Характеристика понятий “тип урока”,“жанр урока” в традиционной и художественной педагогике.
статья по мхк (8 класс) на тему

Жарова Ирина Николаевна

Характеристика понятий “тип урока”,“жанр урока” в традиционной и    художественной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tip_i_zhanr_uroka.doc74.98 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика понятий “тип урока”,“жанр урока” в традиционной и    художественной педагогике.

Внешние формы организации обучения обозначают вид занятия:

урок, лекция, семинар, экскурсия и так далее.

Внутренние формы организации обучения:

  • вводное занятие (дети получают представление о новой теме);
  • занятие по углублению знаний;
  • практическое занятие;
  • занятие по систематизации и обобщению знаний;
  • занятие по контролю знаний, умений и навыков;

Комбинированные формы занятий.

Это типы уроков – классификация уроков по дидактическому основанию последовательного ознакомления и изучения, углубления и закрепления, повторения, контроля материала. Такие типы уроков существуют с точки зрения традиционной дидактики. Данная классификация отражает различный характер и этапы усвоения материала учащимися.

Традиционный урок: Структура урока – строго по разработанному плану, без отступлений. Подход к теме урока – одна  точка зрения на изучаемую проблему, изложенная в учебнике. Контроль – воспроизведение учениками изученной темы. Завершающий этап урока – подведение итогов, припоминание изученной темы.

Творческий урок искусства: Цель урока:

для учителя – организовать продуктивную деятельность учеников;

для ученика – создать творческую продукцию.

Виды деятельности на уроке:

для учителя – организация творческой деятельности;

для ученика – исследование нового объекта, анализ явлений.

Структура урока – ситуативность, отход от запланированного.

Подход к теме урока – многообразие точек зрения специалистов на изучаемую тему.

Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по теме.

Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности.

     Высшим пилотажем для учителя мировой художественной культуры считается способность к импровизации. Уметь провести урок по одному из многих планов, держа в уме несколько возможных планов, вариантов, в зависимости от того, какой ход примет урок в результате того, какие возникнут мысли у учащихся. Строя урок искусства средствами самого искусства, учитель воплощает драматургию и жанровость урока, как неотъемлемые признаки самого урока. Существует новая технология такого урока недавно. Это педагогика сотрудничества (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель), полифоничность учебного сотрудничества. Мнения разные, но об одном. Полифония – единство многообразия.

     Двигательный механизм в любом произведении искусства – контраст и конфликт, или контраст, доходящий до конфликта. Полифония – несколько планов и в литературе, и в музыке, и в живописи. Сколько раз ни читаешь, например, Шекспира, снимаешь один, два пласта в школе, в сорок лет – другие пласты, в старости многое человек видит, сравнивает.

На уроке мировой художественной культуры обязательно нужно создать проблемно-поисковую ситуацию, так как проблема и поиск ее решения – это содержание любого произведения искусства. Специфика урока – не превращать в информацию личное мнение, а организовать индивидуально-личностное восприятие искусства. Если важны для учителя мировой художественной культуры и детей в классе эмоциональная драматургия и жанровость урока, то возникает вопрос о том, каким путем, активным или пассивным будем достигать своей цели?

При планировании урока мировой художественной культуры учителю необходимо ясно определить:

  • содержание раздела;
  • суть темы урока и ее место в содержании раздела;
  • тип урока, как дидактическая основа степени раскрытия, закрепления и обобщения материала,
  • жанр урока, как воплощение материала об искусстве средствами самого искусства, как виды деятельности с конкретным драматургическим строением;
  • художественно-педагогическую идею данного урока, раскрывающую концепцию курса мировой художественной культуры, избранную учителем в качестве объединяющего стержня, и в связи с этим – возможность постановки проблемы и ее решения;
  • драматургию  логического и эмоционального развития (сценарий);
  • основные задачи урока, отражающие различные виды деятельности (какое впечатление, эмоциональное потрясение должны испытывать учащиеся, какое новое знание они получат, каким новым умением они в результате урока овладеют);
  • выводы на различных этапах урока и его итог (режиссура урока);
  • необходимое оборудование и материалы;
  • расчет времени по разделам урока.

Правила и организация заданий должны составляться и разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся (активность, исполнительность, пассивность).

По возможности, задания должны носить обучающий характер. Учащиеся, участвуя в них, приобретают новые знания, умения, навыки.

Для учащихся с пассивными действиями нужно придумать ослабленные варианты заданий, чтобы искусственно создать возможность успеха, и наоборот, трудные задания давать на группу учащихся с разными особенностями, и при оценивании деятельности, каждого оценить за  внесенный вклад и за коллективную работу (скорость выполнения, творческие решения, актерское мастерство, умение сконцентрироваться, выполнение общего замысла, понимание внутри группы, работы без шума и так далее).

Игровые задания можно использовать на различных этапах урока: при опросе, повторении пройденного на прошлых уроках, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении и обобщении его.

Таким образом, игровые задания на уроке мировой художественной культуры необходимы для воспитания личности, для развития актерских способностей, преодоления “комплекса неполноценности”, особенно характерного для подростков, желания блеснуть своими познаниями перед сверстниками. Если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников и сверстников, то у него самого возникает потребность творчества. Такие уроки воспитывают у учащихся уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе.

Урок искусства может быть представлен в жанре урока-путешествия, урока-прогулки, урока-концерта, спектакля, драмы, викторины, урока-импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, урок-презентация, бенефис, панорама, митинг, урок-откровение (исповедь). Интересен жанр урока – “живой газеты”, устного журнала, особенно в сотрудничестве с учителем информатики, с использованием компьютерной техники. Популярны турниры знатоков, эстафеты.

Жанры урока-путешествия (по страницам романа, по этапам жизненного пути автора, исполнителя и так далее), урока-прогулки широко используются учителями. Такой тип занятия требует предварительной разработки “маршрута” в совместной деятельности учителя и детей. Разработка маршрута может быть целью урока, определять его сценарий. Часто такие уроки получаются излишне иллюстрированными, сознательными, констатирующими. Здесь учителю важно придать поисковый характер работе.

Урок-импровизация – жанр очень сложный. Он по плечу учителю-мастеру, свободно ориентирующемуся в материале и имеющему условия работы. Импровизация возможна на какой-либо уже имеющейся основе. Дети до урока могут посетить музей. У них масса впечатлений. Каждый из них увидел нечто свое. Учитель, помня крылатую фразу, что “лучшая импровизация – импровизация подготовленная”, продумывает цель и задачи урока, готовит всевозможные репродукции, слайды, книги, аудио-видеоматериалы, которые могут понадобиться, готовит каталоги, дающие возможность быстро найти любой материал.

Урок-концерт – учитель и ученики оказываются в одной роли (слушателя, зрителя, исполнителя). Составление программы концерта, подготовка номеров (не только стихов, песен, рассказов, рисунков, но и аудиозаписей, видеокассет, слайдов, фотографий и тому подобное). То есть всего того, чем хотел бы поделиться с другими и ученик, и учитель, что они хотели бы посмотреть, послушать, почитать еще раз ВМЕСТЕ. Но иногда подводит оснащенность кабинета.

Деловая или ролевая игра – жанр урока итогового, обобщающего. Желающим из числа учащихся предлагается “войти в роль” после пройденной темы. Они  располагаются перед классом, приняв соответствующий вид (позы, изменения внешности…). Остальные учащиеся задают “гостям” вопросы самые разные: о смысле жизни, о Боге, природе; роли каждого из “гостей” будут различными, так как они будут отражать различное мироощущение, стиль. Остальные дети класса выполняют роль “журналистов”, потомков, обращающихся к предкам, оцениваются их интересные вопросы. “Вошедшие в роль предков”, стараются ответить на каждый вопрос, согласно своему образу.

Урок-драма (греческое слово “действие”) – план урока в этом жанре составляется как сценарий некоего “действа”, “разыгрываемого” произведениями искусства, учителем и учениками. В плане-сценарии урока в этом жанре поэзия, проза и видео, аудиоряд выстроены таким образом, что человек, умеющий “читать” язык искусства, “снимет” информацию без единого слова.

