Конспект урока"М.Ю.Лермонтов-художник"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Горбунова Ирина Сергеевна

Конспект урока"М.Ю.Лермонтов-художник" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.yu_.lermontov-hudozhnik.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «М.Ю. Лермонтов – художник».

Тип урока: интегрированный.

Цель: познакомить уч – ся с творчеством М.Ю. Лермонтова – художника

Задачи: историческая справка о создании картин М.Ю.Лермонтова; связь между литературными произведениями и произведениями изобразительного искусства; характеристика картин М.Ю. Лермонтова; развивать образное мышление, воображение; умение анализировать картины; развивать наглядно – образную память; воспитывать умение видеть красоту и ценить ее; воспитывать чувство прекрасного; воспитывать любовь и уважение к произведениям русского искусства.

Методы: эвристическая беседа, просмотр – характеристика репродукций, самостоятельная работа.

Оборудование: репродукции картин, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, презентация.

Ход урока.

  1. Природа одарила Лермонтова различными талантами. Мы знаем о нем как о замечательном поэте и писателе. Но мало кто знает о Лермонтове – художнике. В течение всей жизни у М.Ю. Лермонтова рядом с тетрадями лежали кисти и краски. Учась в пансионе, он делал рисунки с бюстов, писал пейзажи. Занимался живописью под руководством художников. В юности на художественную манеру Лермонтова оказали влияние полотна Рембрандта – их эффект светотени, сумрачный колорит. Далеко не все, что рисовал поэт, сохранилось. Сейчас известно 13 живописных работ, около 50 акварелей, многочисленные наброски в альбомах, на отдельных листах, на страницах рукописей.
  2. До нас дошли дневники поэта, детские работы Лермонтова. В основном это рисунки из «Маминого альбома». Как все дети, он любил рисовать. В Тарханах разрисовал мелом пол детской комнаты, устланный сукном, лепил из крашеного воска целые картины. Одна из первых работ Лермонтова датируется 1825г., т.е. она была создана им в возрасте 9 лет (показ репродукции «М.Ю.Лермонтов 1985г. 13 июня на Горячих водах»)
  3. Учащийся читает стихотворение «Парус» (беседа по стих-ю)
  4. Картина «Парус». Вашему вниманию предлагается одно из ранних произведений Лермонтова – это картина «Парус». Это пейзаж, написанный акварелью. Произведение это изначально не являлось иллюстрацией к стихотворению «Парус». Картина была написана раньше. Просто и то и другое было создано под одним впечатлением. Одно произведение дополняет другое. Давайте попытаемся вместе с вами дать характеристику этой картины.(Преобладающие цвета, настроение, описание содержания)
  5. Два портрета В.А. Лопухиной.   Хочу познакомить вас с двумя прекрасными портретами, выполненными кистью Лермонтова. Посвящены они одному и тому же человеку – это княгиня В.А.Лопухина, которую поэт знал еще девочкой  и к которой пережил трагическую любовь. Первое произведение датируется 1835 годом (акварель).(Беседа о портрете) Темный силуэт княгини располагается на светлом фоне. Красивое, задумчивое лицо с глазами, полными таинственности. Сочетание теплых и холодных тонов. А теперь послушайте, как Лермонтов в стихотворной форме попытался описать внешность Лопухиной.
  6. Учащийся читает строки.       Она поет – и звуки тают,

Как поцелуи на устах,

Глядит – и небеса играют

 В ее божественных глазах;

 Идет ли – все ее движенья,

    Иль молвит слово – все черты

      Так полны чувства, выраженья,

Так полны дивной красоты.

