Элементы театра на занятиях культурологии
статья по мхк на тему

Красюкова Таисия Ивановна

Практика преподавания дисциплины "Культурология" показала, что заинтересовать и увлечь студентов на занятиях можно, обратившись к многовековому искусству театра, а также используя информационные технологии в преподавании предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasyukova_t.i._statya.doc824.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Элементы театра на занятиях культурологии»

XXI век — это эпоха бурного развития как материальной, так и духовной культуры. И в современных условиях занятия по дисциплине «Культурология» должны быть направлены на формирование личностей с отличными знаниями и высокими моральными качествами.

Именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Растет  понимание того, что искусство наиболее эффективно помогает подростку построить общую картину мира, позволяющую принимать решения в любых жизненных ситуациях.

Поскольку на занятиях культурологии на первый план выдвигается  задача  воспитания личности, формирование ценностных отношений средствами искусства, развитие творческих способностей, то урок культурологии  должен иметь свои  методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков.

В связи с этим встаёт вопрос: как организовать занятие, на котором будет «господствовать» искусство, и в то же время студенты будут получать знания, необходимые для осознанного восприятия искусства?

Практика преподавания дисциплины «Культурология» показала, что этого можно достичь, во-первых, обратившись к многовековому опыту искусства театра, а во-вторых, используя широчайшие возможности информационных технологий.

Одна из важнейших особенностей искусства театра состоит в том, что, если пьеса хорошо поставлена, то сопереживание многократно усиливается, потому что одни и те же чувства испытываются одновременно многими.

Выдающийся режиссер XX в. Г. А. Товстоногов в своей книге «О профессии режиссера» так определил воспитательное свое образие театра:

"Театр — школа, в которой не учат в обычном смысле слова... С высокой кафедры — сцены подсказывают зрителям ответы. И чем незаметнее эта подсказка, тем лучше "ученики"- зрители воспринимают урок-спектакль.

Театр — это школа, в которой учатся с удовольствием, не за мечая того, что учатся…

С некоторыми поправками эта истина принадлежит всему искусству".

Эти слова  могут лечь в основу методики проведения уроков по пред мету, цель которого — формирование личности студента средствами различных искусств.

В подготовке  к занятию отбор материала занимает значительное место, так как его композиция, как композиция любого произведения искусства, должна быть ясной и четкой. Возможности информационных технологий позволяют многократно усилить степень эмоционального воздействия материала.  

Компьютерные диски по истории искусства дают возможность прогуляться по Древнему Риму, проникнуть внутрь египетской пирамиды, перенестись в залы Лувра, Русского музея, Эрмитажа.  

Обычно такой урок  состоит из нескольких этапов.

Первый из них — экспозиция, т. е. исходный момент, ситуация, из которой должна вырастать проблема. Оформление доски, стендов, музыкальные эпиграфы, зрительный ряд, который открывает презентацию к уроку, являются составными элементами занятия.

Эмоциональное воздействие музыки усилится многократно, если она предстанет в качественном звучании.

Второй элемент — завязка. В нее могут входить какие-либо события, факты, портрет художника, созданный яркими, красочными мазками. Можно включить в завязку и фрагмент видеофильма. Завязка перерастает в момент постановки проблемы.

Содержание проблемного вопроса может носить нравственный, эстетический характер.

Как действие в театре развивается по восходящей линии, так и на занятии есть свой рубеж — кульминация. Это своеобразная вершина идей. Во время кульминации определяются те нравственные, эстетические выводы, во имя которых и строилось все занятие. Эти выводы студенты  формулируют сами, записывают в тетрадь и в финале урока сверяют с выводами презентации.

Тут может произойти и самое неожиданное: может появиться новый интересный вывод, которого не было в презентации. Такое «маленькое открытие» студентов  можно отнести к достижениям урока.

После кульминации наступает период финала, развязка урока. Здесь можно проверить, насколько глубоко усвоены знания учениками. Этой цели служат тесты, контрольные вопросы и задания, включающие в себя фрагменты музыкальных произведений, репродукции произведений искусства. Именно репродукции обязательный элемент занятия, т.к. иногда невозможно описать картину словами. Студент должен её увидеть своими глазами и во всех деталях, на качественной цветной репродукции.

Присутствие наглядных пособий, слайдов, музыкальных записей и текстов литературных произведений способствует  усвоению программы по предмету. А презентации на таких занятиях присутствуют как эффективное средство обучения и контроля знаний.

В результате такого занятия у студентов пробуждается интерес к учебной деятельности.

Именно по такой схеме построены занятия по темам «Античность как тип культуры», «Культура  античного мира. Этруски и Рим», «Культура  итальянского Возрождения» в группах П-21, ПК-22, Э-21.

Кроме этого на занятиях у студентов имеется возможность проявить свои творческие способности. В частности на занятии по теме «Культура Древней Греции» им предлагается инсценировать отрывок  древнегреческого драматурга Еврипида и французского сценариста XX века  Жана Ануя  из трагедии «Медея».

После инсценировки  необходимо определить: Какой отрывок принадлежит древнему, а какой современному автору и доказать свою точку зрения.  При этом аргументировано пояснить: Какую из предложенных пьес интереснее было бы ставить сегодня и  почему.

      Сегодня все современные методики преподавания обязательно нацелены на повышение эффективности обучения.

Однако об эффективности  обучения конкретного студента следует судить не только по усвоению им определённой суммы знаний и практических навыков, но и по тому, носила ли его  деятельность творческий характер.

Без  личных творческих усилий не может быть подлинной эффективности в усвоении студентами любой учебной темы по дисциплине «Культурология».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание певческой культуры с элементами театра

Методическое сообщение, часть педагогического проекта,  о воспитании, обучении пению в школе и в системе дополнительного образования. Прежде всего певческая культура начинает формироваться...

Элементы комбинаторики.Разработка занятия.Тест. Тематическое планирование.

Курс: "Элементы комбинаторики" рассчитан на 18 часов.Цель курса:1) Подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня математической культуры, развитие алгоритмического     ...

Открытое занятие с элементами психологического театра «Толерантность. Жить в мире в другими.»

На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодейс...

Использование элементов ИКТ на занятиях кружка эколого-биологической направленности

Из опыта работы кружка эколого-биологической направленности "Юный натуралист". Методические подходы к использованию элементов ИКТ на данных занятиях....

"Моя станица" - аппликация с использованием элементов коллажа, итоговое занятие д\о "Кудесники"

Вашему вниманию предлагается итоговое занятие "Моя станица" детского объединения "Кудесники", младший школьный возраст. Основой занятия является выполнение аппликации с элементами коллкжа. Воспитанник...

Методическая разработка"Элементы логопедии на занятиях хорового вокала"

Элементы логопедической гимнастики, их применение на хоровом занятии по вокалу....