Урок по МХК Тема: «Древнеславянская мифология. Образ Богини Макоши»
методическая разработка по мхк (5 класс) по теме

Белан Снежана Анатольевна

 

Образ-модель(интегрированный урок мхк, изо, технологии, информатики, географии, литературы).

 

Художественно-педагогическая идея урока:

Через звучание образов Богини-матери древнеславянской мифологии прийти к открытию личностного смысла, развить у детей собственное отношение к Макоши как прородительнеце Мира, подательницы Жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx47.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Древнеславянская мифология. Образ Богини Макоши» 

Класс: 5

Предмет: МХК

Тип урока: Образ-модель(интегрированный урок мхк, изо, технологии, информатики, географии, литературы).

Художественно-педагогическая сверхзадача: погружение в образы древнеславянской мифологии.

Информационно-методическая карта урока

Цель: Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей древнеславянской мифологии, воплощенных в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Художественно-педагогическая идея урока:

Через звучание образов Богини-матери древнеславянской мифологии прийти к открытию личностного смысла, развить у детей собственное отношение к Макоши как прородительнеце Мира, подательницы Жизни.

Задачи урока:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с древнеславянской мифологией;
  2. Развитие у учащихся способности к личностному проживанию древних корней произведений народного русского и декоративно-прикладного искусства;
  3. Постижение мировоззренческих акцентов древнеславянской мифологии, воплощенных в образе богини Макоши.

Образно-смысловая модель урока:

Мотив русской вышивки с изображением Макоши.

Методы обучения:

  1. Эмоционально-образное погружение;
  2. Комплексное воздействие искусств;
  3. Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
  4. Создание ситуации творческого поиска.

Форма обучения:

Сочетание групповой, и индивидуальной творческой деятельности

Зрительный ряд:

Образцы русской вышивки, атрибуты Макоши, иллюстрации с изделиями народного творчества, презентация.

Музыкальный ряд:

Мотивы славянской, русской народной музыки.

Литературный ряд:

Отрывок из стихотворения В. Высоцкого, фольклор, заклички, отрывки из «Книги Коляды»

Материалы:

Индивидуальная карта для учащихся, карандаши, фломастеры, пластелин, картон, клей, ножницы, цветная бумага, нитки и т.д.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, колонки.

Этапы урока

Приложение

(№ слайда)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Психологический настрой на деятельность

1-2

Тема. Вступительное слово, целеполагание.

  1. Актуализация знаний

3

4-6

- Сказки о прядении

Образ Великой Матери -Костёнки

  1. Объяснение нового материала

  1. Усвоение нового материала

7-

8-

9-

10-

11-

12 – 13

14- 23

24-

25-

26-

27-28

29-

30-32

33-35

Кто же такая Макошь?

Книга Коляды

Значение имени «Макошь» откуда такое странное имя?

Атрибуты Макоши

(показ атрибутов)

Символика Вышивки

Почему Макошь на

полотенцах для весенних обрядов изображалась с воздетыми к небу руками?

К кому и зачем Макошь

могла обращаться

 с  просьбами?

Образ Макоши в народном костюме

(головной убор, сарафан,образ оленихи-лосихи, уточки…)

Образ Макоши в народном жилище

Как вы думаете, можем ли мы

 в современном мире

встретиться с образом богини Макоши?

Параскевья Пятница

Анализ символики Макоши, Мирового Древа, буквы «Ж» - жизнь, российского герба

Анализ символики Макоши на изделиях предметов

Матрёшка

Образы Берегини

Откуда пришли к нам эти знания?

Нить судьбы, жизни –отметить в инд. карте

Работа с учебником

стр. 160

Заполняют индивидуальную карту

(символы земли- подол, птица – рукава)

Прочитать символы на статуэтках

Прочтение вышивки на полотенце

Поисковая работа «Каким образом Связана Макошь с Созвездием Большой и Малой медведиц»?

