Конспект урока по МХК. Первые художники Земли
план-конспект урока (мировая художественная культура, 10 класс) по теме

Лугина Анастасия Анатольевна

Краткий конспект урока по МХК 10 класс. Первые художники Земли с применением интерактивных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mhk_pervye_hud_zemli.docx56.54 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта по МХК 10 класс.

Тема: Первые художники Земли.

Цель урока:  формирование представлений о первобытной культуре,  особенностях первобытного искусства, развитие навыков анализа представленных произведений, развитие навыка творческой работы в группе.

Задачи урока:

-научить различать изученные произведения,

- расширить представления учащихся о роли первобытного искусства в жизни древнего человека,
- сформировать навыки анализа и сравнения произведений,
- стимулировать учащихся на взаимодействие во время творческой работы.

- стимулировать использовать приобретенные знания для формирования своего досуга.

Используемое оборудование и материалы. 

Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедиапрезентация.

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник МХК Даниловой Г.И. 10 класс 

Форма урока: комбинированный медиаурок с применением интерактивных технологий.

Ход урока.
I
. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Вопрос:
 Знакомо ли древнему человеку чувство красоты?

Ответы обучающихся. (Мозговой штурм).

Вопрос: Могло ли у древнего человека сформироваться желание ценить красоту и создавать ее в условиях жестокой борьбы за существование?

Ответы обучающихся.(Мозговой штурм).

Учитель - краткий подитог:

Причины возникновения художественного творчества:

-познавательные потребности человека,

-заложенное чувство прекрасного в человеке.

III. Изучение нового материала.
Знакомство с новым материалом.

Краткое знакомство с эпохами древней культуры.

Вопрос: Какие науки изучают историю культуры?
Ответы обучающихся.(Мозговой штурм).

Учитель - краткий подитог:

Пути изучения первобытной культуры.

- Историко – археологический.
Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.
- Этнографически-сопоставительный.
Наблюдения за бытом и культурой народов, накопленных путешественниками, этнографами, христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, перенесение этих наблюдений на далеких предков современного человека.
Комбинированная работа: лекция и презентация.

Знакомство с пещерой Альтамира. (Испания).

Знакомство с пещерой Ласко. (Франция).

Капова пещера. (Южный Урал Россия).

Петроглифы (Карелия, Беломорск, Россия).

Работа по группам. Формирование 3-х групп.

Задание для 1 группы:

На основе анализа представленных произведений, выяснить характерные особенности первобытных рисунков.

Моменты для выяснения:

-не соблюдены законы перспективы,

-произвольное накладывание фигур одна на другую,

-передача глубины пространства,

-виден объём животных,

-распределение тёмных и светлых тонов,

-довольно широкая палитра красок,

-почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений,

-редки изображения человека.

Задание для 2 группы:

На основе анализа представленных произведений, выяснить, почему некоторые изображения цветные, откуда у древнего человека краски. Что могло послужить основой для древних красок.

Могла ли быть у древних людей зеленая краска?

Моменты для выяснения:

 Древесный уголь – костер.

Окись марганца – со стен пещер.

Зеленая краска – сок растений. Не сохранилась – не стойкая.

Задание для 3 группы.

На основе анализа представленных произведений, выяснить основные отличия изображений в пещерах от изображений Карельских петроглифов.

Моменты для выяснения:

Появление морской тематики на рисунках (море, рыба, гарпуны, сцены морской охоты).

Преобладают птицы (преимущественно лебеди).

Много знаков, не похожих на известные предметы.

IV.Выступления поисковых групп.

Оценивание работы 1 группы:

Оценивают 2 и 3 группа.

Оценивание работы 2 группы:

Оценивают 1 и 3 группа.

Оценивание работы 3 группы:

Оценивают 1 и 2 группа.

V. Подведение итогов урока.

VI.Домашнее задание.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания).

Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департаментДордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер визвестняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.

[править]История


Пещера Ласко или Ляско () во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. 

Петроглифы - это высеченные на скалах рисунки, сделанные древними людьми, в эпоху Неолита.

Карельские петроглифы были открыты в 20 веке, и с тех пор продолжают оставаться важным объектом изучения археологов.

Проблема датировки петроглифов еще окончательно не решена.По разным источникам их возраст оценивается в 5-6 тысяч лет.

