РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
статья по английскому языку

Бабкина Светлана Ивановна

Воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования. Естественно, уровень воспитанности у каждого человека свой, пропорциональный приложенным усилиям. Воспитание- прежде всего поведение человека.  Воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Человек приспосабливается к окружающему миру благодаря знаниям, подражанию и приобретению личного опыта.

 [1, с.384-385]

Прежде чем говорить о патриотическом воспитании, обратимся к основным понятиям темы. В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [7, т. 3, с. 24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [8, с. 185].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babkina.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

С. И. Бабкина

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум», ost_at@bk.ru http://osagte.ru/

Можно не любить и родного брата, если он дурной человек,

но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно,

чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем,

что есть, но живым желанием усовершенствования.

Виссарион Белинский

Воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования. Естественно, уровень воспитанности у каждого человека свой, пропорциональный приложенным усилиям. Воспитание- прежде всего поведение человека.  Воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Человек приспосабливается к окружающему миру благодаря знаниям, подражанию и приобретению личного опыта.

 [1, с.384-385]

Прежде чем говорить о патриотическом воспитании, обратимся к основным понятиям темы. В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [7, т. 3, с. 24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [8, с. 185].

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом жизни.  Эта идея заложена во ФГОС второго поколения и раскрывается в базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования», основным назначением которого в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

 1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

 3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Для современного студента основными источниками, стимулирующими возникновение тех или иных взглядов, убеждений и привычек поведения, служат: общение с людьми, средства массовой коммуникации, книги, семья, родственники, друзья вуз, труд и самообслуживание. [1, с. 387]

Проблемам патриотического воспитания много уделял внимание В. А. Сухомлинский, который задавался вопросом о воспитании личности патриота. В соей книге «Как воспитать настоящего человека» В.А. Сухомлинский писал: «Патриотическое воспитание имеет множество граней. Первая из них – видение мира. То, что открывается перед человеком с первых же шагов его сознательной жизни – с того момента, как он подумал и пережил, - он должен не только видеть и понимать, но и любить, дорожить им, считать своим, чувствовать себя частицей мира, в котором родился.» [ 2, с. 22]

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе использую новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. В настоящее время в системе среднего профессионального образования все большее распространение получают компьютерные технологии обучения. В этой связи смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и более творческой, а также способствует реализации индивидуального подхода в обучении.

Эффективность использования компьютерных технологий в практике подготовки специалистов средней профессиональной школы состоит в следующем:

  • новизна работы с компьютером усиливает мотивацию учения;
  • цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;
  • компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели обучающегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности его памяти, восприятия, мышления;
  • с помощью компьютера можно реализовать личностную манеру общения, создавая тем самым более благоприятную обстановку, а это особенно важно для студентов, испытывающих трудности в усвоении учебного материала;
  • использование компьютерных технологий позволяет обучающимся пользоваться большим объемом ранее недоступной им информации

Резкому скачку в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствует внедрение в учебный процесс ссузов таких технологий, как мультимедиа-технологии, интернет-технологии, веб-дизайн, их правильное использование существенно содействует комплексному развитию личности и способностей будущего специалиста.

[3, с. 231]

Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые использую в своей работе чаще всего: это проектные технологии, тематические акции совместно с информационно-компьютерными технологиями.

Во внеклассной работе по патриотическому воспитанию можно использовать такие образовательные технологии, как:

- проектно-исследовательская деятельность;

- коллективно-творческие дела;

- педагогика сотрудничества;

- нформационно-коммуникационные технологии.

Эти педагогические технологии реализуются через системно - деятельный подход в воспитании, обозначенный в ФГОС второго поколения, который предполагает использовать в образовательном процессе активные формы деятельности обучающихся. Такие формы могут способствовать решению задач, направленных на патриотическое воспитание. Один из них проектная деятельность или метод проектов.

Метод проектов – это система учебно-познавательных и воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий обучающихся и обязательной презентацией результатов их работы.