Работа со слайдами, запись в индивидуальную карту

Анализирование

Приводят примеры

Анализируют

  1. Творческая работа

36

Физкультминутка -

«Заклинание» – настрой на создание оберега

  1. Подведение итогов урока

37

Вывод

По индивидуальной карте

  1. Рефлексия

38

Народная игра «Славянский оракул» -

«Рог изобилия» (награждение)

Заполнение индивидуальной карты

Образно-смысловая модель урока:

№19-Большая и Малая медведицы, символ олених-рожениц, Лады и Лели

№15 – головной убор – символ неба, птиц

МАКОШЬ – подательница жизни

№9 – РОГ-достаток, процветание

№8

Нити судьбы, жизни

№16 – сетка- символ Макоши

№17

ВЕРЕТЕНО-

№15Рукава – связь женщ. Со стихией воздуха

(кока) с початой

пряжей

РУКИ опущены –                                                                                        №13  РУКИ – подняты                        

сохранение силы                                                                                           призывает силу                                                                                                                             

Ж

№27 – буква Богини Живы – спутницы макоши

СОСНА – символ

Вечности

Дерево Макоши

№23 МАКОШЬ отнимает жизнь (кок – кокать – кокошить – лишить жизни)

Связана с МОРЕНОЙ, ЯГОЙ, жена ВЕЛЕСА(скотий Бог, богатства, связан с миром мёртвых

Тема:__________________________________________________________________

Мне было интересно узнать:

Работа на уроке

Поставьте оценку:

Себе

!

Учителю

Миф был первой попыткой человечества понять и объяснить окружающий мир и свое место в нем.

Богиня–Мать - образ присутствующий во всех культурах мира и связан с женским, порождающим всё сущее началом.

На ранних стадиях истории человечества вся природа представлялась в виде женского божества, отсюда и вездесущность – она и мать сыра земля, она и богиня неба, воды…

Она давала жизнь и она же отнимала: «лёг в мать сыру землю» - значит умер.

В её руках была нить жизни, нить судьбы,

Она создавала её, она же её и прерывала.

Предметы связанные с прядением (веретено),

 в сказках прямо влияют на жизнь персонажей.

Давайте вспомним эти сказки:

«Спящая красавица»

«Бабушка Метелица»,

«Морозко»

«Золотая пряха»

«Образ Великой Матери идет из палеолита, где он выражает идею плодовитости (палеолитические «Венеры»)»

С образом Богини-Матери можно встретиться повсюду:

Это  Прародительница  Мира  -Богородица, богиня неба, воды , земли и Матушка-Природа…

И русская печь…

В сознании крестьян печь была тесно связана с родным домом, семьей, предками.

"Печь нам мать родная", – говорили они

Так кто же она

 Макошь?

Макошь - великая богиня. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди.

Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб.

На море-Океане, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне светлица, в той светлице красна девица Матерь Божия с двумя сестрицами, они прядут и сучат шелкову кудельку

Она нити прядет,

в клубок сматывает,

не простые нити - волшебные.

Из тех нитей сплетается

наша жизнь -

от завязки- рожденья

и до конца,

до последней развязки-смерти.

«Книга Коляды», 1 в

Макошь- древнейшая восточнославянская богиня

Земли, плодоносного слоя  почвы.

«Мать-Сыра-земля», «мать хорошего урожая».

Древнерусское слово «къшь» – означает «жребий»,

«кошение» – процесс жеребьёвки, «кошится» – метать

жребий.

«Кошь» – корзина, плетёный возок для снопов, «кошелка»,

«кошель», «кошуля» – различные плетёные ёмкости для зерна,

Хлеба, продуктов

Ма (мать)

Ма – кошь как мать счастливого жребия, богиня удачи.

Макошь была покровительницей

ремёсел, рукоделия, прядения.

колодцев – от слова

«мокнуть» другое имя Мокошь (ритуал

«мокрида» - выбрасывание в колодец пряжи –

Как обряд жертвоприношения)

Атрибуты Макоши:

В культуре древней Руси огромную роль играли знаки и вещи, которые могли уберечь человека от напастей, продлить ему жизнь, а также привлечь в дом достаток и богатство.

Для этого необходимо было лишь «магически защитить» руки и ноги, более всего подверженные ранениям и ушибам, а также защитить энергетические центры и каналы человеческого тела.

И то, что позже стало служить украшением, задумывалось вовсе не для красоты, а для сохранения души и жизни человека.

Почему Макошь на

полотенцах для весенних

 обрядов изображалась

с воздетыми к небу руками?

К кому и зачем Макошь

могла обращаться

 с  просьбами?

Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет.

Так отображалась главная задача женщины: принять силу, сохранить, взрастить и передать.

И силу, и семя, и знание, и мудрость, и традицию.
И вышивка эта отображала понимание мироустройства нашими предками.

Можно сказать, что наряд был моделью вселенной.

Образ Макоши В народном костюме

Одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно.

Верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных женских уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице, лебеди

 (по-старому кЬко-ши), («кичет лебедь белая»).

Платок на голову, платок на плечи.

Кисти – это дождь.

Квадратная форма – земля, политая дождём. Напоминание женщине, что она – земля политая и напитанная, её задача – плодоносить. Причём, речь не только о детях – это гораздо более широкая задача. Это и творчество, и рукоделие.
Жемчужные сетки и подвески на кокошниках, доходящие до плеч – это символ небесного дождя.Сетка на лбу – символ Макоши, богини судьбы.

На рукавах могли быть вышиты птицы как связь женщины со стихией воздуха.

 Кокошник :
Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями

Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку.

 К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами,

кокош – курица наседка.

Кока – так называют и в Твери неполный початок, веретено с початою пряжей, а коклюшкой называют точёную палочку для намотки ниток и плетенья поясков и кружев.

В частности, слово «платок» происходит от русского «поле», что является исходной вотчиной Макоши..

Женский головной убор был связан с небом, солнцем и небесными прародительницами-оленихами – так назывались на Руси созвездия Большой и Малой медведицы.

Рогатые кички, головные уборы с помпонами, платки, завязанные «рожками» кверху – всё это символы олених. Олениха (Лосиха) - древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Её рога были символом солнечных лучей.

Считалось, что женщина должна светить, сиять, освещать.

Женщина в детородном, плодоносящем возрасте носила солнечные символы: звёздочки, цветы розеткой, яргу-свастику

Символизм небесного лося, ходящего на приколе, также нас приводит к образу Макоши, поскольку традиционно Макошь сопровождают две лосихи-роженицы (или два коня, или два цветка, или два дерева жизни). Этот сюжет частый участник русских вышивок.

Одну из лосих зовут Лада, другую – Леля. Лада – богородица, богиня месяца мая (по-славянски – ладень), по знаку Зодиака – Телец. Леля – в некотором смысле антипод Лады (девушка против женщины-Лады). Но одновременно она такая же роженица, как и Лада .

Следовательно, Большую и Малую Медведиц-Лосих мы можем вполне надёжно идентифицировать со славянскими богинями Ладой и Лелей соответственно.

Следует также отметить, что В. Даль производит слова утка и сутки от одного и того же глагола – (у) или (с) + тыкать.

И он же даёт три разных значения термину «сутки»: время, угол, судно. Однако если внимательно рассмотреть эти значения, то можно придти к следующему выводу. Солнце-Ра плывёт на судне (сутке) – ковше – утке по кругу, описывая сначала угол, а потому и все сутки.

Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома. Оберегала семейство.

Яйцо- символ вселенной, символ нового рождения жизни. Колосья пшеницы - урожай хлеба. Огонь- тепло солнца. Птица-утка, нырнула на дно океана и достала в клюве землю - так появилась суша, земля. Кувшин наполнен до верху. Жизнь наша - полная чаша. Солнце - дающее жизнь.

Лицо избы, как лицо женщины.

 Крыша дома иногда украшивалась рогами,

т.е. на дом как бы надевалась та же рогатая кичка

Как вы думаете, можем ли мы

 в современном мире

встретиться с образом

 богини Макоши?

День Макоши - Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен. Один из дней, в который особо чтят Макошь - это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание Макоши. А также 27 октября, собственно Параскева Пятница.

В правой от себя лапе орёл держит – палкообразный предмет (современная интерпретация «скипетр»). Самая древняя мифология относит его назначение к образу веретена, на которое наматывается спрядённая Макошью нить жизни и судьбы. Этот предмет находится в правой лапе птицы (в правой руке царя), что правильно с точки зрения процесса прядения (веретено находится в правой руке) и символизирует активный процесс жизнетворчества – прядения судеб народа.

То же значит и этимология слова «скипетр» от русск. кипа, копна (ср. совокуплять, копить, копнить…). В левой от себя – круглый предмет, который в издревле на Руси назывался «державное яблоко» (теперь «держава») и символизирует объект, на который распространяется власть держателя (самодержца). Самая древняя мифология относит нас к толкованию этого предмета как образу прядева – клуба шерсти или других волокон, клубка тонких нитей и т.п., предназначенных для прядения.

 Таким образом, символ «Двуглавый орёл» – это птичий образ Космического дерева – самого древнего славянского символа, которое, в свою очередь, является растительным образом главной славянской богини – Макоши, то есть Космоса (mo|cos – с метатезой cos|mo(s)).

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами.

Русская матрешка – символ дружбы и любви!

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ма - великая, женщина, питающее женское начало

Слово МАТРёшка, происходит от МАТЕРь "мать, старшая, главная", МАТЕРеть "взрослеть", МАТЁРый "взрослый", что обобщённо можно понимать, как "старшая, древняя прородительница".

Матрешка - это куколка Макошь.

 Ма – Трешка. Вслушайтесь в звучание русских слов – они сами за себя говорят.

В матрешке (Трешке) должно быть три куколки. Внутри матери Лады - дочь Леля. Внутри дочери Лели - дочь Ляля.

Матрешка есть Женская сущность Троицы.

Происхождение - из культов почитания матерей-прародительниц, который засвидетельствован ещё в палеолите.

Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл.

Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама Матерь - богиня жизни, продолжения рода.

Матрешка-символ материнства

...Триславна будь - это самое старинное почитание, во многих культурах мира...

Видимо, от этих корней и Троица, и триединство...

Берегиня

Во  времена   язычества

у  древних  славян  богиня

Берегиня,   символ   плодородия и  защитница  людей,

 считалась  матерью  всех  духов.

Поклонение берегиням стало сочетаться с поклонением Роду и Мокоши - покровителям плодородия. Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее.

Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег».

Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!

Самые сильные обереги — это те, в которых отражается культурное наследие национальных символов, правила и ценностей родного народа.

Откуда пришло к нам эти знания? Конечно, от наших предков.

Женщина умелыми руками делала обереги для семьи.

Оберегами выступали венчики, вытинанки, писанки, рушники, обрядовый дидух, паучки, цветочно-травяные букеты, хлеб , куколки и т.п.

Обережная ладошка –счастливая утица
Оберег приносит в дом радость и счастье, укрепляет родственные связи,
дает ощущение мира и гармонии.
 Перуну-  поклонимся,

Дажьбогу – помолимся,

Макошь – призовём,

Попросим удачи и пятёрок  впридачу!

Творческое задание: «Макошь - Богиня-Мать в моём творчестве»

(оберег, амулет, обережная ладошка, матрешка, куколка, литературное творчество , рисунок и т.д)

Если очень захотеть, то каждый может сделать свой оберег, не ограничивая себя в своих фантазиях.

