«Инновационные технологии в эстетическом воспитании»
методическая разработка по мхк (10 класс) по теме

Масленникова Ольга Николаевна

Данная методическая разработка раскрывает значение проектной деятельности на уроках Музыки и Мировой художественной культуры ,как наиболее эффективного метода развивающего творческий потенциал обучающихся. В методическом пособии даны этапы работы над проектом,виды проектов и способы их реализации на уроках Музыки и Мировой художественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx135.52 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УССУРИЙСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ»

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ТЕМЕ: «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ»

C:\Users\admin\Desktop\ApWUh3deimo.jpg

Содержание:

  1. Методическое обоснование……………………………………………......3
  2. Основная часть……………………………………………………………...6
  1. Проектная деятельность в системе работы учителя

         Мировой художественной культуры………………………………………....6

  1. Этапы работы над проектом………………………………………...…7
  2. Виды проектов…………………………………………………………...8
  3. Вывод……………………………………………………………………10
  1.  Список используемой литературы……………………………………..13

I. Методическое обоснование

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является эстетическая активность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

В воспитательном процессе особое значение приобретает духовный опыт человечества - продукт духовной деятельности отдельных личностей и целых народов, опосредованный поиском смысла жизни и интенциональной направленностью на Абсолютные ценности - Истину, Добро, Красоту.

Формы существования духовного опыта - наука, искусство, религия, социальные отношения. В учебном заведении находят отражение различных видах воспитания: трудовом, нравственном, эстетическом, физическом, умственном, экологическом и многих других. Преломляясь в специфике каждого вида воспитания, реализуемого на отдельном, обособленном занятии, теряет свою целостность, и обучающийся приобретает мозаичное представление о себе, мире, своём месте в этом мире.

В области художественно-эстетического воспитания используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.

Одной из таких технологий и является проектная методика. Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности и школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное важное для образования учащихся.

В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновлённом виде и позволяет эффективно решать задачи личностно - ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни. Причастие Projectus означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза» и, действительно, этот метод заслуживает внимания, « бросается в глаза».

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать», в смысле: «создавать»,

« формировать» или « развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Ребёнок по своей природе исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребёнка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект- дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Сегодня в российском образовании провозглашён принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в Мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В нашем училище в области художественного - эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый, интегрирование, использование компьютера, метод проектов, арт - технологии, здоровье сберегающие и другие.

Если их анализировать с точки зрения отношения взрослого к ребёнку, то мы отдаём предпочтение личностно - ориентированному и дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества.

Личностно - ориентированные технологии ставятся в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Проявляется в освоении обучающимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

В данной разработке будет рассмотрена методика проектной деятельности на уроках Мировой художественной культуры и Музыкального искусства как одна из важнейших в эстетическом воспитании суворовцев.


П.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Проектная деятельность в системе работы учителя Мировой художественной культуры.

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путём решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить, обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путём познания, и способом организации познания.

По своей типологии проект может быть исследовательским, творческим, информационным, ролевым - игровым, т.е. в зависимости от того, что является доминирующим виде деятельности данного проекта.

Предмет « Мировая художественная культура» направлен на развитие человека через освоение пространства художественной культуры, поэтому чаще мы имеем дело с творческими и ролево - игровыми вариантами проектной деятельности.

Задачи: решаемые в процессе использования проекта.

  • Как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей;
  • Как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или по всему курсу;Как большая творческая работа, позволяющая глубже освоить предлагаемый программой материал в структуре урочной - внеурочной деятельности.

Формы проектной деятельности: проведение разных вариантов итоговых занятий объясняется, что конечный итог обучения такому предмету, как Мировая художественная культура, не должен выражаться простой суммой знаний, учащиеся должны почувствовать практическую значимость предмета.

  • научиться ориентироваться в различных источниках информации, посвящённых данному предмету;
  • сравнивать информацию о том или ином объекте (эпохе, личности) с художественной информацией, передаваемой средствами художественного образа;
  • Развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решения.

Большую роль при этом выполняют информационные технологии.

Информационное обеспечение учащихся в процессе проектной деятельности (свободный доступ к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации) - залог свободного развития личности.

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из компонентов системы образования.

Цель проектной деятельности:

•Всестороннее развитие личности, творческого потенциала суворовцев и на этой основе формирование их эстетической культуры.

•Активизация и развитие творческой познавательной активности и мыслительной деятельности.

• Систематизирование свои знания, полученные при изучении других предметов (истории, литературы, географии, музыки, изобразительного искусства).

2.Этапы работы над проектом.

На первом этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта.

На этом этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме. Чтобы добиться ожидаемого результата,преподавателю необходимо уже на первом этапе подключить к определению содержания и структуры проекта самих обучающихся. Чувство вовлечённости в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимую на решение всех связанных с ним учебных задач.

На втором этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработке полученной информации. Происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, планирования порядка работ.

У обучающихся формируется способность к самостоятельному целеполаганию и умению координировать свои планы с планами других членов группы. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъёмка, разработка самостоятельных сценариев, театрализованных форм и др.)

На третьем этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и другое). Особое внимание должно быть уделено составлению обучающимися итогового отчёта, описывающего эпизоды работы.

Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом.

Выпущенный в виде брошюры, набранной и распечатанной хотя бы в одном экземпляре с помощью настольной издательской системы, такой отчёт может быть достаточно значимым «продуктом», полученным в результате проектной работы и доказывающим его педагогическую ценность.

3. Виды проектов

В своей практике я использую следующие виды проектов: 

Игровые - ролевые проекты, например, драматизация песен, постановка детских мюзиклов. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности суворовца: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нём творческие возможности.

Информационно- исследовательские проекты/рефераты, презентации/ например, «Жизнь и творчество композитора», « история одного музыкального инструмента».

Сценарные проекты - внеклассного мероприятия для училища или отдельной роты (подготовка и проведение концертов, смотров - конкурсов).

Издательские проекты - стенгазеты, материалы для стендов.

Творческий проект на уроках Мировой художественной культуры.

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», значит искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном.

В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить.

Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются: пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другие качества. Характеризующие человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются, становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Творческая деятельность обучающегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке.

Учитель также обязан научить обучающегося навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий.

Творческий проект это процесс, направленный на ознакомление суворовцев с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, эффективный способ их творческих способностей и политехнического образования.

Формы организации деятельности обучаемых

Проекты в зависимости от сложности замысла конечного продукта могут быть различными по продолжительности:

  • Краткосрочный;
  • Средней продолжительности;
  • Долгосрочные.

Цель проектной деятельности - получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы, дома или наглядного пособия для младших учащихся.

Личностный характер проявляется в том, что ребёнок реализует своё собственное «Я» через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получения от неё удовольствия.

Учитель в своей работе формирует у обучающихся надпредметные умения (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество). Всё

названное не только способствует усвоению знаний, умений и навыков, но и развивает творческие способности. Здесь очень важно замотивировать, заинтересовать и показать социальную значимость, того, что делает ребёнок.

Каждый тематический блок предлагает к выполнению ряда проектов по изучению художественных технологий, особенно господствующих в эту эпоху стиля искусства, а так же других явлений культурной жизни- театра, музыки, кинематографа.

Оценка знаний и подведение итогов работы над проектами.

Заключительный урок каждого тематического блока посвящается подведению итогов, сдаче и защите проектов. Итоговое занятие тематического блока проводиться в разных формах.

Наиболее традиционна форма презентации. Она подразумевает представление и защиту проектов, демонстрацию работ при совместном обсуждении и вынесении оценки. Такая форма итоговой отчётности подобна выступлению на конференции и хорошо знакома ученикам.

На итоговом занятии каждый суворовец имеет возможность за пять минут у доски продемонстрировать свою творческую работу и выступить с мини - докладом по теме своей работы. Кроме того, каждый докладчик подготавливает папку с письменным отчётом, куда включает текст теоретического исследования, эскизы, иллюстрации, список использованной литературы и отчёт, написанный по общему образцу. Приветствуется создание отчёта о работе в виде компьютерной презентации.

Возможны индивидуальные формы отчёта по проекту.

Например, учащийся, хорошо изучивший тему своего проекта, по предложению учителя может прочитать лекцию для обучающихся младшего курса.

Проектом может являться и создание компьютерной лекции - презентации на определённую тему, создание небольшого видеофильма- будущего видео пособия. Участие в создании учебных пособий - ещё одна форма отчёта. Если объединить презентации нескольких проектов в рамках одной темы, то можно подготовить творческий праздник - путешествие в другую эпоху.

Высшей формой отчётности, да и собственно коллективным творческим проектом может являться подготовка тематического праздника. Такой праздник может быть подготовлен группой старшекурсников для суворовцев других курсов, распределяя между собой обязанности. Каждый участник данного коллективного проекта отвечает за свою часть праздника.

Примером может служить праздник «Рыцарский турнир», который могут провести десятиклассники по теме «Культура Средневековья». В перечень праздника могут войти такие сцены: состязание лучников, опыты алхимиков, проведение боя рыцарей, облачённых своими оруженосцами в реконструированные доспехи.

Таким образом, готовясь к защите своей практической работы, суворовцы, по сути, занимаются исследовательской работой. Этот реферат или доклад при удачном исполнении наличие у суворовца интереса к данной теме и желания продолжать работу в данном направлении, может дать начало более глубокому исследованию. А познание той или иной технологии при выполнении творческой работы само по себе является творческим и научным.

В решении этой задачи большое значение имеет развитие творческих начал в человеке, способности преобразовывать окружающую его жизнь. В связи с этим возрастает и роль эстетического воспитания. Оно решает задачи формирования эстетических суждений, вкусов, развитие внутреннего эмоционального мира подростка, служит укреплению сознания, идейной убеждённости, развитию всего облика человека.

4. Вывод

Целостная система художественно - эстетического образования в суворовском военном училище включает уроки искусства, занятия в системе дополнительного образования, а так же внеклассные мероприятия.

Всё это способствует разностороннему развитию личности суворовцев. Отдельные выпускники в дальнейшем выбирают профессии в сфере культуры и искусства. Многие, занимаясь на дополнительных занятиях пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах развивают, свой талант и активно проявляют, себя в творчестве продолжая учиться в высших учебных заведениях.

Функция предмета Мировая художественная культура, в рамках художественно - эстетического цикла, заключается в том, чтобы дать сбалансированное образование и стимулировать: развитие эстетической отзывчивости по отношению к природе и созданному человеком миру культуры, обострение ощущения его многообразия и взаимообусловленности. Понимания связи между мастерством, сноровкой, опытом, изобретательностью, остротой восприятия, с одной стороны, и духовным самоощущением индивида - с другой.

Приобретение непосредственного опыта общения с искусством, широким кругом материалов, технологий, инструментов и средств, понимание их возможностей. Получение навыков разработки и презентации проектных идей различными средствами, овладение методами и способами интеграции знаний различных учебных дисциплин вокруг какой-либо выбранной суворовцами проектной проблемы, относящейся к миру искусства.

В связи с этим главной целью проектной деятельности на уроках Мировой художественной культуры является создание условий, в которых можно научить суворовцев вести исследования доступных им проблем, развить их воображение и мышление, способности организовать свою работу, оценивать её результаты, быть активным участником культурно - творческой деятельности. Важным для создания этих условий является решение следующих задач:

  • Создание эстетического пространства и среды, способствующей эстетическому воспитанию, развитию самостоятельности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • Обеспечение обучающимся возможности самопознания, самореализации;
  • Развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Большое значение имеет комплексность обучения, то есть обучение практическим и теоретическим основам на каждом занятии одновременно.

Художественно - эстетическая деятельность обучающихся - это целенаправленный процесс реализации собственных потенциальных возможностей в эстетическом освоении и преобразовании окружающего мира, протекающий в специфических условиях образовательной среды.

Использование возможностей искусства в образовательном процессе учебного заведения - одно из условий становления культуры старшеклассника, содержательными компонентами которой являются: развитие творческих качеств и способностей; ценностно-эстетическое отношение к среде жизнедеятельности.

