Бегство Святого Семейства в Египет
план-конспект урока по мхк (6 класс) по теме

Калныня Светлана Викторовна

Факультативное занятие по МХК. 6 класс. Учебник Данилова Г.И. Тема:Новый завет. Бегство Святого Семейства в Египет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_begstvo_svyatogo_semeystva_v_egipet.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Сюжеты и образы Нового Завета

Бегство Святого Семейства в Египет

Открытое факультативное занятие по МХК.

 Класс – 6

 Учитель – Калныня Светлана Викторовна

15.02.2013 г.

Тип урока: Интегрированный урок МХК, технологии, литературы.

Цель:

развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей сюжетов Нового Завета, воплощенных в произведениях изобразительного искусства;  развить у детей собственное отношение к событиям Святого Семейства

Задачи урока:

  1. Познакомить с евангельским повествованием о бегстве Святого Семейства в Египет.
  2. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с сюжетами Нового Завета.
  3. Развитие у учащихся способности к личностному проживанию библейских событий.
  4. Постижение иконологического анализа через устойчивые сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях.
  5. Способствовать формированию умения связно излагать свои мысли.
  6. Способствовать развитию любви к поэзии.

Форма обучения:

Сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

Оборудование:

Презентация, музыкальный клип, ноутбук, проектор, экран, колонки, учебник «МХК» Г.И. Данилова, индивидуальная карта для самостоятельной работы, текст стихотворения, инструменты для практической работы: коробочка для мусора, ножницы.

Ход урока:

  1. Психологический настрой урока.

У: - Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с библейскими сюжетами из жизни Иисуса Христа. Вспомним об изученном, просмотрев музыкальный клип «Рождество».

  1. Музыкальный клип «Рождество».
  2. Тестирование.

У: - Проверим ваши знания изученного материала через тест. Приготовили карточки тестирования. Внимание на экран. Прослушайте внимательно вопрос и выберите только один правильный.

  1. За великое терпение, веру и любовь Бог дал Иоакиму и Анне дочь, которую нарекли Марией. Что означает это имя? 

а) «Госпожа»

б) «Светлая»

в) «Победительница»

  1. Сколько лет исполнилось Марии, когда родители привели её в храм? а) 14

б) 8

в) 3

  1. Кто автор картины «Обручение Марии»? 

а) Рафаэль

б) Тициан

в) Леонардо да Винчи

  1. Назовите главных участников иконы «Устюжское Благовещение»?

а) Дева Мария и Святой Дух

б) Мария и архангел Гавриил

в) Дева Мария и Иосиф

  1. Назовите место рождения Иисуса?

а) вертеп

б) дом богатых людей

в) ночлег для бедных

  1. Кто автор иконы «Рождество»?

а) неизвестный автор

б) Андрей Рублёв

в) Дионисий

       7. Какое название картине дал Сандро Боттичелли? 

а) «Дары от мудрецов»

б) «Встреча с Младенцем»

в) «Поклонение волхвов»

8.Что такое «Сретение»?

а) христианский праздник, который отмечается на сороковой день после Рождества Христова

б) преподнесение даров в знак благодарности при рождении Иисуса

в) рассказ пророчицы Анны о чудесной встрече старца Симеона и Младенца.

  1. Знакомство с новым материалом. Бегство Святого семейства в Египет.(Презентация).

№ слайда

Содержание слайда

12

Вступительное слово учителя

 

Ирод с нетерпением ожидал возвращения волхвов. Когда же злой царь понял, что восточные мудрецы разрушили его планы, он пришел в страшный гнев и решился на ужасное злодеяние.

13

Ирод, не задумываясь, послал в Вифлеем отряд солдат, которому был дан бесчеловечный приказ истребить всех мальчиков младше двух лет, родившихся в городе и его окрестностях.

14

Ирод был уверен, что среди этих детей окажется убитым и Младенец Христос.

15

Рассматривание фрески Джотто ди Бондоне

Приказ Ирода был выполнен с невероятной жестокостью.

- Рассмотрим, ребята, работу итальянского художника Джотто ди Бондоне. Это фреска – роспись водяными красками по мокрой штукатурке.

Художник показал страшные лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей. Груда маленьких трупов продолжает расти. В горе и отчаянии матери пытаются спасти своих детей. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце. Но солдаты безжалостны. Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду.

- Прочитаем на с. 131 строка 3 снизу об эмоциях царя.

- Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. Ему вторит фигура палача в капюшоне – у них свирепые лица убийц.

