Главные вкладки

    «Экзистенциализм Ван Гога» или «Жизнь в каменном мешке». Пояснительная записка к уроку МХК в 11 классе.
    план-конспект урока по мхк (11 класс) по теме

    Бадасян Янина Владимировна

    Данный материал может быть использован для проведения повторно-обобщающего урока по МХК в 11 классе. Особое внимание уделяется значению творчества В.Ван Гога, его отношению к искусству и самому себе.

    «Самое лучшее – при всех обстоятельствах, на любом месте и во все времена – сохранять мысль о Боге и стараться побольше узнать о нём. Хорошо верить, что всё в мире чудесно, всё лучше, чем можно себе представить, потому что в этой вере – правда; хорошо остаться порядочным, скромным и иметь доброе сердце, даже если приходится скрывать свою доброту, как это часто бывает необходимо; хорошо знать многое, что скрыто от мудрецов и мыслителей мира сего, но от природы понятно людям бедным и простым, женщинам и детям». Эти слова принадлежат Ван Гогу, у которого сложилась одна  из самых коротких творческих карьер в истории искусства. Нужно было прожить эти десять лет так, как прожил он, чтобы природный дар его нашёл полное воплощение в живописных холстах и рисунках. Объём его наследия уникален. Сохранилось около 1700 работ, почти 900 рисунков и 800 живописных полотен, созданных в результате величайших творческих усилий, когда в течение нескольких недель появлялось новое полотно. Это были годы напряжённого, нечеловеческого труда, в результате которого Ван Гог создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре.

    Изучив письма и воспоминания великого художника, учащиеся узнают, что при жизни Ван Гог не пользовался никакой известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее. Нет ни одного большого художника современности, который так или иначе не испытал бы влияния напряжённо-эмоционального и глубоко искреннего искусства великого голландца. Вот уже сотню лет о Винсенте Ван Гоге пишут без перерыва. Книг, статей и исследований о нём написано больше, чем о любом другом художнике, потому что Ван Гог остаётся загадкой.
    Материалы урока ориентированы на позиции ФГОС предметов гуманитарного цикла и достижение метапредметных результатов, по таким дисциплинам,  как МХК, литература, история, русский язык, обществознание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_uroku_mkhk.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    к  уроку по МХК в 11 классе по теме:

    «Экзистенциализм  Ван Гога» или «Жизнь в каменном мешке».

    Каждый новый учебный год ставит перед педагогом  новые  задачи, которые корректируются временем, требованиями, критериями  образовательного стандарта.  Мировая художественная культура – это уникальный в своём роде предмет, который представляет собой синтез  всех искусств, их взаимопроникновение  и  взаимовлияние как друг на друга, так и на современный мир.  

    Новизна стандарта второго поколения в образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является  формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Те компетенции, которые были приобретены  учащимися на базе учебного предмета «Изобразительное искусство»  в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного,  гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

    Для учебного курса «Искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к  произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

       Данный урок  разработан для учащихся 11-ых классов. По типу является одним из повторно-обобщающих уроков в рамках изучения раздела «Основные направления зарубежного авангарда конца19-начала 20 века». Тема урока продиктована глубоким изучением разделов: «Импрессионизм и постимпрессионизм как способ видения мира».  Аналитический подход к изучению творчества таких художников как Моне, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Ренуар и другие вызвал к жизни данный тип урока в 11 классе. Также этому способствовали  интерес и  желание самих учащихся, их склонность к анализу  произведений искусства и  к дискуссиям.

    Этапы урока:

    1. Организационный момент
    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Импрессионизм в искусстве Западной Европы» и обозначение понятия  «экзистенциализм» в философии и  социологии.
    3. Обобщение знаний  по теме: «Постимпрессионизм во французском искусстве» на примере творчества Ван Гога, Сезанна и др.
    4. Анализ произведений Ван Гога. Приёмы анализа: сравнение, создание образов, подбор ассоциаций на заданную тему, работа с эпистолярными источниками (письмами Ван Гога к брату Тео). Творческое задание: собственное прочтение  произведения: «Прогулка заключённых» Ван Гога.
    5. Итог урока: складывание  у  учащихся образной  картины  мира художника и ответ на вопрос: «Было ли в творчестве художника место экзистенциализму или его жизнь была подобна «жизни в каменном мешке?».

           Урок способствовал развитию чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественных способностей учащихся; осуществлялось воспитание художественно-эстетического вкуса, развивалось умение анализировать и оценивать художественные особенности  эпохи, высказывать своё собственное мнение и суждение о роли художника в обществе. Алгоритм урока и основные этапы были выстроены таким образом, что кульминацией стал творческий анализ картины Ван Гога: «Прогулка заключённых». На специально отведённом этапе повторялись  знания о разных художественных стилях, направлениях начала и середины 19 века, их понимании и отношении к ним.

       Приемы анализа произведения, использованные на уроке ( сочетание индивидуальной и групповой форм работы): «попробуем уловить своё первое  впечатление»,  «попробуйте охарактеризовать первичное восприятие увиденного, обозначить его»;  «заставим картину говорить», «оживить картину», «собрать фразу художника и соотнести с тем или иным фрагментом произведения», а также  предложить свой вариант названия произведения, «рассмотрим картину в негативе», «попробуем вписать композицию в геометрическую форму» и т.д.

        В свете ФГОС главное внимание было уделено способности  учащихся на уроке самостоятельно успешно усваивать новые знания,  формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться. Достижение умения учиться предполагает  полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

    1) познавательные и учебные мотивы;
    2) учебную
    цель;
    3) учебную
    задачу;
    4) учебные
    действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

    В составе основных видов УУД, которые формировались на уроке  выделяются  четыре основных блока:

    1. личностные; 
    2. регулятивные; 
    3. познавательные; 
    4. коммуникативные. 

    Использованные технологии:  витагенные, развивающие, ролевые, тестовые, исследовательские ( учащиеся готовили мини-проекты) и другие.

    Использованные средства создания образа: 1) цвет ( присутствует или нет), оттенки, противопоставляет ли художник тона и полутона, или сближает их, приглушая; 2) техника -  принцип мультипликации, дающий иллюзию мощного кругового движения; 3) техника раздельного мазка, эффект искривления перспективы, утрирование формы каменных плит и т.д.

            Для формирования УУД  были  использованы  следующие виды деятельности:

    • составить рассказ на основе представленной информации, отрывка из источника и т.д.;
    • извлекать информацию из источника; 
    • описание предмета или явления  по воображаемой схеме; 
    • составление характеристики  деятеля искусства; 
    • чтение и обобщение фактов из литературного источника; 
    • комментированное чтение текста; 
    • составление простого и сложного плана; 
    • составление сравнительных, хронологических таблиц; 
    • составление кластера; 
    • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу, выдвинутую группой учащихся; 
    • составление логической схемы, цепочки; и другие. 

    Вариант индивидуального задания, которые получил каждый учащийся: ответить на вопросы:

    • Возникает образ………….
    • Он вызывает……………..
    • Он ассоциируется с …….
    • Производит впечатление ………….. и т.д.

        В своих ответах учащиеся показали своё  умение анализа, синтеза, обобщения изученного материала, продемонстрировали межпредметные связи: литература (соотнесение стихотворных строк с образами картины) философия, музыка, изобразительное искусство).

    Урок сопровождался презентацией в программе Power Point, музыкальным фоном, репродукциями Ван Гога.

    В завершении учащимся было предложено оценить свою работу на уроке и работу учителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

    1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

    Пояснительная записка к уроку обществознания в 7 классе по теме "Подростковая культура"

    Цели и задачи урока,на основе каких документов разработан урок по теме "Подростковая культура"...

    Пояснительная записка к уроку по теме :Англия. Королевский Лондон.

    Тема урока:  Англия. Королевский Лондон.Тип урока: комбинированный.Цель урока:  дальнейшее развитие иноязычной компетенции, создание учебного продукта в условие продуктивной учебной деятельн...

    Пояснительная записка к урокам русскогоя языка для 8 класса коррекции

    Пояснительная записка к урокам русского языка...

    Пояснительная записка к уроку на конкурс "Мой лучший урок"

    Пояснительная записка к уроку на конкурс "Мой лучший урок"...