Мастер-класс "Как написать исследовательскую работу с удовольствием"
методическая разработка по мхк по теме

Хабибулина Ольга Петровна

Мастер класс:  «Как написать исследовательскую работу с удовольствием?»

Как учителю осуществить руководство исследовательской работой учащихся, чтобы эта работа была по-настоящему научной? В чём заключается цель  организации исследовательской деятельности учащихся?

С чего начинается научное исследование? От чего зависит успех совместного поиска истины?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс:  «Как написать исследовательскую работу с удовольствием?»

Проблемная ситуация 

В современной образовательной практике всё больше внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности. Это объясняется общей ориентированностью образования на результат. Но что мы понимаем под результатом? Не подменяем ли мы в очередной раз сущность внешней формой?

С каждым годом увеличивается количество исследовательских конкурсов разного уровня и количество учащихся, вовлеченных в деятельность НОУ. В погоне за количеством, мы в очередной раз теряем качество. Исследовательские работы пишут многие, но в редких из них имеет место научное исследование как таковое. Возникает вопрос: как учителю осуществить руководство работой учащихся, чтобы эта работа была по-настоящему исследовательской, научной? Иными словами, от чего зависит успех совместного поиска истины?

1. Когда речь идет об исследовательской деятельности, самый главный вопрос: какую мы ставим перед собой цель?

Задание 1 (З) «Закончи предложение» «Цель исследовательской деятельности учащихся заключается в том, чтобы………»

Как правило, самая очевидная для большинства руководителей цель: написать исследовательскую (творческую) работу и представить её на конференции НОУ.

В свете новых стандартов образования результат предполагает акцентирование личностного аспекта смыслового содержания образования.

Задание 2(П) Ответьте на вопрос: Что предполагает личностно-ориентированное обучение?

Самореализация, самость, личность – это такие понятия, которые неразрывно связаны с личностно-ориентированным обучением. Личность – в центре образовательного процесса, значит, важна сама личность, сумевшая или не сумевшая реализовать своей интеллектуальный потенциал, и самое главное, насколько комфортно психологически эта личность почувствовала себя в этом процессе.  Следовательно, цель организации исследовательской деятельности заключается в том, чтобы создать условия для  самореализации   личности школьника.

Задание 2(У) Продолжи мысль: «Научное исследование начинается с ….»

И сами старшеклассники, и большинство руководителей  абсолютно уверены, что первый шаг – это выбор темы. Но… мы неслучайно сделали акцент на личностно-ориентированном обучении.  Поэтому о какой бы деятельности не шла речь, для ребёнка важно, чтобы в процессе этой деятельности он в первую очередь что-то новое узнал о самом себе: каков я сам по себе и каковы мои возможности в данной деятельности. Поэтому при организации исследовательской деятельности учащихся целесообразна помощь психолога.

 Такие методики, как «Диагностика структуры личности» Кеттелла, «Формально-динамические свойства индивидуальности» Русалова, «Методику оценки структуры темперамента», желающим можно предложить сделать энцефалограмму головного мозга, которая наглядно демонстрирует активность правого или левого полушария. Психологические диагностики могут помочь научному руководителю определить зону исследовательских направлений, а также выявить интеллектуальный потенциал конкретного ребенка.

В ходе обсуждении прийти к выводу, что первый шаг в любом исследовании – самопознание. Попытаться заглянуть в себя,  разобраться в живой динамике своего собственного душевного мира, постичь смысл приоритета своих внутренних состояний над внешними и своего будущего над прошлым, значит, осмыслить психологию собственной индивидуальности.  

– Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое счастье? Еще в юности я нашла ответ на этот вопрос в книге выдающегося польского философа В.Татаркевича «О счастье и совершенстве человека»: «Счастье – в наслаждениях, но истинные наслаждения – духовные наслаждения». Наука, творчество есть постоянное духовное наслаждение.

Поэтому второй шаг – осознание потребности в духовном наслаждении. Если ребёнок почувствовал в себе эту потребность, значит, у него всё получится.

