Элементы комбинаторики.Разработка занятия.Тест. Тематическое планирование.
элективный курс по алгебре (8 класс) по теме

Дорошенко Татьяна Борисовна

Курс: "Элементы комбинаторики" рассчитан на 18 часов.

Цель курса:

1) Подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня математической культуры, развитие алгоритмического      и научно- теоретического мышления.

2)Последовательное изучение основных понятийкомбинаторики, раскрытие прикладного значения биномиальных коэффициентов, связанных с исследованием специальных чисел.

3) Подготовка к изучению физики, знакомство с основными понятиямитеории вероятностей.

4) Курс позволяет ознакомить учащихся с логическим строением теории по комбинаторике, обеспечивает основу логического мышления школьников.

5) Важность курса заключается в его прикладной направленности, которая обеспечивается целенаправленным обращением к решению различных примеров и задач.

В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с базоыми понятиями комбинаторики (перестановками, размещениями, сочетаниями). Вводятся основные формулы комбинаторики, решаются задачи и примеры с использованием этих формул, рассматривается треугольник Паскаля, бином Ньютона, биномиальные коэффициенты, доказывается свойство биномиальных коэффициентов, формируются практические навыки работы с биномиальными коэффициентами, знакомятся со следствием формулы бинома Ньютона.Всё это способствует развитию мышления, умению пользоваться ранее полученными знаниями, вырабатываются навыки решения комбинаторных задач.Кроме всего перечисленного учащиеся знакомятся с основными формулами для чисел Фибоначи, Моргана, изучают числа Стирлинга 1 и  2 рода, с числами Бернулли и Эйлера, выводят основные соотношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementy_kombinatoriki.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon elementy_kombinatoriki.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы комбинаторики

Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)                                                                                                                Дорошенко Т.Б.

Задача 1: У Незнайки 2 конверта – обычный и авиа и 3 марки – прямоугольная, квадратная треугольная. Сколькими способами он может выбрать марку, чтобы отправить письмо?

Ответ: 6 способов.

Задача 2: У кролика 2 табуретки: красная и зеленая. К нему пришли в гости Винни -Пух и Пятачок. Сколькими способами можно рассадить гостей?

Ответ: 2 способами.

Задача 3: Сколько существует вариантов для того, чтобы разместить на подоконнике цветы – ромашку, фиалку, гвоздику в разной последовательности?

Ответ: 6 вариантов или перестановок.

Задача 4: Учащиеся изучают 3 предмета. В понедельник у них 2 урока и оба разные. Сколькими способами можно составить расписание?

Ответ: соединение из 3 элементов по 2, в независимости от порядка их размещения, т.е. 6 способами.

Задача 5: В городе проводится первенство по футболу между 6 командами. Сколько состоится матчей?

Ответ: соединение из 6 элементов по 2, но каждое соединение должно отличаться хотя бы одним элементом, т.е. состоится 16 матчей.

Задача 6: Сколько различных трехцветных  флагов можно сделать, комбинируя синий, красный и белый цвета?

Ответ: перестановки, 6 способов.

Задача 7: Сколькими различными способами можно избрать из 15 человек делегацию в составе 3 человек?

Ответ: сочетания, 455 способами.

Задача 8: Из ящика, где находится 15 шаров, нумерованных последовательно от 1 до 15 требуется вынуть 3 шара. Определить число возможных комбинаций при этом?

Ответ: размещения, 2830 способами.

Задача 9: Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, если каждая цифра входит в изображение числа только 1 раз?

Ответ: перестановки, 6 способов.

Задача 10: Сколькими способами можно разместить 6 пассажиров в четырехместной каюте?

Ответ: размещения из 6 элементов по 2, 360 способами.

Задача 11: Сколькими способами можно выбрать 2 детали из ящика, содержащего 10 деталей?

Ответ: сочетания из 10 элементов по 2, 45 способами.

Задача 12: Сколько различных соединений можно составить из букв слова «МИССИСИПИ»?

Ответ: перестановки, 2520 соединений.

Задача 13: Сколькими различными способами можно избрать из 15 человек делегацию в составе 3 человек?

Ответ: размещения из 15 по 3, 2730 способами.

Задача 14: Бригадир должен отправить на работу бригаду из 4 человек. Сколько бригад по 4 человека в каждой можно составить из 13 человек?

