Конспекты уроков МХК. Средневековье
методическая разработка по мхк (9 класс) по теме

В этом разделе материалы по культуре европейского средневековья = понятие Средневековье, эстетика христианской культуры, основные черты романской и готической архитектуры, музыки, литературы ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednevekove.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 10

Культура Византии и Западной Европы в период раннего средневековья.

Цели: изучение культуры Византии, усвоение новых понятий,  установление культурных связей

 Тип урока: изучение нового материала                      

 Оборудование: иллюстрации.

 Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция)

 Ход урока:

1 Организационный момент

2 Анализ искусствоведческого портфолио «Современные представления о Востоке»

3 Объяснение нового материала

      На землях восточно-христианского мира, вошедших в историю как Византия  с 5 в. стали формироваться основы нового художественного стиля, основную роль в котором сыграли традиции эллинизма.

       Мы уже говорили о том, что на территории Римской империи в 1 в. н. э. зарождалось христианство – это религия утешения. Название происходит от имени Иисуса Христа, которого воспринимают по разному: как Бога, как богочеловека, как Сына Божьего.

       На протяжении веков православие как одно из направлений христианства являлось государственной религией Византии. Наличие сильной императорской власти  привело к тому, что церковь воспринималась как  составляющая часть государственной структуры. Взаимодействие церкви и государства закреплено законами Юстиниана 1 в 6 в. и получило название симфония – союз двух равных сил.

       Православное вероучение и культ:

Основные положения из Священного писания, Библии – главной книги христианства.

Символ веры включает в себя основные положения: верую во единого Бога Отца – Вседержителя, Творца неба и земли и во единого Господа Иисуса Христа – Сына Божия нас ради и нашего спасения ради, сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечевшегося распятого же за ны при Понтии Пилате и страдавша и погребена и воскресшего в третий день по писанию и вошедшего на небеса.

И в Духа Святого, во единую святую апостольную церковь, исповедуя воедино крещение и вооставление грехов, чаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

        Главный догмат христианства – троичность Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух – составляют единую Святую Троицу.

Догматы: о человеке и его греховной природе, о Страшном Суде и божьей благодати, искупления, воскресения…

       Отсюда и основные идеи христианского Средневековья:

- краткость земной жизни человека и вечная загробная жизнь;

-  земная жизнь период испытаний физических и моральных сил человека. Отсюда идея подвижничества, аскетизма, жертвенности;

-  возвеличение страдания – земное страдание – путь к вечному (загробному) блаженству

- осуждение мысли, сомнения, знания, гордыни, красоты телесной, наслаждения телесного.

      Эти идеи наложили свою печать на духовную жизнь общества, принявшего христианство. Они отразились в его нравах, обычаях, вкусах, привычках, морали, законах, искусстве, философии.

       Центр культовой деятельности – храм, сориентированный с востока на запад, крестово-купольный тип постройки.

       Самой значительной постройкой того времени явился храм во имя Софии – символа божественной премудрости. Архитекторы Анфилий и Исидор.

Внешний вид храма Св. Софии был весьма внушителен. Храм поражал богатым внутренним убранством. Мраморная облицовка стен оттенялось роскошной мозаикой,

 из – под купола на молящихся взирал Иисус Христос, восседающий на радуге; на парусах помещались колоссальные фигуры херувимов, на откосах купольных окон – изображения святых епископов, мучеников, пророков.

В полуоткрытом  алтаре находился престол из сплава золота и серебра с инкрустацией из самоцветов, а под ним парящий голубь – символ Святого Духа. Символически архитектурный образ храма приближен к образу Вселенной: 1 купол символизировал Иисуса Христа, 3 – Святую Троицу, 5 – Спасителя и 4 евангелистов.

      Широкое распространение в качестве декоративного элемента храма получает икона. Праобразом ее считался Фаюмский портрет, возникший в Египте. Византийские иконы выполнялись в технике энкаустика – роспись красками, замешанными на воске и темпера – на желтках, масляная живопись.