Термин «Петроглифы» образован от греческих слов «pétros» - «камень» и «glyphé» - «резьба, вырезание». По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА.

В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее со знамени-той Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.
Интересна история открытия этой пещеры.
  О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. «Королевой» среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.
Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом появилась наука, которая изучала именно культуру первобы

тного общества.
Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

Первым художникам Земли еще были неведомы законы перспективы, а поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. Огромный тур мог соседствовать рядом с крошечной лошадью. Часто гравюры произвольно накладывались одна на другую. Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. В то же время в рисунках отлично виден объем животных, пластичность достигалась умелым распределением светлых и темных тонов. Общее эмоциональное впечатление усиливалось благодаря использованию широкой палитры красок.

Интересно отметить, что в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Не часто встречаются и изображения человека. Но все-таки они есть!

Тема: «Мой дом - моя крепость» 

Цель урока: укрепить понятийный аппарат, расширить кругозор.

Задачи: 
- расширить представления учащихся о роли замка-крепости в средние века; 
- сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное 
- расширить кругозор учащихся за счет введения новых терминов и понятий; 
-стимулировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с культурой Европы.

Оформление: для проведения урока рекомендуем использовать компьютерный кабинет, интерактивную доску, разработать тест, подготовить презентацию “Мой дом – моя крепость”, раздаточный материал – тексты, тесты, канделябр, кубки, картина на средневековую тему.

План урока: 

Организационный момент;

Погружение в тему;

Объяснение нового материала;

Закрепление;

Проверка, полученных знаний;

Выставление оценок;

Рефлексия.

Ход урока:

Слова учителя: Здравствуйте, я предлагаю вам сегодня вместе со мной поговорить на одну очень интересную тему. Посмотрите вокруг – как вы думаете, чем можно объединить те предметы, что вы видите?

С чем они у вас ассоциируются?

Итак, ваше мнение, о чем мы будем говорить на уроке?

- Да, о средневековой Европе, а если быть точнее о средневековом жилище феодала, рыцаря – его крепости, замке.

А тема урока будет звучать так: Мой дом – моя крепость. Это старая английская пословица. Почему я именно так сформулировала тему, вы сами попытаетесь мне ответить во время урока.

Запишите тему.

Каждый из вас с понятием “средневековый замок” уже встречался и имеет о нем некоторое представление. Пожалуйста, назовите те ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите это выражение. Я буду записывать их на доске.

Сейчас на слайде вы видите те понятия, с которыми обычно ассоциируются эти два слова у наших современников. Можете заметить они не слишком отличаются от ваших.

Может быть, выберем одно из них и обсудим – почему именно это явление? Как они могут быть связаны?

А что такое замок, что означает это понятие. Давайте выясним – те кто сегодня работает за компьютером, при помощи сети интернет найдите нам определение, используя известные вам поисковые системы.

Молодцы, очень хорошо. Сейчас посмотрите на доску, я вам продемонстрирую несколько иллюстраций.

Здесь были показаны европейские замки раннего средневековья, вы должны были обратить внимание, что практически у всех было нечто общее. Что это?

Сейчас я прошу вас послушать мой рассказ о том, как и почему появлялись некоторые составляющие части средневекового замка, то есть эволюцию замка.

Во все времена люди, которым грозила война, старались укрываться в каких-нибудь защищенных местах. В начале средних веков центральная власть ослаблена – почти отсутствует. Жители должны сами защищать себя от захватчиков (викингов, арабов или гуннов) и возводить первые укрепления. Это стены, которые укрепляют старые башни.

Для большей безопасности вокруг замка сооружают ров, наполненный водой. Чаще всего вода там стоячая, и время от времени рвы надо чистить. Это была тяжелая неприятная работа.

С Х века для большей безопасности владельцы возводят башни, венчающие сверху искусственную насыпь, отсюда берет свое происхождение донжон – центральная башня замка.

Запишите определение в тетрадь.

Вход в замок защищен подъемным мостом. Как только мост поднимается, в замок становится невозможным проникнуть, если только не прорваться через рвы, опускную решетку и ворота. На берегу канала подступ к подъемному мосту охраняется небольшим фортом – это барбакан. Найдите определение этого слова в интернете.

