Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Орлова Мария Евгеньевна

Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Искусство, 9 класс, 1 четверть.

Храмовый синтез искусств.

Что такое синтез? Как вы понимаете это слово?
Слайд 2 Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое.

Синтез  искусств  —  это  соединение нескольких  разных  видов  искусства в  художественное  целое,  сотворение оригинального  художественного  явления. 

В каких сферах художественной деятельности можно найти синтез искусств?

Си́нтез иску́сств – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства, времени и другие, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека. Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности.

Выделяют два уровня синтеза искусств:

Соотношение между участвующими в синтезе искусствами:

  • Один вид может полностью доминировать над другим (например, подчинение древнеегипетской архитектурой скульптуры и живописи)
  • Всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко)
  • Виды искусства могут срастаться между собой (архитектура и скульптура готики)
  • Виды искусства способны ярко контрастировать друг с другом (архитектурные сооружения двадцатого века)
  • Два вида искусства могут дополнять друг друга без слияния в одно целое (искусства в эпоху Возрождения)

Слайд 3 Возникновение, развитие и существование  искусства  разных  народов мира  обладает  удивительным  сходством.  Это  свидетельствует  об  общечеловеческих  законах  искусства, которые  изначально находят  свое  воплощение  в обрядахверованиях,  религиозных ритуалах. Первые серьезные постройки человечества – храмы и святилища

В  архитектуре,  оформлении  храмов,  музыкальном  сопровождении  богослужения  отразились представления  человека  о  мире,  мироощущение  эпохи  и  народа,  их  создавших.

Слайд 3 Храмы  —  это  культовые  постройки,  которые  воплощают  образ  мироустройства  в  той  или  иной  религии (христианствобуддизмислам) и ее основные  ценности.

Храм  есть  как  бы земное  жилище  неземного  и  вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву,  место  единения  с  Богом  через  таинство,  место  спасения  души.

Земной  храм  является  образом Храма  вышнего,  земным  жилищем Бога.  Поэтому  образ  Храма  содержит в  себе  выходящую  за  пределы  человеческого сознания идею Божественного и  в  то же  время  вбирает  все  представления  о  мироустройстве.  В  Храме  человек  ищет  убежище  от  мирской  суеты. Обращаясь  в молитвенном порыве к  Богу,  осознает  единство  земного  и небесного.

Сегодня поговорим об архитектуре храмов.

Слайд 4 Прочность, польза, красота — эта необычная формула была "выведена" почти две тысячи лет тому назад.

Древнеримский зодчий Витрувий пришел к выводу, что именно эта триада составляет сущность архитектуры. Каждый ее компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.

Напомните мне, пожалуйста, внешний вид храма, любого – будь то православный, католический или мусульманский. Купол, высота. Как держится купол? Как возводились огромные постройки, подобные Киевской Софии или мечети на Востоке, когда техника и цивилизация были еще не на таком высоком уровне развития, как сейчас?

Слайд 5 20 мая 1474 г. в Москве случился легкий "трясун" — так в древности называли на Руси землетрясение. И все бы ничего, да вот беда — рухнул возведенный почти до самых сводов Успенский собор в Кремле.

Великий князь Иван III пригласил экспертов — псковских зодчих — установить причину катастрофы. Их оказалось две. Во-первых, слишком жидкий известковый раствор "не клеил". Во-вторых, были допущены конструктивные просчеты: лестница, устроенная в толще одной из стен, значительно ее ослабила.

Так от чего же зависит надежность постройки? В значительной степени от строительного материала.

Слайд 6 Но не только прочностью и надежностью строительного материала определяется качество постройки. Многое зависит и от конструкции. Ведь недостроенный Успенский собор обрушился еще и из-за конструктивных просчетов.

На Востоке много веков назад появилась простая строительная конструкция — арка: две опоры и перекинутая между ними каменная дуга.

Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод.

А что если арку повернуть вокруг совей оси и повторить много раз?
А если арку повернуть вокруг своей оси, получится купол.

Арку, свод и купол у восточных народов позаимствовали древние римляне. От них эти архитектурные формы стали известны будущим европейцам и византийцам, которые и привезли "новинку" на Русь. Стена, арка, купол и свод стали основой конструкций каменных сооружений на Руси — дворцов, храмов, крепостей.

Слайд 7 Особенность сводчатых построек — очень толстые стены. Даже невысокие каменные палаты имели стены толщиной до 2 м. Ведь свод давит на стены не только вертикально, но и в стороны, словно пытается их опрокинуть. Для укрепления стен приходилось строить контрфорсы — дополнительные наружные подпорки.

Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

 Использовались также "связи" — деревянные или металлические балки, стягивающие противоположные стены, но уродующие интерьеры построек.