  1.  Второй портрет. Портрет  в костюме испанской монахини – лучший из Лермонтовских портретов Лопухиной (всего их три). Это акварель. К сожалению, нет  точной даты написания этого портрета. Эта работа выполнена в теплых тонах. Это образ девушки, облаченной в одежду монахини. В качестве средства художественной выразительности Лермонтов использует контраст (светлое полуопущенное лицо девушки на фоне темной одежды). (Сравниваем два портрета)
  2. Если сравнить два портрета, они разные, несмотря на то, что на них изображен один и тот же человек. Написаны они в разное время. Первый – когда Лермонтов встречался с Лопухиной(красивая, гордая, целеустремленная, независимая). Второй – когда они были в разлуке. Она много значила в его жизни (кроткая, невинная, смиренная).
  3. «Кавказ». Стихотворение читает учащийся.(Анализ стих-я)
  4. Большой цикл его картин посвящен Кавказу. Хочу познакомить вас с хорошо известным автопортретом Лермонтова (он один), который он подарил Лопухиной. Создан он в период с 1837-1838г.г. Это произведение имеет интересную судьбу. По настоянию мужа Лопухина отдает его Верещагиной, уезжающей за границу. Драгоценная реликвия бережно хранилась среди сокровищ замка Кохберг. А в России считалась утерянной. Лишь в 1964 году портрет был возвращен на родину(Андронниковым) и сейчас находится в Москве в музее Лермонтова. (Беседа по картине). Лермонтов изображен на фоне Кавказских гор в военной форме. У него задумчивый взгляд, устремленный вдаль. Использован контраст – темный силуэт на светлом фоне. Это единственная работа доподлинно изображающая внешность поэта. Глядя на эту работу, в памяти всплывают следующие строки. «Нет, я не Байрон, я другой, еще не ведомый избранник, как он гонимый миром странник, но только русскою душой».
  5. На многих картинах Лермонтова изображен Кавказ. Поэт один из первых романтично – выражено воспел дикую его красоту. Написанные во время ссылок или по возвращению из них по эскизам, эти картины образуют художественную летопись жизни Лермонтова.
  6. Показ слайдов. (Презентацию готовят учащиеся) «Вид Пятигорска» - прекрасный панорамный пейзаж. Лермонтов показывает город, раскинувшийся в прекрасном живописном ущелье. Любовь к этому городу он выражает на этой работе следующим образом: Само поселение освещено солнцем и смотрится светлым пятном, сливаясь с небом.
  7. «Военно – Грузинская дорога близь Мцхата»(преобладание теплых тонов, воздушный, легкий, солнечный пейзаж)
  8. Внимание Лермонтова привлекло то место, где «шумят, обнявшись две сестры, струи Арагвы и Куры». Изображен Мцхетский монастырь, в стенах которого томится герой поэмы «Мцыри».
  9. «Казбек» - конус потухшего вулкана.
  10. «Эльбрус» - высшая точка Кавказа. На этих работах он показал мощь, силу, величие, красоту, грациозность.
  11. Практическая работа (задание по ИЗО). Стихотворение «Утес» - фонохрестоматия. Попытайтесь создать некий образ на бумаге, возникающий в вашем воображении после услышанных строк. Дайте характеристику созданного образа.
  12. Рефлексия. С какими пр - ми Лермонтова вы познакомились? Какие средства выразительности в своих стихотворениях использовал? Какие  картины вам особенно запомнились?
  13. Образ Лермонтова до сегодняшнего дня остается загадкой. Лермонтов записал свою тайну в рисунках, тщательно  запрятав ее там. Надеюсь, что материал сегодняшнего урока не оставил вас равнодушными. И, может быть, кого – то он заинтересует настолько, что он решит посвятить себя работе над разгадкой образа М.Ю Лермонтова.
  14. Выставление оценок. Подведение итогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов - художник

Данная презентация будет уместна на уроке при изучении биографии М.Ю.Лермонтова как в 9, так и в других классах, где изучается творчество этого поэта. В презентации представлено 35 репродукций картин ...

М.Ю.Лермонтов - художник

Презентация содержит дополнительную информацию  к уроку знакомства с биографией великого поэта М.Ю.Лермонтова.  Собранный в слайды материал даёт представление о Лермонтове как о разносторонн...

Презентация "Лермонтов-художник"

В презентации рассказывается о тематике и жанровых особенностях работ М.Ю. Лермонтова-художника...

Интегрированный урок " Лермонтов - художник"

Интегрированный урок:( литература, ИЗО)....

Михаил Юрьевич Лермонтов - художник и поэт

Презентация для урока по русской литературе на тему: "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество" является хорошим наглядным материалом. Она содержит биографический материал,сопровождающийся иллюстрациями, рис...

Внеклассное мероприятие по литературе. М.Ю. Лермонтов - художник

Данное мероприятие помогает показать учащимся талантливость и многогранность натуры М.Лермонтова....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...