Запишите понятие барбакан.

И вот перед вами универсальная схема типичного средневекового замка.

Прекрасно, слушали меня вы очень внимательно – предлагаю назвать сейчас последовательность появления составляющих частей замка.

Ну что ж с внешним видом замка мы схематично познакомились. Теперь возникает вопрос – неужели замок создавался только для защиты и обороны? Что бы разобраться так это или нет, нам помогут тексты, которые лежат перед вами. В ходе работы мы попытаемся выделить функции, которые выполнял замок в эпоху средневековья.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Посмотрите на экран – вот те функции, которые выполняет замок. Вы хорошо справились с этим заданием.

Запишите информацию.

А теперь самое время еще больше погрузиться в атмосферу феодального замка. Обратить наше внимание на святую - святых замка, на крепость – донжон. Она слишком важна, чтобы можно было пройти мимо. Это последний оплот для живущих в замке.

Большей частью донжон возводился совершенно в стороне от других построек. При этом его старались поставить в том месте, где находился родник или устраивали цистерну: не имея воды, осажденные не могли долго противостоять врагу. Стены этой башни отличались толщиной до 3-4 метров. Формы башен были различные: квадратные, прямо – и многоугольные, круглы, последние преобладали, так как лучше могли противостоять ударам стенобитных машин.

Вход устраивался на высоты примерно 5 метров, на уровне 2 этажа. Лестницу в случае опасности убирали. Донжон делился на этажи с помощью деревянных и каменных перекрытий. Подвальный этаж центральной башни был занят темницей или кладовой. Там не было или ни одного отверстия или очень скудные.

На втором этаже находился большой зал – центр жизни замка, там проходили обеды, приемы, устраивались советы и вершился суд

Следующий этаж – личные покои хозяина замка и его жены, на четвертом и пятом комнаты для прислуги и детей, там же располагались гости.

И на самом верху жил башенный сторож – его работа считалась самой тяжелой, так как он должен был следить за всем происходящим, как в замке, так и в его окрестностях.

А что же мы увидим, заглянув в парадный зал? Это, как правило, самое большое помещение. В зале есть возвышение – помост, место господина. Пол настилали из досок, глины или намного реже – из каменных плит. Чтобы было теплее устилали соломой. Конечно, такое покрытие нуждалось в регулярном обновлении, что происходило не часто и на полу среди соломы скапливалась грязь и отбросы.

Стены завешивали коврами. Единственным источником тепла в помещении служил открытый очаг, который в 12 веке переместился из центра комнаты к стене, превратившись в камин.

Окна, небольшие – бойницы, их затягивали пергаментом или промасленной тканью, также запирали деревянными ставнями. Стекло было очень большой редкостью, увидеть можно было только разве в храме.

В летние дни солнечного света, пропускаемого окном, было достаточно для освещения; зимой кроме огня камина, его заменяли масляные лампы, смоляные факелы или сальные свечи, которые прикрепляли к стенам. Все они сильно коптили, поэтому стены и потолок в замке были черными от копоти.

Мебели было мало и практически все предметы, кроме кровати были многофункциональными. Сундук – основной вид мебели служил одновременно шкафом, сиденьем и столом. Сидели также на длинных скамьях, табуретках. Кресло - предмет роскоши и предназначался только для хозяина. Кровати вошли в обиход достаточно поздно. Они были очень широкими, поскольку на них спало по несколько человек одновременно – это помогало лучше спастись от холода.

Мы уже упоминали, что стены тоже требовали утепления, т.к. их в то время еще не шпаклевали, требовалось утепление – их завешивали шпалерами, которые и украшали и утепляли холодные помещения, шпалерами же закрывали окна в виде портьер.

Шпалеры – это стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом. В Европе шпалеры появились в 12-13 веках в Германии. Для ранних шпалер характерна невысокая плотность, ограниченность цветовой гаммы, насыщенность символикой. Изображения были простые: геометрические узоры, геральдические знаки, позже появляются шпалеры на исторические сюжеты.

1662- во Франции была открыта королевская мануфактура братьев Гобеленов, которая объединила все шпалерные мастерские Парижа. Так возникает промышленное производство шпалер. С тех пор в обиход вошло слово “гобелен”, что, по сути, означает то же самое.