Любое каменное сооружение средневековья было похоже на крепость и в случае необходимости заменяло ее. Даже небольшие щелевидные оконца, сделанные таковыми, чтобы не ослабить стену, напоминали бойницы.

Слайд 8 Готические соборы - Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода.

Каменные сооружения весили сотни и тысячи тонн, а потому нуждались в надежных фундаментах. Опытный инженер Аристотель Фиораванти заложил фундамент Успенского собора на глубине 6 м, забив под него сотни дубовых свай. Кстати, белый камень оказался очень подходящим материалом для фундаментов: он достаточно прочен, морозостоек и долговечен. Не случайно кирпичные стены Кремля, Китай-города и многих других старинных построек в Москве покоились на белокаменных фундаментах.

Слайд 9

Польза  У любого архитектурного сооружения свое назначение: дом — для жилья, храм — для молитвы, крепость—для защиты от врагов... В зависимости от назначения здание имеет ту или иную форму, размер, внутреннюю планировку, декор. Красота архитектуры при постройке крепости, например, не имеет большого значения. Главное ее качество — прочность и надежность: высокие неприступные башни и стены с узкими прорезями бойниц. В крестьянском жилище, лишенном изысканной красоты дворца и избыточной прочности крепости, больше всего ценились простота и удобство.

Многое зависит и от климата. Долгая зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы при строительстве жилья: высокая крутая кровля не задерживала ни снег, ни воду. По этой же причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вытеснили покатые византийские.

Слайд 10 Из- за холодных суровых зим на Руси церкви строили двух типов: зимние — небольшие, отапливаемые; летние — более просторные, без печи. Иногда их собирали под одной крышей — внизу ставили теплую церковь, наверху — холодную

Слайд 11 А знаете, почему русские храмы обычно многоглавы? Не только для красоты. Чем крупнее церковь, тем больше требуется куполов: ведь каждый купол опирается на цилиндрический барабан с окнами, освещающими внутреннее пространство храма.

Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли друг друга. Так польза порождает красоту.

Слайд 12

Красота Именно этот компонент формулы Витрувия возводит архитектуру в ранг искусства и отличает от простого строительства. Красоту трудно выразить математически или словесно. И все-таки попытаемся определить, из чего она складывается.

Клик Многие столетия знаменитая церковь Покрова на Нерли завораживает взгляды. Небольшая, небогатая скульптурным убранством, незатейливая по композиции. Но стоит увидеть ее хоть раз — забыть невозможно. В чем секрет? В верно найденных пропорциях — соотношении ширины и высоты, отдельных частей и целого. Именно благодаря правильно выбранным пропорциям церковь эта кажется такой легкой, изящной.

Клик А чудо русской архитектуры — собор Василия Блаженного — имеет не только богатый декор, но и необычную композицию. Восемь башеннообразных храмов словно в хороводе окружили главный, центральный. Лики красоты неповторимы, каждый по- своему прекрасен.

Клик Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери – это один из шедевров мировой готической архитектуры, который  возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь при помощи мощных контрфорсов. Собор Нотр-Дам-де-Пари представляет собой массивное строение, результат продуманного архитектурного замысла, реализующего в какой-то степени традиции романского стиля. Виктор Гюго, как и другие писатели романтического жанра, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Клик  Золотой павильон Кинкаку-Дзи является самой известной достопримечательностью города Киото в Японии. Он был построен в 14-м столетии как вилла, и затем преобразован в храм. В 1950 году сошедший с ума монах поджог храм, и восстановить его удалось лишь спустя несколько лет.

Земной  храм  является  образом Храма  вышнего,  земным  жилищем Бога.  Поэтому  образ  Храма  содержит в  себе  выходящую  за  пределы  человеческого сознания идею Божественного и  в  то же  время  вбирает  все  представления  о  мироустройстве.  В  Храме  человек  ищет  убежище  от  мирской  суеты. Обращаясь  в молитвенном порыве к  Богу,  осознает  единство  земного  и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, монументальность фресок,  сдержанная  пластика  скульптур,  звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное  искусство  обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и  сочувствие,  умиление и покой,  просветленная  радость  и  одухотворение.



Предварительный просмотр:

Искусство, 9 класс, 1 четверть.

Храмовый синтез искусств, часть 2.

 Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Формула архитектуры по Витрувию – прочность, польза, красота. Прочность – арка, свод, купол.

Слайд 1 Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, монументальность фресок,  сдержанная  пластика  скульптур,  звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное  искусство  обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и  сочувствие,  умиление и покой,  просветленная  радость  и  одухотворение.

Слайд 2 Сегодня рассмотрим храмы основных конфессий – православный храм, католический собор, мусульманская мечеть и буддийский храм.

Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

Слайд 3 Устройство православного храма.

