Интегрированный урок по литературе и психологии.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Звуки голоса любимой, как музыкальная мелодия, жили в душе поэта, при встрече с ней (любимой) они потрясли его. «Тут жизнь заговорила вновь». Любовь – это сама жизнь в лучших её проявлениях. Это музыка души человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutchev..doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нежней мы любим и суеверней…» Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений

      Цель: чтение и изучение любовной лирики Тютчева, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний человека.

Оборудование: презентация, романс «Я встретил вас», музыкальное сопровождение работы. Учащиеся готовят заранее сообщения об адресатах любовной лирики Тютчева

Ход урока.

1.Звучит музыка. Под музыку произносятся слова:

- Звуки голоса любимой, как музыкальная мелодия, жили в душе поэта, при встрече с ней (любимой) они потрясли его. «Тут жизнь заговорила вновь». Любовь – это сама жизнь в лучших её проявлениях. Это музыка души человека.

2. Психология . Что такое любовь? Любовь. Красивое слово, нежное слово. Ради любви люди готовы на многое. А что такое любовь? Как вы это понимаете?  (высказывание детей)

А вот как описывают это чувство в литературе:

 Любовь – это скорее не слово, а определенные действия, благодаря которым ты понимаешь, что тебя любят.

Любовь – это энергия, которая  заставляет двигать жизнью.

По словам ученых, врачей  любовь, это болезнь – острое психическое расстройство, зависимость от другого человека.

Любовь это болезнь, которая заразна, причем эмоциональное заражение в психическом смысле. Эмоции или настроение одного человека передаются другому, так происходит когда чувство взаимно.

А кто знает признаки любви? (ответы детей)

Разрешите и мне добавить несколько:

-отстраненный взгляд, направленный внутрь себя;

-радостное вздрагивание при каждом телефонном звонке, несчастный вид, если телефон долго молчит;

-непредсказуемая смена настроения;

-неадекватная реакция: истерика или блаженная улыбка;

-повышенная эгоистичность по отношению к проблемам других и т.

3. Тютчев многогранен, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья, Преданности и воплощённой в  любви Вечности. После смерти его первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа,  охраняющие его Творчество и Жизнь. Эти звёзды – две женщины - Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева – Нести и Леля. Это их слёзы, чистые, как горное озеро, и горячие, словно огненная лава вулкана, обжигали душу поэта, заставляя её страдать, очищаться и возноситься в поэтическое мироздание вселенского вдохновенья.

  1. Рассказ о пожаре на пароходе, где находилась первая жена Тютчева Элеонора и его дети, и чтение стихов, посвященных ее памяти: «Еще томлюсь тоской желаний…» (1848) и «В часы, когда бывает…» (1858).
  2. Чтение стихотворений, посвященных второй жене поэта Эрнестине Федоровне Дёрнберг. Это «1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской влюбленной…», «Не знаю я, коснется ль благодать…».
  3. Особое место занимают в творчестве Ф. Тютчева стихи, посвященные Е. А. Денисьевой, потому что в них исключительно сильно изображено чувство последней, прощальной любви. Это «О, как убийственно мы любим…», «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Есть и в моем страдальческом застое…», «Последняя любовь».

      Из этих стихов может быть составлена литературная композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания.

  4.    Для текстуального анализа выбраны  стихи, посвященные женщине, которая поняла и оценила любовь Тютчева, но не связала с ним свою жизнь, — Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюднер. Это раннее «Я помню время золотое…» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» — Крюднер баронессе (1870).

Обратимся к тексту стихотворения «К.Б.»:

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

- Слово былое (минувшее, прошлое) – книжное; - Какой оттенок придает это слово?

 Оно предает оттенок значительности ушедшим годам.

-Что можете сказать о третьей строке и начале стихотворения?

 Третья строка (Я вспомнил время золотое…) – почти дословное повторение начала стихотворения «Я помню время золотое…». Молодость – самое ценное в жизни человека, время великих надежд и будущих свершений. Инверсия слова золотое выделяет это определение.

Психология цвета. Цвет «Золото» - это желтый. А что он значит?  (ответы). Да вы правы, это и радость, и веселье, но еще это цвет справедливости, ловкости, сообразительности.

Желтый цвет олицетворяет Солнце, тепло, весну, цветы. В тоже время желтый цвет на языке цветов это цвет разлуки. И как ничто другое это определение цвета, характеристика цвета подходит к биографии Тютчева, к его поэзии. Проанализировав цветовую гамму в творчестве Тютчева, можно заметить преобладание желтого и золотого цвета.  