      Икона – символ, изображавший не лицо, а лик, пишется на доске и состоит из нескольких слоев (основа, грунт, красочный слой, защитный слой, оклад).

      Византийская икона предполагала плоскостное и статичное изображение Святого с аскетичным удлиненным овалом лица, миндалевидными большими глазами, маленькими руками и длинными пальцами. Все линии прописывались золотом, фон делался золотым.

     Богоматерь с младенцем, Сергий и Вакх, Богоматерь на троне.

     Иконостас – алтарная преграда: вверху по центру располагался крест, ниже 1 большая икона или ряд небольших – Деисус и праздники:

                         Богородица             Иисус            Иоанн Предтече (заступник)

Иконы праздничного цикла отображают историю воплощения Бога (благовещение, Рождество, Крещение, Распятие…).

       Все византийские изображения строго следовали слову Евангелия, были каноничны.

Мозаика – « мерцающая драгоценная живопись», дающая особые оптические эффекты для создания отвлеченного и возвышенного образа, выполнялась из цветных камней (смальта).Наиболее целостный мозаичный ансамбль сохранился в церкви Св. Виталия в Равенне. В основу декора легла сложная  символическая программа, объединенная идеей жертвенности.

       15 в. – закат византийской культуры – 1453 г. Константинополь захвачен турками.

Византийская культура живет в европейской и русской культурах.

     4 Подведение итогов. Какие особенности византийской культуры вы можете выделить? Какие черты сходства вы находите с русской культурой?

     5 Д/З: Индивидуальные сообщения: «Монастыри как центры культуры и образования».

Библия

   Древнееврейские племена создали Библию – произведение, сыгравшее в истории европейских народов огромную роль. Библия сохранила до наших дней значение религиозно-ритуального документа в иудейской религии (Ветхий Завет) и в христианстве (Ветхий Завет, Новый Завет). В ней собраны памятники культуры древних евреев, отразившие их философскую, научную и художественную мысль. Книги создавались разными авторами в разное время в период примерно с XII по II в. до н.э. Древние евреи рано, сравнительно с другими народами пришли к монотеизму – единобожию. Главная идея Ветхого Завета – идея покорности Всевышнему. Человек ощущает себя очень малым и ничтожным перед великими и таинственными силами природы, с которой отождествляется Бог. Яркие и драматические эпизоды запечатлены на страницах древних библейских текстов. Легенды сохранили много прекрасных элементов героизма, стойкости человека, его самопожертвования за род, племя, народ и своего ближнего. Например, могучий и благородный герой Самсон.

     Своеобразным особняком в Библии стоит «Книга Экклезиаста» - это сочинение древнего мыслителя и философа. Основная мысль его сводилась к следующему: в мире – вечный круговорот. Нет и не может быть ничего нового. Человек не может ничего постичь и изменить.

     Великолепна по своей силе выражения и драматизму «Книга Иова». В ней несколько действующих лиц. Среди них Бог и Сатана, Иов и его друзья. Здесь ведется спор на тему добра и зла, космической справедливости.

     Вечной поэзией любви овеяна прелестная «Книга песни песней» Соломона. Героями поэмы являются мудрый Соломон и прекрасная Суламифь. Открывая поэму, мы попадаем в мир далекой древности. Ближний Восток. Жаркое лето, виноградники, ароматы южных ночей. Он – пастух, которого иногда называют царем, но это от восторга перед ним, она – девушка из селения. Они любят друг друга, ищут тайных встреч, но родители девушки, ее братья – столько препятствий…

Монастыри как центры культуры и образования

Урок 11

Художественная культура европейского средневековья.

Цели: изучение художественной культуры европейского средневековья, выявление связей античного и  средневекового искусства, освоение новых понятий

Оборудование: иллюстрации

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция, беседа), репродуктивный

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Объяснение нового материала

А) Беседа: вспомните время падения Римской империи (476г.) – это время считается начало периода средневековья

                    Вспомните время падения Константинополя (1453г.) и время открытия Колумбом Америки  (1493г.) – это время считается окончанием периода средневековья.

Б) Рассказ-лекция

      Изучением данного периода занимается особая наука – мидиевистика.

      Спецификой средневековья можно считать смену общественного строя (вместо рабовладения приходит феодализм). Феодалы и крепостные создают совершенно новый тип культуры. Огромную роль играют крестовые походы, цель которых – распространение христианства и завоевание земель.

       Западноевропейский тип культуры сложился на основе синтеза античной, христианской и культуры арабского Востока.

       Отличительный черты культуры средневековья:

- символизм и аллегория

- анонимность (творцы не подписывали свои произведения, т.к. это считалось недостойным)

- теоцентризм – в центре идеологии не человек, а Бог; человек объявляется рабом Бога.

Нравственный идеал – Вера, Надежда, Любовь

- традиционализм – обращенность в прошлое. Существовал принцип: «чем древнее, тем подлиннее».

- каноничность – опора на труды «отцов церкви»

- дидактизм – проповедники, учителя богословия должны были донести знания до людей

- дуализм – внешний осязаемый мир противостоял внутреннему

       Самый распространенный вид искусства – архитектура, ее формирование связано с монументальным строительством.

    Первый общеевропейский стиль – романский - отражает суровую, тревожную, но созидательную эпоху. Новый стиль родился в результате самоопределения новой цивилизации после долгих лет хаоса, смешения племен и языков. Романским стиль был назван по тому, что возник на территории бывшей Римской империи. Романская архитектура считалась продолжательницей римских строительных традиций, возрождая облицовку стен тесаным камнем, полуциркульные арки, цилиндрические и крестовые своды. В романской архитектуре применялись типичные римские формы: арки, столбы, колонны. Романская архитектура тяжела и сурова. Характеризуется простотой, монолитностью, ясностью объемов, замкнутостью и отсутствием украшений. «Тяжелым молчанием» назвал ее известный скульптор и знаток камня Огюст Роден.

               Средоточием жизни были замки феодалов – это жилище и одновременно крепость, защищающая от нападения. В основе планировки лежал практический расчет: замок  обычно располагался на вершине холма, окруженного рвом с водой, с подъемным мостом, монолитные каменные стены увенчаны зубцами, башнями, бойницами. Таким образом, архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием  отгородится от внешнего мира.

        Опыт строительства замков впоследствии был перенесен на монастырские комплексы, представляющие собой целые поселки, города-крепости. Центр такого города – храм. Если  замок являлся крепостью рыцаря, то храм – представлялся крепостью Бога.        

      Храм романского стиля (Roma  - Рим) чаще всего развивает старую базиликальную форму, в плане это латинский крест.

      ИЗО преимущественно представлено иконописью.

      Монастыри строились в сельской местности и являлись очагами культуры.

     Символическая природа средневековья отразилась и в музыке. Музыка обогащается нотными записями, которые практически соответствуют современным.

     Особой популярностью пользовалась культовая музыка. «Григорианские хоралы» - одноголосье, неторопливый темп, суровый и отрешенно-возвышенный характер. Появляются гимны. Развивается жанр литургической драмы – театрализованные эпизоды из Священного писания. Из них вырастают мистерии и интермедии. В11 в. формируется жанр мессы, состоящий традиционно из 5 частей: Господи помилуй, Слава, Верую, Свят Благослови, Агнец Божий. Развивается многоголосье.

      Профессиональная светская музыка возникает позднее. Она представлена искусством трубадуров, труверов и миннезингеров. Главный жанр – канцона – песни о любви.

      3 Подведение итогов: каковы отличительные среды эпохи средневековья? Как они отразились в культуре?

      4 Д/З: Нарисовать замок феодала или храм романского стиля.

Урок 12

Расцвет средневековой культуры

Цели: продолжение изучения средневековой культуры, продолжение обучению  сравнительному анализу  произведений искусства

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование: иллюстрации, роман В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Объяснение нового материала

      С конца 11- начала 12 вв. в связи с ростом феодальной культуры начинается возникновение готического периода средневековья. Готическая культура проявила себя прежде всего в архитектуре, которая представляет знаменитые соборы.

      Из села центры культуры переносятся в города. Это время интенсивного роста городов. Главным заказчиком строительства соборов по-прежнему оставалась католическая церковь, провозглашавшая пышность, величие, мощь.

       В начале слово «готика» обозначало все отрицательное – варварство, т.к. готы разрушили Рим. Позднее «готика» означала взлет человеческой культуры.

       Между понятием романский и готический стиль нет четких хронологических рамок: 12 в. – золотой век  романской культуры ознаменовался рождением новых конструктивных и художественных форм, положивших начало готике. Постепенно вырабатывался новый тип зданий: романский горизонтальный храм-базилика стал вертикальным, что стало возможным в результате развития инженерной мысли и строительной техники. Готический стиль создает своеобразную систему форм и новое понимание пространства. Точное определение готики как стрельчатого стиля появилось на его родине во Франции. Конструктивную основу готики составляют каркасная система и ребристый свод, что позволило архитекторам и строителям увеличить высоту зданий и уменьшить массивность сооружений.

       Расширяется городская площадь. Особое место среди построек занимает ратуша (здание городского самоуправления) или собор (крупный христианский храм). Собор «строил» весь город. Высота наружных башен символизировала политическую свободу граждан. Стены храма превратились в сплошные окна, стали более легкими, ажурными, окна стали покрываться цветными эмалями или композициями из цветного стекла. Эти панно стали называться витражами. Роза собора.

      Готика уделяла большое внимание оформлению интерьера. Собор заполнялся выразительной готической скульптурой (Шартский собор и его статуи). Идеал готической скульптуры – евангельские образы (Мария и Христос-странник Реймского собора). Однако и экстерьер был чрезвычайно выразителен. Для человека того времени собор – «Библия» в камне».

       Собор Парижской Богоматери во Франции и роман В.Гюго (сравнительный анализ  образа собора в иллюстрациях и описание в романе): Собор Парижской Богоматери – здание переходного периода от романского к готическому стилю. Он давил на человека и в то же время укрывал его, человек строил его, а, следовательно, воплощал в нем свои стремления. Противопоставление внутренней красоты и внешнего уродства (образ Квазимодо).

        Светская готика представлена в феодальных замках. Общественная жизнь театральна: театральность этикета, рыцарских турниров. Этикетна и условна куртуазная (придворная культура). Рыцарская культура построена на понятиях воинской чести, доблести, морали с одной стороны, с другой – служение Прекрасной даме. Даме сердца, которая обязательно была замужней дамой, женой сюзерена, т.е. была недоступной.

Культ Дамы сердца отразился в поэзии: серенада – ночная песнь, альба -  песнь рассвета.

Идеалы рыцарства воплощены в героическом эпосе: - «Песнь о Роланде» - преданность сюзерену, родине, готовность погибнуть во имя мира на родной земле, осуждение трусости, предательства;

- романе В. Скотта «Айвенго» и др.

       Параллельно с этой рыцарской культурой возникает демократическая. Главным импульсом развития демократической культуры были университеты. По традициям того времени студенты странствовали. Поэзия странствующих получила название вагантной. Основные темы: любовь, вино, молодость.

        На площадях городов размещался народный театр. Стихия народных обрядов – карнавал, история которого восходит к римским сатурналиям «на время карнавала рабы и господа менялись местами, власть отдавалась в руки карнавального царя». Карнавальные маски – носители смехового начала. Театр – замаскированный языческий храм. Отцы церкви начинают разрабатывать аппозицию церковь – театр. Скоморохи и потешники как выразители смеховой народной культуры считались приговоренными к проклятию.

