Культура XIX века. Программа
рабочая программа по мхк (10 класс)

Мелитдинова Лидия Темирхановна

Программа элективного курса предназначена для страшеклассников (10 класс).  Курс литературы 10 класса  может сопровождаться изучением культуры XIX века с целью ознакомления с теми культурными традициями, которые современному школьнику зачастую бывают непонятны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_19_veka.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Культура XIX века».

Программа

элективного курса

для обучающихся 10 класса средней школы

Тип элективного курса: межпредметный.

 (35 часов).

Автор:

Мелитдинова Лидия Анатольевна,

учитель литературы МБОУ «Нелюбинская СОШ» Томского района Томской области, высшая квалификационная категория, 2012 г.

Пояснительная записка.

Курс литературы в IX – XI классах, в основе которого лежит исторический фокус литературы (в ее хронологическом порядке), вводит школьников в непонятный ему сегодня мир культуры XIX - XX веков. Русская культура XIX века очень многогранна, интересна своим разнообразием, развитием научно-технической мысли, воспитанием, культурным наследием и пр.  Художественные тексты, включенные в курс литературы IX - X классов (в отдельных программах в VI – VIII классах), вводят школьников, как читателей, в этот мир непонятный, но привлекательный ему нравственностью и моралью, ощущая недостаток их в современности.

        Ю.М.Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре», которая стала основополагающим источником в разработке данного курса, писал: «Чтобы познать смысл человеческих поступков в литературных произведениях, надо представить их быт, жизнь, мир, чувства, поведенческие нормы, т.е. культуру времени». Поэтому становится закономерным изучение именно культурной ситуации века.

Конечно, отдельные общеобразовательные учреждения могут себе позволить включить в учебный план такой учебный предмет как «Мировая художественная культура». Однако, нисколько не претендуя на отдельный школьный предмет или замену урокам мировой художественной культуры, курс «Культура XIX века» является вводным в русский мир двухсотлетней давности, объясняя систему общения между людьми разных слоев, поведение их в различных ситуациях, символическое значение некоторых бытовых ритуалов и вещей. В программе собрано содержание, вызывающее интерес у обучающихся и касающееся жизни человека XVIII - XIX веков.

Большой объем классической русской литературы XIX века не позволяет в небольшое учебное время познакомить обучающихся со всеми особенностями культуры, поскольку на основе знаний о быте и правилах жизни составлены сюжетные линии художественных текстов, движутся действия героев и преподносятся в деталях текстов. Программа реализует межпредметные связи учебных предметов: «Литература», «История России», «История изобразительного искусства», «История музыки», «История русского театра», реализация программы возможно в профильном обучении (в гуманитарном профиле).

        Так как предмет литературы IX - X классов, для коих и создается данный элективный курс, организован именно на исторической основе русской литературы XIX века, думается логично и целесообразно ознакомить старшеклассников с миром, описываемым в изучаемых ими  художественных произведениях русских классиков XIX века. Таким образом, основной целью данного курса становится знакомство с русской культурой XIX века, основным направлением в обучении становится ориентация на познавательные потребности основных субъектов образования.

        Для осуществления предъявленной цели данный представленный элективный курс призван решить следующие задачи:

  1. Интегрировать знания по теории литературы, накопленные обучающими за предыдущее время изучения литературы в среднем звене;
  2. Систематизировать, развить и расширить исторические и культурологические  знания, полученные во время изучения учебных курсов «Литература» и «История» в среднем звене;
  3. Обучить проективному методу работы и самообразовательной составляющей обучения в старшем звене и создать условия для самореализации обучающихся.

Элективный курс «Культура XIX века» является позиционно-ориентированным предметом, поскольку обучающиеся в процессе обучения учатся принимать многообразие позиций и неоднозначность трактовок идей, обнаруженных и выявленных в процессе поиска информации. В этом случае от педагога предполагается субъективность в организации урока: урочное время каждый раз решается в зависимости от  позиции и мотивов (заинтересованности) обучающихся. При этом учитывается и ориентация на развитие толерантности, способности коммуникации, работы в диалоге, в группе, а также происходит социализация: обучающиеся определяют свое место в обществе.

