Программы по МХК.
рабочая программа по мхк по теме
Программы по МХК 10 - 11 классы. Ред. Г.И.Данилова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура», 10 класс (автор Данилова Г.И.). Документы Министерства образования РФ достаточно чётко определяют место МХК в Базисном учебном плане. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. УМК - Мировая художественная культура. Учебник для общеобразовательных заведений / Г.И. Данилова и др. – М.: Дрофа,. 2009.
Образовательные цели и задачи курса:
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
- освоение основных этапов развития русской художественной культуры как уникального и самобытного явления.
Воспитательные цели и задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях.
Основные дидактические принципы
- Принцип непрерывности и преемственности. Курс для 10 предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учётом ранее изученного.
- Принцип интеграции. Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы: комплексно и синхронно преподаются отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства.
- Интегративный принцип открывает широкие возможности использования разносторонних связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством.
- Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно избирательный. В программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения.
Структура курса
Программа содержит 5 основных разделов и 34 темы, охватывающие период с
XVII в. до современности, рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Содержание курса
В старших классах школы предоставлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретённые знания, умения и навыки, а главное – выработать представление о целостных художественных моделях мира.
Наиболее приоритетными становятся, во-первых, углублённое изучение важнейших этапов исторического развития мировой культуры, мотивация причин выдвижения на первый план одного из видов искусства, «прорастание» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Во-вторых, постижение закономерностей смены художественных эпох, стилей и направлений. Главным системообразующим принципом на данном этапе является понятие о художественном стиле. Шедевры искусства и имена их выдающихся творцов также изучаются в общем контексте художественных стилей и направлений.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал — единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.
Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона — примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо — модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теноч-титлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Феофан Грек, А. Рублев). Ансамбль Московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор — как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и Средневековья в культуре последующих эпох.
Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Формирование знаний, умений и навыков.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
Знать, понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой музыкальной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре:
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:
- выбора путей культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Учебно-тематический план 10 класс
№п/п | Раздел | Тема раздела | Количество часов по программе | Из них | |
Изучение нового и закрепление | контроль | ||||
1 | Раздел I. | Художественная культура древнейших цивилизаций. | 5 | 5 | |
2 | Раздел II. | Художественная культура античности | 7 | 6 | 1 |
3 | Раздел III. | Художественная культура средневековья | 9 | 8 | 1 |
4 | Раздел IV. | Художественная культура Востока | 5 | 4 | 1 |
5 | Раздел V. | Художественная культура Возрождения | 9 | 8 | 1 |
Итого: | 35 |
Формы проведения занятий:
урок-лекция;
урок – пресс-конференция;
комбинированный урок;
Контроль уровня обученности.
Устный контроль:
- фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;
- индивидуальный опрос;
- собеседование по теме,
Письменный контроль:
- тестирование,
- творческая работа,
- письменный ответ,
- составление глоссария по изученному материалу,
Учебно-методическое сопровождение
Видеофильмы о знаменитых памятниках архитектуры и шедеврах живописи;
Репродукции картин знаменитых художников;
Журналы серии «Художественная галерея»;
Журналы «Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»);
Дополнительный теоретический и наглядный материал о творчестве знаменитых художников XVII – XXI вв., собранный по темам в кабинете музыки в течение нескольких лет;
Энциклопедия «Искусство», «Шедевры мировой архитектуры», «История развития западноевропейского искусства», серия журналов «Государственная Третьяковская галерея», «История искусства».
Мировая художественная культура. Учебник для общеобразовательных заведений / Г.И. Данилова и др. – М.: «Дрофа», 2009. – 366 с.
Календарно-тематическое планирование по МХК в 10 классе
№1 | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уроку | Вид контроля. | Домашнее задание |
1 | Введение | Урок- беседа | Что такое эстетика? | Этика и эстетика в нашей жизни | Выборочный опрос | Найти понятия «красивое» и «прекрасное» | ||
2 | Первые художники Земли | Освоение новых знаний | Древние образы и символы. Первобытная магия | Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры | Выборочный опрос | Что означают в первобытном иск-ве эпохи Мадлен, Ориньяк, Соллютре? | ||
3 | Архитектура страны фараонов | Освоение новых знаний | Пирамиды в Гизе. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре | Скальные гробницы. Храмы Среднего и Нового царства | Выборочный опрос | Сообщения о поклонении животным в Египте | ||
4 | Изобразительное искусство и музыка Египта | Освоение новых знаний | Гигантизм и неизменность канона в живописи | Рельефы и фрески | Выборочный опрос | Сообщение о фараоне-реформаторе Эхнатоне | ||
