Роль школьного музея в патриотическом воспитании обучающихся
статья по краеведению на тему

Школьные музеи играют важную роль в воспитании учащейся молодежи, они помогают эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_shkolnogo_muzeya_v_patriot._vospitanii_uchashchihsya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      МБОУ «Топкановская  ООШ»

Роль школьного музея   в патриотическом воспитании обучающихся 

 

                                                                                                 Учитель истории Яцкина Г.В.

2017

        Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации  общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. История нашего народа  свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважение к закону.

          Понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество» в детском возрасте ассоциируются, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным поселком, деревней, городом, в котором живут ребята. От того насколько хорошо они знают и любят историю своего края зависит глубина патриотического чувства подрастающего поколения.   «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие», - говорил А.С. Пушкин.  В. Распутин сказал: «Сколько в человеке Памяти, столько в нем и Человека».

         Детям свойственно чувство гордости за свой край. Они часто стремятся обосновать свой патриотизм какими-либо сведениями о примечательных событиях из его истории. Подобные сведения становятся особо прочными, если ребята сами участвовали в их сборе, работали в историко-краеведческом кружке, музее.

       Школьные музеи играют важную роль в воспитании учащейся молодежи, они помогают эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой Родине.  Опыт создания нашего школьного музея, который действует в школе с 2007 года, позволяет утверждать, что музей – это стержень всей воспитательной работы, база углубленного изучения истории родного края, массового включения учащихся в краеведческую деятельность. Музей является гордостью нашей школы, продуктом совместной деятельности учащихся и педагогов, через потенциал которого реализуется программа патриотического воспитания учащихся. Мы преследуем при этом следующие цели:

-восстановить прерванную связь времен и поколений;

-возродить духовные ценности;

-привить любовь к родной земле;

-воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

       Открытие нашего историко-краеведческого музея было приурочено к 100-летней годовщине основания школы в д. Топканово   дворянами Давыдовскими. К  сожалению, не  сохранилось  фотографии  самого  первого  здания  школы. Но зато  мы  имеем  копию решения  Каширского  земства  об  открытии  в  Топканово  первого  в  уезде  4-х  классного  училища  для  крестьянских  детей, фотографию А.Ф. Давыдовского, попечителя  школы, фотографии  дома  Давыдовских в Топканово. К 100 летнему юбилею школы при помощи Каширского краеведческого музея  нашлись  потомки дворян Давыдовских- Савицкий  Владимир Викторович  и  Толкунов  Артем  Валентинович, с которыми  уже 20 лет мы тесно сотрудничаем. Ежегодно они встречаются с учащимися школы. Их пример  в деле патриотического воспитания  нельзя переоценить.

  Музей дает возможность участвовать в сохранении живой истории, помогает ощутить себя и историю как единое целое, понять прошлое и передать будущему эстафету исторической памяти.

Наши традиции держатся на трех позициях.

1. Обучение через творчество – музей руками детей. Работа по созданию музея была начата давно с небольших выставок детских работ на краеведческие темы, к которым прилагался наглядный материал, собранный учащимися. Ребята заинтересовались поисковой деятельностью. С целью продолжения исследовательской работы был организован кружек: «Историческое  краеведение». Дети вместе с руководителем вплотную занялись исследовательско-поисковой работой, пополняя  будущий музей новыми интересными находками, встречаясь с жителями села и записывая рассказы о новых экспонатах, историю их возникновения или находки, сферу применения. С большим удовольствием приняли участие в поисковой деятельности даже учащиеся начальных классов. Так общими усилиями создан был наш краеведческий музей, который сейчас занимает 2 помещения.

В музее представлены следующие разделы:

-История школы,

-Школа  сегодня,

-Гордость  школы- ее  выпускники,

-История села Топканово,

-Трудом  славен  человек,

-Предметы  русского быта и  орудия труда,

- Наши земляки  – участники ВОВ,

- Геологическое  прошлое нашего края,   - Керамика,   - Быт XX века,  - Советская  школа.

2. Вторая позиция краеведческой работы – системность, поиск вторичной информации. После создания музея встала задача развития и совершенствования поисково-исследовательской и экскурсионной работы. Необходимо было привить ученикам навыки анализа, умение аргументировать, рассуждать, чтобы проект создания и деятельности музея был научно-исследовательским. В этом большую роль сыграли занятия в кружке «Историческое  краеведение».

3. Третья позиция – воспроизводимость: экскурсии и выставки, которые ведет не только учитель, но и учащиеся  – экскурсоводы. Такие мероприятия, проходящие в музее, вызывают большой интерес у ребят, а их тематика  подбирается так, чтобы  лекции, экскурсии и выставки носили не только познавательный, но и нравственно- патриотический характер.

