Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
методическая разработка (5 класс) по теме

Громадюк Татьяна Николаевна

 

Цели и задачи:

1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православный человек».

2.      Развивать умения объяснять связи изучаемых объектов, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с текстом.

3.      Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по курсу Основы религиозной культуры и светской этики по теме:

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

(урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура»  для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Подготовил: учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 3 города Ершова Саратовской области»

Громадюк Татьяна Николаевна

Ершов, 2012

Урок 2.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православный человек».

Развивать умения объяснять связи изучаемых объектов, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с текстом.

Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия : Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

Техническое оборудование: мультимедийная установка для представления презентаций.

Раздаточный материал: репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А. Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви», текст притчи.

Тип урока: урок по выработке и закреплению умений и навыков с применением ЦОР.

Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:

О чем беседовал с родными и друзьями?

Что нового узнал для себя?

Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?

Формирование и закрепление умений детей работать с текстом, анализировать, делать выводы, высказывать собственные суждения, участвовать в диалоге через знакомство с новым  материалом.

Творческие задания на закрепление

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

Задание на дом: Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.

Просмотр презентации на тему «Культура».

Вопросы к презентации:

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Почему место, где мы живем, называется Родина?

- Что сначала означало слово «культура»?

- Человек своим трудом создает культуру: мосты, здания – эта культура называется материальной. А что относится к духовной культуре?

         2.    Давайте прочитаем маленькую притчу, которая позволит нам понять, что такое «духовность».

        3.        Давайте в тетради попробуем составить логический ряд: (дух-душа-душевность-духовность)

        4.        Как вы думаете, что влияет на развитие нашей души? (Воспитание, образование, семья, культура). Если дети сами не ответят, то учитель может дополнить – религия.

        5.       Просмотр презентации на тему: «Религия».

Вопросы к презентации:

- Что такое религия?

- Кем считают себя люди нашей страны? К какой религии они себя относят?

- Какие мировые религии вы еще знаете?

- Можно ли считать религию частью культуры?

- Почему вы так думаете?

        6.    Давайте поработаем со словарем и выясним, как словарь толкует нам понятия:                 христианство, православие, культура, религия.

        7.      Давайте проведем маленький конкурс «Самый быстрый». В тетради нужно записать по одному предложению со словами: христианство, православие, культура, религия. Тот, кто выполнит это задание быстрее других победит. 3 победителя будут членами жюри в следующем конкурсе.

      8.     Три победителя внимательно слушают ответы детей и их комментарии, а затем объявляют «Мастеров пера».

      9.   Чтение по цепочке. Фрагмент текста параграфа:

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

Вопросы:

- Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

- Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

Работа на закрепление полученных представлений.

Презентация № 3.

Вопросы в слайдах презентации.

Слайд 1.

- Попробуйте отобрать полезное для культуры нашей Родины. При работе с данным слайдом понятия зла будут выброшены в мусор по щелчку.

(Аккуратность, любовь к Родине, драка, уважение к родителям, предательство, вежливость, дружба, пьянство, милосердие, бескорыстие, православие, грубость, жадность, преступность)

Вы выбрали добро и выбросили зло.

Слайд 2

- Кто дает нам представления о добре и зле?

- Почему нужно беречь традиции? Как можно беречь традиции?

- В теме нашего урока понятия религия и культура находятся по - соседству, как вы думаете – это правильно?

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что ты расскажешь членам своей семьи об особенностях восточного христианства?

Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятий культура и религия?

     11. Задание на дом: Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Авторская разработка "Рабочая тетрадь по основам православной культуры к учебнику А.В. Кураева. 4 класс". Победитель муниципального конкурса "Сельский учитель" 2013 год

Рабочая тетрадь разработана по учебнику А.В. Кураева и адресована учащимся 4-х классов, учителям, изучающим курс «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы православной куль...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ (модуль православная культура) 4 класс

Третий год преподаю в 4 классе ОРКСЭ (модуль православная культура). Предмет для учащихся начальной школы новый, сложный, поэтому стараюсь учебный материал представить интересным, доступным. Использую...

Урок ОРКСЭ, Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.

Разработка посвящена формированию первичных представлений об иудаизме как национальной религии, месту иудаизма в системе мировых религий....

Урок по теме «Модуль числа» (математика 6 класс, учебник Н.Я.Виленкина)

Тип урока: Урок «открытия нового знания».Тема урока: Модуль числа.Цели урока:Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов де...

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...