Как по вашему, почему поэт рифмует былое-золотое?

- Чем богата эта строфа?

Строфа богата звуковым повторами.( вс(встретил)-вас-все: ст(стало) так т(тепло))

-Что ещё придает экспрессию строфе? Анафора:

Я встретил вас

…………………………

Я вспомнил время…

Вторая строфа – о необычайных явлениях природы.

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

-Что мы можем увидеть?

В хмурую осеннюю пору хлынет весеннее тепло и солнышко засветит по-особому приветливо.

-Что можно почувствовать?

Человек почувствует себя бодро, и на душе его станет радостно и уютно:

..Бывают дни, бывает  час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас…

Эмоциональна строка «Бывают дни, бывает час…». Повторение одного и того же слова бывает, необычайное его место в строке придает убедительность утверждению.

-Выразительно редко употребляемое слово встрепенется о чем говорит? ( пробудится, оживит прошлое)

Психология. Воспоминания это воспроизведение во времени и пространстве образов прошлого из автобиографической памяти. (Роджер Браун)

Можно сказать, что это обозначения памяти, которое окружает определенное, значительное событие в собственной жизни. Такие воспоминания обычно очень ясные и острые, они состоят из того, где человек был, что делал, кто был там еще и т.д., когда произошло это событие. Для того, чтобы сформировались такие «разные» резкие воспоминания, должны быть и сильное удивление, и высокий уровень эмоционального возбуждения.

воспоминание        память         прошлое

А зачем нам прошлое?(ответы обучающихся) Ведь многие из нас хотели бы поменять его, может даже и не все,  а фрагмент (в большой степени это неприятные моменты), ну или по крайней мере думали об этом.  

Мы получаем опыт в прошлом, чтоб не сделать ошибок в будущем.

Третья строфа уточняет и дополняет смысл выражения «что-то встрепенется в нас», продолжает мысль о том, что бывают дни необычайные и значительные:

Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

-Что Тютчев передает словом упоенье ?

Передает восторг от встречи с баронессой Крюденер. Такой волнующей радости поэт еще не испытывал многие годы – «с давно забытым упоеньем». С отрадой он вновь увидел «Милые черты». Волна воспоминаний и чувств захлестнула, как некогда всю полноту его личности. Выражение «Обвеян дуновеньем» подсказано памятными воспоминаниями прошлого, когда ветер обвевал юные лица Амалии и Федора Ивановича во время их прогулок по Мюнхену. Об этом поэт рассказывает в стихотворении «Я помню время золотое»

Что можете сказать об этой строфе?

Строфа, как и предыдущие, благозвучна: в,н(обвеян), н,в,н (Дуновеньем); вн(душевной) – н(полноты) аллитерация – третьей и четвертой строках:

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

- В чем признается поэт в четвертой строфе?

Четвертая строфа – признание в своем неугасимом чувстве, уподобленном любимой музыке, покоящейся в памяти человека долгие годы. Лирический герой ошеломлен встречей, даже сомневается в её яви:

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Психология. . Эмоции, чувства – что это такое? Вспомните определения, мы с вам на уроках психологии не раз говорили об этом. (ответы детей)

Все вы правы.  

Эмоции – это выражение оценочного отношения существующий или возможной в будущей ситуации.

Чувство – это устойчивое эмоциональное состояние.

Эмоции и чувства могут совпадать и даже   противоречить друг другу (например: можем ненавидеть любимого человека). Эмоции не всегда осознаются, чувства же внешне всегда заметны. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчива отношения к каким-либо конкретным объектам.

Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Эмоциональное состояние – настроение; стресс; гнев и т.д

Чувства – боязнь; волнение; благодарность; любовь и  т.д.

Чем примечательна последняя строфа?

Последнее четверостишье перекликается с началом стихотворения. Встреча с первой любовью – это не только воспоминания, это – вся прожитая жизнь, где память об Амалии всегда хранилась в душе поэта. И последнее признание в любви:

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Строфа эмоционально насыщена. Здесь и анафоры, и смысловое значение рифмующихся слов воспоминанье (а,е) – очарованье (нье): вновь (вь)-любовь(вь). И красота авторских выражений.

-Чем проникнуто стихотворенье?

Стихотворение проникнуто грустью о прошлом, болью о несбывшемся, но в нем – апофеоз великому чувству любви. Для поэта – это музыка души, быть может, самое значительное в жизни человека.

Психология.