Итак, мрачноватый силуэт замка, большие, но слабо освещенные помещения, винтовые лестницы, сторожевые башни, крошечные окна, очаг с жаровней и массивная мебель. Действительно сюжет получается довольно угрюмый. Но если присмотреться повнимательнее обнаружатся интересные смысловые акценты и декоративные изыски. Роскошь того времени – мощь и неприступность.

Сейчас хочу предложить вам – выполнить небольшую работу и получить оценки за урок.

Выполнение теста.

Средневековая Европа породила множество замков. Великобритания, Франция, Испания, Швейцария особенно богаты ими. Возникнув первоначально лишь для обороны, впоследствии они становятся многофункциональными центрами.

У всех замков есть особенности в зависимости от страны, но также, как мы сегодня заметили, много общего. Они могут возвышаться в горах, у кромки ли воды или же посреди открытого поля. Но повсюду укрепленные феодальные замки удивляют нас своей поразительной мощью, величественностью и будут поражать, и удивлять еще не одно поколение людей

Домашнее задание: выяснить какова судьба средневековых замков в наше время.

Выставление оценок.

Рефлексия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 
Текст №1 
В 9 - 11в. наблюдается новая волна нашествий на Западную Европу - нападения арабов, венгров, нормандцев. Для того, чтобы отразить эти грозные, непрекращающиеся атаки, нужно было возводить укрепления нового типа, каких не знали ни римляне, ни германцы – каменные замки и крепости с постоянными гарнизонами в них. Каждый замок располагает собственным гарнизоном, представляющим собой хотя бы малочисленное, но все же войско. Лишь в случае самых крупных крепостей, эта численность составит несколько десятков или сотен человек. Этим и объясняется то внимание, которое уделялось собственно самим сооружениям. 
Оборона замка 
Текст №2 
Теоретически постройка замка предполагается из соображений обороны, но сеньор хорошо знает, что, как только он окажется за своими укрепленными стенами, он завоюет независимость. Ведь каждый сеньор является, в свою очередь, вассалом другого, однако, если он перестает подчиняться своему господину, то может укрыться в собственном замке. 
«Крупному замку и крупный сеньор» - таков символ могущества. Феодальный замок – символ авторитета. Многие укрепленные замки будут впоследствии превращены в тюрьмы, как, например, Тауэр. 
Символ авторитета и независимости. 
Текст №3 
Точно так же, как жители города чувствуют себя под защитой, находясь внутри крепостных стен, люди в сельской местности при необходимости находят себе укрытия в замке и обращаются для решения любых спорных вопросов к своему сеньору. Таким образом, укрепленный феодальный замок не является только лишь военным лагерем, он активизирует жизнь целой округи, обеспечивающей его существование, будь она мала или велика. Поэтому, выбирая место для строительства замка, хозяин никогда не забывает, что феодальный замок делается для защиты окружающего населения от военных действий. 
Под сенью стен замка также становится иногда возможным и развитие городов. 
Защита окружающего населения 
Текст №4. 
Для путника замок служит прибежищем и гарантией безопасности, а для сельского населения – центром притяжения и развлечений. В замке устраиваются многочисленные праздники. Каждое событие в семье сеньора (помолвка, свадьба, рождение ребенка) является хорошим поводом, чтобы устроить пир. Случается даже, что сеньор и его жена принимают участие в семейном празднике какого-нибудь крестьянина. На протяжении всех Средних веков жители деревень и замка собираются вместе, чтобы отпраздновать многочисленные праздники, а их – свыше 100 дней в году. 
В замках также проводятся конные состязания и многочисленные турниры. 
Центр развлечения 
Текст №5. 
Вплоть до 10-го века сеньор зачастую малообразован, редко когда он умеет читать или писать. Но культура охватывает все новые слои: выдающиеся личности, подобно герцогу Аквитанскому Гийому Трубадуру или графам Анжуйским, слагают стихи, сочиняют песни, составляют хроники своих семей или округи. Владелец замка содержит местных артистов или старается пригласить их со стороны. Один поэт по имени Гийом де Прованс смог описать восемьдесят шесть замков, в которых он был принят тамошними сеньорами. Таким образом, мы можем сказать, что замок становится сосредоточением культуры. 
Сосредоточение культуры

Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.

Материалы и оборудование:

Мировая художественная культура: от XVIII века до современности. 11кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Издательство «Дрофа», 2010 г. (с. 27-47, 103-111);

сообщения экспертов и поисковых групп;

компьютер, проектор, интерактивная доска;

Ход урока

I. Организационный момент. Поверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока.

(Слайд 1)

III. «Погружение» в эпоху:

(Слайд 2)

Учитель.

«…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей…»

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

Сообщение экспертов: (Слайд 3)

Существует несколько версий происхождения термина:

от итальянского “baruecco” – жемчужина неправильной формы;

baroco” – одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);

от итальянского barocco – причудливый, странный;

В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80-е годы 19 века происходит настоящее “открытие” барокко: за ним признали право на существование как особого художественного явления.

В 20-е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

Учитель. (Слайды 4-5)

Итак, барокко – стиль, главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI – середины XVIII в.

Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, – эпоха барокко необычайно близка по духу.

Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету – мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.

Характерные черты барокко: (Слайд 6)

масштабность, контрастность, обилие декора,

напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,

стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);

совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);

одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

Барокко в архитектуре (Слайды 7-16)

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах,волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны ипилястры.

Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

Характерные детали барокко – теламоныкариатиды, маскароны.

Волюта (итал. voluta – завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Устный анализ архитектурных ансамблей эпохи барокко:

Ансамбль Смольного. Архитектор Ф.Б. Растрелли.

Церковь Св. Петра и Павла. Архитектор Д.Тревано.

Церковь Покрова в Филях. 1693-1694 гг. Москва.

Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634гг. Москва.

Самые крупные ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция) Петергоф (Россия) Аранхуэс (Испания) Цвингер (Германия)

Учитель.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.

«Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение» – заявляет философ Декарт. Поэтому барокко – это ещё век Разума и Просвещения.

В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» – геометрической правильности построений на плацу.

IV. Выступления поисковых групп. «Великие творцы эпохи барокко»

1 поисковая группа – «Лоренцо Бернини». (Слайды 17-25)

Скульптуры "Аполлон и Дафна", "Похищение Прозерпины", «Давид».

Вопрос аудитории: Какие великие скульпторы также обращались к библейскому сюжету о Давиде?

Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645-1652 гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.

В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, чтобы пронзить сердце Терезы великой любовью к Богу.

Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.

Шедевр Л. Бернини – огромный (высотой 29 м.) балдахин (киворий) в соборе Святого Петра. Киворий (балдахин) расположен в подкупольном пространстве над главным алтарём на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

Величайшее архитектурное творение Бернини – площадь перед собором Св. Петра в Риме. 1657-1663 гг.

2 поисковая группа – «Архитектор В.В. Растрелли». (Слайды 26-30)

Смольный монастырь. Санкт-Петербург.

Андреевская церковь. Киев.

Зимний дворец. Санкт-Петербург.

3 поисковая группа – «Дивное узорочье» московского барокко». (Слайды 31-33)

Барокко в живописи. (Слайды 34-35)

Учитель.

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая, расширяя границы реального пространства, подчеркивала идею безграничности мира.

Главные ее темы – торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Живопись барокко характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров и подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.

Художники барокко видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо.

Выступления поисковых групп «Великие живописцы барокко»

4 поисковая группа – «Микеланджело да Караваджо». (Слайды 36-41)

«Вакх с чашей в руках». «Юноша, с фруктами». «Лютнист». «Отдых на пути в Египет». «Экстаз Святого Франциска». «Поднятие Христа».

5 поисковая группа – «Петер Пауль РУБЕНС». (Слайды 42-49)

«Битва амазонок с греками». «Союз Земли и Воды». «Автопортрет с Изабеллой Брант».

«Похищение дочерей Левкиппа». «Крестьянский танец». «Победа и смерть в битве Декия Муса».

Барокко в литературе. (Слайды 53-58)

«…Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Есть сто чудовищ там – фонтана украшенье –
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из камня столб – подставкой служит он…»
Жорж де Скюдери, “Аларих, или побежденный Рим” 1654

Учитель.

В эпоху барокко реальный мир воспринимался как иллюзия, сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика.

Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).

Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями.

