Технология опыта проведения занятий в детском объединении «Искусство и православие»
учебно-методическое пособие по теме

Губарь Галина Александровна

Занятия детского объединения «Искусство и православие»  предназначены для удовлетворения потребности учащихся в специфических знаниях в области искусства и православной культуры, мировой художественной культуры.Программа реализуется в процессе деятельности детского объединения «Искусство и православие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология опыта проведения занятий в детском объединении

«Искусство и православие»  

Школьникам остро необходимы две вещи:

знания и общение.

Они должны получать и то и другое.

Занятия детского объединения «Искусство и православие»  предназначены для удовлетворения потребности учащихся в специфических знаниях в области искусства и православной культуры, мировой художественной культуры.

        Программа реализуется в процессе деятельности детского объединения «Искусство и православие». Вся работа объединения осуществляется в нескольких направлениях: изучение и получение литературоведческих знаний, отечественных православных обычаев и традиций духовно - нравственного воспитания детей, выявление творческих и художественных способностей детей; привитие интереса к искусству и культуре родного края; эстетическое воспитание, самостоятельная творческая деятельность.

При организации работы с учащимися мною используются самые различные педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное обучение, использование ИКТ, проблемное обучение, формирование компетентностей учащихся, интегрированность обучения.

В качестве теоретической платформы обучения взяты эстетические воззрения Ф. М. Достоевского, выраженные  в словах «красота спасет мир»,  и педагога Сухомлинского, который эту мысль ввел в теорию воспитания красоты «через красивое к человечному». 

 Цель моей методики - силой воздействия различных искусств в их комплексе с православной культурой сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

        Задачи методики - развить образное мышление, художественный вкус, приобщать к пониманию искусства и православия в органическом единстве, создавать условия для живого общения учащихся во внеурочной деятельности с произведениями мирового искусства и православной культуры.

Наиболее часто мною используется методика Л. М. Предтеченской. Особенностью ее методики является система построения художественно - педагогической драматургии занятий. «Взволновав, заставить задуматься», - таков основной девиз Л. М. Предтеченской.

Формы проводимых занятий самые разные - информационного типа, лекция, встреча с интересными людьми, семинар, представление нового, дискуссия, зачет, обзор материала и другие. Любое занятие должно быть актуально в контексте системы дополнительного образования школьников.

Занятие - это произведение искусства и строить его надо по законам искусства,   т. е. театрального искусства. Занятие начинается с составления сценария. Изначально ставится проблема, даже вычленяются иногда 2-е проблемы и должен быть катарсис - потрясение в душе, душевная разрядка, подобная той, которую испытывают зрители в процессе сопереживания.

Занятие часто разделено на этапы, которые должны иметь логический смысл и учитывать работу учащихся, и вопросы к ним педагога:

  1. Экспозиция (тема на доске, обоснование выбора эпиграфов, портретов иллюстрационного материала, музыки информационного материала и другое).
  2. Формулировка проблемы содержит основную задачу, которую необходимо решить в процессе исследования учебного материала.
  3. Разработка проблемы может производиться путем подачи информации учителем или самостоятельной работой учащихся.
  4. Кульминация занятия - наивысшая точка напряжения в развитии ответственный момент, предрешающий развязку. Это подход к открытию чего-то нового, необычного.
  5. Развязка. Обычно включает закрепление знаний.

Используя основные положения методики Л. М. Предтеченской, занятия кружка  можно превращать в театральное действо.

В этапы занятия входят различные виды эпиграфов: литературный, художественный, музыкальный.

Особо важна терминологическая работа, без которой не обходится объяснение материала, закрепление, обобщение.

Уже с самого первого занятия в 8 классе - «Основные этапы истории становления и развития искусства как вида деятельности», необходимо решать все названные задачи, и строить его по принципу художественно-педагогической драматургии.

        Из опыта проведения занятий, подготовленных по принципу художественно-педагогической драматургии, можно отметить заинтересованность и желание учащихся выделиться индивидуальными качествами. Но на протяжении всего времени работы в объединении учащиеся выполняют творческие задания различного типа.

