Актуальность интерактивных форм и методов в преподавании МХК
статья по мхк (9 класс) по теме

Ионова Инна Борисовна

Актуальность интерактивных форм и методов в преподавании МХК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._inter.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму».

Китайская притча.

 

                             

                            Актуальность интерактивных

                     форм и методов в преподавании МХК

Современный подход к обучению ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, что вызвано особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера. 


Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Это означает, что приоритет в работе учителя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Увлечь учеников своим предметом, сегодня уже невозможно без применения новых интерактивных технологий, так как односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа учителя.

Сам термин «Интерактивный» – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Оно обеспечивает совместное выполнение учащимися работы, учит критически мыслить, создаёт комфортные условия обучения, переводит познавательную деятельность на более высокую форму сотрудничества, учит общению.

Поэтому перед учителем возникает проблема освоения новых интерактивных форм и методов обучения.

Важное отличие интерактивных форм и методов от обычных заключается в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, воспроизводят изложенное учителем, сколько изучают новый как с помощью учителя, так и самостоятельно, используя доступные источники информации.

На сегодняшний день без этого представляется довольно затруднительным полноценное обучение в современной школе.

Возможно, в каких-то дисциплинах интерактивные формы и методы обучения не играют такой основополагающей роли, как в предмете «Мировая Художественная Культура». Здесь они просто необходимы, так как позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме.

В соответствии   с законодательством  РФ  государственные образовательные  стандарты  выступают как  важнейший нормативный  правовой   акт Российской  Федерации, устанавливающий  систему  норм  и правил, обязательных  для исполнения  в любом  образовательном учреждении, реализующем  основные

образовательные  программы.

В основе ФГОС лежит  «системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности,

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования,

- ориентацию на результаты образования,

- признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».(4, 5)

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения". (4)

Из вышесказанного следует, что системно-деятельностный подход это объединение деятельного и системного подходов, что и является основой  ФГОС.

«Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда.

К её основным составляющим относятся:

- повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной ёмкости содержания образования,

- применение современных методов обучения, активизация методов обучения,

- активизация темпов учебных действий,

- развитие рефлексивных навыков труда, использование компьютеров и других новейших информационных технических средств обучения».(7)

Согласно точке зрения Ю.К. Бабанского,  любая целенаправленная функциональная саморегулируемая педагогическая система стремится к оптимальным наилучшим результатам учебно-воспитательного процесса на основе двух критериев: достижение каждым учеником максимально возможного для него, в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости и отсутствие фактов систематического превышения учениками и учителями норм времени.

В последние годы в методике преподавания наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу.

Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие, а не наоборот. «Взаимодействие, интеракция — это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации».

Б.Д.Парыгин рассматривает общение как двустороннее явление: по содержанию - это «коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией», по форме — это поведенческий аспект, «реализуемый в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу».

Специально организованный способ многосторонней коммуникации предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только преподавателя, паритетность, отсутствие репрессивных мер управления и контроля с его стороны.

Используя интерактивный подход к обучению, можно оптимизировать процесс освоения учебного материала и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной школы.

Список литературы:

  1. ФГОС
  2. Парыгин Б. Д. Социальная психология (учебное пособие)  СПб: СПбГУП, 2003.
  3. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М., 1998
  4. http://netedu.ru/node/11037 Сетевое образование. Экспертиза, учебники
  5. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
  6. Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения
  7. http://nsportal.ru/shkola/ Социальная сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы обучения на уроках экологии

Использование интерактивных форм и методов на уроках являются актуальной проблемой современной школы и, вероятно, наступает эпоха расцвета интерактивных методов обучения.Слово «интерактив» пришло к на...

использование интерактивных форм и методов в профилактической работе с несовершеннолетними

В этой работе представлена класссификация интерактивных форм и методов, примеры мероприятий проводимых в нашей школе....

Интерактивные формы и методы обучения математике

Публикация.Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения. Методика – это не то, какими книжками мы пользуемся, а то,  как организовано наше обучение. Иными словами ме...

Интерактивные формы и методы работы (доклад)

Доклад был подготовлен к семинару "Современные формы и методы обучения"...

Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка как средство формирования ключевых компетенций обучающихся. Педагогический проект

Обращение к проектной теме продиктовано необходимостью совершенствования педагогического «инструментария» в условиях модернизации школьного образования, которая предполагает ориентацию образования не ...

Интерактивные формы и методы работы как средство повышения профессиональной компетенции студентов колледжа

Рассматривается понятие интеактивного обучения, его такие формы как дискуссия, деловые игры....