Педагогические условия эффективного художественно- эстетического развития суворовцев: создание духовной атмосферы в учебном заведении; личностно-творческая организация учебно- воспитательного процесса; вовлечение суворовцев в активную творческую деятельность, а также: организация образовательного процесса на основе интегративного подхода; развитие предрасположенности суворовцев к художественно-эстетической деятельности.

Основными составляющими модели эффективной организации и активизации художественно - эстетической проектной деятельности являются: 1) цель;2)основные задачи;3)компоненты художественно- эстетической деятельности;4)основные критерии сформированности художественно- эстетической деятельности;5) педагогические условия и методы организации учебно-воспитательного процесса;6) основные виды и формы творческой деятельности.

Таким образом, теоретическое обоснование структурных составляющих процесса художественно - эстетического воспитания старших и младших курсов суворовцев путём повышения уровня мотивации, развития эстетической культуры и творческого воображения. Построенное нами культурно - педагогическое воспитательное пространство занятий обладает следующими возможностями:

  • формирует ценностное отношение к произведениям искусства;
  • расширяет круг художественных интересов, а также художественно теоретических знаний;
  • побуждает к творческой деятельности на основе развития творческих способностей, так как систематизирующим компонентом является художественно- образное мышление;
  • развивает способность и стремление к познанию и развитию.

Что способствует превращению учебного материала предметов «Мировая художественная культура», «Музыкальное искусство» и метода проектной деятельности в средство для самораскрытия и познания обучающимися самих себя. Воспитание личности творца с духовными потребностями и развитой индивидуальностью, готового к творческому труду в любом виде деятельности.


III. Список используемой литературы

  1. Бычков        В.В. Эстетика: учебник/В.В. -2-еизд, перераб. и доп.- М. :Гардарики,2006.
  2. Выгодский        JI.C. Психология искусства/ Л.С. Выгодский - 2-е изд. - М.,1991.
  3. Гребенщикова        В. Ю. Информационно- образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности. Великий Новгород, 2003.
  4. Гузеев В.В.Метод проектов как частный случай интерактивной технологии обучения/ В.В. Гузеев// Директор школы - 1995- №6
  5. Кайдалов В.А. Философия и педагогическая теория/ В.А. Кайдалов, В.Н.Железняк В.Р., В.Р.Имакаев; Пермь, гос. ун-т - Пермь,2005.
  6. Крылова        Н.Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования/Н.Б.//Народное образование- М.,2005.-№5.
  7. ЛушниковИ.Д.        Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся/ И.Д.Лушников. - Вологда.2005г.
  8. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие/Б.С.Мейлах. - М.,1985.

9.. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя/Б.М. Неменский - 2-е изд., перераб. И доп. -М.

10. Эстетический опыт личности как источник активности творческого воображения в художественном образовании - переизд. Сб.М.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в эстетическом воспитании обучающихся посредством искусства флористики

Программа занятий студии "Флоренталь" составлена с учетомВсестороннего развития личности; Возрастных и индивидуальных особенностей детей;Сознательности, творческой активности и самостоятель...

Использование инновационных технологий в эстетическом воспитании обучающихся посредством искусства флористики. Выступление на конференцию

   В настоящее время в России идет становлении новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается сущес...

«Инновационные технологии в эстетическом воспитании»

Данная методическая разработка раскрывает значение проектной деятельности на уроках Музыки и Мировой художественной культуры ,как наиболее эффективного метода развивающего творческий потенциал обучающ...

Социально - педагогические эффекты реализации инновационных образовательных моделей эстетического воспитания

M-learning (мобильное обучение) – технология будущего, которая должна и будет развиваться, так как ее простота и доступность использования неоспорима и призвана превращая учебный процесс в увлека...

Инновационные технологии в области воспитания. Сценарии праздников.

В нашей образовательной ситуации пришло время профессионализации педагогической деятельности. Многие наши успехи последних лет были сопряжены именно с отсутствием того профессионального реализма, кото...

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования. Естественно, уровень воспитанности у каждого человека свой, пропорциональный приложенным усилиям. Воспитание- прежде всег...

Презентация "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников"

Использование инновационных технологий и методических форм в музыкальном воспитании дошкольников....