Роль школьного музея в патриотическом воспитании обучающихся
статья по краеведению на тему
Школьные музеи играют важную роль в воспитании учащейся молодежи, они помогают эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkolnogo_muzeya_v_patriot._vospitanii_uchashchihsya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Топкановская ООШ»
Роль школьного музея в патриотическом воспитании обучающихся
Учитель истории Яцкина Г.В.
2017
Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. История нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважение к закону.
Понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество» в детском возрасте ассоциируются, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным поселком, деревней, городом, в котором живут ребята. От того насколько хорошо они знают и любят историю своего края зависит глубина патриотического чувства подрастающего поколения. «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие», - говорил А.С. Пушкин. В. Распутин сказал: «Сколько в человеке Памяти, столько в нем и Человека».
Детям свойственно чувство гордости за свой край. Они часто стремятся обосновать свой патриотизм какими-либо сведениями о примечательных событиях из его истории. Подобные сведения становятся особо прочными, если ребята сами участвовали в их сборе, работали в историко-краеведческом кружке, музее.
Школьные музеи играют важную роль в воспитании учащейся молодежи, они помогают эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой Родине. Опыт создания нашего школьного музея, который действует в школе с 2007 года, позволяет утверждать, что музей – это стержень всей воспитательной работы, база углубленного изучения истории родного края, массового включения учащихся в краеведческую деятельность. Музей является гордостью нашей школы, продуктом совместной деятельности учащихся и педагогов, через потенциал которого реализуется программа патриотического воспитания учащихся. Мы преследуем при этом следующие цели:
-восстановить прерванную связь времен и поколений;
-возродить духовные ценности;
-привить любовь к родной земле;
-воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Открытие нашего историко-краеведческого музея было приурочено к 100-летней годовщине основания школы в д. Топканово дворянами Давыдовскими. К сожалению, не сохранилось фотографии самого первого здания школы. Но зато мы имеем копию решения Каширского земства об открытии в Топканово первого в уезде 4-х классного училища для крестьянских детей, фотографию А.Ф. Давыдовского, попечителя школы, фотографии дома Давыдовских в Топканово. К 100 летнему юбилею школы при помощи Каширского краеведческого музея нашлись потомки дворян Давыдовских- Савицкий Владимир Викторович и Толкунов Артем Валентинович, с которыми уже 20 лет мы тесно сотрудничаем. Ежегодно они встречаются с учащимися школы. Их пример в деле патриотического воспитания нельзя переоценить.
Музей дает возможность участвовать в сохранении живой истории, помогает ощутить себя и историю как единое целое, понять прошлое и передать будущему эстафету исторической памяти.
Наши традиции держатся на трех позициях.
1. Обучение через творчество – музей руками детей. Работа по созданию музея была начата давно с небольших выставок детских работ на краеведческие темы, к которым прилагался наглядный материал, собранный учащимися. Ребята заинтересовались поисковой деятельностью. С целью продолжения исследовательской работы был организован кружек: «Историческое краеведение». Дети вместе с руководителем вплотную занялись исследовательско-поисковой работой, пополняя будущий музей новыми интересными находками, встречаясь с жителями села и записывая рассказы о новых экспонатах, историю их возникновения или находки, сферу применения. С большим удовольствием приняли участие в поисковой деятельности даже учащиеся начальных классов. Так общими усилиями создан был наш краеведческий музей, который сейчас занимает 2 помещения.
В музее представлены следующие разделы:
-История школы,
-Школа сегодня,
-Гордость школы- ее выпускники,
-История села Топканово,
-Трудом славен человек,
-Предметы русского быта и орудия труда,
- Наши земляки – участники ВОВ,
- Геологическое прошлое нашего края, - Керамика, - Быт XX века, - Советская школа.
2. Вторая позиция краеведческой работы – системность, поиск вторичной информации. После создания музея встала задача развития и совершенствования поисково-исследовательской и экскурсионной работы. Необходимо было привить ученикам навыки анализа, умение аргументировать, рассуждать, чтобы проект создания и деятельности музея был научно-исследовательским. В этом большую роль сыграли занятия в кружке «Историческое краеведение».
3. Третья позиция – воспроизводимость: экскурсии и выставки, которые ведет не только учитель, но и учащиеся – экскурсоводы. Такие мероприятия, проходящие в музее, вызывают большой интерес у ребят, а их тематика подбирается так, чтобы лекции, экскурсии и выставки носили не только познавательный, но и нравственно- патриотический характер.
Особая уникальность школьного музея в том, что он живой. Через него проходит поколение за поколением, оставляя свой след. В отличие от сухих страниц учебников, музей позволяет ребятам прикоснуться к кусочкам живой истории в виде писем и одежды, предметам ремесла и быта. Я руковожу подготовкой экскурсий, которые разрабатываются вместе с ребятами старшеклассниками. Экскурсоводами нашего музея разработаны и проводятся такие экскурсии: «Здравствуй музей» (обзорная экскурсия), «Дорогами славных побед», «Односельчане- участники ВОВ» «Память истории священна» (об истории церкви в селе Восленка), «Старый дом и всё, что в нём», «История школы», «Наш выпускник Цуков Е.А.», «Археология нашего края», « Каменные загадки прошлого», «История страны в истории одной семьи» и другие. Темы экскурсий неразрывно связаны с направлением поисковой деятельности школьников, с изучением школьной программы. Целью каждой экскурсии является воспитание гражданственности, патриотизма, добросовестного отношения к труду. Например, цель экскурсии «Дорогами славных побед» - воспитание у школьников чувства патриотизма. Задачей является показать, как в годы Великой Отечественной войны наши земляки проявили мужество, стойкость духа и преданность Родине.
