проект Сергеевой А. Роль школьного музея в патриотическом воспитании
творческая работа учащихся по истории (10 класс) на тему

Рассказ о деятельности школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ученический проект213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Международный краеведческий конкурс

учебно-исследовательских работ учащихся  «Салют, Победа!»

Номинация № 10 « Славим подвиг и мужество».

Возрастная группа – старшая.

   Тема работы: « Роль школьного музея в патриотическом воспитании».

           Подготовила:

              Сергеева Анастасия, обучающаяся 10 «А» класса, муниципального автономного   общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 к-г Анапы, Краснодарского края, Россия.

Дата рождения: 23.08.1998г

Адрес учреждения: Россия, Краснодарский          край, город – курорт Анапа, ст. Гостагаевская, ул. Мира 23.

                                                                   Руководитель:

 Рязанова Валентина Викторовна, учитель     истории и обществознания МАОУ СОШ №15 г-к Анапа.

Россия, ст. Гостагаевская, 2015г.

(Согласна на публикацию работы на сайте «Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования МОН РК»)

                                                   

тема

Фамилия имя участника

Класс, учреждение образования, регион, страна

№ номинации

группа

руководитель

Электронный адрес

Роль школьного музея в патриотическом воспитании

Сергеева Анастасия

10 «А» класс муниципального автономного   общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 к-г Анапы, Краснодарского края, Россия

10

старшая

Рязанова Валентина Викторовна, учитель     истории и обществознания МАОУ СОШ №15 г-к Анапа, Краснодарского края, Россия

sergeeva556@mail.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...... 3-4

Основная часть ………………………………………….………………………....5

  1. Создание музейного фонда и экспозиций ……………… ……………… 5-7
  2. Проведение экскурсий и музейных уроков ……………………............. 7
  3. Поисково-исследовательская работа  ………………………………….  7-9

4.  Проведение встреч  и массовых общешкольных мероприятий………. 9

5.  Экскурсионные  походы и поездки………………..…………............ 9-11

Заключение…………… ……………………………………………………..11-12

Используемые источники …………………………………………...................12-13

Приложения…………………………………………………………………. ..13-15

ВВЕДЕНИЕ

«Важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ».  Д.С.Лихачев                                                                                                                          

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.

 Школьный музей - это место, где дети могут проявить себя, где  они видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своей малой Родины и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…          

Школьный музей  в современном обществе - центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности, также это огромный потенциал для личностного развития детей, замечательная возможность  воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы подрастающего поколения, а также один из способов знакомства с окружающим миром. Через музейные экспонаты детям передаются знания, развиваются визуальная грамотность, образное и ассоциативное мышление, творческие способности, умение рассуждать, оценивать и чувствовать. С помощью музея происходит  приобщение к мировой культуре, а также культуре и традициям родного края, осуществляется взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим.

Бывая на экскурсиях в школьных музеях края, можно заметить, что абсолютно все музеи отличаются друг от друга. Ведь его создание – дело сугубо творческое и как выяснилось в ходе работы – очень сложное. В  моей работе речь пойдёт о школьном  историко-краеведческом музее.

Изучив документацию архива и материалы нашего школьного музея, я сделала вывод: информация, которую мы получаем в музее и навыки работы полезны не только для воспитания в себе чувства патриотизма, но и для дальнейшей культурной жизни.

Цель работы:  изучить и обобщить деятельность школьного музея.

Задачи: 1)собрать информацию о работе по созданию и деятельности  музея; 2)исследовать основные направления и формы деятельности музея; 3)показать положительную роль музея в образовании и воспитании учащихся.

В ходе работы были исследованы основные направления деятельности музея: 1)создание музейного фонда и экспозиций; 2)проведение экскурсий и музейных уроков; 3)поисково-исследовательская работа; 4)проведение встреч  и массовых общешкольных мероприятий; 5)экскурсионные  походы и поездки.

Главная задача музея заключается в том, чтобы пробуждать потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны.

Любви к Родине нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе музея. И в этом школьный  музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят музеи.

                                                    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В МАОУ СОШ № 15 казачьей станицы Гостагаевской расположился историко-краеведческий музей. Оказавшись в музее,  посетитель может совершить путешествие во времени.  Помогут ему в этом умело составленные экспозиции, старинная утварь и предметы быта казачьей станицы. На переменах и после уроков в музее толпятся любознательные ученики. И в урочные часы музей не бывает пустым. Сюда приходят ученики вместе с учителями на уроках кубановедения.

Музей нашей школы проводит большую просветительскую и воспитательную работу. Многие события и даже периоды истории станицы стали известны благодаря музею.