Занятие на тему «Направления и стили, жанровое разнообразие в искусстве» одно из первых, поэтому творческие работы детей выявляют потенциальные возможности каждого ребенка, его склонности, творческие способности, симпатии к какому-нибудь виду искусства и т.д. Все это помогает мне в дальнейшем проводить дифференцированный подход к каждому их учащихся. Кроме того, выявление и учет, развитие склонностей и способностей детей позволит разделить их на творческие группы: «Литераторы», «Музыканты», «Художники». Уже в первый год обучения в кружке  с отчетом выступали группы "литераторов" (инсценировка небольшой пьесы «Из жизни искусств»), «Музыкантов» (проводилась игра «Угадай мелодию»), «Художники» сделали ряд рисунков-загадок.

Основным средством обучения на занятиях является постановка вопросов-проблем. Подбор их производится таким образом, чтобы он был актуален и современен, злободневен и значим.

Например, проблемный вопрос, в основу которого положено высказывание «Нет ничего прекраснее, чем человек» Софокла, вызывает ответный  вопрос: «А войны, тоже разжигает человек. Так все-таки нет ничего ужаснее, чем человек?» Вопрос на занятии превращается в диспут на эту тему и вызывает интерес у ребят.

Не менее интересной для учащихся является работа над вопросом о силе искусства. Ребята пытаются понять, почему четыре года Микеланджело расписывал «Сикстинскую капеллу» до такой степени, что его тело по окончанию работ оказалось обезображенным, или почему 90-летний Тициан-слепой - писал пальцами «Святого Себастьяна», доводил до совершенства мазки так, что, казалось, недоставало только дыхания? Что ими двигало: корысть, желание прославиться, честолюбие или что-то иное, никому неведомое?

На занятиях такие проблемные  вопросы, которые являются вечными: жизнь и смерть, любовь и ненависть, война и мир и др. Например:

  1. Влияние войн на жизнь общества и культуру.
  2. Мы и искусство.

Для разрешения этих проблем учащимся приходится пользоваться информацией, которая более известна им в процессе изучения истории, обществоведения. Дополняя знания о развитии культурного процесса в свете этих же проблем, ребята составляют целостную картину историко-культурного и общественного развития страны в определенный период, причем используют при этом дополнительные источники информации, знакомясь с биографиями шедевров и их авторов в области литературы, живописи, музыки, архитектуры, скульптуры, кино, театра и т.д.

Обсуждение и разрешение проблем на занятии служит действенным средством нравственного воспитания учащихся. Вопросы «Роль искусства в жизни моих сверстников» или «Какое искусство мы можем назвать легким» или «Роль искусства в жизни общества» создают атмосферу дискуссии, спора и выявляют гражданскую позицию детей.

Учащиеся по желанию выбирают тематику устных и письменных сообщений по теме занятий. В результате чего появляются прекрасные выступления о людях искусства и культуры, о православной культуре и многом другом. Все эти работы, несомненно, обогащают не только знания учащихся, но и их духовный мир, воспитывают в них чувства гуманизма и гражданственности, патриотизма и, вооружая их опытом поколений творческих людей, гениальных в своем роде, помогают учащимся «открыть в себе человека» (Достоевский) способность наслаждаться искусством и культурой.

Важной задачей в процессе проведения занятий в кружке является развитие у учащихся понимания искусства, способность быть читателем, зрителем и слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать потом художественную культуру и православное искусство  в течение всей жизни. С этой целью необходимо дается сумма знаний, помогающих раскрыть перед воспитанниками наиболее важные закономерности сложного процесса культуры, распознать особенности образного языка искусств.

При организации самостоятельной работы детей важным остается - научить их самостоятельно воспринимать и оценивать явления художественной культуры, осмысливать искусство, искать связи между художественными явлениями. Помочь отобрать единственно важный для ученика материал для самостоятельной работы - задача педагога. В ходе работы необходимо организовать не только готовность и способность воспринимать искусство, но и удерживать и направлять их внимание на протяжении всей самостоятельной работы. Конечно, важными будут знания, полученные самостоятельно, но главное здесь не перегрузить ребенка всевозможными требованиями.

Гераклит Эфесский сказал: «Многознание уму не учит». Тем самым,  подчеркнуть надо умеренность задач, стоящих перед воспитанниками, выполняющих различного рода самостоятельные работы (сообщения, доклады, рецензии, рефераты и т.д.). Организация самостоятельной работы предусматривает наличие интересных заданий, которые хочется выполнять, и наличие материалов, при помощи которых эти задания можно выполнять.

Роль компьютерных технологий

Современные тенденции в образовании -  это выработка и реализация нового содержания образования.

В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества.

Согласно концепции модернизации образования необходимо решить задачи усиления его практической ориентации.

Кроме того, нужно сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования, обеспечить необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий.

Важно отметить, что при сохранении фундаментальности образования предстоит усилить его практическую, жизненную направленность, тем самым обеспечить подготовку к решению жизненно важных задач.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Практика показала, что формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего приводит к обратному результату - снижению мотивации к обучению, если этот процесс не обеспечен дидактическими средствами, а генератором мотивации считается сам компьютер.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

  1. переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
  2. привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
  3. интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы

В этом плане интерес у ребят вызывает Электронный вариант домашних заданий. Это дает огромное разнообразие детских работ:

-  выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше;

-  исследовательские работы;

- литературные, художественные и музыкальные сочинения.

          При выполнении отдельных заданий создаются свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю. Часто работы представляют собой сотворчество ученика и учителя.

При  коллективной работе в таких свободных группах  проводится мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.

Одним из видов занятий являются игры.

Могут разрабатываться  творческие проекты. Каждый ребенок имеет электронный носитель, где собрана  информация самого различного плана: все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные по программе и сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам. Например: фотографии, рисунки или отсканированные репродукции, письменные работы (рефераты, конспекты) кроссворды, викторины, тесты, презентации, подборка музыкальных фрагментов и так далее.

 Основной объект проектирования в технологии - это заданная  тема. Педагог формирует микроцели для каждой темы в форме: «ЗНАТЬ...», «УМЕТЬ...», «ПОНИМАТЬ...», «ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О...», «УМЕТЬ ДАВАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ...». Язык микроцелей всегда понятен ребятам.

Компьютерные средства обучения

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ребенка и педагога, «вступать» с ними диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В функции педагога на занятии компьютер представляет:

  1. Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  2. Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  3. Индивидуальное информационное пространство;
  4. Тренажер;
  5. Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  1.  Средство подготовки текстов, их хранения;
  2. Текстовый редактор;
  3. Графопостроитель, графический редактор;
  4. Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  5. Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов;

-применении различных информационных сред. Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

-  игровых программ;

-  компьютерного видео;

- работа с энциклопедиями.

Все это позволяет ребенку изучать тему занятия в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.

Используемые и планируемые области применения результатов занятий:

  1. Виртуальный мир как предмет изучения искусства и других предметов в киберпространстве;
  2. Виртуальный мир как средство обучения – предоставление образовательных ресурсов по различным темам в рамках виртуальных проектов,  лабораторий,  мастерских.

3. Презентационные системы – инструмент для демонстрации собственных или уже готовых проектов перед учащимися

4. Развлекательные проекты – прогулки по различным мирам (соответствующим реальным или вымышленным, осмотр (снаружи и изнутри) не только реальных объектов, но и  виртуальных аналогов, будущих зданий и улиц и утраченных памятников старины,), деловые игры и др.

5. Представление и посещение виртуальных выставок, музеев, проекты в области современного искусства - акции, выставки, иллюстрирование.

Диагностика качества знаний, мониторинг ЗУН учащихся

Проблема объективной и независимой диагностики качества обучения решается на экспериментальном уровне. За основу системы педагогических измерений был взят новые сконструированные по специальным правилам тестовые задания, на базе которых проверяются знания. Контролировать процесс обучения сложно. Чтобы оптимально оценить знания, умения, навыки приходится использовать весь максимум средств:

-    комбинированный сложный опрос (1 часть - все работают письменно, П часть - устный обмен мнениями);

-    дифференцированный подход к опросу учащихся. Спрос от сильного к среднему и слабому, - который всегда подготовлен вовремя, в программные сроки, что создает хороший настрой в работе и учителю и ученику;

-    опережение - результат и цель методики (подготовка учащихся по заранее данным заданиям по теме);

-  опорные схемы - выводы, которые рождаются на глазах в момент объяснения и формируются в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка

(«Таблицы периодов культуры», «Виды ИЗО», «Роды литературы» и т.д.);

- ролевое участие школьников (зачеты, когда учащиеся выполняют роль консультантов, рецензентов и т.д., составление тестов, кроссвордов);

- выявление и оценка индивидуальных способностей школьников (художников, музыкантов, поэтов, умельцев и т.д.);

-  проведение дискуссий и диспутов (при проведении зачета по подгруппам);

-  участие в предметных викторинах, конкурсах и т.д.).

Виды заданий для диагностики качества знаний, умений, навыков

  1. Использование заданий с противоречиями
  2. Проведение и анализ интервью.
  3. Придумывание гипотез и проблемных вопросов по изучаемому материалу.
  4. Проект «Творческая личность»:
  5. Ведение «Летописи»,
  6. Заочное путешествие в….
  7. Коллективные художественные работы

По результатам диагностики можно проводить, например, турниры знатоков. Можно проводить и «Неделю искусств» или даже «Четверть искусств», выставки рисунков и поделок, выпускать свою газету «Искусство и православие», проводить театральный зачет, создать базу «Наша игротека», провести КВН. Уже  проводилась игра-спектакль «Колокольный звон Древней Руси».

Такие мероприятия, посвященные культуре и искусству, православию нужны всегда.

Заключение

Занятия детского объединения «Искусство и православие» - это не только изучение мировой художественной культуры и православия. Они предполагают обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры, который имеет весьма сложное строение. Занятия, вообще, интегративны по своей сути. Интеграция лежит и в основе курса, и является принципом построения всей учебной программы.

Центральное место в комплексе подходов к обучению в объединении занимает образная концепция человека, духовное содержание его социального бытия, отраженное разными способами творческой и художественной деятельности воспитанников.

Занятия детского объединения «Искусство и православие» строятся таким образом, чтобы доминировали не научные категории, а чувства и эмоции. Учить не искусству, а искусством, чтобы выполнить основную задачу - формирование способности понимать мир искусства и приобщить воспитанников через искусство к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества.

Хочется вспомнить слова Н. К. Рериха: «Об искусстве ли думать? Да, да именно об искусстве и культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий. Там, где красота - там учение. Где учение - там красота».

Занятия детского объединения «Искусство и православие» - гимн новому духовно развитому, высококультурному человеку, человеку, воспитанному искусством и православной культурой.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Статья «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий на логопедических занятиях в детском саду»

В данной работе изложен практический опыт использования здоровьесберегающих технологий....

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками...

технология проведения открытого занятия в детском объединении

Презентация по теме: Технология проведения открытого занятия в детском объединении"...

«Основы кукольного театра: распределение ролей по новой пьесе» (План-конспект проведения занятия в детском театре кукол) автор Елена Захарова

План-конспект занятия  предназначен начинающим руководителям детских театральных объединений. На примере авторского сценария   "Почему проснулся Ёжик"  педагог сможет подготовить детску...

Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий физической культуры по разделу ,,плаваниe"

Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий физической культуры по разделу ,,плавание"1. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.2. Типы технологий:3.Определение понятия «здоровьесбер...