Знакомясь в ходе экскурсий с географией и историей своей местности, учащиеся полнее и глубже узнают ее богатство и достопримечательности. Это прививает интерес и любовь к родному краю и тем самым способствует развитию у детей чувства любви к Родине. Большое значение в воспитании у учащихся чувства патриотизма имеет также ознакомление их с жизнью, деятельностью и заслугами своих соотечественников.
Встречи с ветеранами войны и труда, которые традиционно проходили в школьном музее, напутствия ветеранов – все это передача эстафеты служения Родине. Ведь все они живые свидетели истории. Удивительной и интересной была встреча с тружениками тыла, посвященная 70-летию Победы. К сожалению, к этому моменту на нашей территории не осталось в живых ни одного ветерана ВОв. На местном краеведческом материале была разработана литературно-музыкальная композиция, ветераны труда оставили памятную запись в «Книге посещений музея» и свои автографы. Совсем по-другому воспринимается рассказ о военном времени, если об этом рассказывает бабушка одноклассника, в то время ровесница слушателей. Поневоле каждый пытается представить себя на ее месте и задает себе вопрос: смог бы он работать по 12 часов, все силы отдавая победе. В обыкновенной бабушке они видят другого человека – молодого, сильного, преодолевающего жизненные препятствия и неунывающего в трудные жизненные моменты. История оживает перед ребятами, перестает быть только школьным предметом, а становится частью жизни, побуждает интерес к исследовательской работе. К памятной дате – 75 летию начала ВОв была приурочена передача в школьный историко-краеведческий музей «Память» останков советского самолета, который потерпел крушение в годы войны возле села Растовцы. Поисковые полевые работы по подъему фрагментов советского бомбардировщика были организованы и проведены поисковыми отрядами «Лаптевский боевой участок» и «Беспута», которые входят в состав Тульского областного молодежного поискового центра (ТОМПЦ) «Искатель». На встрече присутствовали руководитель поисковой группы Григоров Вячеслав Васильевич и Макаров Евгений Васильевич, учащиеся, педагоги и работники школы. Поисковики передали в музей не только фрагменты самолета, но и останки личных вещей пилота: портсигар, пуговицы комбинезона, детали рации и другое. С огромным интересом все присутствующие послушали рассказ о работе поисковых отрядов, о значении их деятельности для сохранения памяти о тех, кто завоевывал нам мирное будущее. Григоров В.В. обратился с призывом к учащимся изучать историю своей Родины, хорошо учиться, так как стране нужны грамотные, инициативные люди, беречь мир. Теперь эти экспонаты пополняются военными находками других поисковых отрядов «Возрождение» и «Поколение», ведущих поисково- патриотическую деятельность в Тверской области, в районе Ржевской операции.
Огромное значение имеет и выставочная работа.
Для проведения тематических выставок экспонаты собираем всей школой, а порой и всем селом. С огромным успехом прошел цикл выставок посвященных русскому народному творчеству: «Художественные промыслы Подмосковья», «История русской вышивки», выставка детского творчества школьного кружка «Макошь».
Особенно запоминающейся и имевшей огромное значение для патриотического воспитания стала выставка «Реликвии и награды Великой войны».
Удивительные открытия, находки еще больше усиливают интерес ребят к краеведению, к истории, а человек – интересующийся своими национальными истоками, любящий свою культуру и есть истинный патриот.
Знание трудовых, ратных подвигов своих предков, земляков, их быта и культуры делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции. И вслед за Карамзиным мы повторяем: «… мы одно любим, одного желаем: любим отечество, желаем ему благоденствия ещё более, нежели славы… Да цветет Россия…по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой».
И я думаю, что ребята нашей школы, создавшие своими руками наш музей, работающие в нем не будут «Иванами, не помнящими родства», а вырастут настоящими людьми, патриотами своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания
Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...
Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании
Аннотация Предлагаемая вниманию читателей статья является итогом совместной деятельности педагогического коллектива ГОУ Школа № 268 Невского района Санкт-Петербурга по поиску современных технологий в...
Роль школьного музея в деле гражданско-патриотического воспитания учащихся
Доклад представлен на педагогические чтения в 2013 году. Занял 1 место в районе...
Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы
Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....
проект Сергеевой А. Роль школьного музея в патриотическом воспитании
Рассказ о деятельности школьного музея...
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования. Естественно, уровень воспитанности у каждого человека свой, пропорциональный приложенным усилиям. Воспитание- прежде всег...
Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников.
Патриотическое воспитание формируется на изучении исторического прошлого через музей, который существует в любом горо...