       3 Подведение итогов:

Архитектура средневековья.

Особенности романского стиля

Особенности готического стиля

Внешний вид: толстые стены, небольшое количество узких проемов, обилие гладкой поверхности стен, полуциркульные формы сводов, массивность столбов центрального нефа, горизонталь.

Внутреннее убранство: монументальная живопись и скульптура.

Внешний вид: стрельчатая форма сводов, стремление выделить основной несущий каркас, вертикаль, наличие огромных порталов и окон, витражи, кружево каменной резьбы, декоративность.

Внутреннее убранство: монументальная живопись утрачивает свое назначение, скульптура очень разнообразна.

    4 Д/З: Индивидуальные сообщения: ИЗО средневековья.

               Конкурс рисунков: готический храм.

Урок 13

«Осень средневековья»

Цели: продолжение изучения культуры средневековья, выявление взаимосвязи культуры Средневековья и  Возрождения, освоение новых понятий, развитие культуры речи и творческих способностей.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: иллюстрации

Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция, беседа, словесное рисование), частично-поисковый (анализ произведения), репродуктивный

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Изучение нового материала

А) Беседа: каковы временные рамки средневековья?

                  Какой вид искусства являлся определяющим в эпоху средневековья?

                  Какие стили определили архитектурный облик Европы?

                  Что нового внес готический стиль в архитектурные формы?

Б) Рассказ-лекция.

     Архитектура поздней готики 14-15 вв. характеризуется развитием декоративных форм. Неврюры на сводах переплетаются в сложный узор, резьба на  фасадах и  башнях становится  более мелкой и вычурной, линии оконных каменных переплетов начинают изгибаться наподобие языков пламени, поэтому позднюю готику иногда называют пламенеющей.

      Мон Сен Мишель во Франции.

Большие изменения происходят в архитектуре замка (Лувр, Семюр, Пьерфон).                                                 Готическое искусство Германии не обладает искусством французской готики. Это прежде всего городская (бюргерская) архитектура, сложившаяся под влиянием французской. Наряду с привычной формой базилики встречаются и зальные церкви. Для Германии характерен тип собора, весь фасад которого превращается и гигантскую пирамиду, увенчанную шпилем. Планы соборов упрощаются, присуща устремленность ввысь, розы на соборах заменяются стрельчатыми окнами – «кирпичная готика». В истории Англии готике принадлежит исключительное место. Английская готика складывается под влиянием французской.

        Кентерберийский собор, собор в Солсбери, в Уэльзе.

Готика распространилась во всех западноевропейских странах и получила различные варианты.

В) Доклады учащихся: ИЗО средневековья.

3 Подведение итогов.

Что я знал?

Что хотел узнать?

Что узнал?

 

4 Д/З: Продолжить заполнить таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Образование средневековых городов"

Вариант построения урока с использованием ЭУ   и программы PowerPoint.Урок - заочное путешествие."Похвальное слово средневековому гopoдy"...

конспект урока "Возникновение средневековых городов".

Разарботка урока предназначена для 6-х классов....

Конспект урока в 6 классе Средневековое искусство

Средневековая литература и искусство" знакомит учащихся с культурным наследием Средневековой эпохи... искусства, иллюстрации, что делает изложение более наглядным, урок - занимательным......

Конспект урока "Возникновение средневековых городов".

Цель урока заключается в:создании условий для понимания причин возникновения средневековых городов;представлении о ремесленном производстве;создании условий для обучения приёмам работы с исторической ...

План -конспект урока "Живое Средневековье"

Данный конспект можно будет применить при изучении темы "Живое средневековье" в курсе истории Средних веков...

Конспект урока истории "Средневековый город" (6 класс)

Цели урока: Образовательные: достижение познавательных результатов: осуществление поиска необходимой информации из документальных источников, формирование на основе фактов средневековой исто...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...