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”.

Для его творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

Научные свершения XVII в. изменили картину мира, вскрыв трагическую глубину вселенной, человеческой души, судьбы человека. Они способствовали изменению общей атмосферы духовной и интеллектуальной жизни. Культурный человек того времени видел, как неустойчива быстротекущая жизнь, как летят “минуты, что подтачивают дни, дни, что грызут и пожирают годы” (Луис Гонгора). Чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной, страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны космоса – таковы духовные открытия барокко.

Отрылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
М. Ломоносов

Барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (риторический вопрос – излюбленная фигура барочной риторики):

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч не боле…
Грифиус

В искусстве барокко сосуществовали несовместимые друг с другом противоположности, создавая своеобразную гармонию. А торжественная выразительность искусства барокко была соткана из контрастов.

Перед нами барочная картина мира:
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому – дырявый кров, кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет,
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
Грифиус

Литературу барокко создавали многие другие знаменитые авторы.

В их числе называют обычно итальянского поэта Т. Тассо, испанского драматурга Т. де Молина и П. Кальдерона (в пьесе “Жизнь есть сон” – герой понимает, что злую судьбу не победить местью, что главная победа в жизни – победа над самим собой, а не над другим; что остаток дней пролетит, как сон. И пробудившись в иной жизни, придется за все держать ответ), англичан Дж. Мильтона и Дж. Беньяна. Барочные черты исследователи находят и у Сервантеса, и в поздних произведениях У. Шекспира.

Каковы же характерные особенности литературы барокко?

1) противопоставление жизни и смерти; 2) контрастность; 3) риторические вопросы; 4) чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека; 5) образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.

Музыкальная культура барокко. Общая характеристика (Слайды 59, 60)

Выступления поисковых групп «Композиторы эпохи барокко» (Слайды 61-64)

Клаудио Монтеверди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах. Антонио Вивальди.

(Во время выступлений учащихся звучат фрагменты произведений композиторов)

V. Подведение итогов урока.

(Слайд 66)

Учитель. Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».

Вопросы для обсуждения:

Сохранило ли барокко черты Возрождения? Появилось ли что-то действительно новое?

Высказывания учащихся, дискуссия.

Учитель. В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.

Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

сложные криволинейные планы;

мощная пластика стен;

создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;

создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;

обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;

богатая игра цвета и света.

Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

VI. Домашнее задание:

заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко» (Слайд 67)

Характеристика эпохи барокко

Эстетическая программа (главные задачи искусства)

Взаимоотношения личности и общества (природы, государства)

Основные представители

Тематика произведений

Особенности изображения
· в архитектуре
· в живописи
· в музыке
· в литературе

В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

(Слайд 68)

Библиографический список:

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004.

CD – Орнамент. Электронная энциклопедия. – М., 2004.

CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004.

Интернет-ресурсы:

www.rusedu.ru

mou41.togliatty.rosshkola.ru

imc.rkc-74.ru

www.rusedu.ru

www.openclass.ru

www.it-n.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые художники земли

Данная презинтация поможет учителю познакомить учащихся с первыми художниками земли...

"Венеры" первых художников земли.

Презентация к  уроку МХК (учебник Даниловой) к уроку "Образ женщины-матери сквозь века". 9 класс....

Презентация "Первые художники земли"

Цели- Формирование представлений о понятии «первобытная культура».- Расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. - Развитие навыка самостоятельной работы со с...

Образ женщины-матери сквозь века. "Венеры" первых художников земли

•ПАЛЕОЛЕТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ•«ШВАБСКАЯ ВЕНЕРА»•«ВЕНЕРА БРАССЕМПУЙСКАЯ»•«ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ»•«ВЕНЕРА ЛОССЕЛЬСКАЯ»•«ВЕСТОНИЦКАЯ ВЕНЕРА »•«Венера из КостЁнок»...

Конспект урока"М.Ю.Лермонтов-художник"

Конспект урока"М.Ю.Лермонтов-художник" 7 класс...

План-конспект урока МХК Тема: «Творчество художников импрессионистов»

Активная методика обучения представляет собой равное участие учеников в процессе получения знаний.  Взаимодействие по принципу «учитель-ученик»–«учитель-группа». Поч...