Ответ: сочетания из 13 по 4, 715 бригад.

Задача 15: При встрече 16 человек обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

Ответ: сочетания из 16 по 2, 120 рукопожатий.

Задача 16: Сколько нужно взять элементов, чтобы число размещений из них по 4 было в 12 раз больше, чем число размещений из них по 2.

Ответ:  не подходит.

Задача 17: Группа учащихся в 30 человек пожелала обменяться своими фотокарточками. Сколько всего фотокарточек потребовалось для этого?

Ответ: сочетание из 30 по 2, 435 фотокарточек.

Задача18: Сколько различных плоскостей можно провести через 10 точек, если никакие три из них не лежат на одной прямой и никакие четыре точки не лежат в одной плоскости?

Ответ: сочетание из 10 по 3; 120 точек

Задача 19: Сколько существует различных семизначных телефонных номеров?

Ответ: 107.

Задача 20: Сколько существует различных семизначных телефонных номеров, если в каждом номере нет повторяющихся цифр?

Ответ: размещение из 10 по 7.

Задача 21: Сколько существует таких перестановок 7 учеников, при которых 3 определенных ученика находятся рядом друг с другом?Ответ: 720.

Задача 22: На книжной полке стоит собрание сочинений в 30 томах. Сколькими различными способами их можно переставить, чтобы: а) тома 1 и 2 стояли рядом; б) тома 3 и 4 рядом не стояли?

Ответ: а)2∙29!; б)28∙29!

Задача 23: Собрание из 40 человек избирает председателя, секретаря и 5 членов комиссии. Сколько различных комиссий может быть составлено?

Ответ: председатель и секретарь образуют выборку без повторений, состоящую из 2 элементов исходного множества, содержащего40 элементов. 5 членов комиссии образуют выборку без повторений некоторого состава из исходного множества, содержащего 38 членов. .

Задача 24: Из 10 роз и 8 георгинов нужно составить букет, содержащий 2 розы и 3 георгина. Сколько можно составить различных букетов?

Ответ: .

Задача 25: В колоде 36 карт из них 4 туза. Сколькими способами можно сдать 6 карт так, чтобы среди них было 2 туза?

Ответ: .

Задача 26: Строительная бригада состоит из 2 маляров, 3 штукатуров и 1 столяра. Сколько различных бригад можно создать из рабочего коллектива, в котором 15 маляров, 10 штукатуров и 5 столяров?

Ответ: .

Задача 27: Сколько окружностей можно провести через 10 точек, из которых никакие 4 не лежат на одной окружности и никакие 3 не лежат на одной прямой, если каждая окружность проходит через 3 точки?

Ответ: 120.

Задача 28: Сколькими способами из колоды в 52 кары можно вынуть 6 карт, содержащих туз и короля одной масти?

Ответ: 

Задача 29: В теннисном турнире участвуют 10 мужчин и 6 женщин. Сколькими способами можно составить 4 смешанные пары?

Ответ: .

Задача 30: Сколько различных наборов по 8 пирожных в каждом можно составить, используя 4сорта пирожных?

Ответ: выбор заданным числом повторений объема 8 набирается из 4 групп однородных элементов, т.е. 165 наборов.

Задача 31: 12 ученикам выданы 2 варианта контрольной работы. Сколькими способами можно посадить учеников в 2 ряда так, чтобы у сидящих рядом не было одинаковых вариантов, а у сидящих друг за другом был один и тот же вариант?

Ответ: число перестановок левых мест ряда следует        умножить на число перестановок правых мест. Учесть возможность смены левых мест на правые, т.е. 2 (6!)2.

Задача  32: Найти разложении биномов: а) (х+а)6;б) (х+2)5.

Решение: воспользоваться формулой бинома Ньютона для n=6:

Воспользоваться формул бинома Ньютона для n=5, получим

Задача 33: Найти: а) четвертый член разложения (а+3)7; б) средний член разложения ()8

Ответ: а) биномиальный коэффициент будет , тогда четвертый член разложения – ; б) всего в этом разложении содержится 9 слагаемых. Значит, средним будет пятое  произведение – 70а2b2.

Задача 34: Найти член разложения (a+b)9, содержащий a3.

Ответ: Это будет 4 элемент разложения бинома Ньютона, он равен 84a3b3.

Задача 35: Найти сумму биномиальных коэффициентов, если степень бинома равна 10.