Элективный курс определяется также смысло-ориентированным. Содержание курса богато и разнообразно, помогает ощутить обучающимся «себя в мире», формирует умение определять свое место в национальном и мировом культурном пространстве, кроме того обеспечивает возможность выбора собственных способов выражения.

Данный элективный курс имеет практическую направленность и предназначается для применения полученных и сформированных знаний о русской культуре обучающимися через развитые умения и навыки работы с текстом. Предназначен курс в первую очередь для заинтересованных в получении дополнительной информации обучающихся, мотивированных на самостоятельное постижение законов жизни, готовых к развитию компетенций, связанных с пониманием культуры не только двухсотлетней давности, но и с представлением о современном мире в процессе сравнения.

В процессе обучения возможно развитие ключевых (надпредметных) компетенций обучающихся. Перед тем, как они будут названы, следует отметить факт различного представления в современной педагогике ряда ключевых компетенций.

Так, например, в методической литературе под ключевыми компетенциями понимаются следующие компетенции:

  1. социальные (в нашем случае эта компетентность проявляется через сферу проявления общественных отношений и определение собственного места в обществе);
  2. информационные (через сферу поиска, отбора и пользования информационным материалом);
  3. учебно-познавательные (через сферу наук и искусства, их понимания);
  4. коммуникативные (через сферу общения с членами группы, с оппонентами).

Обозначенные компетенции понимаются нами как определенная область окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен быть компетентным. Владеть компетенцией значит знать, уметь, иметь навык в определенной области и обладать способами деятельности.

В статье «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования» Горохова И.Ф. определяет компетенции с разных точек зрения. Под компетенцией понимается следующее (цитируется по статье):

1) умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (QCA);

2) круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (перевод с латинского языка);

3) готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (доктор педагогического наук Г.Селевко);

4) отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере (доктор педагогических наук, академик Московской педагогической академии А.В.Хуторской).

С точки зрения автора в отечественном образовании выделяются следующие ключевые компетенции:

  1. ценностно-смысловые (ценностные ориентиры школьника, ориентация в окружающем мире и пр.; от данной компетенции зависит индивидуальная образовательная траектория и жизнедеятельность после самоопределения обучающегося);
  2. общекультурные (познание и опыт деятельности в области культуры, культурологическое и всечеловеческое понимание мира);
  3. учебно-познавательные (совокупность компетенций в сфере деятельности и ее способов организации, здесь же формируется функциональная грамотность: уметь отличать факты от домыслов, владеть измерительными навыками, использование различных методов познания);
  4. информационные (владение информационными технологиями и средствами информации, поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, хранение и передача);
  5. коммуникативные (знание способов взаимодействия, навыки языковой устной и письменной деятельности);
  6. социально-трудовые (выполнение определенной роли, навык самоопределения);
  7. компетенции личностного самосовершенствования (освоение способов саморазвития, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения);

Важными, на наш взгляд, ключевыми компетенциями, развивающимися в процессе обучения на занятиях по данному курсу, являются следующие элементарные компетенции:

  1. коммуникативные – готовность общаться, выстраивать общение в диалоге, в письменной и устной форме, воспринимать устный или письменный текст;
  2. информационные – готовность работать с информацией, обрабатывать, искать и преобразовывать информационный поток в необходимый информационный материал;
  3. кооперативные – готовность сотрудничать с другими людьми, взаимодействовать в процессе деятельности;
  4. проблемные – готовность решать проблему.

Отдельно выделяются ключевые компетенции, имеющие статус составных, т.е. необходимых в деятельностном образовании, на принципах которого возможно построение данного учебного курса:

  1. самообразовательные – готовность к постоянному самообразованию, построение и понимание собственной образовательной траектории;
  2. исследовательские – готовность провести исследование по определенной теме;
  3. методологические – готовность выбрать оптимальные  методы деятельности;
  4. организационные – готовность организовать собственный процесс деятельности и деятельность других;
  5. прогностические – готовность прогнозировать результаты и итог деятельности.

Кроме того, содержательный фактор учебного курса позволяет выделить отдельно комплексные ключевые компетенции:

  1. социальные – умение определить собственное место в социуме, свою социальную роль;
  2. семейные – умение оценить семейные ценности, выстроить собственные семейные идеалы и сравнить их с семейными традициями в культуре;
  3. гражданские – умение определить свою гражданскую позицию и выстроить в соответствии с этим свое отношение к гражданскому обществу;
  4. личностные – умение определить свое личное отношение к действительности, выстроить линию личностного развития.

