог Анубис , забирающий душу греческого юноши.

Слайд 10

Мастера стремились как можно точнее передать портретное сходство, чтобы душа, покинувшая тело, могла, вернувшись обратно, найти того, кому она когда-то принадлежала. Эти портреты прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов , её окружающих, была видна только голова изображённого на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо.

Слайд 11

Портреты по римскому обычаю хранились в рамках в доме заказчика, однако после смерти изображенного на них портрет клали на лицо мумии, фигурно закрепляя бинтами, при этом портреты, «подгоняемые» под нужный размер, нередко грубо обрезались. Вот перед нами портрет юного римлянина в золотом венке. Края портрета обрезаны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фаюмские портреты ,как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку . Первые русские иконы тоже писались на досках. Вот перед нами одна из древних икон « Богородица с младенцем Христом». Она хранится в Киевском музее западного и восточного искусства. Итак, сравним технологию исполнения первых икон с технологией создания фаюмских портретов.

Слайд 2

Самые ранние портреты были выполнены в технике энкаустики в 1-2 веках н.э. Краска, являвшаяся смесью пигмента и пчелиного воска, нагревалась и наносилась на доску. Изображение получалось реалистическим, причем сохранялось веками. Перед нами портрет молодой женщины. Этому изображению 2000 лет, а взгляд красавицы не тускнеет. Восковые краски придают ему теплоту и жизненность.

Слайд 3

Общие черты мы видим и в том, что фаюмский портрет писался восковыми красками (энкаустикой) на золотом фоне, и ранние иконы унаследовали эту технологию от фаюмского портрета. Отсюда яркость красок и невероятная теплота древних византийских икон, которые были привезены в Россию в конце XIX века русским учёным Порфирием Успенским из Константинополя, а выполнены они в VI веке нашей эры. Перед нами одна из первых икон «Св. Иоанн Предтеча», выполненная в технике энкаустики.

Слайд 4

Как материальными средствами передать бесплотное, божественное? Христианские живописцы считали, что лучше всего этому способствовало покрытие фона иконы золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мистическую мерцающую среду, нечто зыбкое, эфемерное, колеблющееся между тем и этим миром. Золотые нимбы над головами святых подчёркивали одухотворённую красоту. Как мы помним, с золотом работали и фаюмские мастера.

Слайд 5

Теперь рассмотрим, близка ли техника написания первых икон и фаюмских портретов. Композиция фаюмских портретов была погрудной, иногда поясной. Первые иконы тоже обычно изображали одного святого (реже двоих). Изображение также было погрудным или поясным. Ранняя византийская икона «Сергий и Вакх» изображает двух святых. Они неподвижно и торжественно держат перед зрителем кресты – символы своей мученической смерти. На шеях железные обручи, которые, по легенде, были надеты на них, когда по приказу императора Максимилиана их водили в женских одеждах на покаяние по Риму. Здесь прослеживаются античные живописные традиции. Сочная светотеневая лепка, богатство цветовых оттенков роднит эту икону и фаюмский портрет.

Слайд 6

Фаюмские мастера пользовались разнообразной цветовой гаммой. Художники, создающие первые иконы, придавали цвету символическое звучание. Красные полосы на плащях символизируют Божественный огонь, цвет крови Христа и мучеников, но это и цвет царственности. Белый цвет означает Бога, так как подобен свету. Белый свет сочетает в себе все цвета радуги, подобно тому, как Бог объемлет весь мир. Как мы видим, цветовая гамма иконы имеет символическое значение, чего не было в фаюмском портрете. « Сергий и Вакх»

Слайд 7

Огромные глаза с выражением отрешённости сообщают аскетизм образам святых. Проникающие в вашу душу глаза поражают и на фаюмских портретах.

Слайд 8

Есть ли общее направление в предназначении первых икон и фаюмских портретов? Фаюмский портрет трагичен ,цель его – удержать в памяти живые черты близкого человека, ушедшего в вечность. Икона же , наоборот ,свидетельствует о жизни , о её победе над смертью. Для фаюмского портрета характерна точность написания , так как он служил чем-то вроде пропуска в царство Анубиса . Икона же пишется с точки зрения вечности. Лицо на иконе - это лик, повёрнутый к Богу . Суть иконы - пасхальная радость , а не трагедия.

Слайд 9

Фаюмский портрет служит мостиком между земным и небесным.Мы видим ,как любовь матери и ребёнка становится предметом вечности. Мать и дитя на иконе –это идеальная любовь и вечная красота , которые идут из вечности к людям.

Слайд 10

Выводы Итак , становится понятным , что самые ранние в истории живописи фаюмские портреты являются предшественниками православных икон . Они появились на свет примерно в те же времена , что и писания Нового Завета , но изображённые на них люди необъяснимым образом воспринимаются нами как наши современники - и в этом их загадка. После принятия христианства искусство фаюмского портрета было утрачено.

Слайд 11

Источники: Художественно-педагогический словарь .Составители : Н.К. Шабанов ,О.П. Шабанова и др. Курский государственный университет. М., Академический Проспект,2005 год. В.Шумнов «Древнерусская иконопись» 2003 год. И.Либеров « Спор идолопоклонников и иконоборцев…», « Независимая газета»от 29.01.2002 Л.Акимова «Портреты из Фаюма». «Наука и жизнь» 2001 год №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Тайна "Тайной вечери"

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец,...

Портрет в живописи. Виды портрета.

Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

«Тайна любви больше, чем тайна смерти».

Интегрированный урок по литературе «Тайна любви больше, чем тайна смерти» (урок по пьесе О. Уайльда «Саломея») был разработан мной для студентов музыкального колледжа, т.к. опера "Саломея" Р. Штрауса...

Фаюмский портрет

КТМУ. Работа ученицы. Преподаватель МХК Данилова Ольга Викторовна....