Конспекты уроков МХК. Возрождение
методическая разработка по мхк (9 класс) по теме

Представлены материалы для уроков по культуре эпохи Возрождения в Италии, а также Северного Возрождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrozhdenie.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14

Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Возрождение  в Италии.

Цели: обобщение знаний по теме «Художественные и духовные открытия античности» и

«Художественная культура европейского средневековья»

           изучение художественной культуры, философии и эстетики эпохи Возрождения

           усвоение новых понятий и терминов

           развитие эстетического вкуса

           продолжение формирования навыков анализа произведений искусства

Тип урока: комбинированный

Оборудование: иллюстрации

Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция)

Ход урока

1 Организационный момент

2 Объяснение  нового материала

Это, несомненно, золотой век, который вернул свет

свободным искусствам.

Марсилио Фичино

    Возрождение – новый этап в развитии мировой культуры. В центре искусства Возрождения вновь оказался человек. Люди были подняты над землей до уровня богов. Средневековый теоцентризм сменяет антропоцентризм.

    Беседа: каково значение данных слов?

    Эту эпоху называют веком гениев, веком титанов, веком утверждения человеческой личности, идет активный поиск человеческой индивидуальности. Всеобщая культурная переориентация привела к возникновению нового типа эстетического сознания, это время рождения новой европейской культуры. Гуманизм начал с системы отказа от средневекового образования. В средние века наука носила элитарный, замкнутый в университетских стенах характер. Возрождение считает, что человек должен учиться, чтобы управлять миром. Мир открывался человеку через науку и ощущение красоты. Человек сам определяет свое место в мире. Он сам формирует свой образ, очищая душу от страсти, достигает гармонии внутреннего мира и  познает красоту природы.

      Т.о., главное в эстетике  Возрождения -

– утверждение величия, мощи и красоты человека;

- отрицание бессмертия (земная жизнь остается единственным и неповторимым достоянием человека);

- возвеличение земной красоты, счастья, наслаждения телесного;

- возвеличение мысли и сомнения, отрицание догмы, фанатизма, страдания;

- гуманизм человеческого величия.

    Искусство Возрождения возникало в условиях переходного от феодализма к капитализму. Ренессанс возникал из  предшествующей традиции средневековья. Это было единство отрицания  и продолжения. Критерием Возрождения служило возобновление  знаний греческой и латинской классики, т.е. возрождение античности.

     Италия оказалась центром Возрождения по двум причинам:

- наследница античной культуры (Рим объявляется наследником Древнего Рима)

- Италия находилась на пересечении торговых путей.

     По отношению к Возрождению существует два подхода:

1 Возрождение – это качественный скачок, революционный переворот в развитии культуры и искусства

2 Имеет признаки постепенной эволюции от Средневековья к Новому времени.

     В истории самой эпохи Возрождения выделяют следующие этапы:

1 Проторенессанс – предвозрождение

2 Ранний Ренессанс

3 Высокий Ренессанс – кватроченто

4 Поздний Ренессанс – чинквеченто

     Родина Возрождения – Флоренция. Здесь в 1410 -20 гг. произошел перелом от позднего готического искусства к искусству Возрождения.

      Главное достижение изобразительного искусства – реалистичность изображения, формирование представлений о единстве изящных искусств.

      Леон Батиста Альберти «Трактат о статуе, о живописи, об архитектуре». Вазари  выводит родословную видов искусств из рисунка. Эпоха Возрождения открывает новые темы и жанры.

      Джотто. Цикл росписей Капелла дель Арена в Падуе – одно из этапных произведений в искусстве. Джотто создает 38 сцен из жизни Христа и Марии – это эпический (повествовательный) цикл фресок. Образы очень человечны, стремление передать анатомию тела и его движения. Основная тема – искупление греха.

      Филипп Брунеллески – формирование нового стиля в архитектуре. Создает купольный собор Санта Мария дель Фьоре. Использует принцип золотого сечения – это гармоничное деление отрезка, при котором его большая часть становится среднепропорциональной к меньшей части и ко всему отрезку в целом:

                               А                                        В                     С

                           ___________________________________

                              АВ:ВС=АС:АВ

      Донателло  производит революцию в скульптуре, создает свободную, обозримую со всех сторон статую Давида, изображая его в виде юноши, торжествующего над поверженным Голиафом.

      И все же определяющим видом искусства, в отличие от эпохи Средневековья, становится живопись. Сандро Боттичелли – художник, соединяющий средневековый мистицизм и античную традицию с идеалом эпохи Возрождения, изображает античных богинь с романтической одухотворенностью.

      «Весна», «Рождение Венеры» - предпочитает символизм и аллегорию.

      «Мадонна Причастие», «Поклонение волхвов». Линия становится самым ярким изобразительным средством, она создает определенный эмоциональный образ, обуславливает существование фигур в пространстве, преодолевает статичность средневековой картины.

      3 Подведение  итогов: Каково место и значение человека в эстетике античности, средневекового и ренессансного искусства.

      4 Д/З: индивидуальные сообщения:

                 Универсальность гения Леонардо да Винчи

                  Идеал красоты в живописи Рафаэля

                  Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт.

                                                 

Урок 15

Титаны Возрождения

Цели: продолжение изучения художественной культуры эпохи Возрождения,

           развитие эстетического вкуса, продолжение обучения анализу художественного произведения, развитие речи

Оборудование: иллюстрации

Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный (чтение докладов и составление выводов)

Ход урока:

1Организационный  момент

2 Объяснение нового материала

А) прослушивание докладов

Б) анализ произведений изобразительного искусства

В) выводы по проделанной работе:

    1)Леонардо да Винчи

- родился в семье нотариуса и крестьянской девушки в 1442 г. в городке Винчи. Семья переехала во Флоренцию.

- получил хорошее воспитание и образование. Учение началось в мастерской А. Вероккью.

- «Мадонна с графином», «Поклонение волхвов», «Мадонна с кошкой» («Мадонна Бенуа»), «Мадонна с цветком»

- Тип Мадонны – с широким круглым лицом, с преувеличенно пухлым телом, очень большая тщательность в выписке костюма, ее головного убора.

- «Мадонна в скалах» принадлежит к первому миланскому периоду. Фон излишне загроможден: группа из 4 лиц: Мадонна, ангел, 2 младенца. Композиция треугольная, что позднее закрепит в «Тайной вечере», «Святой Анне», «Джоконде».

- занимался математикой, механикой, биологией, изобретательством, графикой, скульптурой и т.д., изобрел метод прямой перспективы.

- умер в 1519 г.

      2) Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг.)

- младший современник Леонардо да Винчи

- выражал не столько интеллектуальное начало, сколько идеал красоты и гармонии

- «Сикстинская Мадонна»

Образ Мадонны при всей своей идеальности образ земной и конкретный. Мадонна предвидит муки и смерь своего сына за грехи человечества, тем не менее ведет свое дитя в мир, где его ждет страшная судьба. Картина – воплощение человечности, добра, жертвенности, материнской любви и скорби, а также некая абсолютная форма красоты, факт наивысшего совершенства.

      3) Микеланджело Буаноротти

- скульптор, живописец, архитектор, поэт

- его учителя: живописец Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо

- «Мадонна у лестницы», «Мадонна Питти», «Битва кентавров» - начало творческого пути как скульптора.

- он мыслит как скульптор, выполняя живописные работы «Мадонна Донни»

- вершина творчества – статуя «Давид»- изображен обнаженный юноша исходя из идеалов античной красоты тела

- 1508 г. начинает роспись потолка Сикстинской Капеллы а Ватикане – фресковый цикл.

1516 г. трудится над созданием погребальной Капеллы рода Медичи (Флоренция)

- в архитектуре также выступал как скульптор, пластически осмысляя объем здания

Библиотека Лауренциана во Флоренции

   1546 г. становится главным архитектором собора Святого Петра

- рисунки его также скульптурны

- сонеты Микеланджело

- главная тема искусства Микеланджело – человек и его величие, место человека в мире.

   3 Подведение итогов.

Задание:  соотнесите имена и произведения:

Леонардо да Винчи

Рафаэль Санти

Микеланджело Буаноротти

   4 Д/З: продолжить заполнять таблицу.

Урок 16

Северное Возрождение. Германия и Нидерланды.

Цели: продолжение знакомства с культурой эпохи Возрождения

           усвоение понятия «Северное  Возрождение»

           продолжение формирования навыков анализа

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: иллюстрации

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ-лекция), частично-поисковый репродуктивный (доклады)

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Объяснение нового материала

А) Беседа:

Как проявил себя готический стиль в архитектуре?

Каковы особенности «пламенеющей готики»?

Б) Анализ  архитектурного ансамбля Кёльнского  собора в Германии:

Каковы признаки готического стиля?

В) Рассказ-лекция

     Германия, Нидерланды, Испания, Франция – страны, лежащие к северу от Италии – от центра Возрождения. Здесь в 15 – 16 вв. развивается особый тип культуры, который позднее будет назван «Северным Возрождением». «Северное Возрождение» приходит к воссозданию античности опосредовано через Италию.

     Особенности культуры «Северного Возрождения»:

- связь с фольклором и народной традицией;

- ярко выраженная сатирическая направленность творчества;

- отсутствие пафосности, присущего итальянскому Возрождению;

- отрицание, высмеивание традиций общественного строя

      Удивительное искусство и культуру дают Нидерланды. Самым ярким художником является человек, непризнанный современниками – Иеронимус Босх_- это художник, у которого небо – красное, появляются звери-мутанты, летают по небу рыбы.

      Одна из ранних работ И.Босха – «Стог сена» - люди разбирают стог, кто-то попал под колеса. Эту странную аллегорическую картину венчает подпись: «Жизнь – это стог сена, и каждый выхватывает из нее, кто сколько сможет».

       «Сады земных наслаждений» - это история Ветхого Завета, Адама и Евы, их изгнания из Рая. Это история человеческого греха. Страшный Суд у Босха вершит дьявол – странное фантастическое существо.

        Его учеником стал Питер Брейгель. Соединил в себе фантастический реализм Босха с народным фольклорным мировосприятием.

       «Падение Икара» - амстердамский порт. 3 главные фигуры – Пахарь, Пастух, Рыбак – основа жизни. У самого берега - две бледных ноги, а вокруг – перья – остатки крыльев. На них никто не обращает внимания. Подпись: «Не залетай слишком  высоко, падать будет больно»

      « 100 нидерландских пословиц» - в ребусной форме зашифровано 100 пословиц.

Пейзажная живопись чертежна: «Пляска под виселицей»

Философская живопись: «Слепые» - длинный вытянутый лист, по диагонали идут слепые – один проводник другого. Лица обезображены пороками, свою слепоту они заслужили.

     К 15 в. в Германии развиваются черты национальной культуры. Самым распространенным жанром искусства стала гравюра. Гравюра – оттиск изображения на металлической или деревянной поверхности.

    А. Дюрер – много рисовал себя, у него много автопортретов. Создал 14 гравюр, в которых черно-белой штриховкой передал то, что не всегда другие могут передать цветом.

     «Пророчество о четырех всадниках» - 3 всадника олицетворяют несчастья, а 4 – смерть. Смерть всегда изображалась с косой, у Дюрера – с вилами – символом смерти (во время чумы мертвые тела сбрасывали вилами в общие умы).

     «Портрет матери» - беспощадный, честный, правдивый.

Г) Доклады «И. Гутенберг и появление первых печатных книг»

                     « Похвала глупости» Э. Роттердамского»

  3 Подведение итогов: Какие виды и жанры искусства распространены в культуре «Северного Возрождения»?

  4 Д/З: Индивидуальные сообщения:

«Северное Возрождение» в Англии, во Франции.

Кельнский кафедральный собор Святых Петра и Марии

    Германия хранит верность  своей 2000-летней истории. Будучи родиной варварских племен, страна недолго существовала в качестве римской провинции  и почти тысячу лет была разделена Священной Римской империей на сотни княжеств и мелких королевств. Наследие Средневековья все еще определяет архитектурный облик многих германских городов, контрастируя с современной архитектурой. Наглядным примером тому является Кёльн. Основателями Кельна считаются римляне. В Кельне в 1388 г. распахнул двери первый германский университет. На площадях Кельна происходили публичные казни – сожжение еретиков. Кельнский кафедральный собор Святых Петра и Марии возник в раннем Средневековье. Главная церковь Кельна возведена в виде пятинефной базилики из красноватого камня. Имея в длину трансепта 83 м, она достигает в высоту 60 м, вздымаясь на 157 м в окончаниях шпилей двух башен. Величина кафедрального собора рассчитывалась по главному залу, которому при необходимости надлежало вместить все население города.

     Собор был признан ЮНЕСКО культурным наследием человечества. Искусствоведы видят в нем неповторимую гармонию форм, конструкций и декоративных украшений, когда как  простого зрителя захватывает мощь. Строительство собора – самая длинная страница в истории мирового строительства.

     Кельнский собор господствовал над городом. Один из авторов назвал южную башню «верхом совершенства, а в целом храм, если только будет закончен, без сомнения явит человечеству наилучший в мире памятник готического зодчества. Чистота и благородство стиля, гармония всех его частей выше всего, что доселе существует в этом роде.  Внешность, как и внутренность, церкви производит изумительное впечатление. Около 100  изящных колонн держат на себе среднюю часть и боковые своды; 14 опор в 150 футов вышиной, украшены статуями».

    Строительство Кельнского собора не завершено и по сей день. Сегодняшний храм поражает монументальностью, величием и, как ни странно для такой каменной массы, легкостью. Внутреннее убранство, подобно виду снаружи, изумляет суровым величием и явственно ощутимым духом Средневековья. Изящно устремленные вверх формы гармонируют с ажурной отделкой фасадов: снаружи здание декорировано множеством опорных пилястр, аркбутанов, галерей, сквозных решеток, главный портал украшен скульптурой, декоративной резьбой и стрельчатыми арками.

     Сегодня в кафедральном соборе Кельна регулярно проводятся церковные службы и музейные экскурсии.

     

И. Гутенберг и появление первых печатных книг

    Книга – это искусство слова, искусство изображения, верный друг и  помощник. Не всегда она имела тот вид, к которому мы привыкли теперь. Первоначально тексты писались на длинных, порой до нескольких метров, полосах папируса и скручивались в свитки. В Британском музее хранится папирус Гарриса длиной свыше 40 м. в Месопотамии тексты писались на глиняных табличках. В Древнем Риме существовал другой тип книги – полиптих – это скрепленные между собой ремешком деревянные таблички-дощечки, покрытые воском. С XI века появился новый материал – пергамент – выделанная кожа. C XIII в. писчим материалом становится бумага. Древнейшая из сохранившихся русских книг – «Остромирова евангелие», написанная к 1056-57 гг. Переплеты книг украшались серебром, золотом, эмалью, жемчугом и разноцветными камнями. Страницы старинных рукописных книг украшались рисунками, иллюстрировавшими текст книги. Эти рисунки назывались миниатюрами. Книги были очень большие и тяжелые.

   Так было на протяжении многих веков, пока не изобрели книгопечатание. История книгопечатания началась с метода ксилографии. На деревянной дощечке вырезался текст, а потом делался оттиск. Такой трудоемкий способ был известен еще очень давно. Первой печатной книгой считают текст, оттиснутый в Корее между 704 и 751 гг. в средние века отливали буквы – литеры из металла, их можно было собрать в слово и опять рассыпать. Потом появился ручной печатный станок, затем станок с механическим приводом. В 1814 г. номер английской газеты «Таймс» был отпечатан на первой в мире печатной машинке. В 1822 г. в Англии работала первая наборная машина. Начало ХХ века – фотонабор. А теперь электронные счетно-решающие устройства, программирующие весь процесс набора книги от начала и до конца. Современный процесс производства печатной продукции называется полиграфией. На всем этом долгом пути, среди десятков имен изобретателей, инженеров, типографов, есть два имени, которые нужно запомнить  - это Иоганн Гуттенберг и русский печатник Иван Федоров. Установлено, что в Москве начали печатать книги примерно с 1553 г., но эти издания не имели сведений о времени выхода, неизвестны и имена типографских работников, поэтому принято считать началом выпуска книг 1 марта 1564 г., когда с печатного станка сошел знаменитый «Апостол» первопечатника Ивана Федорова. Московская типография позднее получила название Печатного двора. После того как И. Федоров покинул Москву, он продолжал свою деятельность на Украине, где выпустил первый букварь.

   

«Похвала глупости» Э. Роттердамского»

    «Похвала глупости» была направлена против догматизма, мракобесия, лености мысли и авторитарности Средневековья. Эразм в своей сатире нещадно полосует средневековых богословов. Пишет о пороках социальной жизни людей и главным из них считает войну. Жалким и ничтожным выглядит в его картине мир, не способный подчиниться разума, пребывающий в постоянном смятении ничтожных, но губительных страстей. Суд Эразма над человечеством суров. Суров был и мир, в котором он жил

Урок 17

 Северное Возрождение. Англия, Франция, Испания

Цели: продолжать знакомство с культурой Северного Возрождения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: иллюстрации

Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Объяснение нового материала

А) Рассказ-лекция

      Испания – особенная культура. Народ Испании 600 лет находился под игом арабов, возникает движение тайного сопротивления – реконкиста; создается система инквизиции - церковь стремится контролировать духовную и социально-общественную жизнь государства. Все это приводит к формированию в эстетике эзопова языка (языка иносказаний).

     Эль Греко – художник из Греции.

«Богоматерь» - художник использовал в качестве модели свою жену Изабеллу.

«Похороны графа Оргаса» - сложная по замыслу композиция:

1 план – гроб Оргаса и священники, сбоку мальчик-паж (модель – сын Эль Греко)

В верхней части Иисус Христос держит душу Оргаса, фигуры вытянуты, удлинены. Обращается к морализаторской живописи  «Святой Мартин, отдающий половину плаща нищему».

     Эль Греко – мастер композиции и мастер цветовых переходов.

     Развивается жанр портрета.  «Портрет Великого инквизитора» - красная сутана, красная шапочка, красный цвет занимает всю картину – цвет крови. Глаза – злые, беспокойные. Лицо спокойно. Руки вцепились в подлокотники. Правдивый, беспощадный портрет.

Б) Доклады учащихся

3 Подведение итогов: Какие отличительные особенности культуры «Северного Возрождения» присущи Англии, Франции, Германии, Нидерландам, Испании.

4 Д/З: Подготовка к тесту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Античность и Возрождение"

Используя сравнительный анализ, учащиеся должны прийти к выводу, что, опираясь на античные образцы, эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бес...

Конспект урока в виде Интеллект-карты к уроку истории "Культура эпохи Возрождения" 7 класс

Применение интеллект-карт значительно облегчает восприятие, классификацию нового материала, а также может быть использовано в качестве проверки знаний обучающихся....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока литературы в 11 классе "Николай Гумилёв и эпоха Возрождения"

Сопоставительный анализ предусматривает рассмотрение произведений в сравнении. Мы с вами будем рассматривать перечисленные произведения Н. Гумилева и произведения эпохи Возрождения по следующим параме...

Конспект урока по теме: «Возрождение Олимпийских игр»

Цель: закреплять знания детей о возрождении Олимпийских игр современностиЗадачиСовершенствовать бег с преодолением препятствий.Развивать выносливость, скоростно-силовые качества, ловкость в беге.Форми...

Конспект урока по новой истории в 7 классе Эпоха Возрождения

Цель урока: ознакомление учащихся с главными идеями и ценностями эпохи Возрождения....


 

Комментарии

Путина Зоя Фроловна

Спасибо большое, выручили!