Конечно, не следует забывать о спецификации учебного курса «Культура XIX века».

  1. способность ориентироваться в культурном пространстве русского искусства (прежде всего изобразительного искусства, музыки, литературы и традиций русского театра);
  2. навык ориентированного чтения;
  3. усвоение способности самостоятельной познавательной деятельности;
  4. формирование собственного отношения к культуре XVIII – XIX веков);
  5. навыки саморегуляции, понимания значимости семейного бытия, собственного здоровья;
  6. формирование собственного отношения к культуре образования, осмысления ценности культуры;
  7. выбор способов культурного и духовного обогащения личности;
  8. понимание культурного многообразия;
  9. формирование (развитие) способности учиться на протяжении всей жизни.

Основным принципом методики, на основе которого строится учебный курс, является изучение быта и жизни человека XIX века посредством поисковой и проектной деятельности.

Отмеченная нами субъективность построения урока находит  выражение в умении выбрать оптимальное решение урока. Так, например, педагог имеет возможность совместного с обучающимися выбора формы и метода урока, содержания и отбора информации, формы контроля и представления результатов образовательной деятельности.

Основной формой учебного занятия является коммуникативно-диалоговый способ моделирования окружающей реальности и проективная деятельность.

Развитие отмеченных выше ключевых компетенций возможно при отборе оптимальных методов формирования компетенций:

  1. информационная компетенция развивается:
  1. в поиске и сборе информации, а также при дальнейшем ее отборе при подготовке к информационным проектам, рефератам, семинарам;
  2. при обработке информации (упорядочивание, план информационного потока, вопросы, составление схем, алгоритмов, дискуссий, интерпретаций, анализ и обобщение);
  3. при передаче информации (выступлении, презентации, учебного пособия – памятки, например, газеты и пр.);
  4. в комплексе (реферат, проект, исследование, выпуск ученического СМИ).
  1. коммуникативные компетенции возможны:
  1. при устной коммуникации (учебный диалог по теме, доклад, игра, опрос, беседа, обсуждение, выступления);
  2. при письменной коммуникации (игра, проекты, исследования, тексты для СМИ, рецензии).
  1. кооперативные компетенции способны развиться посредством:
  1. фронтально-индивидуальной работы (решение проблемного вопроса или выработка проблемного вопроса);
  2. групповой работы (сбор информации через прием «Пазл», лабораторная работа, мини-проект, исследовательская работа, игра);
  3. индивидуальная работа (умение выстроить собственный путь решения учебной проблемы).
  1. проблемные компетенции развиваются через формирование навыков деятельности:
  1. в проектах, игре, дискуссиях, подведении итогов, исправление ошибок (возврат к началу), кейс, учебные задачи, поиск.

Предлагается на первом вводном занятии выбрать форму итогового контроля и текущей деятельности. Возможны следующие варианты контроля, соответствующие компетентностному подходу в обучении:

  1. традиционный: в течение учебных занятий ведутся записи в тетради, контроль осуществляется по вопросам репродуктивного характера (как показывает педагогическая практика, традиционная форма знакома всем субъектам образовательной деятельности, но мало эффективна и неинтересна современному молодому человеку, мобильному, умеющему осуществить поиск информации и настроенному «не скучать» на уроке);
  2. ведение дневника предполагает ежедневные записи интересной информации, за-мечательной с точки зрения каждого отдельного обучающегося, подтверждающейся в прочитанных художественных текстах; в данном случае обучающиеся формируют умение работать с текстом (собственным и чужим), письменно оформляя в нем собственные размышления об услышанном, прочитанном, узнанном;
  3. проект позволяет в деятельностной форме подойти к изучаемому материалу;
  4. порфолио позволяет обучающимся  посредством рефлексии и сбора интересной для каждого конкретного информации. В этом случае в самом начале обучения осуществляется договоренность по наличию конкретных разделов портфолио, тогда записи, необходимые при обучении ведутся не традиционно в тетради, а весь накопленных материал собирается в портфолио на определенных страницах. Страницы могут выглядеть следующим образом:

1) титульный лист – портрет (информация об обучающемся),

2) страница задач (обучающиеся определяют задачи посещения данного курса),

3) коллектор - сборная информация, не принадлежащая обучающемуся  (заинтересовавшая обучающегося в процессе его знакомства с материалом, представленная учителем или собранная и систематизированная самим обучающимся),  

4) материалы собственной работы - достижения (доклады, рефераты, схемы, описание проектов и пр.),

5) материалы рефлексивного характера (на выбор: сочинение, эссе и пр. формы характеристики того, что обучающийся приобрел за время обучения).

