Урок ОРКСЭ, Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
методическая разработка по мхк на тему

Добоний Светлана Семёновна

Разработка посвящена формированию первичных представлений об иудаизме как национальной религии, месту иудаизма в системе мировых религий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Выкатной»

Урок ОРКСЭ

Модуль «Основы иудейской  культуры»,

урок 2

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.

                                                 Подготовила

                                                                              Добоний Светлана Семёновна,

                                               учитель МХК

                                                              2015 г.

Класс: 4

№ урока: 2

Тема:  Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия

(Модуль «Основы иудейской культуры»)

Цель урока: формирование первичных представлений об иудаизме как национальной религии,  о месте иудаизма в системе мировых религий.

Задачи: познакомить учащихся с ключевыми понятиями курса «культура», «религия»;

начать знакомство учащихся с представлением о Боге и иудаизме и традициях почитания Бога;

формировать уважение (толерантное отношение) к иудаизму, древнейшей религии мира.

Виды деятельности: беседа,  самостоятельная работа обучающихся, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной дискуссии.

Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, религия, религиозная культура, иудаизм, Тора.

Средства наглядности: фотографии религиозных предметов, презентация

      Ожидаемые результаты: учащиеся познакомятся с основными понятиями курса, получат первичные представления об иудаизме как национальной монотеистической религии, о Боге и традициях почитания Бога в иудаизме.                                                              

                                                      Ход урока

  1. Вводный (организационно-мотивационный) этап.

Добрый день, ребята. Вспомните, какой предмет мы с вами будем изучать.  Почему вы и ваша семья выбрали модуль «Основы иудейской культуры»? Что бы вы хотели узнать на уроках? Наш сегодняшний урок называется   «Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия». Понятно ли вам название урока? Какие слова вам знакомы, а какие нет. Какие слова вы можете объяснить?

Давайте запишем тему урока в тетрадь! (Запись темы в тетрадь).

Сегодня вы узнаете – рубрика в учебнике «Вы узнаете», как иудейская традиция представляет Бога, почему иудаизм религия евреев.

  1. Основной информационно-аналитический этап

       
«Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно,  уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля.»
                                                                         А. Сент- Экзюпери

Работа с опорными понятиями

Кто такой бог? Это человек?  На земле много разных народов, а значит у разных народов бог разный, это: Иисус Христос, Аллах, Будда. У разных народов своё представление о боге, то есть своя религия, своя вера. Беседа о боге (неподвластен законам природы, вне пространства и времени,  не был рождён, бессмертен)

 Притча о Боге

Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.
Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».
Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг.
Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

Вывод – Бог в сердце каждого человека.

  Сегодня мы с вами рассмотри Иудаизм.

Комментированное чтение текста из учебника, стр 6-8. Выделение главной мысли.

Иудаизм – древнейшая в мире монотеистическая религия (моно – один, теос – бог), возникла во 2 тысячелетии до н.э. Иудеи первыми провозгласили бога Творцом Вселенной. У православных священная книга – Библия, а у иудеев – Тора.

Заповеди иудаизма: не произносить имя Бога без необходимости, в повседневной жизни его называют Ашем, что в переводе значит (имя). В Торе его называют Царь, Судья, Eчитель, Пастырь, Спаситель. Работа над этими понятиями.

В Иудаизме считается, что Бог по отношению к человеку справедлив, он вознаграждает за хорошие поступки и карает за прегрешения, но если человек раскаялся, Бог его прощает. Человек же должен любить Бога и бояться.

 В самом названии этой религии заключена национальность людей, которые её исповедуют. В переводе –это еврейская религия. Раньше слово Еврей и Иудей имело одно значение, потому, что все евреи были Иудеями. Теперь евреи могут быть не только иудеями,  но любой не еврей, принимая иудаизм, становится евреем.

 В основе этой религии учение об избранности евреев как святого народа, это образец всему человечеству, бог покровительствует еврейскому народу, если они соблюдают все заповеди, изложенные в Торе.

Что же помогло евреям сохраниться как народу?

Рассказ учителя о том, что такое культура и религия. Заполнение таблицы.

Ассоциации со словом «религия».

Религия –набожность, святыня, мировоззрение и ощущение, культ, основанный на вере в существование бога. Исторические формы развития религии: племенные, национально – государственные, (этнические), мировые.

Культура – возделывание, воспитание. Культура характеризует мир человека и включает  в себя нормы и ценности, верования и обряды, обычаи и установления, язык и искусство.

Религиозные тексты

Религиозные обряды

Религиозное искусство

Религиозная практика

Священные книги

Таинства

Архитектура

Богослужения

Молитвы

Ритуалы

Музыка

Обряды

Законы

Правила поведения

Живопись

Ритуалы

Запреты

Декоративно-прикладное искусство

Религиозные праздники

Религия. Иудеи еженедельно читают по главе из Торы, тем самым вспоминая и обсуждая  историю народа.

Закрепление. Подписи к иллюстрациям:  при показе слайдов презентации, нужно дать названия изображённых предметов или действий (Тора, Молитва).

Индивидуальная работа: составление предложений со словами «иудаизм», «культура», «религия».

  1. Заключительный оценочно-рефлексивный этап.

Что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего? В чём состоит ценность культуры? Почему её надо беречь?

Я запомнил из урока…

Домашнее задание: расскажи родителям, что ты узнал на уроке;

Подбери и запиши несколько пословиц о религии, о боге.