5 | Художественная культура Древней Передней Азии | Освоение новых знаний | Архитектура Вавилона | Памятники в Уре. Прославление силы и могущества человека. | Выборочный опрос | Особенности шумеровской письменности | ||
6 | Искусство доколумбовой Америки | Освоение новых знаний | Культ предков. Ольмеки, ацтеки и майя | Пирамида Солнца, Теотиукан | Выборочный опрос | Мировое значение худ-ной культуры майя | ||
7 | Эгейская культура | Освоение новых знаний | Истоки крито- микенской культуры | Фрески Кносского дворца. Вазопись | Выборочный опрос | Сделать эскизы росписей ваз | ||
8 | Золотой век Афин | Освоение новых знаний | Прогулка по Афинскому Акрополю | Главные части греческого ордера | Выборочный опрос | Экскурсия по афинскому Акрополю | ||
9 | Скульптура Древней Греции | Освоение новых знаний | Скульптурные каноны Поликлета и Мирона | Скульптура эллинизма | Выборочный опрос | Скульптура поздней классики | ||
10 | Архитектура Древнего Рима | Освоение новых знаний | Пантеон- храм всех богов, Триумфальные арки | Форум, Пантеон, Колизей – шедевры Древнего Рима | Выборочный опрос | Описание картины С.Щедрина «Колизей в Риме» | ||
11 | Театральное и музыкальное искусство Античности | Освоение новых знаний | Театральные представления. Цирки, бои гладиаторов | Что такое «катарсис»? Музыкальное искусство римлян | Выборочный опрос | Мифы о б Орфее, флейте Пана | ||
12 | Мир византийской культуры | Освоение новых знаний | Средние века. Основные части базилики | Мозаика и иконопись базилики | Выборочный опрос | Основные достижения культуры Византии | ||
13 | Архитектурный облик Древней Руси | Освоение новых знаний | Древнерусское государство. Главные части соборов | Собор Святой Софии в Киеве | Выборочный опрос | Архитектура Древнерусского государства | ||
14 | Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры | Освоение новых знаний | Новгородская София, Храм покрова на Нерли | Своеобразие зодчества Древней Руси | Выборочный опрос | Сообщения по теме | ||
15 | Обобщающее повторение | Контроль знаний | Закрепление пройденного | Обобщение пройденного | Выборочный опрос | Сообщение о башнях Кремля | ||
16 | Тест за первое полугодие | Контроль знаний | Тест | Тест | Фронтальный опрос | |||
17 | Архитектура Московского княжества | Освоение новых знаний | Соборы Кремля, их зодчие. История кремля | Символическое значение куполов на соборах | Выборочный опрос | Тайны стен и башен Кремля | ||
18 | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси | Освоение новых знаний | Творчество Рублёва, Грека и Дионисия | Музыкальные инструменты на Руси | Выборочный опрос | Рассказ о Троице Рублёва и Грека | ||
19 | Романский стиль Средневековья | Освоение новых знаний | Феодальные замки и их значение. Романская скульптура | В замке феодала. Донжон | Выборочный опрос | Что такое Средние века? Отличительные особенности романской архитектуры | ||
20 | Готический стиль Средневековья | Освоение новых знаний | Три периода готики. Три главных элемента готических сводов | Классификация готических соборов. Скульптура готики | Выборочный опрос | Сообщения о готических соборах | ||
21 | Театральное и музыкальное искусство Средних веков | Освоение новых знаний | Главные театральные представления: мистерии, миракли, фарс | Церковная музыка и её значение. Трубадуры и менестрели | Выборочный опрос | Григорианский хорал и музыкальные инструменты Средневековья | ||
22 | Художественная культура ислама | Освоение новых знаний | Возникновение Арабского халифата. Архитектура ислама | Что такое арабеска и каллиграфия? Восточная книжная миниатюра | Выборочный опрос | Возникновение ислама. Литература Востока | ||
23 | Индия – страна чудес | Освоение новых знаний | Главные индийские храмы Основатель буддизма | Пещеры Аджанты. Самый высокий минарет в Индии | Выборочный опрос | Сообщения о мавзолеях индийских шахов | ||
24 | Художественная культура Китая | Освоение новых знаний | Шедевры китайской архитектуры | Скульптура Китая. Жанры китайской живописи | Выборочный опрос | Пейзаж в трад. китайской живописи | ||
25 | Искусство Японии | Освоение новых знаний | Шедевры японской архитектуры. Нэцкэ | Садово-парковое искусство Японии | Выборочный опрос | Театральное искусство Японии | ||
26 | Флоренция- колыбель итальянского Возрождения | Освоение новых знаний | Периоды эпохи Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески | Идеи гуманизма в произведениях иск-ва | Выборочный опрос | Архитектурный облик Флоренции | ||
27 | Проторенессанс и Раннее Возрождение | Освоение новых знаний | Применение античной перспективы | Джотто- лучший живописец | Выборочный опрос | Описание фрески Джотто «Поцелуй Иуды» | ||
28 | Золотой век Возрождения | Освоение новых знаний | Рим – культурный центр. Титаны возрождения | Великие творения Рафаэля, Леонардо, Микеланджело | Выборочный опрос | Описание картины Рафаэля « Сикстинская мадонна» | ||
29 | Возрождение в Венеции | Освоение новых знаний | Позднее Возрождение. Творчество Палладио, Беллини, Тициана | Веронезе- певец праздничной Венеции | Выборочный опрос | Трагический мир Тинторетто | ||
30 | Северное Возрождение | Освоение новых знаний | Деятельность братьев ван Эйков, творчество Дюрера | Описание Гентского алтаря | Выборочный опрос | Тайна портрета супругов Арнольфини | ||
31 | Музыка и театр эпохи Возрождения | Освоение новых знаний | Расцвет инструментальной музыки | Главные музыкальные инструменты. Творчество Шекспира | Выборочный опрос | Кто такой Эразм Роттердамский? | ||
32 | Обобщающее повторение | Контроль знаний | Представление презентаций и докладов | Защита проектов | Фронтальный опрос | Подготовка к тесту | ||
33 | Тест за второе полугодие | Контроль знаний | Контрольный тест | Тест | Фронтальный опрос | |||
34 | Заключительный урок | Урок обобщения знаний | Просмотр видеороликов | Представление и защита презентаций и рефератов | Фронтальный опрос | |||
35 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...