Представленная программа элективного курса основывается прежде всего на методах активного обучения:

  1. проективного (создание проектов по совместному решению педагога и обучающихся может стать основной формой контроля, но вместе с тем может стать одним из методов работы, в этом случае возможна организация работы над мини-проектах на отдельных учебных занятиях практической направленности);
  2. исследовательского (содержание курса основывается на материале, познание которого целесообразно проводить в активной форме исследования, в этом случае педагог для обучающихся встает в позицию научного руководителя; исследования возможно организовывать индивидуально и в группе);
  3. театрально-игрового (одним из результатов обучения возможно небольшое театральное представление в рамках проекта или самостоятельно, кроме того, советуем отдельные темы для самостоятельного рассмотрения после необходимой исследовательской работы представить в небольших сценах, например, дуэль, бал, колядование и пр.);
  4. групповое (отдельные виды работы выполняются в группе);
  5. поискового (поиск и выбор информации подразумевает перенос общих признаков на новое с опорой на наглядность).

Результатом образовательной деятельности должно стать освоение приемов деятельности в системе компетенций, форм деятельностного подхода в освоении учебного материала, а также применение приемов и методов деятельности при практическом применении в процессе обучения. Конкретный результат обучающей деятельности должен соответствовать выбранной форме контроля (см. выше). Кроме того, ожидаемым результатом данного курса является научение самостоятельной практической поисковой и проектной работе, знакомство с русскими культурными явлениями XIX века и отдельными культурологическими идеями.

В настоящее время существует большое количество литературы и ссылок в информационном поле Интернет, описывающих жизнь и быт человека в XIX века. Для нас основополагающими структурными элементами является культурологическая литература: Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре», Муравьева О.С. «Как воспитывали русского дворянина», Кондаков И.В. «Культура России», а также ряд сайтов (см. Список литературы).

        Элективный курс рассчитан на 17 часов. Отдельная часть (4 часа) курса позволяет практически ознакомиться с культурными элементами XIX века (просмотр кинофильмов, посещение музеев, в том числе и виртуальных). Завершающим структурным моментом курса является практическая работа – например, создание проектов по отдельным культурным элементам. Кроме того, в процессе обучения подразумевается иные формы, допустим, выступление на школьной публике с докладами и выпуск газет (например, «Декабристы» - к годовщине декабрьского восстания 1825 года, «Вы, чьи широкие шинели…» - к 23 февраля, «Прелестницы земные» - к 8 марта) – см. выше. На данную работу отводится 4 часа, которые используются на подбор, поиск в библиотеке и Интернете материалов, отбор их и практическое применение полученных знаний (например, написание статей, оформление страниц газет).

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

Возможный

вид занятия

1

Вводное занятие.

1

Лекция

I модуль: «Дворянство».

2

Дворянство. Здоровый образ жизни.

3

Беседа, доклад

3

Дворянство. Женское воспитание.

2

Мини-проект

4

Дворянство. Честь и достоинство.

3

Ролевая игра

5

Как воспитывали русского дворянина.

3

Мини-проект

Творческая работа.

5

Презентация

II модуль: «Разночинство».

6

Появление разночинцев, кодекс чинов.

2

Семинар

7

«Маленький» человек в русском обществе.

2

Письмо

8

Культура службы.

3

Мини-проект

Творческая работа.

4

Презентация

III модуль: «Крестьянство».

9

Крестьянские дети. Русские праздники.

4

Мини-проект, театрализация

10

Крестьянство. Творческая работа.

3

Презентация

Итого:

35

Содержание курса.

