Главные вкладки

    Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Громадюк Татьяна Николаевна

     

    Цели и задачи:

    1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православный человек».

    2.      Развивать умения объяснять связи изучаемых объектов, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с текстом.

    3.      Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по курсу Основы религиозной культуры и светской этики по теме:

    Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

    (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура»  для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

    Подготовил: учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 3 города Ершова Саратовской области»

    Громадюк Татьяна Николаевна

    Ершов, 2012

    Урок 2.

    Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

    Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православный человек».

    Развивать умения объяснять связи изучаемых объектов, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с текстом.

    Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего.

    Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

    Основные термины и понятия : Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

    Техническое оборудование: мультимедийная установка для представления презентаций.

    Раздаточный материал: репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А. Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви», текст притчи.

    Тип урока: урок по выработке и закреплению умений и навыков с применением ЦОР.

    Ход урока:

    Организация деятельности учащихся.

    Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:

    О чем беседовал с родными и друзьями?

    Что нового узнал для себя?

    Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?

    Формирование и закрепление умений детей работать с текстом, анализировать, делать выводы, высказывать собственные суждения, участвовать в диалоге через знакомство с новым  материалом.

    Творческие задания на закрепление

    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

    Задание на дом: Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.

    Просмотр презентации на тему «Культура».

    Вопросы к презентации:

    - Как называется страна, в которой мы живем?

    - Почему место, где мы живем, называется Родина?

    - Что сначала означало слово «культура»?

    - Человек своим трудом создает культуру: мосты, здания – эта культура называется материальной. А что относится к духовной культуре?

             2.    Давайте прочитаем маленькую притчу, которая позволит нам понять, что такое «духовность».

            3.        Давайте в тетради попробуем составить логический ряд: (дух-душа-душевность-духовность)

            4.        Как вы думаете, что влияет на развитие нашей души? (Воспитание, образование, семья, культура). Если дети сами не ответят, то учитель может дополнить – религия.

            5.       Просмотр презентации на тему: «Религия».

    Вопросы к презентации:

    - Что такое религия?

    - Кем считают себя люди нашей страны? К какой религии они себя относят?

    - Какие мировые религии вы еще знаете?

    - Можно ли считать религию частью культуры?

    - Почему вы так думаете?

            6.    Давайте поработаем со словарем и выясним, как словарь толкует нам понятия:                 христианство, православие, культура, религия.

            7.      Давайте проведем маленький конкурс «Самый быстрый». В тетради нужно записать по одному предложению со словами: христианство, православие, культура, религия. Тот, кто выполнит это задание быстрее других победит. 3 победителя будут членами жюри в следующем конкурсе.

          8.     Три победителя внимательно слушают ответы детей и их комментарии, а затем объявляют «Мастеров пера».

          9.   Чтение по цепочке. Фрагмент текста параграфа:

    Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

    В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

    В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

    Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

    По отчеству зовут даже крестьян.

    Черный хлеб любят больше белого.

    Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

    И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

    Вопросы:

    - Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

    - Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

    Работа на закрепление полученных представлений.

    Презентация № 3.

    Вопросы в слайдах презентации.

    Слайд 1.

    - Попробуйте отобрать полезное для культуры нашей Родины. При работе с данным слайдом понятия зла будут выброшены в мусор по щелчку.

    (Аккуратность, любовь к Родине, драка, уважение к родителям, предательство, вежливость, дружба, пьянство, милосердие, бескорыстие, православие, грубость, жадность, преступность)

    Вы выбрали добро и выбросили зло.

    Слайд 2

    - Кто дает нам представления о добре и зле?

    - Почему нужно беречь традиции? Как можно беречь традиции?

    - В теме нашего урока понятия религия и культура находятся по - соседству, как вы думаете – это правильно?

    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

    Что ты расскажешь членам своей семьи об особенностях восточного христианства?

    Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятий культура и религия?

         11. Задание на дом: Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

    Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

    Авторская разработка "Рабочая тетрадь по основам православной культуры к учебнику А.В. Кураева. 4 класс". Победитель муниципального конкурса "Сельский учитель" 2013 год

    Рабочая тетрадь разработана по учебнику А.В. Кураева и адресована учащимся 4-х классов, учителям, изучающим курс «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы православной куль...

    Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

    конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ (модуль православная культура) 4 класс

    Третий год преподаю в 4 классе ОРКСЭ (модуль православная культура). Предмет для учащихся начальной школы новый, сложный, поэтому стараюсь учебный материал представить интересным, доступным. Использую...

    Урок ОРКСЭ, Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.

    Разработка посвящена формированию первичных представлений об иудаизме как национальной религии, месту иудаизма в системе мировых религий....

    Урок по теме «Модуль числа» (математика 6 класс, учебник Н.Я.Виленкина)

    Тип урока: Урок «открытия нового знания».Тема урока: Модуль числа.Цели урока:Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов де...

    Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

    Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...