У вашего оберега будет свой характер, своя яркая индивидуальность!

Итак, сама Макошь:
1.Богиня всей Судьбы
2.Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем
3.Богиня магии и волшебства, жена Велеса
4.Защитница и покровительница хозяек, рукоделия, творчества.
5. В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.
6. Хозяйка Живой Природы.
 

 Прародительница  Мира  -Богородица, богиня неба, воды , земли и Матушка-Природа, подательница  жизни…

Чистоту, красоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В.С. Высоцкий

Сказка о Макоши

  1. Было это давным-давно. Когда Боги ходили по русской земле, словно люди и люди приглашали их к себе погостить в дом и отведать хлеба, да соли. И никто не знал и даже не мог догадаться - какое божество заглянет к нему, и чем одарит. Чтили и уважали русские люди своих богов и боялись прогневать их чем-либо. И поэтому жили они по Божьим законам и были счастливы.
    Женщины почитали Богиню Макошь – плели они в честь неё венки, пряли шерсть, вышивали её образ и верили в то, что все она видит, все слышит и по трудам их и вере, позаботиться Макошь об их счастливой судьбе. Девушки просили у неё о красивом и состоятельном женихе, женщины о детях и достатке, о крепкой семье и заботливом муже. И каждая думала, как же Макоши угодить, чтоб такое сделать, чтоб заглянула она в гости. А ведь это было бы самое что ни на есть, счастливое событие в их жизни. Собирались девушки пряжу прясть и начинали рассказывать друг другу сказы о Макоши и зазывать её в гости. Говорят, у Макоши руки длинные, длинные, голова большая, большая, и носит она в руках женское счастье, на кого оно упадет той и счастливой быть. А еще говорят, сидит Макошь на небе и прядет нити жизни, вот нить одна оборвалась, так это жизнь чья-то порвалась. Говорят, что лица её никто никогда не видывал, а если кто и увидит, тот тут же и умрет. И может она превращаться в кого угодно и в красну девицу, и в дряхлую старуху, и в кошку, и в лисицу, и в быструю птицу. И творит она добро и зло. И горе тому, кто её обидит.
    Леля - Богиня Любви, семейного Счастья и Благополучия, дочь Сварога и Лады
  2. Доля - Богиня счастливой судьбы, счастья и удачи в созидательных деяниях.
  3. Бог Услад - Бог-Покровитель трапезы, застольного веселья и праздников
  4. ЖИВЕ - богине жизни плодородной
  5. Велес рассудитель истины, хранитель Удачи
  6. КУПАЛЕ - Богу плодов земных
  7. ХОРСУ - Богу солнечному
  8. ЛАДА – уклада брачного отрада
  9. ДАЖДЬБОГУ
  10. Мудрость и Сила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифология древних славян. Макошь.

Факультативное занятие в 5 классе по теме "Мифология древних славян. Макошь". Осмысление особенностей древнеславянской мифологии волощённых в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно - ...

Презентация к уроку музыки по теме "Противоборство музыкальных образов в одном произведении" 7 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Противоборство музыкальных образов в одном произведении" 7 класс...

Урок кубановедения в 5 классе по теме: "Античная мифология и Причерноморье"

Целью урока является формирование картины мира с помощью фактов и событий.ОтработкФормирование навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов.Анализируя сюжет мифов ...

Урок истоки на тему "Храм, как образ божественного мира."

Храм – это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужения, место, где собираются верующие люди. С давних пор, как только Русь ...

Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса

Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"...

Технологическая карта урока литературы на тему "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".

Разработка урока по теме "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии"  для учеников 6 класса....

Презентация к уроку литературы (5 класс) по теме "Славянская мифология"

Знакомство с основными богами и мифологическими существами. Безусловно, охватить всех мифологических существ не представляется возможным, потому что их великое множество. Это связано с тем, что у кажд...