Основным условием, при  котором одарённая личность самореализуется в исследовательской деятельности является её успех. Как правило, и сами дети, и их руководители под успехом понимают призовое место на конкурсе, доказательством чего является диплом. Увы, как показала практика, не всегда награды получают достойные работы (объективность редко имеет место на подобных конкурсах).

 Успех – это признание того, что состоялся факт научного открытия, пусть малого, но открытия. Именно ради этого стоит вовлекать школьников в науку.  От чего зависит успех совместного поиска истины?

Принято считать, что самый главный вопрос – выбор темы. Безусловно, выбор темы исследования – важный момент. Но настоящее исследование начинается не с формулировки темы, а с поиска проблемы.

Греческое слово problema  переводится как «задача, преграда, трудность». И наша задача – найти эту преграду, обозначить спорный момент.

Например: Слышит ли музыку попугай? Почему птицы поют? Где зимуют раки? Почему надуваются мыльные пузыри?

Почему человек изобрел лабиринт? Что такое «гены» и как их увидеть? Как образовалась Вселенная? Почему одни ученики получают 5, а другие 2. Был ли у первобытных людей контакт с инопланетянами?

Чем дальше, тем сложнее. Со старшеклассниками нужно найти проблему, которая на сегодняшний день существует и требует своего разрешения. Именно ради решения конкретной социально-значимой проблемы и ведётся исследование.

От способности увидеть эту проблему и найти её эффективное решение зависит успешность всей работы. Проблема может быть узкой (значимой в рамках предмета, школы и т.д.), широкой (значимой в рамках определенной социальной группы), глобальной (значимой в рамках всего общества).

Как показывает мой опыт, самые удачные темы вытекают из  надпредметной проблемы, которая выходит за рамки конкретного предмета, социума, что поднимает уровень её актуальности, и как следствие, увеличивает количество респондентов, привлеченных в ходе исследования.

Третий шаг – поиск проблемы

Только после того, как обозначена проблема, выявлена острота противоречий, из которых она вытекает (чем острее противоречия, тем значимей проблема), только тогда можно формулировать тему. И здесь нужно учесть следующие моменты: с одной стороны, она должна быть близка и интересна самому учащемуся, возможно, связана с его личными увлечениями, спектром познавательных интересов; с другой стороны, тема должна быть социально значима и в любой аудитории своей формулировкой  вызвать резонанс, заинтересовать своей остротой и современностью.  

Дальнейшее содержание исследования определяется гипотезой – предположением как решить выявленную проблему. Здесь нужно помнить, что смысл любого открытия заключается в новизне конкретного решения исследуемой проблемы. Какое новое решение проблемы предлагает исследователь, которое приведёт к изменениям в существующей ситуации? Работа может иметь очень интересную, актуальную на сегодняшний день тему, она может быть представлена очень ярко, наглядно, но если она не несет в себе главного – пусть маленького, но нового приращения знания, это уже не исследование.

– Как найти это новое, как сделать открытие? Существует единственный способ – размышлять. Изучать в научном смысле – значит, размышлять, используя при этом все существующие виды воображения. Все гениальное просто. Надо лишь научиться правильно и эффективно мыслить.

Далее переходим к формулировке цели и задач. Определить цель исследования – значит обозначить конкретный результат, ради которого будет проводиться исследование. Но я вам скажу больше, цель – это не просто результат. Цель – это мечта, которая чаще всего вряд ли осуществится. Но ребёнок своим решением проблемы пытается приблизить собственную мечту. Разве мы не получаем удовольствие, когда наша мечта становится ближе, и кажется, что ещё чуть-чуть, и она сбудется. Задачи – конкретные шаги в достижении цели, что должно быть сделано, чтобы цель была достигнута, и ваша совместная мечта сбылась.

1 Например, Тема: «Туризм: новое решение проблемы»

Задайте себе вопрос: что такое туризм, зачем человеку нужно путешествовать? (получать новые впечатления, эмоции)

 Зачем? (чтобы восстановить силы, растраченные в процессе трудовой деятельности)

 Вот это и есть наиважнейшая социальная функция туризма.

 Но сложившаяся в нашей стране экономическая ситуация привела к тому, что туризм стал уделом избранных. Так, по данным 2008-1009 гг. за границу выезжают лишь 6 % населения России (из них самые популярные – Турция, Китай, Египет).

А социологический опрос, проведенный среди старшеклассников школы 104 г.Челябинска, показал, что лишь 38 % учащихся старших классов этим летом путешествовали (из них 20 % за рубежом; 18 % по России). Никуда не выезжали за пределы Челябинской области – 62 % учащихся (из них половина некоторое время провели у бабушки в деревне). На этот факт мы обратили особое внимание.

Это противоречие (между социальной функцией туризма и невозможностью её осуществления для многих граждан России) вызвало проблему: как в современных экономических условиях сделать туризм массовым?

Гипотеза исследования заключается в следующем: на наш взгляд, подобную социальную задачу можно решить, предложив новые формы туризма.

Цель исследования: предложить новую форму туризма, разработать её оригинальный проект.

Теоретическая часть исследования: типы туризма, категории туризма, виды  и формы туризма. Наше внимание привлёк новый «нетуристический» туризм: (не просто экскурсия по старинному замку, а проживание в нем с участием в костюмированных балах эпохи Людовика XIV; или в буддийском монастыре, марокканском дворце, японском риокане.

Практическая часть исследования заключалась в разработке проекта этнотура «Русский Ренессанс». Программа этнотура предлагает:

–  Проживание в деревенском доме, полностью выполненном в славянском стиле (как внутри, так и снаружи).

–  Народные праздники

– Овладение ремеслами в мастерских  

– Детские забавы

Предлагаемая программа зимнего и летнего сезонов рассчитана на 7 дней, предполагает семейный отдых или группой (до 6 человек),  в стоимость путёвки входит питание и проживание в отдельном доме, за дополнительную плату мастер-классы по выбору (в зависимости от количества выбранных мастерских).

 Реализация проекта этнотура «Русский Ренессанс» планируется в одной из умирающих деревень Челябинской области.

Новизна исследования: 1) предложено новое решение проблемы массовости туризма в современных экономических условиях; 2) выявлена новая форма туризма, представляющая собой синтез нескольких его видов (этнографического, экологического, познавательного, спортивного); 3) разработан оригинальный проект этнотура «Русский Ренессанс», который наряду с решением проблемы массовости туризма решает проблему пропаганды национальных культурных традиций; 4)  реализация проекта на месте «умирающей» деревни Адищево одновременно позволит решить задачу возрождения национальных мест обитания.

 Разработанный нами проект этнотура «Русский Ренессанс» будет предложен не только жителям России (в частности жителям г.Челябинска), но и иностранным путешественникам, интересующимся традиционной русской культурой.  

 

Пример 2:

Тема: «Художественные инсталляции в современном городе»

– Что сегодня непосредственно окружает человека, живущего в так называемом «спальном» районе? Гряда серых однообразных жилых домов, которые чередуются с заросшими травой пустырями, а в последнее время автостоянками. В то время как человек интуитивно ищет глазами некий образ, способный оказать на него позитивное эмоциональное воздействие.

Это противоречие вызвало проблему: как превратить окружающую нас среду   в эмоционально и духовно насыщенное пространство?  

Гипотеза исследования заключается в следующем: на наш взгляд подобную эстетическую задачу могут решить гармонично вписанные в пространство современного города художественные  инсталляции.  

Цель исследования: создать собственный проект архитектурных инсталляций, вписать авторский проект в городской ландшафт.

Теоретическая база исследования: что такое инсталляция, виды, инсталляций, как рождается инсталляция.

Практической части исследования предшествовал социологический опрос, касающийся вариантов заполнения пустующего пространства в спальном районе.

Из предложенных участникам эксперимента вариантов: автостоянка, сквер, детский парк, спортивная площадка, торговый центр, 64,5 % учащихся в качестве оптимального варианта назвали сквер.

Практической частью исследования явилось создание авторского проекта:   Арт-парк «Созерцание». В каждом арт-объекте мы попытались оригинально использовать своё кредо: поиск новых современных форм образности и выразительности.

В ходе исследования нами были сделаны следующие выводы:

1) современные арт-практики, основанные на последних достижениях науки, технологии и авангардно-модернистских находок в сфере художественного выражения, значительно расширяют возможности наполнения пространственной среды города эстетически насыщенным смысловым содержанием;

2)  Инсталляции – это великолепный рассказчик, умеющий вовлечь зрителя в свой образ, включить в общение, пробудить эмоцию, настроить на сопереживание.  

Разработанный нами проект художественных инсталляций – арт-парк «Созерцание» – будет предложен г.Челябинску в качестве альтернативы однообразной серости и утилитаризму пространственной среды современного постиндустриального города.  

Пример 3: Тема: «Вербальное поведение современной молодёжи». 

Проблема: как в современных условиях повысить культуру общения современной молодежи?

Цель исследования: предложить радикальные способы защиты населения от негативного влияния загрязнённой речи.  

Пути решения проблемы экологии вербального поведения

1) вывести решение проблемы на государственный уровень 

На сегодняшний день  существует  Ст. 130 УК РФ: Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом, либо исправительными работами. Вопрос в том, часто ли мы пытаемся защитить свою честь и достоинство?  

2) установить строгий контроль за выполнением штрафных санкций за использование ненормативной лексики в общественных местах

Ст.20 «Кодекса об административных правонарушениях» предусматривает наказание за нецензурную брань в общественных местах. Проблема в том, что нет строго контроля за его выполнением. Может быть, для этого нужен специальный отдел ОВД, и вызов сотрудника этого отдела по отдельному телефону (например 08)?

3) усилить требования цензуры на ТВ и в печати

        Закрывать программы и издания, скомпрометировавшие себя в данном вопросе.  

4)  внести в устав учреждений пункт о нормах вербального поведения  

Отчислять учащихся школ и Вузов, неоднократно нарушивших правила пребывания в данном учебном заведении.  

5) целенаправленно вести борьбу с матом в Интернете

На  интернет-форумах за приличным поведением посетителей призваны следить модераторы. Совсем недавно изобретён специальный аппарат, вызывающий чихание у человека, набирающего  тексте нецензурные слова (Рерреr Mouth).

6) усовершенствовать средства мобильной связи

Поставить в сотовые телефоны устройство, которое при использовании абонентом обсценной лексики отключает телефон.

7) массово и повсеместно проводить акции;

В некоторых городах России прошла акция «Забей на мат!» (Чувашия, г. Канаш). Её участники берут на себя обязательства: Делать все возможное для борьбы с матом!  

 8) пропагандировать бережное отношение к русскому языку

Как можно больше дискуссионных передач, в которых обсуждалась бы роль русского языка и культуры его использования в жизни нации.  

9) разработать курсы с лингвогуманитарной направленностью и внедрить их в школьную практику.

 Идея  эксперимента заключается в следующем: довести до учащихся всю информацию, касающуюся негативного влияния окружающего нас речевого пространства. Речь идёт о разработке специальной программы элективного курса «Экология вербального поведения».  

Цель программы: воспитание вербальной культуры молодого поколения через развитие и раскрытие сознания и самосознания.

Программа состоит из 4 разделов (представляющих собой взгляд на проблему с точки зрения разных наук):

I РАЗДЕЛ «БИОЛОГИЯ»  

Задача данного раздела: продемонстрировать доказательства влияния вербального поведения на живые организмы. 

Руководитель Центра экологического выживания и безопасности  Геннадий Чеурин в свое время высказал гипотезу о пагубном влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов. Сам ученый и несколько его единомышленников в течение ряда лет вели наблюдение за двумя группами:

1) первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матершины,

2) вторая  – из людей, принципиально не использующих "крепких" словечек.

И вот что показали многолетние наблюдения. У "матерщинников" очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и как следствие различные хронические заболевания.

Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.

Следующие исследования основаны на открытии американского ученого Ли Лорензена о памяти воды: вода воспринимает, накапливает и сохраняет сообщаемую ей информацию.

– Зёрна, поливавшиеся водой, наслушавшейся «вялого» мата, проросли на  53 %.

– Если воду ругали «трехэтажной» бранью, зёрна прорастали лишь на 49 %.

– Зато вода, над которой читали молитвы, подняла всхожесть семян до 96 %!

А ведь человек на 80% состоит из воды!!!

                  Японский исследователь Масару Эмото разработал метод получения кристаллов из воды. Кристаллы, образовавшиеся из дистиллированной воды, имеют  форму шестиугольных снежинок. В зависимости от полученной информации их строение меняется.

1) Лебединое озеро, Аве Мария, слово «Солнце!», после молитвы, «Спасибо!».

2) Хэви-метал, «Дьявол!», «Ты дурак!».

Но совершенно сенсационно воспринимаются открытия, сделанные волновой генетикой, доказывающие, что слова, используемые человеком, влияют на его генофонд. Добрые и красивые слова его выправляют и совершенствуют, бранные и нецензурные, разрушают.

Любое произнесенное слово – это волновая генетическая программа,   которая оказывает не только сиюминутное влияние, но и на  отдалённую перспективу, то есть на ещё не родившихся детей.

II РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ» 

Психологи утверждают, что всё, что произносит человек – это не случайность, всё это имеет прямое отношение к духовному миру человека.  

III РАЗДЕЛ  «ЭТИМОЛОГИЯ»  

Задача данного раздела программы: познакомить учащихся с историей происхождения слов.  

Как считает Д.С.Лихачёв, молодежь часто использует слова и выражения, значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, потому, что не знает их истинного первоначального значения.

IV РАЗДЕЛ взгляд на проблему с точки зрения аксиологии

Задача: раскрыть истинную красоту, смысл и ценность культуры человеческого общения.

Апробация данной программы в общеобразовательной школе № 104 привела к следующим результатам: сравнительный анализ данных социологического опроса «За культуру общения» или «За свободную от норм культуры речь», полученных в начале эксперимента и по его завершении, продемонстрировал, что количество учащихся, сделавших свой выбор «За культуру общения» увеличилось на 19 %. 

Полученный результат говорит о том, что внедрение курса «Экология вербального поведения» в практику современной общеобразовательной школы способно повлиять на сложившуюся ситуацию деградации национальной языковой культуры.  

И в заключение:  

Все каналы телевидения перенасыщены рекламой продуктов питания и предметов потребления. В единичных случаях появилась реклама антиалкогольной направленности. Введение рекламы культуры вербального поведения, ценности произносимого нами слова, на наш взгляд, могло бы стать существенным шагом на пути возрождения самосознания нации и решения проблемы экологии вербального поведения.

Только достигнув поставленной цели, которая предлагает некий новый продукт, средство, модель, проект, учащиеся познают истинную сущность и успех проведённого исследования.  

Я желаю Вам настойчивости, терпения                                                                                 и вдохновения

НА  НЕЛЁГКОМ  ПУТИ  ПОИСКА  ИСТИНЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как написать исследовательскую работу

В помощь педагогам для написания исследовательских работ....

Презентация "Как написать исследовательскую работу"

данная презентация содержит рекомендации по написаниюы. оформлению и представлению исследовательской работы...

Как написать исследовательскую работу

Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к наукам. Нестандартные ситуации иследования активизируют деятельностьучащихся, делают восприятие учебной инфор...

Памятка. Как написать исследовательскую работу.

Памятка. Как написать исследовательскую работу....

Как написать исследовательскую работу?

Презентация может быть использована учителем на вводном занятии по организации исследовательской деятельности учащихся. Содержит подробный план действий для школьника, включая тематику индивидуальных ...

как написать исследовательскую работу

материал для ознакомления структурой исследовательской работы...

Как написать исследовательскую работу

Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в отличии от других видов творческой деятельности...