         Особая уникальность школьного музея в том, что он живой. Через него проходит поколение за поколением, оставляя свой след. В отличие от сухих страниц учебников, музей позволяет ребятам прикоснуться к кусочкам живой истории в виде писем и одежды, предметам ремесла и быта.  Я руковожу подготовкой экскурсий, которые разрабатываются  вместе с ребятами старшеклассниками. Экскурсоводами нашего музея разработаны и проводятся такие экскурсии: «Здравствуй музей» (обзорная экскурсия), «Дорогами славных побед», «Односельчане- участники ВОВ» «Память истории священна» (об истории церкви в селе Восленка), «Старый дом и всё, что в нём», «История школы», «Наш выпускник Цуков Е.А.», «Археология нашего края», « Каменные  загадки  прошлого»,  «История страны в истории одной семьи» и другие.   Темы экскурсий неразрывно связаны с направлением поисковой деятельности школьников, с изучением школьной программы. Целью каждой экскурсии является воспитание гражданственности, патриотизма, добросовестного отношения к труду. Например, цель экскурсии «Дорогами славных побед» - воспитание у школьников чувства патриотизма. Задачей является показать, как в годы Великой Отечественной войны наши земляки проявили мужество, стойкость духа и преданность Родине.

Знакомясь  в ходе экскурсий с географией и историей своей местности, учащиеся полнее и глубже узнают ее богатство и достопримечательности. Это прививает интерес и любовь к родному краю и тем самым способствует развитию у детей чувства любви к Родине.     Большое значение в воспитании у учащихся чувства патриотизма имеет также ознакомление их с жизнью, деятельностью и заслугами своих соотечественников.

    Встречи с ветеранами войны и труда, которые традиционно проходили в школьном музее, напутствия ветеранов – все это передача эстафеты служения Родине. Ведь все они живые свидетели истории. Удивительной и интересной была встреча с тружениками тыла, посвященная 70-летию Победы. К сожалению, к этому моменту на нашей территории не осталось в живых ни одного ветерана ВОв. На местном краеведческом материале  была разработана литературно-музыкальная композиция, ветераны труда оставили памятную запись в «Книге посещений музея» и свои автографы.  Совсем по-другому воспринимается рассказ о военном времени, если об этом рассказывает бабушка одноклассника, в то время ровесница слушателей. Поневоле каждый пытается представить себя на ее месте и задает себе вопрос: смог бы он работать по 12 часов, все силы отдавая победе. В обыкновенной бабушке они видят другого человека – молодого, сильного, преодолевающего жизненные препятствия и неунывающего в трудные жизненные моменты. История оживает перед ребятами, перестает быть только школьным предметом, а становится частью жизни, побуждает интерес к исследовательской работе.           К памятной  дате – 75 летию  начала ВОв была приурочена  передача  в школьный историко-краеведческий музей «Память» останков советского самолета, который   потерпел крушение   в годы войны  возле села Растовцы. Поисковые полевые работы  по подъему фрагментов советского бомбардировщика  были организованы и проведены  поисковыми отрядами «Лаптевский боевой участок»  и  «Беспута», которые  входят в состав Тульского областного молодежного поискового центра (ТОМПЦ) «Искатель». На встрече присутствовали руководитель поисковой группы  Григоров  Вячеслав Васильевич и  Макаров Евгений Васильевич, учащиеся, педагоги  и работники школы. Поисковики передали в музей  не только фрагменты самолета, но и  останки личных вещей пилота: портсигар, пуговицы комбинезона,  детали рации и другое. С огромным интересом все присутствующие  послушали рассказ о работе поисковых отрядов, о значении их деятельности для сохранения памяти о тех, кто завоевывал нам мирное будущее.  Григоров В.В. обратился с призывом к учащимся  изучать историю своей Родины, хорошо учиться, так как стране нужны грамотные, инициативные люди, беречь мир.  Теперь  эти   экспонаты   пополняются   военными находками других поисковых отрядов «Возрождение» и «Поколение», ведущих поисково- патриотическую деятельность  в Тверской области, в районе  Ржевской операции.    

        Огромное значение имеет и выставочная работа.

  Для проведения  тематических выставок   экспонаты собираем  всей школой, а порой и всем селом. С огромным успехом прошел цикл   выставок посвященных русскому народному творчеству: «Художественные промыслы  Подмосковья», «История русской вышивки», выставка детского творчества школьного кружка «Макошь».

Особенно запоминающейся и имевшей огромное  значение для патриотического воспитания  стала выставка «Реликвии и награды Великой войны».

  Удивительные открытия, находки еще больше усиливают интерес ребят к краеведению, к истории, а человек – интересующийся своими национальными истоками, любящий свою культуру и есть истинный патриот.

             Знание трудовых, ратных подвигов своих предков, земляков, их быта и культуры  делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции. И вслед за Карамзиным мы повторяем: «… мы одно любим, одного желаем: любим отечество, желаем ему благоденствия ещё более, нежели славы… Да цветет Россия…по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой».

      И я думаю, что ребята нашей школы, создавшие своими руками наш музей, работающие в нем не будут «Иванами, не помнящими родства», а вырастут настоящими людьми, патриотами своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании

Аннотация Предлагаемая вниманию читателей статья является итогом совместной деятельности педагогического коллектива ГОУ Школа № 268 Невского района Санкт-Петербурга по поиску современных технологий в...

Роль школьного музея в деле гражданско-патриотического воспитания учащихся

Доклад представлен на  педагогические чтения в 2013 году. Занял 1 место в районе...

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования. Естественно, уровень воспитанности у каждого человека свой, пропорциональный приложенным усилиям. Воспитание- прежде всег...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников.

Патриотическое воспитание формируется  на изучении  исторического прошлого  через музей, который существует в любом горо...