Вводное занятие (знакомство с курсом) – 1 ч.: понятие культуры, культурное развитие в России в XVIII – XIX веках, дихотомия культурного развития; два направления, двоемыслие, культурные и исторические противоречия; роль государства и личности в жизни русского человека; традиции развития русского искусства; отличия русской культуры от западно-европейского культурного развития (отсутствие средневековых процессов, одновременное сосуществование  культурных традиций Просвещения, перенос европейских традиций в русское устройство общественной, культурной и бытовой жизни); сложные взаимоотношения государства и Церкви (влияние раскола на последующее развитие духовной и светской культур); сосуществование архаичного восприятия жизни и православного вероисповедования.

I модуль: «Дворянство».

(16 часов, из них

2 практической самостоятельной творческой работы)

Предлагаемые для изучения темы:

1) Здоровый образ жизни – 3 ч.: 

обязательные оздоровительные занятия (физкультура), закаливание, фехтование, конные упражнения (езда верхом), обязательный режим дня, прогулки, путешествия, охота; танцы, литературные упражнения, мужское и женское образование; искусство жизни.

         2) Женское воспитание – 2 ч.: 

женский мир семьи, женская половина дома, роль горничной, няня и учитель в жизни русского дворянина; служба женщины – фрейлины; общественная роль женщины и общественная деятельность (благотворительность); роль женщины в государственном управлении (жена губернатора и пр.);   сватовство и замужество, выход в свет – балы, танец – роль в жизни женщины, язык танца.

         3) Честь и достоинство– 3 ч.: 

кодекс дворянина, внутренний спор между родами «благородного рождения» чинами «табелью о рангах», дуэль, законы этикетного обхождения в общении, культура письма; век богатырей (воспитание 1812 годом), декабристы, роль личности в истории, русские «денди», карточная игра

         4) Как и где воспитывали русского дворянина – 3 ч. практической  работы (кружки, образование, лицейское братство).

         5) Творческая работа – 5 ч.

Темы для самостоятельной работы:

  1. Этикет балов.
  2. Придворный этикет.
  3. Этикет дуэли.
  4. Отец и сын.
  5. Мать и дочь.
  6. Семейные ритуалы.
  7. Дело всей жизни.
  8. Альбом.
  9. Москва и Петербург.
  10. Благотворительность в России.
  11. Развитие театра.
  12. Образование в России.
  13. Дворянская усадьба.
  14. Отдых дворянина за границей.
  15. Деревенская и городская жизни русского дворянина.
  16. Взаимоотношения с домашним учителем.
  17. Роль няни в развитии дворянина.
  18. Одежда русского дворянина.
  19. Система отношения с царским двором.

II  модуль: «Разночинство». 

(11 часов, из них

1 практической творческой самостоятельной работы)

Предлагаемые для изучения темы:

1) Появление разночинцев – 2 ч.:

деление на чины, иерархия службы, система обращения, необходимость жалования, «восхождение» по служебной лестнице, кодекс чинов: история появления чинов; служба искусству как появление прогрессивных сообществ литературоведов, художников, театралов и пр.; развитие науки, русские путешественники; на полях сражений – воинский долг (походы в Европу, Отечественная война, Крымская война, военные действия на Кавказе); возникновение интеллигенции.

         2) «Маленький» человек в русском обществе – 2 ч.:

низшие разряды, закономерность появления «маленького» человека, отношение к «маленькому» человеку в обществе, литературные традиции в изображении «маленького» человека; национальное самосознание; деловые люди как мечта «маленького» человека (идея собственности).

         3) Культура службы. – 3 ч. практической работы.

         4) Творческая работа – 4 ч.

Темы для самостоятельной работы:

  1. Кто такие разночинцы?
  2. «Служить бы рад…»
  3. Кодекс дружбы.
  4. «Мелкий» чиновник.
  5. Культура письма.
  6. Школьный учитель.
  7. Домашний учитель
  8. Быт «служивого» человека.
  9. Различия в службах различных ведомств.
  10. Служебная деятельность (например, Пушкина)
  11. Журналистика – служба?
  12. Где можно было заработать деньги?
  13. Культура службы.
  14. История ведомств.
  15. Культура ведомств.
  16. История военной формы.
  17. Русские награды.
  18. Русское предпринимательство.

III  модуль: «Крестьянство». 

