Конспект урока на тему: "Античность и Возрождение"
план-конспект урока по мхк по теме

Используя сравнительный анализ, учащиеся должны прийти к выводу, что, опираясь на античные образцы, эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по МХК

на тему: «Античность и Возрождение»

                                                       Выполнила: Чугунова А. А.


Тема урока: «Античность и Возрождение»

Цели урока: расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению культуры эпохи Возрождения; учащиеся должны понять, что, опираясь на античные образцы, эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями искусства. 

Задачи урока.

Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса и уважения к историческому прошлому;
  • воспитание умения ценить высокую культуру прошлого и брать от нее лучшее.

Образовательная задача:

  • закрепление навыков анализа произведений искусства.

Развивающие задачи:

  • совершенствование навыков анализа произведения искусства;
  • развитие умения использовать сравнительный анализ;
  • развитие связной речи учащихся.

Оборудование и материалы: рабочие тетради, письменные принадлежности, классная доска, раздаточный материал.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя.

Постановка целей перед учениками.

2. Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний, повторение пройденного).

Эпоха Возрождения. Общая характеристика. Беседа с учащимися по вопросам домашнего задания. (В ходе беседы учащиеся составляют в тетради тезисы).

Вопросы для обсуждения:

Что такое эпоха Возрождения? Каковы её особенности?

Какие виды искусства получили развитие в эпоху Возрождения? Назовите имена самых ярких деятелей эпохи.

Записи в тетрадях учащихся. Возвращение к жизни античного наследия в эпоху Возрождения.

Принцип свободного развития человеческой личности становится идейным знаменем Возрождения.

Гуманистическое утверждение права человека на счастье, любовь.

Протест против церковного аскетизма.

3. Беседа с учащимися по вопросам:

1). Почему родиной Ренессанса стала Италия? Обсуждение вопроса важно для понимания преемственности в развитии художественной культуры. Учитель обобщает ответы, подчеркивая, что не только интенсивное развитие буржуазных отношений, богатые банки, обширные торговые связи способствовали формированию культуры Возрождения. Сыграла свою роль и историческая судьба античного наследия. Данте писал: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля, на которой стоит город, священнее, чем думают люди»

2). Известному историку культуры М. В. Алпатову принадлежит высказывание: «Античность, этот забытый мир, вновь является Возрождению, как древняя сказочная птица феникс» (высказывание записано на доске). Прокомментируйте цитату. Как вы понимаете слова «забытый мир»? Согласитесь ли вы с тем, что «возвращение» античной культуры подобно фениксу (сказочной птице, которая возрождалась из пепла)?

3). Какие элементы античной архитектуры использовались в эпоху Возрождения?

Проверка индивидуального домашнего задания: сравнение конструктивной роли ордера в древнегреческой архитектуре и в архитектуре итальянского Возрождения.

Обсуждение выступления учащихся.

4. «Человек – мера всех вещей» - это лозунг эпохи Возрождения. Рассмотрим изображение человека в скульптуре.

Учащимся раздается материал: изображение скульптры Поликлета «Дорифор» (V в. до н.э.) и Донателло «Давид» (1440 – 1443).

Заранее подготовленные ученики делают сообщение о времени и истории создания этих произведений.

Задание: составить письменно вопросы для сравнения двух изображений.

Обсуждение составленных вопросов и ответы на них.

(Среди вопросов должны быть затронуты и такие: какой эстетический идеал отразился в работе Поликлета? Какие достижения античности проявились в работе Донателло? Что нового внес Донателло? и др.)

В результате работы учащиеся должны проследить, какими принципами руководствовались художники эпохи Возрождения и Античности, какие художественные приобретения античности нашли отражение в искусстве возрождения, какие новые элементы художественного творчества появляются в эпоху Возрождения. Вывод, к которому должны прийти учащиеся: эпоха Возрождения — замечательный пример «воскрешения из небытия» огромного пласта античной культуры, ставшего источником вдохновения для творцов искусства Нового времени. Благодаря образованности гуманистов современное человечество получило возможность прикоснуться к истокам античной цивилизации, участвовать в «диалоге культур». В свою очередь, культура Ренессанса будет питать творческие поиски последующих поколений, связывая воедино прошлое и настоящее.

5. Подведение итогов урока. Объявление учащимся оценок за урок.

6. Информация о домашнем задании.

Выполнить работу: «Античные мотивы архитектуры в живописи эпохи Возрождения». (Комментарий учителя к выполнению домашнего задания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков МХК. Возрождение

Представлены материалы для уроков по культуре эпохи Возрождения в Италии, а также Северного Возрождения...

Презентация урока ИЗО в 7 классе по теме "Античная расписная керамика"

Цветовое решение работы "Античная расписная керамика"...

Урок ИЗО, 8 класс Тема "Античная архитектура. Ордерная система"

Презентация.Урок ИЗО, 8 класс Тема "Античная архитектура. Ордерная система". Программа Б.М. Неменского...

Урок-игра по теме "Античная культура"

Урок-игра "Умники и умницы": итоговое занятие по теме "Античная культура"....

Урок кубановедения в 5 классе по теме: "Античная мифология и Причерноморье"

Целью урока является формирование картины мира с помощью фактов и событий.ОтработкФормирование навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов.Анализируя сюжет мифов ...

Конспект урока в виде Интеллект-карты к уроку истории "Культура эпохи Возрождения" 7 класс

Применение интеллект-карт значительно облегчает восприятие, классификацию нового материала, а также может быть использовано в качестве проверки знаний обучающихся....