Урок-интервью – интересен для проведения семинаров, зачетов, контрольных и домашних работ, обобщающих занятий. Интервьюером может выступать учитель  по отношению к ученикам, ученики по отношению друг к другу, а так же ученик по отношению к учителю или к другому интересному человеку, гостю и так далее. Интервьюер должен определить для себя тему, задачи, основной ход и возможные оригинальные повороты интервью, которое может быть и устным, и письменным. Оценивается содержательность, логичность и оригинальность, творческий характер беседы, осуществляемой интервьюером. А так же полнота информации и оригинальность  высказываний интервьюируемого.

Урок-репортаж – из музея, города, страны, эпохи, из дома поэта, с выставки и так далее. Можно использовать для вводных или “углубляющих”, а так же для обобщающих уроков. Репортаж (от французского – перенесение) может вести учитель, но интереснее вариант, когда учитель играет роль “ведущего в студии”, а репортерами становятся ученики. Вместо учителя в данной ситуации может выступать ученик с организаторскими и импровизаторскими способностями, владеющий материалом лучше, чем одноклассники.

Урок-импровизация (от латинского – предъявление, представление к взысканию). Жанр этот связан с подачей материала, вызывающего неоднозначное отношение учащихся. Так бывает, например, на уроках, касающихся религии, с учениками атеистического воспитания, или на занятиях по авангардному искусству. Ведь презентация – это не только представление нового, но и его защита, показ его достоинств, преимуществ. Презентация может проводиться учителем как тип вводного урока. Исходя из стиля общения, презентация может превратиться в урок-митинг, к примеру, посвященный рок-музыке или любимым поэтам.

Урок-бенефис (от французского – доход). В театральной среде – спектакль в пользу одного из участвующих. Урок, на котором один из учеников в совместной работе со всеми получает возможность проявить свои превосходные способности, необыкновенные знания, впечатления после интересного путешествия, во время которого ученик изучал культуру, сделал интересные фотографии, привез любопытные сувениры. Урок-бенефис может быть рассчитан на ученика, который, желая сказать, что его знания недостаточно оценены, активно участвует в уроке, играя ведущую роль.

Урок-панорама – носит обзорный характер содержания. Он рассчитан на созерцательный тип восприятия искусства. Это бывает необходимо на предварительном этапе изучения темы.

Кроме жанра урока, учителю важно определить для себя его форму. Форма урока проявляется в его внешней структуре, отражающей прежде всего взаимодействие учителя и ученика, учеников между собой. Такими формами является урок-диалог, лекция, семинар, зачет.

Наиболее важной для урока искусства представляется форма урока-диалога. Умение строить подобное общение с учащимися – не ответы на вопросы, а “слово” (логос) двух равноправных сторон – проблема отдельного рассмотрения. Такой урок требует много сил, внимания, организованной и активной работы учителя и учащихся. Он оказывает большое впечатление на учеников и надолго запоминается. На таком уроке большинство учеников имеет возможность принять участие в уроке и получить оценку за работу в его конце.

Урок-лекция – на уроке главную роль играет учитель, его мастерское, увлеченное изложение материала, объяснение сложных для понимания моментов.

Урок-семинар – здесь основная работа выполняется учениками на основе задания, желательно, по плану, либо вопросам, предложенным предварительно учителем.

Урок-зачет – может быть самым разным, от традиционных до жанровых форм. Интересными и полезными могут стать турниры знатоков, интеллектуальные “бои” – эстафеты.

На уроке искусства ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а значит, развивают способности и реализуют  личностный творческий потенциал. В основе урока лежит целостная система обучения – дидактическая эвристика (наука о создании нового). Урок искусства способствует личностно-ориентированному творческому обучению.

    На вводном занятии дети получают представление о новой теме, сравнивают: чем эта тема отличается от других тем. Это первый уровень первоначального поверхностного ознакомления с произведениями искусства, но вопросы перед учащимися нужно ставить следующего характера: почему художник создал это? В чем на ваш взгляд смысл произведения?

Второй тип уроков – углубления, закрепления полученных знаний. Дети сравнивают и ищут отличия жизни людей, углубляются в проблемы эпохи и жизни творца, постигают произведения со своей чувственно-личностной ориентацией.

Третий тип уроков – обобщения, проверки знаний. Третий уровень личностного включения самостоятельной творческой трактовки, то есть воплощение драматургии и жанровости урока в жизни учащихся.

Типы уроков можно разбить на три группы по видам заданий учителя мировой художественной культуры. В первую группу входят уроки информативного характера. Здесь ученики лишь повторяют информацию, полученную от учителя или из книги. Такого рода задания должны составлять в преподавании мировой художественной культуры самый малый уровень. Ведь здесь ученику нет необходимости “подключаться к произведению искусства”. И потому такие задания лучше будут выполнять усердные и старательные учащиеся, даже если они хуже поняли произведение искусства. В таких заданиях можно проверить и оценить лишь общественные навыки, но не навыки, приобретенные непосредственно при изучении  мировой художественной культуры.

Вторую группу уроков составляют уроки с заданиями с частичной творческой направленностью. Здесь уже ученики должны показать начальные умения разбираться в произведении искусства. В основном, все  задания этой группы направлены на прояснение структуры произведения. И большая часть работы по выработке навыков на уроках мировой художественной культуры как раз и должна проходить на этом уровне. Ведь главная задача в преподавании этого предмета вовсе не “научить восхищаться прекрасным”. Восхищению учить нельзя и даже опасно. Главное – научить видеть как сделано то или иное произведение искусства (технология), и почему оно сделано именно так, а не иначе (смысл).

Третья группа уроков самая специфическая для уроков мировой художественной культуры. Это творческие задания. Здесь выявляется вся особенность данного предмета, где творчество разворачивается не на уровне творения прекрасного, а на уровне его осмысления. Именно этим мировая художественная культура как учебный предмет принципиально отличается от курсов музыки, изобразительного искусства и всевозможного художественного труда. Поэтому творческие задания на уроках мировой художественной культуры являются самыми необходимыми. Все эти задания строятся одинаково. Это либо осмысление связи между явлениями внутри художественной культуры (отдельными произведениями, жанрами, видами искусства, стилями, художественными эпохами, национальными культурами), либо связи между явлениями художественной культуры и внутренним миром ученика. Уроки искусства, представленные в разнообразных жанрах можно планировать на разных этапах усвоения детьми знаний: на первоначальном этапе восприятия и усвоения материала можно использовать урок-путешествие, урок-прогулку, урок-драму, урок-репортаж (из музея, города, страны, эпохи…), урок-бенефис (одного из учеников).

Урок-импровизацию, урок-интервью, урок-репортаж можно проводить, когда уже есть необходимые знания детей, какая-то основа для углубления и обобщения материала.

Поисковый характер, исследовательский, требующий от детей умения анализировать язык искусства, размышлять философски, придают урокам жанры: урок-драма, урок-импровизация, урок-интервью.

Совместная деятельность учителя и учеников при подготовке к уроку помогает узнавать друг друга ближе, находить общие увлечения и разногласия в оценке искусства.

Сочетание на одном уроке нескольких видов искусства помогает учащимся составить полную картину состояния искусства и древних эпох, и современности.

Некоторые уроки, например, урок-концерт, урок-презентация, урок-бенефис требуют сложной предварительной подготовки и учителя и учащихся. Учитель готовит с частью детей (или с разными группами) разные номера. Урок принимает комбинированный характер (восприятие нового материала, и углубление, и обобщение) и соревновательный, так как дети стремятся заслужить одобрение своего выступления у зрителей. В следующем номере “артисты” сами становятся зрителями и слушателями, а зрители – исполнителями, стараясь и представить новое, и показать его достоинства, преимущества.

Только итоговыми, обобщающими уроками могут быть уроки жанра деловой или ролевой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина "Традиционный быт в русском доме"

В учебно - методическом пособии представлены многие стороны повседневного быта русского человека. ...

Презентация к урокам кубановедения "Традиционная одежда кубанских казаков", 8 класс

этапы  формирования  традиционного  мужкого  костюма  кубанских  казаков,  женский  казачий   костюм...

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Презентация "Характеристика понятий научение, обучение, учение через призму педагогической психологии"

Презентация подготовлена для студентов педагогических учебных заведений....

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...

Публикация на тему "Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики"

В публикации "Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики" описываются народные подвижные игры для детей разного возраста. Рассказывается о влиянии народных подвижных игр на д...

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике...