"Любовь пусть сердце не покинет" Сценарий литературно--музыкального вечера, посвящённого творчеству М .Ю. Лермонтова.
проект по мхк по теме

Бурлакова Ольга Дмитриевна

Интегрированный театрализованный проект.( МХК, литература, музыка). Задействованы учащиеся с 5--11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной гостиной

на тему:

«Любовь пусть сердце не покинет»

(по творчеству М.Ю.Лермонтова).  

Авторы сценария: Бурлакова Ольга Дмитриевна,

Сидоранская Наталья Николаевна.

                        

Москва,2011год.


Эпиграф выводится на экран:

Вверху одна

Горит звезда,

Мой взор она

Манит всегда,

Мои мечты

Она влечет

И с высоты

Меня зовет.

                                                                                                 М. Лермонтов.

(Звучат вкрадчивые аккорды «Вальса» из музыки Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад». Когда вальс начинает звучать победно, под эту мелодию выходят основные персонажи спектакля: они проходят через зал и поднимаются на сцену).

1-й чтец. Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837года, скончался раненный на дуэли Пушкин. (Дамы вскочили с мест, кавалеры сдвинулись ближе.)

2-й чтец. Вы обратили уже внимание на эти стихи?! Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной зимней ночью.

Дама читает.

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Другая дама: Вы знаете автора этих стихов?

Господин (слева): А как же! Это поручик лейб-гвардии –  Лермантофф.

Дама (справа): Вы слышали, новое злодеяние! Гроб с телом Пушкина кто-то выкрал из Конюшенной церкви.

Господин (справа): Да, я тоже слышал: его тайно везут хоронить в пределах Псковской губернии!

Дама слева: А что же поручик, автор стихов? О, мы еще услышим о нем.

(Звучат вступительные аккорды «Тройки» из сюиты Свиридова, написанной к повести Пушкина «Метель», выходит Лермонтов).

Лермонтов: Мать свою я не помню, я был ребенком трех лет, когда ее не стало.

Девочки: 

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира, печали и слез.

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

(Звучит «Романс» из музыки Хачатуряна к драме «Маскарад»).

Лермонтов. Звуки! Они словно сговорились. Звуки тесно окружают, не дают отдыха.

Я не унижусь перед тобою;

                Ни твой привет, ни твой укор

                Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам:

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Это прекрасное стихотворение поэт посвятил Н.Ф.Ивановой, с которой познакомился в конце 1830 года в Москве. Он пережил мучительную и большую любовь к Н.Ф.Ивановой, посвятив ей около 40 своих стихотворений.

Песня «Мне грустно».

(«Вальс» Хачатуряна).

1-й чтец: Вы слышали новость? Лермонтов исключён из университета!

2-й чтец: Пререкаться с экзаменаторами! Читать что-то сверхпрограммы!

1-й чтец: Каков наглец!

Лермонтов: Я оказался исключённым из университета. Пришлось уехать из Москвы. Меня ждал Петербург и школа гвардейских подпрапорщиков. Я сразу невзлюбил этот хмурый город. Но здесь услышала свой вальс моя Нина-здесь была написана драма «Маскарад».

( Танец).

1-й чтец: Как можно так говорить о Петербурге!

2-чтец: Здесь собран цвет столицы!

1-чтец: Здесь жил Пушкин…

2-й чтец: Что же будет с ним, с поручиком Лермонтовым?

1-й чтец: Вы слышали, что его перевели на Кавказ, где идет война с горцами?

ЭКРАН.

Лермонтов:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Полк, к которому я прикомандирован, - это Нижегородский драгунский полк. Мы всё время в сражениях.

А в минуту отдыха я вспоминал Тарханы, которые оставались для меня родным домом. Именно там впервые моему взору открылся прекрасный мир природы:

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом  село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.

(Звучит «Вальс»).

И снова  Петербург! (Сцена бала из романа «Война и мир») Экран.

1-й чтец: Царь увидел его на балу в Аничковом дворце и повелел немедленно выслать поэта – снова на Кавказ.

2-й чтец: Он должен покинуть столицу в 48 часов. В ссылку – с бала!

3-й чтец: Ай-ай! Ведь он же поэт! И поэт признанный!

4-й чтец: Тем хуже!

Лермонтов:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

(Романс А. Варламова «Белеет парус одинокий…»)

Стихотворение «Тучи»

Фрагмент из музыки Хачатуряна к драме «Маскарад» - «Ноктюрн».

1-й чтец: Он опять уехал на Кавказ.

2-й чтец: Вновь впереди сказочные горы.

Ведущий:                 Он громкий звук внезапно раздаёт,

В честь девы, милой сердцу и прекрасной,-

И слышится начало песни! но напрасно!-

Никто конца её не допоёт!

(Слайды с портретами).

Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно. Одна дама о первом знакомстве с поэтом вспоминала: «Он был мал ростом, коренаст и некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, А некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно». Женщины, узнавшие Лермонтова ближе, переставали замечать, что он некрасив и никогда не называли его злым или желчным.

Женщины играли большую роль в жизни поэта. Он любил их за их «артистическое чувство», за своё «прошлое страданье» и даже за их «мелкие слабости». Среди женщин у него были друзья и приятельницы, и было, конечно же, число страстных привязанностей, имевших решительное влияние на его жизнь.

Лермонтов:        Таков же был

                        Тот нежный взор,

                        Что я любил

                        Судьбе в укор;

                        Мук никогда

                        Он зреть не мог,

                        Как та звезда,

                        Он был далёк;

                        Усталых вежд я не смыкал,

                        И без надежд

                        К нему взирал.

Ведущий: Эти строчки поэт посвятил А.М.Верещагиной, с которой познакомился в 1828 году в Москве. Она раньше многих разгадала в Лермонтове настоящего поэта и по-настоящему талантливого человека. Она берегла его автографы, он помещал свои стихи и рисунки в её альбомах.

Лермонтов:        Вблизи тебя до этих пор

                        Я не слыхал в груди огня.

                        Встречал ли твой прелестный взор-

                        Не билось сердце у меня.

                        Так я молил твоей любви

                        С слезами горькими, с тоскою;

                        Так чувства лучшие мои,

                        Обмануты навек тобою!

 Ведущий: Эти стихи Лермонтов написал Е.А.Сушковой, с которой он познакомился в доме Верещагиных. Поэт посвящает ей 11 стихотворений.

Правда, Сушкова, принимая стихи влюблённого в неё поэта, не скрывала своего насмешливого отношения к его любви. Но через несколько лет она сама влюбляется в Лермонтова. Он обогатил, украсил её жизнь, стал для неё кумиром.

Лермонтов:                 Я не хочу, чтоб свет узнал

                                Мою таинственную повесть;

                                Как я любил, как я страдал,

                                Тому судья лишь бог да совесть!

Ведущий: Эти строки он посвятил Варваре Александровне Лопухиной. Это ее он

изобразил в «Герое нашего времени» под именем Веры. Ей же посвящено и последнее стихотворение поэта.

Стихотворение: «Нет, не тебя так пылко я люблю».

Стихотворение: « Кавказ» + экран.

1-й чтец: Кавказ. Там шла война. Там жили его герои.

2-чтец: Над ними витал дух его Демона.

(Один господин из салона набрасывает на себя черный плащ и читает отрывок из поэмы «Демон»: «Я тот, которому внимала»)

1-й чтец: Что ждало его впереди? Счастье или гибель?

2-й чтец: Ему было только 27 лет.

Лермонтов: Я, так же как и Печорин, предавался безумным мечтам о счастье.

Звучит романс «Выхожу один я на дорогу».

Господин справа

Он не знал, что изящная дама, встреченная им перед отъездом в Петербург, красавица и умница, певица Елизавета Шашкина, положит на музыку его последние и исповедальные стихи, пронизанные одиночеством и необыкновенной силой любви к жизни, чтобы они стали незабываемой песней.

(Кадры дуэли). Выходят герои с поклоном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наполним музыкой сердца…» Литературный вечер, посвящённый творчеству Юрия Визбора

Литературный вечер посвящён. жизни и творчеству Ю. Визбора....

"Любовь пусть сердце не покинет" (по творчеству М.Ю.Лермонтова) сценарий интегрированного театрализованного проекта

Цель мероприятия: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии Лермонтова; сформировать представление о личности поэта, о его взаимоотношениях с женщинами. Особая атмосфера л...

Интегрированный поэтический вечер, посвящённый творчеству М.Ю. Лермонтова и Дж. Г. Байрона «У нас одна душа, одни и те же муки...»

Данный интегрированный поэтический вечер ( литература,  английский  язык ) разработан для учащихся первого курса ГБОУ СПО МО "Шатурское медицинское училище",  как открытое внеклассное м...

Разработка сценария литературного вечера по творчеству М.Ю.Лермонтова для 9-11 классов

Сценарий,посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова. Чтениие наизусть  стихотворений поэта, конкурс инсценировок, викторина....

Литературный вечер посвящённый творчеству М.Ю.Лермонтова

Литературное чтение стихов М.Ю. ЛермонтоваТема :Тематическое разнообразие лирики М.Ю. Лермонтова.Цель: прививать любовь к великому русскому слову, красоте поэзии; изучить основные мотивы лирики, биогр...

Интегрированный поэтический урок, посвящённый творчеству М.Ю. Лермонтова и Дж. Г. Байрона

.O {font-size:149%;} •-расширить представление учащихся о творчестве двух великих поэтов; •-показать влияние поэзии Байрона на творчество Лермонтова; •-воспитывать интерес ...

Литературный вечер, посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова

Внеклассное мероприятие для обучающихся 9-11 классов по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова...