Проект урока искусства в 9 классе "Понятие культуры. Культурное наследие России"
проект по мхк (9 класс) на тему

Еремушкина Екатерина Николаевна
Цели: 1. Организовать поисковую деятельность учащихся по установлению значения слова “культура”, пониманию термина, осознанию ценности материальной и нематериальной составляющей русской культуры, роли наследия России в мировой культуре. 2. Способствовать формированию у детей интереса к познанию и стремления к сохранению культурных ценностей, к воспитанию в себе качеств полноценного члена культурного сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx52.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока искусства в 9 классе,

проведенного 06.10.14

в МОБУ «Медвенская СОШ»

Тема: Понятие культуры. Культурное наследие России.

Цели:

  1. Организовать поисковую деятельность учащихся по установлению значения слова “культура”, пониманию термина, осознанию ценности материальной и нематериальной составляющей русской культуры, роли наследия России в мировой культуре.
  2. Способствовать формированию у детей интереса к познанию и стремления к сохранению культурных ценностей, к воспитанию в себе качеств полноценного члена культурного сообщества.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1

Вступление.

- Послушайте стихотворение, определите его тему и основную мысль.

Учащийся читает стихотворение под музыку.

Что есть Культура?
Двигатель прогресса,
Основа жизни,
Синтез Красоты,
Противовес агрессии и стресса,
Зерно Прекрасного на Ниве Доброты.
Культура - поклоненье
 Свету,
Сияющему в звездной высоте,
Борьба за эволюцию Планеты,
Стремленье жить в Любви и Чистоте!
Путь Созидания Гармонии и Духа,
Таланта, закаленного в Огне,
Служения Искусству и Науке,
Полезность людям, обществу, стране...
Культура нам дана для осознания
Сотворчества процессов Мироздания
.

2.

Определение  темы урока. Постановка задач.

- Какова тема стихотворения? Как автор понимает роль культуры в жизни человека?

- 2014 год объявлен в России Годом культуры. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин, что свидетельствует об огромном значении культуры в жизни государства

В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире». 

И сегодня на уроке я предлагаю вам рассмотреть русскую культуру и понять, что подразумевает президент, говоря о роли культуры России в мире . Запишите тему.

Записывают тему урока в тетради:

Понятие культуры. Культурное наследие России.

3.

Проверка домашнего задания с целью сравнения вариантов трактовки понятия “культура” в разных словарях и осознания широкого значения термина.

- Для этого сначала необходимо разобраться, что означает слово “культура”? Дома вы работали со словарями, чтобы установить значения слов “культура” и “культурный”.

Зачитывают подготовленные определения понятия “культура” с уточнением названия и автора словаря.

4

Слово учителя о составляющих культуры

- Итак,  культура - это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, передаваемых последующим поколениям. 

Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира.

 Культура включает в себя материальную культуру – это то, что сотворил человек. Это и язык,  история, образование, наука, искусство литература. Это всё, что способствует духовному развитию человека.

И  нематериальную  - это норма поведения, верования, обычаи.

Поговорим о материальных составляющих культуры.

Составляют таблицу по данной шапке

Культура

Материальная

Нематериальная

5

Доклады и презентации учащихся

- Для этого обратимся  к высказываниям великих людей, ценителей искусства. Вот первые (проецируются на интерактивной доске):

Создать ?… невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами. (В. Белинский)

Знать много .?.. - значит иметь много ключей к одному замку.  (Вольтер)

Кто не знает иностранных .?., тот ничего не смыслит и в своем родном .?... (И. Гете).

- О чем идет речь?

- Правильно. Язык – часть национальной культуры. Речевая культура – часть культуры народа, связанная с использованием языка. Что вы знаете о русском языке?

- Спасибо.  Попробуйте дополнить следующие высказывания:

Подлинные бессмертные произведения …? остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель)


…? требует или уединения, или нужды, или страсти. Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам. (Александр Дюма – сын)

 Где дух не водит рукой художника, там нет .?. (Леонардо да Винчи)


. ?. восполняет недостатки природы.
(Джордано Бруно)

- Искусство бывает разных видов,  форм, направлений. Но у всех произведений искусства есть общая черта. Какая? (Духовное развитие человека).

Изобразительное искусство на Руси начиналось с народных промыслов. О них нам расскажут докладчики 2-ой творческой группы.

-  О каком виде искусства идет речь далее:

..? не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная. (Ф. Шопен)

Только величайшее искусство -..? - способно коснуться глубин души. (Максим Горький)

Только ..? имеет силу формировать характер. При помощи ..? можно научить себя развивать правильные чувства. (Аристотель)

- Сообщение о русской музыке нам представят ученики 3-ей творческой группы.

- А кто догадается, о чем следующие высказывания:

…, - это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями/ (С. Шаумян)

…? – это искусство избегать слов. (М. Жванецкий)

В чем разница между журналистикой и …? Журналистику не стоит читать, а …? не читают. (О. Уайльд).

Вставляют пропущенные слова в высказывания деятелей культуры, называя тему последующего доклада:

  1. Язык.

Каждая группа докладчиков демонстрирует презентацию. Таблицы и схемы заносятся в тетрадь.

- Русский язык относится к восточной группе славянских языков, принадлежащих индоевропейской семье языков. Национальный язык русского народа. Он является восьмым языком в мире по численности владеющих им как родным и пятым языком в мире по общей численности говорящих. Русский язык — официальный язык Российской Федерации, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Он является наиболее распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного. Занимает четвёртое место среди самых переводимых языков, а также — седьмое место среди языков, на которые переводится большинство книг. В 2013 году русский язык вышел на второе место среди самых популярных языков Интернета.

В IX веке н. э. Кирилл и Мефодий, канонизированные позже церковью, создали церковно-славянскую азбуку. Если первоначально церковно-славянская азбука использовалась лишь для перевода и написания христианских богослужебных книг для священнослужителей, то впоследствии азбука стала использоваться и в художественной литературе.

У русского языка, помимо его современного названия, существовали ещё два других: российский и великорусский. Первый был образован от греческого названия Руси — России, — и активно употреблялся лишь в XVIII веке. Второй возник от топонима Великороссия и вышел из употребления после 1917 года.

2. Искусство.

- Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. В первую очередь сюда входит роспись. Наиболее известными являются Городецкая роспись , Жостовская, Гжель, Хохлома́, Палехская и Федоскинская миниатюры. Гжель — с 17 века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современ-ного Раменского района Московской области. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Жостовская роспись — роспись  металлических подносов. Возникла в середине 18 в. на Урале. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области  и в Нижнем Тагиле. Роспись производится обычно по чёрному фону.  Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.  Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в Советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше на чёрном фоне и расписываются золотом.. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, брошки, панно, игольницы Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Федоскинская миниатюра  сложилась в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Хохлома́ представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Городецкая роспись существует с середины 19 века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.  Знаменито также русское кружево: Вологодское, Елецкое, Мценское. Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из пуха оренбургских коз и хлопчато-бумажной или шелковой основы. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Павловопосадские шали — набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Производство было создано в середине XIX века в г. Павловский Посад. Дымковская игрушка — русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла. Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет. Известны также Абашевская  , Каргопольская и  Богородская игрушка. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Этот символ России появился на свет не в старинные времена, как это принято считать, а лишь в 1891 году в Абрамцеве. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России. К русским народным промыслам по металлу относятся: Ка́слинское литьё —скульптура, решётки, архитектурные элементы из чугуна и бронзы, традиции которого сложились в 19 веке.Скань — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Первые изделия на Руси появились в IX—X веках.

3.  Музыка.

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён.

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной , исполнялись частушки.

Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайкагудокгусли), духовые инструменты (дудка,жалейкарожоккугиклы или флейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рогабубны. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как баян (гармонь), мандолинасемиструнная гитара, распространились в России сравнительно поздно (19-20 века).

Русская классическая музыка содержит творческое наследие таких великих композиторов как Пётр Ильич ЧайковскийМихаил Иванович Глинка, содружество композиторов «Могучая кучка», Сергей Васильевич РахманиновИгорь Фёдорович Стравинский.

Среди советских композиторов одними из самых значимых являются: Сергей Сергеевич ПрокофьевДмитрий Дмитриевич ШостаковичАрам Ильич ХачатурянАльфред Шнитке. В русской музыке существует множество всемирно известных классических произведений, среди которых знаменитые симфонииконцертыбалеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Весна священная»), оперыБорис Годунов», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин»), сюиты

Популярная музыка

В первой половине XX века были популярны такие исполнители, как Александр Вертинский и Леонид Утёсов. В советское время была распространена т. н. «эстрадная» популярная музыка (Муслим МагомаевЛев ЛещенкоАлла ПугачёваВалерий Леонтьев Иосиф Кобзон).

Поп-музыка развивалась в СССР и России со второй половины XX века по западному прообразу.

В нашем городе работает Тульская Государственая филармония, здание которой располагается на одной из центральных улиц. Здесь регулярно проходят концерты народной, классической и современной музыки, танцевальных ансамблей и театральных студий.

  1. Литература.

Ру́сская литерату́ра зародилась во второй половине 10 века. Является одной из важнейших составляющих культуры России, в которой наиболее полно и отчётливо проявилось творческое начало русского народа.

 В литературе России наиболее полно и отчётливо проявился творческий гений русского народа.] Она отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских мыслителей, литература является также и философией России.]

Общепринятой точкой зрения является, что своему появлению древнерусская литература обязана принятию христианства в Древнерусском государстве. Привнесённая письменная литературная традиция легла на богатую почву устного народного творчества, существовавшего на Руси

Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого .

Основные жанры Житие, Хождения, Видения, Слово, Евангелие, Летопись.

Существует несколько памятников древнерусской литературы религиозного или летописного характера — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», Житие Александра Невского и другие жития. Авторы этих произведений ныне неизвестны. Народное творчество того периода представлено самобытным жанром былины, сказками.

Светская литература появилась в России только в 17 веке. Первое известное произведение этого рода — «Житие протопопа Аввакума».

В 18 веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них — поэты Василий Тредиаковский, Антиох КантемирГавриил ДержавинМихаил Ломоносов; писатели Николай КарамзинАлександр Радищев; драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин, а также Иван Андреевич Крылов, публицист, поэт и родоначальник русской басни.. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм.

Начало 19 века - это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену. Литература начала  утверждать высокие принципы свободы личности.

Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени.

Появляются литературные герои, для которых в первую очередь важна личная свобода. Ярким представителем выступает Татьяна Ларина, которая не нуждалась в праздной мишуре светских раутов, и для которой более предпочтительным было уединение и философские размышления. Так же, герой Александр Чацкий – человек, который в открытой форме выражал несогласие с общепринятым устоем жизни консервативного дворянства.

Суровыми судьями аристократических кругов были А. С. Грибоедов и А. А. Бестужев – Марлинский, в своих произведениях они презирали высшие слои общества за их тщеславие, эгоизм, лицемерие и моральную распущенность.

Задушевную романтику и трепетную мечтательность внес в русскую классическую литературу В. А. Жуковский. В своих стихах Жуковский старался уйти от серой обыденности, чтоб показать возвышенный мир чувств, который нас окружает.

Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин. Произведения Александра Сергеевича сделали настоящий переворот в литературе. Поэзия Пушкина, роман «Евгений Онегин» и повесть «Пиковая дама» не только пополнили фонд Русской классики, но и стали определенной стилистической подачей, которой неоднократно в будущем пользовались многие отечественные и мировые литераторы.

Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве М. Ю. Лермонтова. На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека.

Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре. Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу 20 века. В этот период  в русской литературе возникает множество направлений

Русский символизм— поэзия ФетаТютчева, проза Достоевского;О сновная мысль: искусство — средство познания мира.

Старшие символисты Д. С. МережковскийЗ. Н. ГиппиусФ. К. Сологуб,  В. Я. БрюсовК. Д. Бальмонт.

Младшие символисты

А. А. БлокА. БелыйВ. И. Иванов.

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам и другие.

Футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов .  Игорь Северянин,  Владимир Маяковский.

Новокрестьянской поэзии были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества.

Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Николай КлюевСергей Есенин.

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф ,Вадим Шершеневич и Сергей Есенин.

Для прозы этого времени был характерен реализм. И ведущая роль здесь принадлежала Льву Николаевичу Толстому.

6

Викторина

Презентация с заданиями викторины (приложение 2)

Соревнуются две команды учащихся. По окончании игры члены выбранного детьми жюри подсчитывают количество баллов и объявляют победителей.

7

Подведение итогов, рефлексия

- Продолжите предложения, записанные на доске.

Сегодня на уроке я узнал…

Наиболее яркими моментами урока, по моему мнению, были…

На уроке мне удалось…

8

Домашнее задание

Выберите из предложенных для самостоятельной подготовки заданий наиболее, на ваш взгляд, интересное и полезное и выполните его дома.

Записывают выбранное домашнее задание в дневник.

  1. Подготовьте небольшое сообщение о ярком деятеле культуры России.
  2. Напишите мини-сочинение о значении культуры в жизни человека.
  3. Составьте викторину по русской живописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - культурное наследие России - основа гражданского - патриотического воспитания молодежи.

Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей  молодежи.  На сегодня  это и  главная  задача в образования. Об ак...

Урок - конференция в 8 классе. Тема урока: «Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России».

Цель: Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.Задачи: - формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы;- развивать навыки самост...

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

Тема урока – «Культура. Культурное наследие».

Учебная  программа -  «Санкт-Петербург – город-музей».Тема - «Введение»  учебного  курса «Санкт-Петербург – наследник культуры  древн...

250 школьников из 20 регионов России приняли участие в образовательной программе и выступили на фестивале-конкурсе «Культурное наследие России» в Москве

22-23 октября 2022 года в Москве состоялся финальный этап Всероссийского фестиваля-конкурса межкультурного взаимодействия «Культурное наследие России», к участию в котором были приглашены ...