Исторические полотна В.Сурикова
методическая разработка по мхк (11 класс) по теме

данилова-зинаида-фёдоровна

На примере полотен Сурикова обучающиеся смогут проследить развитие исторического жанра, особенности его развития . Рассматривая картины, учащиеся смогут глубже понять исторические процессы, оценить события, происходившие в России во 2 половине 19 века, высказать своё отношение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskie_polotna_v.surikova.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Исторические полотна В.Сурикова»

Цель:

 познакомить учащихся со страницами жизни В.Сурикова, вспомнить исторические события, которые легли в основу художественных полотен, поразмышлять над тем, насколько удалось художнику отразить историческую правду в своих творениях, развивать устную монологическую речь, учить «читать» картину.

Оборудование урока:

- фонохрестоматия (муз. М.П.Мусоргского – «Рассвет на Москве-реке»);

- Мультимедиа;

-Репродукции картин.

Ход урока

1.Экспозиция:

Муз. эпиграф –«Рассвет на М-реке»;

  Лит. Эпиграф –«Это художественно  воссозданная   национальная истории     главным героем которой  является народ.»

                                                                          А.Иванов

2.Подготовка проблемы:

(Ряд картин художника показаны на фоне музыки.)

- Картины какого художника вы увидели?

- Определите их жанр (исторические).

- Творчество В.Сурикова стало вершиной в развитии исторического жанра, какова история его развития?

(18 век; нач.19в; 2 полов 19в- д/з)

3.Постановка проблемы

Почему художники, композиторы обращались к историческому прошлому своего народа? Вспомните события, о которых вы узнали из уроков истории. (Обстановка в России в 60-е годы 19 в., через прошлое хотели понять настоящее, увидеть причины поражений народных восстаний, бунтов)

-Какие события легли в основу этих картин?

а) «Утро стрелецкой казни»

-Содержание

-Идея (противостояние народа и власти, непримиримость)

-В чём это выразилось, найдите детали, выразительные средства, подтверждающее это.

-главное средство-контраст

-Какое чувство хотел художник вызвать в нас?

(не жалость, а торжественность последних минут)

б) «Меншиков в Березове»

- Сподвижник Петра, великий государственный деятель, после смерти П-1 был сослан на север, сам срубил себе избу, построил церковь, пережил тяжёлые минуты жизни: лишен богатства, смерть жены, позже схоронил любимую дочь Марию-наречённую государю, а вскоре умер сам.

-Что же хочет показать художник? (трагическую личность)

-Как художник решает задачу ?

-Его упрекали в том, что он отходит от точности в изображении

-Найдите детали, которые помогли художнику показать огромное значение этой личности ,его переживание за судьбу России? (Фигура, его дочери, одежда, лицо Меншикова)

в)  «Боярыня Морозова»

-Какое событие в истории легло в основу (раскол церкви при Алекс. Михайловиче Никон провёл реформу)

-Морозова не отказалась от своих убеждений. Она лишена всего. Зная , что власть жестоко расправляется с противниками реформ, она осталась верна своим убеждениям.

- Посмотрите. Художник располагает действие по дагонали. В центре Морозова отправляется в ссылку, вокруг толпа.

-Почему художник окружает её  различными людьми? (показать разное отношение, унижение-мальчишки улюлюкают)

-юродивый  (что означает его жест);

-девушка ( что означает поклон её головы);

- почему художник тщательно выресовывает детали одежды  

Д/Задание:

- Подумайте и напишите. Каково отношение художника к этому событию, как ему удалось показать красоту души русского человека?

(работа в тетради – мини-сочинение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество выдающегося художника исторического жанра В.И.Сурикова

Материал презентации создан для проведения уроков изобразительного искусства...

Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова.

Цель работы:дать понятие историческому жанру; познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «...

Историческая тема в творчестве В.И.Сурикова

 Данный материал знакомит с творчеством и    биографией В.И. Сурикова, который  можно использовать на внеклассных мероприятиях и на уроках ИЗО....

"Историческая живопись Сурикова". 7 класс

Урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.(РКМЧП) способствует формированию у учащихся технологической, информационной и коммуникативной...

Историческая живопись В.И. Сурикова

Биография великого русского художника В.И. Сурикова и самые известные его работы....

Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова.

Представление об историческом жанре в живописи.Основные сведения об истории создания наиболее известных полотен о творчестве художника, некоторых моментах его жизни....