Урок МХК в 10 классе по теме "Эволюция греческого рельефа"
методическая разработка по мхк (10 класс) на тему

урок знакомит  учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и 

             классики; дает представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в

             Олимпии, Парфенона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №12.

Тема. Эволюция греческого рельефа.

Цель. - Познакомить учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и  

             классики; дать представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в

             Олимпии, Парфенона.

           - Развивать умение сравнивать произведения одного вида искусств в разное

             историческое время; соотносить изученные произведения с определенной эпохой.

           - Выражать собственные суждения о произведениях классики.

              Оборудование.  Компьютер, проектор, компьютерный диск, иллюстративный и раздаточный материал по теме.

Понятия и термины. Рельеф, декор, фриз, метопа, композиция.

Литература.

1. Мартынов В.ФЙ. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – Минск, 1999.

2. Гузик М.А. В поисках золотого руна. МХК в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. – М.,1994.

3. Культурология. Учебное пособие для студентов. – Ростов-на-Дону,1995.

4. Кто есть кто в античном мире. Справочник. – М.,1993.

5. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 1,2. «Аванта», - М.,1999.

Оформление доски. Тема. Эпиграф, проблемное задание.

Тип урока. Комбинированный

Форма организации урока. Школьная лекция. В закреплении элементы практической работы.

План изучения нового материала.

         1. Рельеф храма Афины в Селинунте:

           2. Храм Зевса в Олимпии:

                3.  Метопы и ионический фриз Парфенона.

Эпиграф.                               Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы

                                   не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные

                                   греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую

                                   душу.

                                                                       И. Винкельман.

Проблемное задание. После изучения нового материала,  выполните задание 7 в рабочей тетради. ( Соедините стрелками изображения дорических храмов периодов архаики и классики с соответствующими рельефами).

                                      Ход урока.

Оргмомент.

Повторение.

- Используя иллюстративный материал, определите части греческого храма (задание 1).

- задания 2, 3 более высокого уровня сложности.

- Проверка творческих заданий.

Изучение нового материала.

Назвать тему, цель урока, познакомить с эпиграфом.

                  В рельефе греческое искусство достигло высочайшего совершенства. Особенность греческого рельефа состоит не в передаче портретного сходства, а в умении мастера найти те формы, которые лучше всего отражают суть сюжета.

                 Мы с вами проследим эволюцию (развитие) рельефа на примере дорического храма в разные периоды развития греческой культуры.

                  Далее, сообщаем проблемное задание. Для удобства работы на уроке учащимся предлагается заполнить следующую таблицу:

                 

   Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.

Вопросы для сравнения.

Рельеф периода архаики.

Рельеф периода классики.

Особенности изображения фигуры.

Соблюдение пропорций человеческого тела.

Особенности композиции.

Далее следует лекция.

План лекции.

Рельеф храма Афины в Селинунте:

- сюжетная линия рельефа;

- приемы и методы передачи основной идеи;

-особенности композиции, изображения фигур;

- теневой узор.

Храм Зевса в Олимпии:

- сюжетные линии рельефов;

- способы передачи драматического действия.

Метопы и ионический фриз Парфенона.

- особенности композиции метоп и ионического фриза;

- идея торжества афинской демократии в изображении шествия жителей Афин в

праздник великих Панафиней;

- ритм рельефа, отсутствие экспрессии, надлома, эпатажа.

По ходу лекции идет работа с иллюстративным материалом CD-диска. На проектор выводится зрительный ряд:

- Похищение Европы. Метопа храма Афины в Селинунте.VI век до н.э.

- Бегущие нереиды. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

-  Зевс и Гера. Метопа храма Афины в Селинунте.VI век до н.э.

- Геракл и титан. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

- Геракл и Деянира. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

- Фидий. Бой лапифа с кентавром. Метопа Парфенона.

- Фидий. Эфебы с конями. Метопа Парфенона.

- Водоносы. Северный ионический фриз Парфенона.

- Фидий. Боги Олимпа. Восточный ионический фриз Парфенона.

Для того, чтобы дополнить и расширить изученный материал, учащимся предлагается прослушать сообщения о Фидии, подготовленные ребятами.

              По окончании лекции, проверяем, какой материал был записан в таблицу, делаем уточнения и дополнения.

Закрепление. Напоминаем учащимся проблемное задание. Для актуализации изученного материала предлагаем просмотреть компьютерную презентацию, в которой подобран иллюстративный материал по изученной на уроке теме (2-3 минуты). Далее ученики самостоятельно выполняют задание 7 в рабочей тетради.

Собираем тетради.

Работа с документом. (Раздаточный материал к уроку).

Познакомьтесь с документом и сделайте вывод об эволюции греческого рельефа от архаики до классики.

Домашнее задание. §12, сообщения о греческих скульпторах (Поликлет, Скопас).

Записи учащихся в тетради.

Тема. Эволюция греческого рельефа.

Эпиграф.                               Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы

                                   не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные

                                   греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую

                                   душу.

                                                                       И. Винкельман.

                 Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.

Вопросы для сравнения.

Рельеф периода архаики.

Рельеф периода классики.

Особенности изображения фигуры.

Фигуры приземистые, с толстыми ногами и коротким туловищем. Вблизи тяжеловесны.

Рельеф передает все особенности человеческого тела: резко обозначенные мышцы. Напрягшиеся икры,

Соблюдение пропорций человеческого тела.

Пропорции не соблюдались, головы очень большие.

Соблюдение основных пропорций человеческого тела.

Особенности композиции.

По краям храма располагались динамичные композиции, к центру более безжизненные и застывшие.

В композиции найдена идеальная пропорция между повторами и контрастом, свидетельствующая о чувстве меры.

Особенность рельефа

Чередование светлых и затемненных участков рельефа.

Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест.

 

Раздаточный материал к уроку.

Работа с документом.

           « Все эти – то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья. Эти орлы, эти тела, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость – все это небо и вся земля – да, это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам…» (И.Тургенев)

Вопросы к документу.

В чем на ваш взгляд состоит прелесть греческого рельефа?

Выскажите собственные суждения об изученных на уроке произведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству по уроку 1-ом классе по теме «Лепка рельефа "Бабочка» из солёного теста"

Учебный материал может быть интересен педагогам по изобразительному искусству. Данный материал содержит план-конспекты  двух занятитй, образцы работ учащихся и  методические рекомендации по ...

Урок в 5 классе "Греческая вазопись"

Урок "Греческая вазопись" по программе Б.М.Неменского для 5 класса....

Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме "Греческая вазопись"

Конспект урока ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Урок МХК в 10 классе по теме "Греческий храм"

Урок открывает тему "Художественная культура античности"....

урок истории в 5 классе по теме "Греческие полисы. Спарта."

Пятиклассники на этом уроке сравнивают государственный строй Афин и Спарты. Урок проходит в виде игры....

Урок ИЗО, 5 класс "Искусство древних обществ. Греческие сосуды"

Презентация к уроку ИЗО, 5 класс "Искусство древних обществ. Греческие сосуды", 3 четверть. Программа Б.М. Неменского...