16

Отряд воинов, ворвавшись в Вифлеем, начал поголовное избиение.

17

Матери старались укрыть своих младенцев-сыновей…

18

… но палачи вырывали их из материнских объятий и тут же закалывали.

19

Вифлеем и его окрестности наполнились плачем и рыданием.

20

Так жестоко Ирод расправился со сверстниками Младенца Христа.    Они были первыми страдальцами, пролившими свою кровь за Господа.

21

Работа по картине

Ещё более мрачно представлен этот сюжет в картине нидерландского художника Питера Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме».

 Художник прибегнул к библейскому сюжету об избиении младенцев неслучайно. Его многострадальный народ уже много лет находился под властью и гнётом Испании. Сколько мучений и унижений он претерпел! Библейская легенда о жестоком царе Ироде помогла автору добиться высоких художественных обобщений, выразить своё сочувствие погибшим, обездоленным и гонимым.

Познакомимся с произведением поближе, прочитав о содержании картины на с. 132 аб 1 снизу.

22

Но замысел царя Ирода не удался. Того, Кого искали палачи, уже не было в Вифлееме.

23

Чтение из Библии

Перед тем, как воины ворвались в Вифлеем, Ангел Господень во сне явился Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет…»

24

Работа с отрывком из стихотворения в учебнике

«…и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».

(Мф.2,13)

Чтение отрывка из стихотворения

Д. Любарского

«Избиение младенцев» с.133

- Когда и куда  необходимо бежать семейству? Что говорится об этом в стихотворении?

 - Когда  можно будет вернуться?

25

Иосиф встал, быстро собрал необходимые вещи, взял Богомладенца и вместе с Пресвятой Девой Марией тайно, темной ночью, отправился в сторону Египта.

26

По неведомым дорогам Святое Семейство пробиралось в страну фараонов.

27

Работа с произведением (листочки)

Путь их был нелёгким. Многие поэты обращались к сюжету бегства святого Семейства. Например, русский поэт Иван Бунин в произведении  «Бегство в Египет».

Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Труден ли был путь святого Семейства?

По лесам бежала Божья Мать,

Куньей шубкой запахнув младенца.

Стлалось в небе Божье полотенце,

Чтобы ей не сбиться, не плутать.

Холодна, морозна ночь была,

Дива дивьи в эту ночь творились:

Волчьи очи зеленью дымились,

По кустам сверкали без числа.

Две седых медведицы в лугу

На дыбах боролись в ярой злобе,

Грызлись, бились и мотались обе,

Тяжело топтались не снегу.

А в дремучих зарослях, впотьмах,

Жались, табунились и дрожали,

Белым паром из ветвей дышали

Звери с бородами и в рогах.

И огнем вставал за лесом меч

Ангела, летевшего к Сиону,

К золотому Иродову трону,

Чтоб главу на Ироде отсечь.

- Труден ли был путь Святого Семейства? Какие эмоции они у вас вызывают?

-Прочитайте стихотворение про себя, отмечая простым карандашом тем места, в которых говорится об опасности пути.

28

В страшную ночь избиения младенцев в Вифлееме оно, возможно, уже переправилось через границу Иудеи и ночевало где-нибудь в тишине пустыни, вблизи древних пирамид и сфинксов…

29

Прослушивание колыбельной

Таким образом, Того, Кто пришел спасти мир, Кто так возлюбил людей, что и душу Свою и всего Себя готов был отдать на мучение за нас, мир встретил угрозами, ненавистью и гонением.

30

Истина пришла в мир, но люди больше возлюбили тьму.

31

Но это был не весь мир. Те, кто верили и ждали, встретили Христа иначе. Вифлеемские пастухи, благочестивый старец Симеон и восточные мудрецы признали в Нем Царя и поклонились Ему.

  1. Итог урока

У: - Почему Иудейский царь Ирод решил уничтожить младенцев?

     -  Как был спасён младенец Иисус?

  1. Домашнее задание.
  1. Анализ произведения  Джотто «Бегство в Египет».
  2. Как в произведении передан драматизм происходящего?
  3. Стр. 134

  1. Практическая часть урока.

У: - Тема нашего урока «Бегство Святого Семейства», путь их труден. В дороге им помогают ангелы. Поможем сделать путь Семейства легче, сделав своими руками ангелов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...

Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные

Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при...

Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....

Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс. "Путешествие в Древний Египет."

Интеллектуальную игру "Путешествие в Древний Египет" провожу как конкурс между командами пятых классов после изучения раздела "Древний Египет". Учащиеся готовятся к игре, получают ...