Культура и религия. Религиозное искусство
классный час по мхк (5 класс) по теме

Кузьмина Татьяна Ивановна

 

Занятие на спецкурсе по изучению Основ мировых религиозных культур в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл est_krasota_neskazannaya.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на спецкурсе по изучению Основ мировых религиозных культур в 5 классе

Культура и религия. Религиозное искусство 

Цели: творческое применение знаний; способствовать формированию гражданина, нравственной, культурной личности – носителя высоких эстетических и этических ценностей; формирование коммуникативных навыков (умения слышать, слушать слово), критического мышления.

Ход занятия

-Ребята, вы любите узнавать новое? Похвально. Но мудрость народная гласит: «Постигая новое, не забывай прежнего». Что такое добро и зло? Почему человек поступает так, а не иначе? Ответы на эти вопросы найдём в мире культуры. Значит, надо важное повторить,   усвоить, чтобы двигаться дальше, обогащая свой мир.

-А что значит «усвоить»? (Сделать своим, близким, понятным, потребным).Нынешний урок – новый шаг в понимании основ религиозной культуры . Сегодня мы продолжим знакомство с религиозным искусством.

-Вспомните, что такое культура? (Всё, что создано человеком: материальные, духовные ценности, нормы поведения (мораль и нравственность).

_ Что такое религия? (Стремление человека жить в единстве с Богом.Это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок).

-Как взаимодействуют друг с другом культура и религия?( Именно религия– исток культуры. Они дополняют друг друга; религиозные переживания людей отражаются в культуре, а культура углубляет религиозные представления. Религия присутствует в нашей жизни, и искусство не может не отражать её).

На занятиях мы говорим с вами в основном о культуре ислама и православной культуре.

Говорят: культура живёт, развивается, расцветает, умирает… Как о живом существе. Например, о дереве. Представим, что культура – это дерево.

(урок 16.Древо культуры)

-Что питает корни культуры? (Религия)

-Какие плоды у дерева культуры? (Архитектура, праздники, нравственность, литература, музыка, традиции и обычаи, живопись).

- Что из этих плодов можно отнести к искусству( в широком смысле)?

Мы говорим о религиозном искусстве: христианском, искусстве ислама.

-Что значит «религиозное»? Только для храма, мечети? По заказу церкви? (Это искусство, которое создаётся христианами, мусульманами, вдохновляемое религиозными идеалами: любовью, совестливостью, творческим подвигом.В момент вдохновения художник общается с Богом – и в этом его величие).

Продолжим наш путь к постижению культуры предков, которой мы дышим, в которой растём, учимся любить людей, дружить, вступаться за правду.

- Как думаете, чтобы встретиться с религиозным искусством, куда надо в первую очередь идти?

(В храм, в мечеть).

Слайд 1, 2

Голубая мечеть Турция Стамбул (По голубого цвета внутреннему убранству, витражам, мозаике)

-Что символизирует мечеть? Каковы особенности архитектуры?(Родионов Миша)

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (от араб. масджид- «место, где совершают земные поклоны»). В мечети не должно было быть идолов или изображений живых существ. Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда рядом с ней начали возводить минарет (от араб. манара - «маяк» ) - башню, с которой призывают на молитву. Внутри мечети в одной из стен делают михраб - нишу, обозначающую направление в Мекки. Справа от михраба ставится минбар - кафедра для проповедника. Для пребывания в действующей мечети от молящих требуется ритуальная чистота, они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. Входя внутрь, обязательно снимают обувь. С развитием мусульманской архитектуры были выработаны эстетические понятия-символы джамал - Божественная, совершенная красота, узреваемая в куполе мечети джалал - Божественное величие, узреваемое в минаретах, и сифат - Божественные атрибуты, читаемые в письменах на стенах мечети. Часто в мечетях можно встретить надписи над дверями. Например, (Сооружены по милости Всевышней Истины эти врата ) или (Да будет вечно открыта счастью дверь) . Эти слова как бы предупреждают о входе в иное пространство, лежащее вне пределов здания . Они поясняют входящему, что дверь не просто открыта , а открыта всегда для вступления в пределы счастья, т. е. Во владения Аллаха.

Слайд 3 - 4

Мечеть Кул Шариф в Казани 2005 год Территория Казанского Кремля   Красивейшее произведение искусства

Купол декорирован формами, ассоциирующимися с короной Казанских ханов, увезённой в Москву после падения Казани. Восемь минаретов. Внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехиивитражилепнинамозаика и позолота — всё это добавляет храму величия.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для её посещения экскурсиями.

Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей истории распространения Ислама на территории Среднего Поволжья, комнату для проведения торжественного свадебного обряда - никаха, кабинет имама.

Здание и окружение имеют эффектную ночную архитектурную подсветку.

И мусульмане идут в открытую дверь, во владения Аллаха.

Стихотворение читает Жалилов Ильнар

Когда душа твоя тоскует,

Надежды гаснут, как огни,

Над правдой клевета ликует,

Вокруг тебя одни враги,

Когда в борьбе слабеют крылья,

Беда приходит за бедой

И плачешь ты в тоске бессилья,

Не забывай: Аллах с тобой.

Дорога к Храму. Она у каждого своя.

Храмы, как люди, имеют свою судьбу. У каждого храма свой голос, зовущий и торжественный. Притягивает этот голос, и идёт человек по длинной дороге к храму.

Не вёрстами и не днями измеряется эта дорога – работой. Душевной работой, преодолением в себе зла, желанием подниматься по ступеням лестницы духовного возрастания.

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России.

(слайды 5,6,7)

(Стихотворение читает Фадеева Ангелина)

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с небес опустившийся –

Песней беззвучною – Храм белокаменный…

                                  М. Кравцова

Архитектура храма имеет своё символическое значение.

- Какое?

 Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

- Каковы формы храма?

Иногда храм строится в плане в виде креста в знак того, что Церковь, то есть собрание верующих во Христа, получает спасение благодаря Его искупительной Крестной Жертве. 
Круглая форма храма символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, - символ вечности. 
Продолговатая форма храма в виде корабля означает, что Церковь подобно кораблю спасает нас в житейском море. Мачта в центре корабля -вертикаль, идущая к куполу и кресту над храмом. 

- Что означает луковичная глава купола?

русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом. 
- А почему храмы часто белые, а купола золочёные?

Святость Церкви может образно выражаться белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых. 

- Чем украшен храм?

( Храм заполнен иконами, фресками)

Слайды 8 – 12  Фрески

- что такое икона? («Образ» с изображением святого, Христа, Богородицы)

- В чём основная задача иконы? Каковы особенности иконописи?

(сокровенный мир святого человека- нет тени; свет-через лицо и фигуру святого, а не извне (золотой фон); нимб – знак Божией благодати; нет беспорядка: даже линии складок гармоничны (внутренняя и внешняя гармония; нет заднего плана и горизонта: Христос, Богородица с иконы смотрит на нас; лики и глаза – «радостопечалие»)

- Зачем иконы в православном храме?

(Перед ними молятся тому, кого видят на иконах, первообразу.Икона помогает сосредоточиться.)

- Послушаем канонический церковный текст молитвы «Царю Небесный» в исполнении архиерейского хора Нижегородской епархии. Церковное пение – особое, удивительное искусство.

Трек №1 (0:49)

Стены храма украшены фресками (картинами, созданными по мокрой штукатурке)

Слайды 8 – 12  Фрески

- Всюду ли в православном храме может человек находиться?

Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной

- Почему существует запрет на вход в алтарь?

(Напоминание человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле. Есть в религиозной культуре система запретов, направляющих рост человека, его развитие. И надо учиться останавливать себя, уступать, служить Богу, людям, Родине).

- Всегда ли мы помним об этих запретах? Кто из людей и когда нарушил запрет, проявил впервые в роду людей непослушание? (Адам и Ева).

-Извлекли люди урок ? Послушайте стихотворение  великого художника слова, религиозного писателя, поэта А.С. Пушкина «Анчар» (ядовитоедрево). Подумаем над смыслом вместе.

В пустыне чахлой и скупой, 
На почве, зноем раскаленной, 
Анчар, как грозный часовой, 
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей 
Его в день гнева породила, 
И зелень мертвую ветвей 
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору, 
К полудню растопясьот зною, 
И застывает ввечеру 
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит, 
И тигр нейдет: лишь вихорь черный 
На древо смерти набежит — 
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит, 
Блуждая, лист его дремучий, 
С его ветвей, уж ядовит, 
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек 
Послал к анчару властным взглядом, 
И тот послушно в путь потек 
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу 
Да ветвь с увядшими листами, 
И пот по бледному челу 
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег 
Под сводом шалаша на лыки, 
И умер бедный раб у ног 
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал 
Свои послушливые стрелы 
И с ними гибель разослал 
К соседям в чуждые пределы.

- Что религиозного в этом стихотворении?  ( Похоже на Библейский сюжет о первородном грехе.Нарушен запрет. Природа изолировала зло, оно по воле Бога растёт в пустыне, подальше от людей. Но человек нарушает запрет, отправляя раба за ядом. Зло получило возможность распространения.

И ещё один завет нарушен: люди делятся на владык и рабов, и владыка губит раба, не считаясь с его волей (= послушный раб = послушливые стрелы; разделение людей: соседи- чуждые пределы). Люди все – друг другу братья, ближние.

Зачем ему яд? Сеять зло на кончиках стрелы, начать войну.)

- Что чувствует сам автор? В чём его христианская позиция?( Он жалеет раба, любит людей.Он против насилия, не приемлет зло).

Наконец, храм на Руси, как и мечеть для мусульман, в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг.

- Какая Книга является Священной для для мусульман? (Коран)

(слайд 13,14) Сура 1

Священная Книга православных ? (Библия)

На Руси изначально учили старцы отроков: «Се буквица есть Азъ. Рцы, отрок». И отрок произносил: «Азъ». И запоминал на всю жизнь. И был великий поучительный смысл в самой  церковнославянской азбуке, ибо учила она жить в согласии с миром.

( слайд 15)

Азъ, Буки, Веди – Я знаю буквы

Глаголь, Добро, Есть – Проповедуй добро

Живете, Зело, Земля – живите, словно земля и дерево

Како, Люди, Мыслете, Наш, Он, Покои –

Как, люди, думаете о нашем мире?

Рцы, Слово, Твердо – Слово молви твердо.

Так было на Руси. И люди слышали Слово. И слово несло Свет.

А как искусно, с любовью создавали буквицы. Что ни буквица, то произведение искусства.

(слайд 16,17)

После каникул будем знакомиться с церковнославянским языком – основой нашего языка, хранителем чистоты, святости. Ни одного скверного слова не создано на нём.

Хорошо, что мы открываем мир религиозной культуры, религиозного искусства. Что возьмём для себя, усвоим? Какие уроки вынесем? На эти вопросы каждый ответит себе сам, когда, как обычно, дома с родителями обсудит услышанное, оценит себя.Мир вокруг нас прекрасен. Это мир нерукотворный, созданный Творцом, и мир рукотворный, созданный творческими людьми: художниками, писателями, композиторами, скульпторами, архитекторами.

- Каким же должен быть человек, если он образ и подобие Божье? (Красивым духовно, душевно)Но для этого необходимы духовные усилия.Каждого гражданина, всей страны.

- Кто помнит, что изображено на Гербе России?

(Слайд 18)Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне (Георгий Победоносец), поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.

- Помогает ли религиозное искусство растить душу? (Да. Пока люди идут в храм, мечеть, как прихожане или даже туристы, пока звучит молитва, пока мы читаем, трудимся над собой, будут молчать пушки, меньше будет зла в мире.)

Тренажёр, Контроль  Урок №1 (Труд души)

Доп-но: урок №16. Контроль (Отношение к другим религиям, к людям, к Отечеству) (Электронное приложение к учебнику Кураева «Основы православной культуры»)

МБОУ Вешкаймская СОШ № 2 имени Б.П. Зиновьева

Занятие на спецкурсе по изучению

Основ мировых религиозных культур в 5 классе

Культура и религия. Религиозное искусство

Учитель Т.И. Кузьмина

2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Урок 2 в 5 классе по Основам религиозных культур "Культура и религия"

Дети на уроке знакомятся с понятием "религия" в нашей жизни. Учитель рассказывает о типах религий нашего общества. Основное внимание уделяется религиям России. Для систематизации материала начинаем ве...

Древнерусское искусство и религиозное искусство 19-20 вв.

Сравнительная характеристика древнерусского искусства и религиозного искусства 19-20вв...

Презентация по обществознанию по теме "Религия как элемент духовной культуры. Мировые религии".

Презентация является дополнением к занятию при изучении темы "Религия"...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

лекция "Религия как феномен культуры. Мировые религии"

Религия как феномен культуры. Мировые религии.Религия — тип мировоззрения, опирающийся на веру в сверхъестественное и священное....