Православный храм родом из Византии.

По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.

Храм всегда ставили алтарем на восток — навстречу солнцу — не случайно: Бог ассоциируется со светом.

Слайд 4 Всякий храм венчает купол с крестом.

Купол символизирует собой небо, поэтому его нередко окрашивали в синий цвет и покрывали изображением звезд.

Количеству куполов придавалось символическое значение. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как три ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов.      

Купол опирается на цилиндрический барабан, прорезанный окнами. Барабаны с куполами и своды поддерживаются арками на мощных столпах. Снаружи стены завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов. Это название произошло от древнего слова «комара», что значит свод.

Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается алтарь. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам — полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.

Художественно оформленный вход в храм называется портал, а открытое крыльцо перед ним –  паперть.

Иногда храмы обносили открытыми или закрытыми галереями, которые на Руси называли гульбищами – от слова «гулять». Нередко к храму пристраивались приделы – небольшие храмики, имеющие собственный алтарь с престолом и главку с крестом. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько богослужений.

Слайд 5 Интерьер храма. Заглянем внутрь храма. С западной стороны к нему пристроен притвор, отделенный глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.

Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма, где во время богослужения располагались верующие. Здесь над западным входом нередко устраивали хоры  – подобие балкона. Там, отдельно от рядовых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными.

В восточной части храма располагается святилище  – алтарь. Он отделен преградой, уставленной иконами – иконостасом. В глубине алтаря находится главная принадлежность храма – престол, который представляет собой каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В  православном  храме  для  молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.  Алтарная  часть  —  для  божественной  сверхреальности.

В южной части алтаря имеется особое помещение – диаконник.  В нем перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница.

В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нем готовят для причащения святые дары – хлеб и вино.

Слайд 6

Зримым напоминанием  о  Боге  и  призывом  к Нему  является  икона. 

Строгие  одноголосные  напевы  в  древности  были созвучны  ликам  святых,  представленным  на  иконах,  в  мозаиках,  фресках. В  XVIII  в.  их  сменили  многоголосные концертные  композиции,  символизирующие  могущество  и  единение  светского и церковного начал,  как основы государственности  России.

Золотой  фон  словно  уносит  фигуры  святых  в  недосягаемые  светящиеся  сферы.  Интенсивные  красочные пятна  в  мозаиках  придают  выразительность образам святых и реальных людей.  Сияние  огромного  количества  лампад  и  свечей,  пение  искусных и  подготовленных  певцов  усиливают благолепие  службы. 

Слайд 7 Белокаменная резьба

Архитектура,  скульптура,  живопись, таинство литургического действа в православном  храме соотносятся  с  хоровым  пением  без  сопровождения  (акапелла). 

Слайд 8 Католический храм. Католические храмы, безусловно, бывают очень разные. В основу планировки большинства из них положена идея римской базилики. К XII в. эта планировка усложнилась и приобрела следующую структуру.

Храм всегда ориентировался по сторонам света.

На запад всегда ориентировался портал (вход). Перед порталом находился двор, иногда огороженный галереями.

Слайд 9 Рассмотрим католический собор эпохи готики.

Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.

Грандиозность  и  величественность архитектурного образа католического собора  звучит  особенно  возвышенно в  светлом,  взлетающем  пространстве интерьера.  Мощным  потоком  вверх устремляются  все  элементы  декора: тонкие,  изящные  столбы,  колонны, стрельчатые арки. Огромные  ажурные окна  с  цветными  стеклами  —  витражами  —  делают  прозрачной  и  легкой преграду  между  интерьером  собора и  внешним  миром.  Льющийся  через стекла  витражей  цветной  таинственный  свет,  создавая  в  храме  необычную  цветовую  среду,  отличную  от внешнего  мира,  символизирует  свет христианского  познания.

Слайд 10 Мы не почти увидим в католическом храме икон, но порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).

         Первостепенное значение придавалось декору главного — западного — портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой — представить христианскую концепцию мира.

Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).

          Слайд 11-12 Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

В разработке сюжетов витражей, как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.

Это место называлось а`трием (или на`ртексом).

От нартекса к порталу вела паперть - возвышенное место. В на`ртексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые не`фы храма.

В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути - изображение страданий Христа.

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север.. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор - место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.
        Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в присветерии, - алтарь и дарохранительница - таберна`кула (от лат. Taberna`culum - шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.

Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор - церковь, в которой находится кафедра епископа - главы церкви на определенной территории - "епархии").

В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессиона`лом.

 Под хорами, ниже уровня пола находится кри`пта ("тайное место"), склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм.

Католицизм и православие - Основные расхождения в догматике

+ обрядовые различия,

Слайд 13 Мечеть — не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу — главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».

Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет.

