Импрессионизм.
план-конспект урока по мхк (11 класс) по теме

Бибикова Инна Ивановна

Конспект урока " Импрессионизм". Урок рекомендуется проводить в 11 классе. На уроке предполагается самостоятельная деятельность учащихся в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока21.21 КБ
Файл Приложения1,22 МБ
Файл Приложения 3,4,52.4 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Импрессионизм»

Цели: познакомиться с новым направлением в искусстве 19 века импрессионизм;

раскрыть особенности художественного языка импрессионистов.

Эпиграф: «Настоящий художник выражает то, что думает, не боясь столкнуться с обычаями  века» Огюст Роден

Ход урока

1 часть. Актуализация.

 Звучит К. Дебюсси «Сады под дождем»

Учитель: Прослушайте отрывок из музыкального произведения и изобразите, свои впечатления на бумаге в любой форме(рисунок, слово, цвет и т.д.)

Деление на группы.

Обменяйтесь впечатлениями и объединитесь в группы с теми у кого впечатления совпали с вашими.

Учитель:

Сегодня на уроке вы узнаете о направлении в живописи, которое при своём появлении в конце 19 века вызвало бурю осуждений со стороны общества.

Пресса писала: (раздать по группам)

«Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения»

« От этих картин «встали на дыбы лошади омнибуса»

Люди у них похожи « на трупы в морге»

Хотите увидеть эти картины?  

                                                                             Слайд. Бульвар Капуцинок

Тогда перенесёмся в 1874 год, в Париж, в художественную столицу Европы. Именно здесь, на бульваре Капуцинок, в ателье фотографа Надара, весной состоялась выставка картин группы художников, среди которых были

                                                                                        Слайд. Портреты художников

Клод Моне, Эдгар Дега. Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро.

           Они были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой, имели за плечами свыше 15 лет усердной работы, сопровождавшейся поисками новых путей изображения окружающего мира. Жюри Художественного салона (выставки, поддерживаемой правительством) постоянно отвергало их произведения, и первая групповая выставка должна была стать вызовом официальному искусству.  

«Нагромождением гнусностей»называли критики картины молодых художников. А что увидите вы?

На фоне музыки К.Дебюсси проходит видеоряд с картинами художников –импрессионистов.ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обмен впечатлениями( радость, гармония, красота, необычность, умиротворенность)

Учитель:

Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой?

(ответы учеников: потребительское отношение к искусству, не было четкости, все расплывчато,не понимали как все новое и т.д.)

Учитель:

В чём заключается новаторство молодых художников, как  они обогатили искусство? (особенности нового направления фиксируйте в конспекте ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

2 часть Операционно-познавательная

К.Моне «Впечатление. Восход солнца»

Что было ново и непривычно в этой картине? Как её следовало рассматривать?

(ответы учеников  Гавань, окутанная легким туманом. Сквозь розовую пелену проступает утреннее солнце. Над водной гладью в тумане просматриваются размытые силуэты судов и кранов. Моне только слегка обозначил их цвета. Все подернуто сероватой дымкой. Солнце только что взошло, зависнув красным шаром над кранами. Они отражаются мерцающими бликами в воде. В легкой ряби моря подрагивают серый берег и темные лодки.)

Учитель: Критик одной из газет, увидев картину Моне «Впечатление. Восход солнца», насмешливо назвал молодых художников «импрессионистами». Ироничное прозвище, помимо воли автора, дало название целому художественному направлению, с которыми мы знакомимся сегодня на уроке.( запись темы урока в конспект)

Моне предлагал увидеть красоту и поэзию природы. Он запечатлел ускользающую красоту мгновения. Публика же не имела ни малейшего желания рассматривать эту «мазню», чтобы понять, — она не привыкла к лицезрению подобных картин. «Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть все сквозь дымку!», — сказал художник в ответ на критику.

Кастаньяри: «Они воспринимают природу так, что она получается  какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка. Она чарует. Какое быстрое восприятие и какая приятная работа кисти! Следует признать, всё делается обобщённо, но как метко!»

Работа в группах.

Задание.

Выявить  особенности художественного языка импрессионистов и заполнить конспект.

  1. Рассмотрите иллюстрации работ художников-импрессионистов.
  2. Ответьте на вопросы
  1. Как следует рассматривать полотна импрессионистов?
  2. Нужна ли импрессионистам палитра?
  3. Какой цвет предмета, и какой цвет его тени.
  4. В рамках какого направления существовал импрессионизм – романтизма или реализма?
  5. Где импрессионисты  должны были создавать свои картины?

Обсуждение. Комментарии учителя. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Запись в конспекте

1.Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление.

2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни.

3. Очертания предметов нечётки.

4. Красочная палитра высветлена.

5. Они писали чистым, несмешанным цветом.

6.Каков цвет предмета, такого цвета и его тень.

7. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод.

8. Импрессионисты  писали картины на открытом воздухе, на пленере.

Учитель: Интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли поэты, музыканты,скульпторы.

Задание группам.

Задание 1.

1.Рассмотрите иллюстрации работ известных скульпторов. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

2.Определите какие работы выполнены  импрессионистом.

3.Ответ обоснуйте.

Задание 2.

1.Прочитайте стихотворение Осипа Мандельштама «Импрессионизм». ПРИЛОЖЕНИЕ 5

2.Подумайте, какие картины увиденные нами, могли произвести такое впечатление на поэта.

3.Какие особенности импрессионистической манеры подметил поэт?

3 часть Рефлексия

Практическая часть.

Вы-импрессионисты. Музыка Дебюсси

Задания группам

1 группа: из предложенных открыток, где вперемежку репродукции импрессионистов и традиционных художников, отобрать работы импрессионистов.ИЛИ нарисовать рисунок в стиле импрессионизма.  

2 группа: из полосок цветной бумаги выложить цветную гамму в стиле импрессионистов. Можно специально вложить черный цвет. Дети должны догадаться и не использовать его в работе.

Продолжи «Импрессионизм –это……..»

Учитель:На долю художников-импрессионистов, которые прокладывали новые пути в искусстве, выпала нелёгкая судьба: нищета при жизни, когда их картины скупались за гроши, и громкая посмертная слава, когда их произведения украшают лучшие музеи мира. Хотя французские импрессионисты принадлежали к одному направлению, они не были похожи друг на друга. Каждый обладал яркой творческой индивидуальностью и тяготел к своей теме. О своеобразии Э.Мане, Камиля Писсарро, О.Ренуара, Э.Дега  мы поговорим на следующих уроках.

Д.З Подготовить сообщение о художнике-импрессионисте.

Обратить внимание на особенности творчества


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Музыкальная живопись и живописная музыка. Импрессионизм»

Урок №5 по теме 4 четверти «МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?»...

Тест по МХК в 11 кл "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"

проверочный тест по теме "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"...

Презентация для урока в 5 классе. Импрессионизм

Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской живописи. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения. И главный импрессионис...

Импрессионизм.

Презентация к уроку в 11 классе "Импрессионизм"...

Импрессионизм как вид искусства

Материал для проведения интегрированного урока русского языка, литературы и мировой художественной культуры...

"Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России"

Презентация к уроку "Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России" 7 класс...