(7 часа, из них

1 практической творческой самостоятельной работы)

Предлагаемые для изучения темы:

1) Крестьянские дети, русские праздники – 4 ч.: 

вынужденная необходимость работы, помощь семье, воспитание крестьянских детей, близость к дворянским детям, обучение крепостных для театра, появление модисток и горничных; основные праздники, одинаково отмечаемые всеми слоями общества, наличие праздников, пришедшие в русскую жизнь из языческих времен, совместимость в России языческих и православных праздников; крепостные художники и музыканты, культура восприятия русской природы.

         3) Крестьянство, творческая работа – 3 ч.

Темы для самостоятельной работы:

  1. Масленница.
  2. Рождество.
  3. Святки.
  4. Летние праздники.
  5. Праздники урожая.
  6. Три Спаса.
  7. Театр – дело крестьянина?
  8. Воспитание крепостных.

Система контроля.

После изучения каждого тематического модуля предполагается творческая работа, в качестве которой может быть подготовлен проект по темам для самостоятельного изучения, проведена исследовательская работа по данным направлениям, выпущена тематическая газета. Форма контроля выбирается педагогом совместно с обучающимися (см. пояснительную записку). Итого контрольных творческих работ – 3 часа.

Рекомендуемая литература:

Обязательная:

  1. Кондаков И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории: уч. пос. – М.: КДУ, 2007.
  2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – С-Пб: «Искусство – СПБ», 2005.
  3. Лотман Ю.М. Воспитание души. – С-Пб: «Искусство – СПБ», 2005.
  4. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М.: «Linka – Press», 1995.
  5. Федосюк Ю.А. Энциклопедия русского быта XIX века. – М.: «Флинта», 1998.
  6. Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. – СПб: Лань, 2001.

Дополнительная:

  1. Аксаков С.Т., «Детские годы Багрова – внука».
  2. Гарин – Михайловский Н.Г., «Детство Тёмы».
  3. Гоголь Н.В. «Петербургские повести»,

  «Мертвые души».

  1. Лирика начала XIX века (в т.ч. декабристов).
  2. Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо?»,

   «Русские женщины»,

   «Крестьянские дети».

  1. Одоевский В.Ф., «Отрывки из журнала Маши».
  2. Пушкин А.С., «Повести Белкина»,

      «Дубровский»,

      «Евгений Онегин».

  1. Толстой Л.Н. «Война и мир»,

«Детство. Отрочество. Юность»,

Дневники.

  1. Тургенев И.С., «Бежин луг»,

        др. рассказы из цикла «Записки охотника».

  1. Тынянов Ю.Н., «Кюхля»,

                    «Пушкин»,

                    «Подпоручик Киже».

Полезная информация:

  1. http://www.portal-slovo.ru
  2. http://yanko.lib.ru
  3. http://www.bibliotekar.ru
  4. http://www.gelos.ru
  5. http://webstarco.narod.ru
  6. http://ricolop.org
  7. http://nasledie-rus.ru
  8. http://museum.ru
  9. http://art-portrets.ru
  10. http://4medic.ru
  11. http://rushistory.stsland.ru
  12. http://school-collection.ru
  13. http://ros-kompozitor.ru
  14. http://haliavaplus.narod.ru/3/kult3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная культура XYII века. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».

Тема: Художественная культура XYII века. Реалистическая живопись Голландии.Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына». На этом уроке учащиеся знакомятся с творчеством голландского художн...

Конспекты уроков по МХК. Культура XIX века

Предмет рассотрения - социокультурные доминанты 19 века в Европе, романтизм, реализм в искусстве...

Конспекты уроков МХК. Культура XX века

Материал содержит выкладки по основным этапам эволюции творческой мысли 20 в.- классика, модернизм, постмодернизм. Материал компактен, намечен пунктирной линией, пробный....

Культура железного века. Городище Усть-Полуй. Культура народов Ямала.

Усть-Полуйское святилище – археологический «клондайк», уникальность которого по возрасту и  значимости сопоставима с Троей – находится на северном полярном круге.Это один из самых...

Фрагмент рабочей программы общепрофессиональной дисциплины "Музыка в истории культуры XX века"

Фрагмент рабочей программы учебной дисциплины,  разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по данной специальности. Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисци...

Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ

Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ...