Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология)
план-конспект урока по мхк (8 класс) по теме

Бочарова Юлия Юрьевна

Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова).

Задачи:

раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”

формировать коммуникативные и информационные компетентности;

способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.

Гельвеций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok2.docx462.36 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология)

Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова).

Задачи:

раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”

формировать коммуникативные и информационные компетентности;

способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.

Гельвеций

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.

Народная мудрость

Ход урока

Учитель литературы: Сегодня у нас с вами непростой урок, необычный. Потому что вести его будут два учителя: учитель литературы и педагог-психолог. А назвали мы его «Судьба человека».

Учитель литературы:  Цель нашего урока -  формировать понятия «судьба» на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова.

Основная задача – это  раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”.

Учитель литературы: Начать наш урок хочется словами великого философа Гельвеция “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.

Психолог: Я хочу продолжить мысль народной мудростью “Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу”.

Психолог: Ребята, что такое характер? Какими чертами характера могут обладать люди?

Психолог: Готовясь к уроку, мы с вами провели социологический опрос. Опрошены были взрослые люди от 25 до 40 лет, которым было предложено ответить на вопрос: “Что может кардинально повлиять на вашу жизнь?”. Вот, что у нас получилось. Самыми популярными ответами были.

Психолог: На этом слайде вы можете познакомиться с результатами опроса в виде диаграммы. Можно сравнить как отвечали мужчины и как женщины в процентном соотношении.

Учитель литературы: И потеря близкого человека, и неизлечимая болезнь может сломить человека, а может его закалить. От чего это зависит? (От его характера, от его жизненной цели.)

Мыс уже встречались с произведениями  Эдуарда Асадова. И сегодня для нашего  урока я не случайно выбрала стихотворение именно этого поэта.

Гиперссылка.

Ученик рассказывает биографию Э. Асадова

Ученик читает стихотворение под музыкальное сопровождение (Приложение 5).

Спешишь, кипишь в каком-то бурном раже!

 А годы мчат суровой чередой.

 И вот однажды не заметишь даже,

 Как ты уже – на финишной прямой…

 

А в прошлые, упрямые годы

 Душе хотелось и дерзать, и сметь,

 Спешить, не остывая никогда,

 Всего достичь, добиться и успеть!

 

А вот теперь, когда посыпал снег,

 Ты дни как будто пробуешь сберечь,

 Чтобы подольше, замедляя бег,

 Той финишной черты не пересечь…

Учитель литературы:

- Почему стихотворение написано от 2-го лица? (наставление писателя читателю).

- Что значит “посыпал снег”? (Старость.)

- Подберите к этому слову контекстные синонимы. (Финишная черта.)

- Найдите смысловые (опорные) слова стихотворения. (Достичь, добиться, успеть, дерзать, сметь.)

- Благодаря каким чертам характера преодолел все жизненные трудности поэт? (Целеустремленность, напористость, трудолюбие, стойкость и др.)

Психолог: Ребята, давайте еще раз вернемся к результатам опроса. Обратите внимание, что неизлечимая болезнь может существенно изменить нашу судьбу, так считают 44%  мужчин и 47% женщин.  

Учитель литературы: Дома вы прочитали рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» Давайте познакомимся с биографией автора.

Гиперссылка.

Учитель литературы:

- Кто является главным героем рассказа “Судьба человека”? (Андрей Соколов.)

- На сколько логических частей делится жизнь главного героя? (3 части: до войны, во время войны, после войны.)

Работа в группах.

Учащиеся составляют кластер. (1-я группа: А. Соколов до войны; 2-я группа: А. Соколов во время войны, после войны).

Вывешиваем на доску.

Психолог: Наше состояние передается и через музыку. Какому периоду жизни главного героя соответствует данный музыкальный отрывок? (До войны, музыка спокойная, мелодичная.)

Учитель литературы:

- В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. (“Поначалу жизнь моя была обыкновенная...” до слов: “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

- Чему радуется главный герой? (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

- Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.)

- Что меняет быт главного героя? (Война.)

- Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.)

- Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость.)

- Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен.)

Отрывок из фильма «Судьба человека» (от 54 минут до того, как фашист протягивает Соколову хлеб).

- Какие черты проявил главный герой в этом фрагменте? (Достоинство.)

- Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает? (Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви.)

— И что же впереди?

 (Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату». До слов: «…никто герою не ответил…ковыль…)

— Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.  (“В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”).

- Что значит для человека дом? (Дом — очаг, хранитель семейного счастья, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются надежда и смысл жизни. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе и пустоту.)

 - Как вы думаете, как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)

- Наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни Соколова: работал, начал выпивать.

- Что изменило жизнь А. Соколова? (Встреча с мальчиком.)

- Кто кого нашел? (Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.)

-  В чем смысл названия рассказа?

- Давайте обратимся к словарю Ожегова. Судьба – многозначное слово.

- В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)

- Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)

Психолог: Я предлагаю прослушать отрывок из произведения Алексея Черкасова и Полины Москвитиной “Конь рыжий”.

Психолог: Как вы поняли, ребята, данный отрывок? (ответы детей).

- Давайте назовем черты характера,  которые являются главными в жизни человека. (ответы детей).

- Посмотрите на экран, что у нас получилось.

Учитель литературы: Закончить наш урок хочется  стихотворением Юрия Левитанского.

Музыка.

Каждый выбирает для себя

 Женщину, религию, дорогу.

 Дьяволу служить или пророку –

 Каждый выбирает для себе.

Каждый выбирает по себе

 Слово для любви и для молитвы.

 Шпагу для дуэли, меч для битвы

 Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

 Щит и латы. Посох и заплаты.

 Мера окончательной расплаты.

 Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

 Выбираю тоже – как умею.

 Ни к кому претензий не имею.

 Каждый выбирает по себе.

Подводятся итоги урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по теме “Война в судьбе ребенка”.

Resource id #1316

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и психологии.

Звуки голоса любимой, как музыкальная мелодия, жили в душе поэта, при встрече с ней (любимой) они потрясли его. «Тут жизнь заговорила вновь». Любовь – это сама жизнь в лучших её проявлениях. Это музык...

Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ....

Статья "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ С ПСИХОЛОГИЕЙ "

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ С ПСИХОЛОГИЕЙ. СТАТЬЯ НАПИСАНА СОВМЕСТНО С ПСИХОЛОГОМ ЛИЦЕЯ ЗЫКОВОЙ Е. К....

Интегрированные уроки литературы с психологией

Новые подходы к преподаванию литературы в условиях ФГОС...

Интегрированный урок литературы и психологии в 5 классе.

Интегрированный урок литературы и психологии в 5 классе.Тема: "Русская басня в XX веке"....

Презентация к интегрированному уроку литературы и психологии в 5 классе.

Презентация к интегрированному уроку психологии и литературы в 5 классе "Русская басня в XX веке"....

интегрированный урок литературы и психологии "Славлю имя твоё!"

Интегрированный урок литературы и психологии, разнообразие видов деятельности, психологические приёмы в уроке, упражнения, рефлексия.Познакомить обучающихся с произведениями о мамах и д...