Мусульманский  храм  (мечеть)  своим  великим  куполом  символизирует единого  Бога  (Аллаха)  и  минаретом (башня  около  мечети)  —  его  пророка  (Магомета). 

Слайд 14 Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных пространства  —  открытый  двор  и  затененный  молитвенный  зал.

Слайд 15 Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).

Мече́ть (араб. مسجد‎‎ [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:

Слайд 16 Главные  архитектурные  элементы мечети  послужили  основой  для  формирования  мусульманских  понятий  о красоте.  Огромный  купол,  парящий над  мечетью,  так же  как  и  архитектурные  «сталактиты» —  ниши,  нависающие  друг над  другом,  создают иллюзию  бесконечного  и  непостижимого неба  и  символизируют  божественную совершенную  красоту,  а  минарет  — божественное  величие.  На  стенах  мечети  размещаются  декоративно  оформленные  изречения  из  Корана.

Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.

         Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами – керамическими плитками, покрытыми мозаикой.

В  религиозной  культуре  ислама  из всех видов искусств преимущество получили  архитектура  (дворцы,  мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества  и  любого  живого  существа считалось святотатством.  Поэтому  художественный  стиль  ислама  —  декоративный,  орнаментальный.

Бесконечный  по  своей  природе орнамент  служит  способом  художественного  выражения  исламского  мироощущения.  Именно  орнамент  строится  на  ритмическом  повторении  основных  мотивов.  А  в  мусульманстве повторение  считается  одним  из  надежных  способов  постижения истины и  выражения  преданности  Аллаху.

Слайд 17

         Древний  буддийский  храм,  сооруженный  из  мощных  обтесанных  камней и плит, был основой для пышного и  тяжелого  орнаментального  скульптурного  декора,  охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием  этого  является  отсутствие арки и  свода.

        Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода - предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке

         Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

         Слайд 18 Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

         Слайд 19 Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы.

Слайд 20 Имело значение и место постройки – буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.

Слайд 21 В буддийских храмах на кровлях  висят  многочисленные  колокольчики. Они раскачиваются при малейшем  порыве  ветра,  наполняя  окружающее  пространство  нежным  мелодичным  звоном.  Одновременно  колокольчики были защитой святилища от проникновения  злых  духов,  входили  в состав ритуальных предметов, которые использовались  в  церковных обрядах. Буддийские  религиозные  праздники сопровождаются  обычно шествиями  с театрализованными  представлениями, музыкой  и  ритуальными  танцами  на открытом  воздухе.

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»[1]; кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни[2].

Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.

В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи.  

Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.

Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений». Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.

                                                   Тест

  1. Б – 1 балл
  2. Б – 1 балл
  3.    2 балла если свод и купол, 2 если что-то одно.
  4. А. – 1 балл
  5. А – 1 балл
  6. А  - 1 балл
  7. Б – 1 балл
  8. Б – 1 балл                                              

9 баллов – максимум.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя_________________________________

Тест по искусству, 9 класс

  1. Что такое синтез искусств?

А. Выделение одного вида искусства.

Б. Соединение нескольких разных видов искусства.

  1. Из каких трех частей (по Витрувию) состоит  «формула архитектуры»?

А. Прочность, польза, вечность.

Б. Прочность, польза, красота.

В. Размеры, польза, красота.

  1. Нарисуйте арку. Как при ее помощи получить две другие важнейшие конструкции каменного зодчества – свод и купол? Нарисуйте их рядом.

  1. Что такое контрфорс?

А. Дополнительная наружная подпорка

Б. Металлическая балка внутри храма, стягивающая противоположные стены.

  1. Как ориентирован православный храм относительно сторон света?

А. На западной стороне вход, на восточной – алтарь.

Б. На восточной стороне вход, на западной – алтарь.

  1. Портал это:

А. Художественно оформленный вход в храм.

Б. Внутренняя часть алтаря.

  1. Минарет это:

А. Маленькая мечеть.

Б. Башня при мечети.

         8. Стены мечети украшены

        А. Изображениями мусульманских святых.

        Б. Текстами Корана и орнаментами.

                                                                                                                       Количество баллов__________

                                                                                                 Оценка__________

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»

Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»о жизни и творчестве  Гагарина Григория Григорьевича ...

Разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели"

Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ «Жигайловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области» по теме лекции №3 «Симв...

Методическая разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели" 5 класс

План урока ИЗО по программе Б.М.Неменского для 5 класса по теме "Искусство Гжели"...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

План - конспект урока немецкого языка в 10 классе "Искусство"

Обобщающий урок по теме "Kunst kommt vom Können.Auch Musikkunst?"...

Конспект урока по обществознания для 6 класса "Искусство и наука"

Конспект урока по обществознанию для 6 класса "Искусство и наука"...