Ответ: 1024; разложить по формуле бинома выражение (1+1)10.

Задача 36: Найти номер члена разложения (x+x-2)12, не содержащего x.

Ответ: Номер 4.

Задача 37: Найти номер наибольшего члена разложения (0,9+0,1)100.

Ответ: Наибольшим членом разложения является десятый.

Задача 38: Найти член разложения ()8, который содержит x2 .

Ответ: 28x2 a-4.

Задача 39: Найти наибольший член разложения ()20.

Ответ: 314925∙105 .

Задача 40: Найти члены, не содержащие иррациональности в разложении

( )24.

Ответ: .

Литература

  1. Выгодский М.Я., Справочник по элементарной математике; М.: «Наука», 1965г., 424с., с илл.
  2. Цыпкин А.Г., Пинский А.И., Справочное пособие по методам решения задач по математике (для средней школы) М.: «Наука», 1983г.,416с.
  3. Шарыгин И.Ф., Факультативный курс по математике (решение задач); М.: «Просвещение», 1989г.; 252с., с илл.
  4. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л., Внеклассная работа по математике в школе (книга для учителя) М.: «просвещение», 1984г.;286с., с илл.



Предварительный просмотр:

Элементы комбинаторики

Из опыта работы учителя математики СОШ №15 Дорошенко Т. Б.

Оглавление:

Курс: «Элементы комбинаторики»(18часов)        

Тематическое планирование        

Краткое изложение        

Разработка по теме: «Основные формулы комбинаторики»        

Тест по теме: «Основные формулы комбинаторики».        

Курс: «Элементы комбинаторики»(18часов)

Цель:

  1. Подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня математической культуры, развитие алгоритмического и научно теоретического мышления.
  2. Последовательное изучение основных понятий комбинаторики, раскрытие прикладного значения биномиальных коэффициентов, связанных с исследованием специальных чисел.
  3. Подготовка к изучению физики, знакомство с основными понятиями теории вероятностей.
  4.  Курс позволяет ознакомить учащихся с логическим строением теории по комбинаторике, обеспечивает основу логического мышления школьников.
  5. Важность курса заключается в его прикладной направленности, которая обеспечивается целенаправленным обращением к решению различных примеров и задач.

При подготовке сложного теоретического материала курса сочетались такие принципы, как принцип научности и доступности, принцип активности и сознательности, принцип прочности и наглядности. Эти принципы реализовались через такие методы обучения, как объяснительно – иллюстративный, словесный и практический. Для усвоения материала выбраны занятия в форме – лекции, математического практикума; различные формы работы: групповая, самостоятельная, игровая, что заинтересовало ребят. Учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. При получении результата по овладению учениками материалом использован опросо – ответный метод, предлагались тесты и анкеты.

Важным для достижения успеха при проведения занятий является стиль работы, который установится в классе. Желательно чтобы этот стиль можно было охарактеризовать как «доброжелательное обсуждение. Надо убедительно показать, почему ответ не верен, если допущена ошибка. Необходимо учитывать принцип воспитывающего обучения, когда отношения учитель – ученик складываются на уроке как доверительные.

Данный материал может быть использован для факультативов, так как материал предназначен не только для общего развития, но и для подготовки будущих специалистов, для раскрытия сложных научных понятий, идей. На занятиях необходимо привить интерес к математике, сделать его четким и устойчивым, занятия должны быть занимательными.

Тематическое планирование

П/н

Тема занятия

Кол-во часов

Цель занятия

 1.



Введение в комбинаторику. Базовые понятия комбинаторики.

1ч.



Ознакомить с разделом математики – комбинаторикой; базовыми понятиями комбинаторики (перестановками, размещениями, сочетаниями)

 2.


Основные формулы комбинаторики.

        

1ч.


Ввести основные формулы комбинаторики. Решение примеров и задач с использованием этих формул.

 3.

Решение задач.


1ч.

Закрепление изученного, повторение основных понятий и формулы. Отработать навыки решения комбинаторных задач.

 4.

Тестирование.

1ч.

Выявить эффективность усвоения темы.

 5.


Треугольник Паскаля.

Бином Ньютона.


2ч.


Продолжить знакомство с разделом математики – комбинаторикой.

(Треугольник Паскаля. Бином Ньютона.

Биномиальные коэффициенты).

 6.

Свойство биномиальных коэффициентов.


2ч.

Доказательство свойств биномиальных коэффициентов. Сформировать практические навыки работы с биномиальными коэффициентами.

 7.

Следствие формулы бинома

Ньютона.

1ч.

Знакомство со следствием формулы бинома Ньютона. Развитие мышления, умение пользоваться ранее полученными знаниями.

 8.

Решение задач.

2ч.

Выработать навыки решения комбинаторных задач. Закрепить полученные

знания о биномиальных коэффициентах.

 9.

Тестирование.

1ч.

Закрепить пройденный материал. Устранить пробелы в знаниях учащихся.

Выявить эффективность усвоения данной темы.

10.

Числа Фиббоначи, Моргана.

2ч.

Ознакомить с числовой последовательностью Фиббоначи. Вывести основные формулы для чисел Фиббоначи, Моргана.

11.

Числа Стирлинга.

2ч.

Изучение чисел Стирлинга 1 и 2 рода.

12.

Числа Бернулли и Эйлера.

2ч.

Знакомство с числами Бернулли и Эйлера. Вывод основных соотношений.

13.

Повторение.

2ч.

Обобщение и систематизация знаний по всем вопросам курса.

Краткое изложение

При решении многих практических задач приходится выбирать из некоторой совокупности объектов элементы, обладающие тем или иным свойством, располагать эти элементы в определенном порядке. Поскольку в таких задачах речь идет о тех или иных комбинациях объектов, их называют комбинаторными задачами.

Область математики, в которой изучаются комбинаторные задачи, называют комбинаторикой.

Комбинаторика изучает соединения, треугольник Паскаля, число Фиббоначи, Бернулли и Эйлера, а так же имеет широкое применение во многих других науках. Это очень интересный и познавательный раздел математики.

Итак,

  1. Перестановки - это соединения, отличающиеся порядком элементов Pn-число всевозможных перестановок из n элементов. Pn=n!
  2. Размещения - это такие соединения, которые отличаются или количеством элементов, или самими элементами.

 - число размещений, составленных из n элементов по m. 

Amn=n (n-1) (n-2) … (n-m+1)

  1. Сочетания – комбинации, составленные из n различных элементов по m элементов, которые отличаются хотя бы одним элементом.

 – число сочетаний из n элементов по m.

Всякая совокупность предметов называется в математике множеством.

Множества бывают конечные  и бесконечные.

Конечные множества составляют предмет изучения комбинаторики.

  1. Треугольник Паскаля – Это бесконечная числовая таблица «треугольной формы»,  в которой по боковым сторонам стоят единицы и всякое число, кроме этих боковых единиц, получается как сумма двух предшествующих чисел.

1

1 1

1 2 1

1 3 3 1

1 4 6 4 1

1 5 10 10 5 1

1 6 15 20 15 6 1

1 7 21 35 35 21 7 1

1 8 28 56 70 56 28 8 1

  1. Формула бинома Ньютона – для всех действительных чисел a,b и для всех натуральных чисел n имеет следующий вид:

, где  и где коэффициенты называют биномиальными коэффициентами, а так же числом сочетаний и n элементов по k.

Существует связь между числами сочетаний и треугольником Паскаля:

Например:

(a+b)0=1

(a+b)1=a+b

(a+b)2=a2+2ab+b2

(a+b)3=a3+3a2b+3ab2+b3

(a+b)4=a4+4a3b+6a2b2+4ab3+b4

Вывод: строки биноминальных коэффициентов, совпадают с 0 – й, 1 – й, 2 – й, 3 – й, 4 –й и т. д. строками треугольника Паскаля.

  1. Свойства биномиальных коэффициентов.

Биномиальный коэффициент – коэффициент при смежных Z в разложении бинома Ньютона. (a+b)n, где Z=akbn-k.

1 свойство: свойство симметрии:

2 свойство: свойство сложения:

3 свойство: 

4 свойство: 

5 свойство:  – это равенство формулы бинома Ньютона.

6 свойство: 

7 свойство:

8 свойство: 

9 свойство: 

10 свойство:  – теорема сложения.

11 свойство: 

12 свойство: , где (n/2 – целая часть числа n/2)

13 свойство:  

14 свойство: при x>-1/4 справедливо , где (n/2) целая часть числа n/2, при x=-1/4 по правилу Лопиталя

Разработка по теме: «Основные формулы комбинаторики»

Цель: ввести основные формулы комбинаторики. Уметь решать примеры и задачи с использованием этих формул.