Душа самое сложное понятие из области философии и религии. В одном это нематериальное начало жизни, в другом случае –совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. А как вы думаете, что такое душа и где она находится. Ведь над этим вопросом многие ломают голову.

Для современной психологии душа это носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств, которые сообщают его частям положение, важность и динамику.

Кто-то относится скептически ко всему этому, кто-то верит, что да, душа есть, ее можно потрогать

Работа в группах.

Раннее «Я помню время золотое…» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» — Крюднер баронессе (1870).

      Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами:

  1. Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они связаны? (В первом стихотворении это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами мира внешнего. Во втором — это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик — важна его внутренняя, духовная жизнь.) 
  2. Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?
  3. Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?
  4. Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?
  5. Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.

      В финальной части урока звучит  романс неизвестного автора на стихи Тютчева «К. Б. («Я встретил вас — и все былое…»)». При прослушивании на листе формата А 4 учащиеся цветными карандашами рисуют образ, чувства, переживания лирического героя.

Выставка рисунков.

Д/З  письменно сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева.

Я встретил вас - и все былое                          
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

 И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и с замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал
.

Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

В 1850  начинается сближение Тютчева с  Денисьевой. Она училась в  Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой  они полюбили друг друга и четырнадцать лет открыто были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего света петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных Петербурга и окрестностей его нещадно поносили - ему не могли простить этот роман на стороне, потому что здесь была подлинная страсть, не таимая от света, отличавшаяся постоянством. На  Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение. Трудны и тяжелы были для Тютчева и сцены, нередко происходившие между ним и Денисьевой. Мы знаем о ней мало, помимо стихов, посвященных ей Тютчевым. Отрывочные сведения, дошедшие до нас, рисуют нам Денисьеву с чертами иных героинь Достоевского, душевно растерзанных, способных к самым мрачным выходкам.

Весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской императрицы Александры Федоровны). Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Шли годы, и в 1870 г. Тютчеву довелось вновь встретить уже и немолодую Амалию Максимилиановну в Карсбаде, куда поэт приехал лечиться.. Тогда-то и было написано стихотворение «Я встретил вас…». Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посвятил ей стихи.

 1826 год – Тютчев женится на графине Ботмер. Их семью посещает вся баварская интеллигенция. Тютчев переводит на русский язык стихотворение Гейне «С чужой стороны». Перевод произведения назывался «Сосны» и годом позже был напечатан в «Аонидах». Известно также, что Федор Иванович спорил с немецким философом Шеллингом.  Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная - писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но, так или иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.

 Через 7 лет начался роман  Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе. На котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из Россиив Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».  1839 год – Тютчев женится на баронессе Дернгейм. В этом же году за самовольный отъезд в Швейцарию (чтобы заключить брак) он отставлен со службы и лишен звания камергера. Тютчев с женой переезжают в Мюнхен.

Список литературы.

  1. Анализ лирики в старших классах:10-11/ И.Е.Каплан.-М.: Экзамен, 2005.
  2. Литература учит: 10кл.: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990
  3. Поурочные разработки по литературе 19 в. 10 кл. М.:Вако, 2004
  4. http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=28079&file=prosv016.pdf
  5. Технологии успеха. 1001 совет школьнику/ И.Л.Добротворский. М.:ВЛАДОС,2006
  6. Исцеляющий цвет/ Г.Сташевская.- СПб.:ИК «Комплект», 1997

 7.  "Арт-Терапия в подготовке специалистов помогающих профессий"/В.Л.Кокоренко.- СПб.: Речь,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».

Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок (Математика + ручной труд + психология) : «Путешествие на остров «Чунга - Чанга»

На данном уроке   закрепляются  приемы  сложения, вычитания, умножения и деления в пределах 100, а также  умения решать простые и составные арифметические задачи. С помощью ко...

Интегрированный урок английского языка с психологией

Цель:повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка;формирование социокультурной компетенции;потребности правильного отношения к себе и к окружающим.Задачи:расширить запас активной лексики...

Интегрированный урок русского языка и психологии

Данный урок предназначен для учащихся 9-11 классов, направлен на формирование навыков анализа лирического произведения, развивает интерес к художественному слову. Кроме этого, знания по психологии пом...

«Я мыслю - значит, я существую» интегрированный урок русского языка и психологии 5 класс

Интегрированный урок русского языка по теме «Текст, тема, идея» и психологии по теме «Память как общая способность».Тема урока: «Я мыслю - значит, я существую». Технологии обучения: личностно – о...