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В рамках патриотического воспитания в техникуме применяются следующие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. Такие проекты направлены на социальные интересы общества. Тематика и содержание практико - ориентированных проектов может быть разнообразна – от учебного пособия для кабинета иностранного языка до пакета рекомендаций по патриотическому воспитанию. Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре и содержанию является настоящим научным исследованием. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие. Тематика таких проектов может быть примерно такой: «Наши земляки в годы Великой отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Я и мой город», «Загляните в семейный альбом» и многие другие.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например: «Мои земляки», «Защитники нашей Родины живут рядом», «Природа родного края и ее проблемы», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка».

4. Творческий проект, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализованное представление, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал. В процессе коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:

- воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской; - развитие уважения к истории своего Отечества, к людям, вставшим на защиту родного края;

- формирование чувства уважения к другим народам и их традициям. Воспитательные возможности коллективной творческой деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности. Основное средство патриотического воспитания – социально ориентированная направленность коллективных творческих дел. Это взаимодействие обучающихся с социальными объектами, такими как общество, люди, Родина, народ, культура, природа. К коллективной творческой деятельности по воспитанию патриотизма относятся формы работы, которые предполагают включение обучающихся в непосредственную патриотическую деятельность: подготовка и проведение классных часов, смотр строя и песни, акции неделя добра, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, военно-спортивные игры («Один день в армии»), конкурсы патриотических песен. [3]

Глубочайший смысл воспитательной работы должен заключаться, как утверждал Макаренко, «в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к той нравственной высоте, которая возможна в бесклассовом обществе и которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование». [5, c73]

Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание патриотического воспитания, расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые методы воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Социальное пространство для развития патриотизма не должно ограничиваться стенами учебного заведения. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации. Воспитание и обучение должно быть построено так, чтобы человек, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба его родины.

Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» [6, с. 46-47].

Роль преподавателя в патриотическом воспитании обучающихся, а значит и в становлении будущего страны трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой обучающихся и каждым из них в отдельности, по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, через включение в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Так как основным структурным элементом в учебном заведении является группа, класс, то именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися. В учебном заведении осуществляется основная работа по патриотическому воспитанию. Классный руководитель – основной и главный организатор гражданско-патриотического воспитания.

Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание обучающихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. отмечают, что «значение патриотизма в начале третьего тысячелетия заключается в том, что он выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели – сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей. Условия наличия патриотизма – возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» [6, с. 51].

Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений обучающегося к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников. Результативность работы учебного заведения по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.

Литература

  1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
  2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. (Советы воспитателям.) Мн., «Нар., асвета», 1978. – 288 с
  3. В.А. Сластенин Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под. ред.  В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
  4. В.А. Сухомлинский О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1988. – 270 с.
  5. Павлова М. П., Карманов В. Ф. Педагогическая система А.С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся: Учеб. – метод. пособие. – М.: 1988. – 287 с.: ил.
  6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955.
  8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в эстетическом воспитании обучающихся посредством искусства флористики

Программа занятий студии "Флоренталь" составлена с учетомВсестороннего развития личности; Возрастных и индивидуальных особенностей детей;Сознательности, творческой активности и самостоятель...

Использование инновационных технологий в эстетическом воспитании обучающихся посредством искусства флористики. Выступление на конференцию

   В настоящее время в России идет становлении новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается сущес...

Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"

Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"...

Обучающий семинар. Образовательные технологии в военно-патриотическом воспитании в условиях внедрения стандартов ФГОС.

«…мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…»...

Дневник оценки результата воспитания обучающихся в соответствии с ФГОС

Портрет выпускника,  обучающегося в условиях реализации ФГОС второго поколения —  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;—  владеющий основами умения учиться, способный...

Роль школьного музея в патриотическом воспитании обучающихся

Школьные музеи играют важную роль в воспитании учащейся молодежи, они помогают эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой...

Технологии социальной работы по развитию патриотического воспитания обучающихся девиантного поведения как средство становления личности в условиях ФГОС

Тема военно-патриотического воспитания очень важна в системе общегражданского воспитания подрастающего поколения нашей Родины. Будущее страны - дети. Сегодня современная жизнь предъявляет человек...