Метод проведения занятия: Лекция, с элементами самостоятельной работы учащихся.

План занятия:

  1. Орг. Момент;
  2. Актуализация опорных знаний (повторение);
  3. Объяснение;
  4. Закрепление (решение примеров, использование ранее изученных формул).
  5. Дом. задание.

Ход урока:

  1. Комбинаторика изучает, количества комбинаций, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы, заданного конечного множества. При решении комбинаторных задач часто используют формулы комбинаторики. Рассмотрим наиболее употребительные из них.

Вопрос: Вспомните базовые понятия комбинаторики, с которыми вы познакомились на прошлом занятии.

Ответы: 

  1. Перестановка.
  2. Размещение.
  3. Сочетание.
  1. Перейдем к решению задач:
  1. Сколько трехзначных чисел можно составить из чисел 1, 2, 3, если каждая цифра входит в изображение только один раз? (P3=6)
  2. Сколькими способами можно разместить пассажиров в, четырехместной каюте?
  3. Сколькими способами можно выбрать 2 детали из ящика, содержащего 10 деталей?
  1. Закрепление формул с помощью следующих примеров:

Вычислить:

  1.  
  1. ;
  2. ;
  3. ;
  1.  
  1. ;
  2. ;
  1.  
  1. ;
  2. ;
  1.  
  1. ;
  2. ;
  3. проверить равенство ;
  1. Решение уравнений с использованием формул комбинаторики.

При решении не забывать, что x – положительное число.

Задачи:

  1. Сколько нужно взять элементов, чтобы число размещений из них по четыре было в 12 раз больше, чем, число размещений из них по 2?
  2. Определить , если дано, что ?
  1. Итог урока:

Закрепили изученные формулы комбинаторики.

Дома:

  1. Вычислить:

  1. При встрече 16 человек обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий? [ответ: ]
  2. Группа учащихся в 30 человек пожелала поменяться своими фотокарточками. Сколько всего карточек потребовалось для этого? [ответ: ]
  3. Сколько различных плоскостей можно провести через 10точек. Если никакие три из них не лежат на одной прямой, и никакие четыре не лежат в одной плоскости? [ответ: ]

Вопросы к ребятам:

  1. С каким разделом математики вы познакомились?
  2. Что изучает комбинаторика?
  3. Какие базовые понятия комбинаторики вы узнали?
  4. Понравилось ли вам изучение этой темы?

Тест по теме: «Основные формулы комбинаторики».

Цель: Выявить эффективность усвоения изученной темы.

  1. Комбинаторика изучает количества комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов:
  1. *безразлично какой природы, заданного конечного множества
  2. оговоренной природы бесконечного множества
  1. Перестановки – комбинации, составленные из одних и тех же n различных элементов и отличающиеся,
  1. *только порядком их расположения
  2. хотя бы одним элементом
  1. Размещение – комбинации, составленные из n различных элементов по m элементов, которые отличаются:
  1. и составом элементов, и их порядком
  2. *либо составом, либо их порядком
  1. Сочетание – комбинации, составленные из n различных элементов по m элементов, которые отличаются:
  1. *хотя бы одним элементом
  2. порядком их расположения
  1. Число всех возможных перестановок имеет обозначение и формулу для вычисления:
  1.  
  2. *
  3. *
  1. Число всех возможных размещений вычисляется по формуле:
  1. *
  1. Для того, чтобы найти число сочетаний надо воспользоваться формулой:
  1. *
  1. Число размещений, перестановок и сочетаний связаны равенством:
  1. *
  1. Число размещений из 10 элементов по 3 равно:
  1. 360
  2. *720
  3. 5040
  1. Число сочетаний из 12 элементов по 6 имеет следующее значение:
  1. 720
  2. 1024
  3. *924

«Звездочкой (*) отмечены верные ответы.

                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» с презентацией.

Урок   «ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» разработан для учащихся 9 класса. На этом уроке повторяются основные знания ...

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий....

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

Множество. Элементы множества. Число элементов множества.

Задания для интерактивной доски SmartBoard, которые познакомят учащихся с понятиями "множество", "элемент множества"; научат определять число элементов множества и принадлежность элементов заданному м...