Методы исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, анализ, обобщение. В ходе исследовательской работы были изучены экспозиции музея, инвентарная книга, музейный фонд, журналы учета посещаемости музея, учета проведения экскурсий и проведения массовых мероприятий, «Книга отзывов». Были просмотрены  видеозаписи работы музея, фотоархив. Проводилось анкетирование учащихся и учителей нашей школы, личные беседы с руководителем и активистами музея.                                        

                           Создание музейного фонда и экспозиций.

         К созданию музея в нашей школе приступили в 1997 году. Так было решено на педагогическом совете школы. Работу по созданию музея возглавил В. И. Малыхин, который и по сей день является руководителем музея. Создание и функционирование музея – это сложное и хлопотное дело. Сложности и трудности удается преодолевать, потому что с самого начала была группа единомышленников и с годами их становится больше. В деятельности музея участвует  весь школьный коллектив. Музей действует в тесном сотрудничестве с Гостагаевским казачьим обществом, с обществом ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Помогают и участвуют в его деятельности десятки станичников. В проведении школьных мероприятий оказывает помощь коллектив станичного дома культуры.

В августе 2005 года совет музея решил объединить всех, кто активно участвует в деятельности музея и создать клуб «Любители и хранители истории Гостагая»[1]. Члены клуба помогают в сборе музейных экспонатов, часто приходят в школу на классные часы и общешкольные мероприятия, проводят экскурсии в музее, участвуют в экскурсионных походах и поездках.

         Одним из основных направлений деятельности музея, особенно впервые годы,  был поиск экспонатов и оформление экспозиций. Первые годы для пополнения музейного фонда проводились акции «Наш подарок музею»[2]. Многие экспонаты подарили музею станичники. Сейчас в музейном фонде более двух тысяч экспонатов и музейных предметов. Это предметы быта, орудия труда, пришедшее в негодность оружие и боеприпасы времен Гражданской и Великой Отечественной войн, письма, воспоминания, фотографии. В музее имеются копии десятков документов из Государственного архива Краснодарского края и архива Анапы. Подводя итог этому направлению работы, можно констатировать, что музейный фонд в основном создан учащимися школы.

         На данный момент в музее создано 13 экспозиций и 6 переносных выставок. Вот какую оценку структурной организации экспонируемого материала дали сотрудники Восточно-Боспорской археологической экспедиции, посетив музей: "Один из лучших школьных музеев, нами увиденных. Удачное сочетание на маленькой площади экспозиций, грамотно составленных, передающих историю станицы и региона наиболее полно".

         Удачным получился этнографический комплекс "Казачья хата"[3]. В нем имеется часть настоящей турлучной стены, элемент крыши из камыша. В хате есть святой угол, стоит стол с лавкой, деревянная кровать, сундук, швейная машинка, прялка. В музее более сотни предметов быта первой половины XX века, много фотографий конца XIX - начала XX века. Всё это не оставляет посетителей равнодушными.

                             Проведение экскурсий и музейных уроков.

Проведение экскурсий - одна из основных форм реализации музеем образовательно-воспитательной функции. Кроме руководителя музея экскурсии проводят учителя истории и кубановедения, экскурсоводы из учащихся[4] и члены клуба " Любители и хранители истории Гостагая". Экскурсии проводятся не только для учащихся своей школы. В музее побывали учащиеся из многих школ г-к Анапа и Краснодарского края. В феврале 2006 года музей посетила большая группа молодежи из стран Западной Европы[5].

 Успех экскурсии во многом зависит от содержания и продуманности экспозиций. Как правило, интересно проходит экскурсия "Основание станицы Гостагаевской". Станица Гостагаевская была основана в 1862 году на месте бывшего Гостагаевского укрепления, которое входило в Черноморскую береговую линию. Это укрепление вошло в историю России успешным отражением нападения многотысячного ополчения горцев 26 июля 1853 года. Шесть офицеров были повышены в звании и награждены орденами Святого Георгия 4 степени и Святой Анны 4 степени с надписью «За храбрость».

В экспозициях и фондах музея имеются копии десятков документов из Государственного архива Краснодарского края об основании станицы и её развитии в XIX – начале XX века [6]. Материалы музея об основании станицы – самое ценное в нём. Десятки станичников, в том числе и учеников, воспользовались материалами музея для составления своих родословных.

                Поисково-исследовательская работа.

На базе музея было создано объединение исторического краеведения МУДОД Станции детского и юношеского туризма и экскурсий города-курорта Анапа. Воспитанники объединения проводят поисково-исследовательскую работу по сбору новой информации о прошлом станицы. Собранный материал обрабатывается и становится  основой для написания докладов на краеведческие темы. Доклады занимали призовые  места в конкурсах и конференциях Анапы и Краснодара.

          Немецко-фашистская оккупация станицы - одна из первых тем, которая привлекла внимание руководителя музея и юных краеведов. Были опрошены десятки станичников, переживших оккупацию. Выявлены страшные злодеяния немецко-фашистских оккупантов.  За время оккупации было уничтожено 198 жителей станицы. 134 человека, в том числе 27 детей, были казнены в «душегубке». Некоторые дети были в возрасте одного года. В сентябре 1943 года оккупанты совершили ещё одно изуверское дело. В это время Красная армия наступала. У немцев было много раненых, нужна была кровь. Забирали детей, у которых не осталось родителей. Таких набралось 40 человек. Их отвезли  в немецкий госпиталь в Старотитаровскую и там изъяли кровь. Дети погибли. Материал о немецко-фашистской оккупации Гостагаевской попал в краевую газету "Кубань сегодня". 22 июня 2005 года в газете была опубликована большая статья «Кровавые злодеяния в станице Гостагаевской». Редакция газеты при этом высказала свое мнение: «…наша читательница Л.К. Дорошок предоставила в распоряжение редакции документы учителя истории средней школы №15 станицы Гостагаевской В.И. Малыхина. Эти документы составлены на основе материалов, собранных под руководством Виктора Ивановича его учениками в результате опросов участников и очевидцев, изучения архивов. Они называются «Станица Гостагаевская во время оккупации». Работа, выполненная учителем истории и его учениками, с точки зрения воспитания патриотизма у нынешних поколений и сохранения исторической памяти народа заслуживает самой высокой оценки и, как нам кажется, издания».

         В 2009 г. Виктор Иванович предложил провести поисково-исследовательскую работу: собрать информацию о ранее существовавших в нашей станице двух крупных совхозах «Восточный» и «Гостагаевский».  За каждым производственным участком совхозов был закреплен класс, в котором создавалась поисковая группа. Работа была нацелена на проявление творческих способностей по сбору информации, в оформлении стендов и папок,  умений брать интервью и готовить презентации. Учащиеся узнали, какое количество зерна, винограда, мяса, молока и других продуктов производилось в совхозах. Сотни человек были опрошены, оформлены стенды и собраны папки, проведены были встречи с представителями трудовых коллективов бывших совхозов. От станичников было услышано много слов благодарности за проделанную работу.

            Проведение встреч  и массовых общешкольных мероприятий.

Ежегодно музей организует общешкольные мероприятия, посвященные памятным датам в истории станицы. На них приглашаются станичники – очевидцы этих событии. Перед ребятами оживает близкая история. В сентябре проводятся встречи, посвященные освобождению станицы от немецко-фашистской оккупации, в октябре - посвященные  дню репрессированных. В двадцатых числах ноября актив музея организует день памяти погибшим в «душегубке». Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, с участниками военных действий в Афганистане и на Северном Кавказе, с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС.

                               Экскурсионные  походы и поездки.

 Музеем организуются экскурсионные походы и поездки.  Запоминающимися были двухдневные походы по бывшим хуторам станицы Гостагаевской, по местам базирования партизанских отрядов в ВОВ. Неоднократно совершались поездки в музеи Анапы, Тамани и Крымска. Много впечатлений получили члены объединения исторического краеведения от пятидневной поездки по местам боевых действий 83 бригады морской пехоты.[7] В марте 2006 года активисты музея побывали в столице нашей Родины – Москве. Впечатления превзошли все ожидания!

В таких походах и поездках ребята познают много нового, расширяют свои знания по истории Кубани, России. Как пример можно привести поездку членов объединения исторического краеведения по местам боевых действий 83 бригады морской пехоты. В поездке принимал участие юнга этой бригады Д. А. Бойко. С 83 бригадой связали свою судьбу три гостагаевских подростка – это Алеша Зеленый, Павел Карабак и Дмитрий Бойко. Им было от 13 до 15 лет. В конце августа 1942 года они стали юнгами 144 батальона 83 бригады морской пехоты. Понятно, что поначалу ими больше руководила романтика войны. Они попали  на фронт в тяжёлый оборонительный период битвы за Кавказ. В упорном сражении, за одну из высот на Туапсинском направлении в ноябре 1942 года погиб Алёша Зелёный.  Павел Карабак, которому еще не исполнилось 14 лет, благодаря своей смелости и отваге, был зачислен в роту автоматчиков для готовящегося десанта в Южную Озереевку. Судьба его трагична. Высадилось всего полторы тысячи человек. Далее высадку десанта прекратили. Высадившихся окружили немцы. Небольшим группам десантников удалось уйти в горы, поросшие лесом. Дмитрию Бойко удалось найти раненого, который выходил из окружения вместе с Павлом Карабак. После ранения очевидец  потерял сознание. Когда же он пришёл в себя, то уже не знал, что случилось с Павлом. Карабак не вернулся в часть, не пришёл в Гостагаевскую, получив формулировку «пропал без вести». Дмитрий Бойко прошёл до конца войны. В День Победы ему было 17 с половиной лет, а за плечами почти 3 года войны.

Показателем высокого уровня работы музея, является активное участие музея в методической работе. Школа принимает большое количество гостей, участников семинаров, фестивалей и конференций, которые проводятся на базе музея[8].Деятельность музея не ограничивается пределами школы. По документам из Государственного архива Краснодарского края  было установлено, что казачьи семьи, основавшие станицу, прибыли на поселение 16 апреля (по новому стилю 28 апреля) 1862 года. Начиная с 1998 года, по инициативе музея, в станице стали праздновать день основания станицы.

В ноябре 2003 года по инициативе музея Гостагаевское казачье общество установило памятный знак на хуторе Чембурка, где в ноябре 1942 года, в бывшую каменоломню фашисты сбросили трупы жителей станицы Гостагаевской, казнённых в «душегубке». По инициативе клуба «Любители и хранители истории Гостагая» Гостагаевское казачье общество в июне 2008 года установило памятный знак на том месте, где был Гостагаевский Свято-Троицкий храм.                      

                                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. Главное, что дает школьный музей, духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит любить своих предков, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Помогает человеку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.

Без святого отношения к прошлому нельзя сформировать в подрастающем поколении любовь к своей Родине. Какие бы сложные процессы не проходили в обществе, патриотическое воспитание молодежи всегда остается актуальной задачей. Несомненно, что одно из главных мест в воспитании граждан принадлежит музеям. Он является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.

Проанализировав деятельность музея можно сделать выводы:

  1. Музей работает системно и активно, оказывает определенное положительное влияние на учащихся и станичный социум.
  2. Деятельность музея убеждает нас в том, что история станицы, ее обычаи и традиции имеют неисчерпаемый воспитывающий материал.
  3. Музей, образно говоря – это кладовая материала для нравственного и патриотического воспитания. Именно для формирования нравственного идеала, нравственных ориентиров подрастающего поколения в музеях своего села, станицы, хутора найдётся много примеров положительных качеств личности: самоотверженности, трудолюбия, уважения к старшим, честности, порядочности, скромности, сострадания к другому человеку.
  4. Положительный эффект получается от того, что учащиеся сами принимают участие в создании и функционировании музея, пополнении его фондов. У них возникает чувство сопричастности к большому полезному делу. Деятельность музея помогает детям развивать навыки интеллектуального и физического труда, навыки исследовательской, музееведческой, источниковедческой, архивоведческой, литературоведческой работы и привития детям навыков самоуправления и самоорганизации.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1.        Туманов В. Е. Школьный музей. Москва, 2003.

2.        Документация музея.

3.        Фото и видео архив музея.

4.        Материалы газет:

Малыхин В.И. Кровавые злодеяния фашистов в Гостагаевской //

 Кубань сегодня - 22 июня 2005  год,  №90, стр. 2

Александров В. Слезы памяти Анапской Хатыни //

 Кубанские новости - 30 ноября 2004 год,  №192, стр. 1

Харченко И. Школьный музей станицы Гостагаевской //

Над Кубанью - 17 апреля 2009 год, №15, стр. 3  

Зуров Н. С чего начинается родина? С музея в станице родной //

Анапское Черноморье - 19 сентября 2003 год, №20, стр. 8

Члены совета музея СОШ №15. Центр Казачьей культуры //

Анапское Черноморье - 21 июня 2007 год, №66, стр. 5

     Интернет-сайты:


[1] Приложение №1

[2] Приложение №2

[3] Приложение №3

[4] Приложение №4

[5] Приложение №5

[6] Приложение №6

[7] Приложения №7

[8] Приложения №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании

Аннотация Предлагаемая вниманию читателей статья является итогом совместной деятельности педагогического коллектива ГОУ Школа № 268 Невского района Санкт-Петербурга по поиску современных технологий в...

Роль школьного музея в деле гражданско-патриотического воспитания учащихся

Доклад представлен на  педагогические чтения в 2013 году. Занял 1 место в районе...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

Роль школьного музея в патриотическом воспитании обучающихся

Школьные музеи играют важную роль в воспитании учащейся молодежи, они помогают эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников.

Патриотическое воспитание формируется  на изучении  исторического прошлого  через музей, который существует в любом горо...