МХК Лекционный материал на тему "Культура стран Европы 10-15 вв."
методическая разработка по мхк на тему

Брыкин Дмитрий Васильевич

Конспективный минимум по МХК для студентов Усманского педагогического колледжа по разделу "Культура и искусство Европы эпохи Средневековья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon brykin-urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                              Г(О)ОУ СПО

          «Усманский педагогический колледж»

                     Раздел

  «Культура и искусство Европы              

     эпохи  Средневековья»

      Блок тем уроков по теме

«Культура стран Европы X- XY вв»

              2 учебных часа

                      2011

УРОК № 33 и № 34

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЕВРОПЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Тема: «Культура стран Европы XI – XY вв»

Тип урока: лекция с демонстрацией.

Вопросы:

● мировоззренческие основы эпохи;

● поиски новых путей развития современной культуры;

● развитие наук, их влияние на гуманитарную культуру периода.

Цели урока:

● усвоение информации по разделу и теме;

● анализ лекционной информации.

Задачи урока:

● изучение культуры и искусства стран Европы XI – XY вв.

Культура стран Европы XI – XIII вв.

        

        Бурный экономический и культурный подъем в странах Западной и Центральной Европы. Рост населения, появление новых и укрепление ранее существующих городов. Централизация власти, усиление феодализма. Усиление влияния католической церкви, расширение образования и появление новых образовательных структур.

        В искусстве – появление черт реализма; земной человек становится центром творческих интересов, попытки светского пути развития культуры (лидерство Франции и Испании).

        Выделение основных составных частей культуры зрелого феодализма 11 – 13 вв. (кроме традиционной религиозной культуры):

  1. Элитарная светская рыцарская культура.
  2. Традиционная народная крестьянская культура.
  3. Интеллектуальная городская культура.

Влияние на европейские культурные процессы наук исламского мира:

аль - Бируни – литература, стихосложение;

Абу – али Ибн Сина (Авиценна) – химия, астрономия, медицина, «Канон врачебной науки»;

Ибн – Рушд (Аверроэс) – переводы.

Романтический стиль в искусстве XI – XIII вв.

        Происхождение термина, основные принципы, единство европейского художественного процесса.

Архитектура.

Основные объекты романского стиля в европейской архитектуре – феодальный замок, монастырь, христианский храм.

Основные признаки романского стиля в архитектуре – массивные стены, узкие окна – бойницы, большие жилые башни, здания – крепости.

Франция. Различные школы романского зодчества, религиозные школы, архитектуры.  Ц. Сен Мартен в Туре, ц.  Нотр -Дам в Клермоне, ц. Нотр – Дам  ла  Гранд в Пуатье, абб. В Клюни.

Италия. Влияние Византийской архитектуры. Пизанский ансамбль.

Испания. Влияние арабской архитектуры (мавританский стиль). Дворец Алькасар.

Англия. Строительство укрепленных жилых башен. Дворец Тауэр.

Скульптура.

Украшение зданий рельефами, простейшие композиции, сцены из библии, сюжеты светской жизни. Скульптура трактуется как составная часть архитектуры.

Декоративно – прикладное искусство.

Развитие ювелирного дела, ковроткачества (производство гобеленов с сюжетами религиозного, бытового, исторического характера). Ковер из Байе.

Гуманитарная культура XI – XIII вв._ 

        Система образования.

        Переход от монастырского к светскому образованию. Развитие школ, появление университетов в гг. Болонья, Париж, Оксфорд, Кембридж.. Университеты в славянских странах а гг. Краков, Прага.

        Литература.

        Три основные направления в литературном процессе Европы (в соответствии с составными частями общей культуры феодализма):

  1. Развитие рыцарской литературы с описанием подвигов и установлением «кодекса чести». «Тристан и Изольда», «Ланселот», «Парсифаль».
  2. Национальный эпос  в формате «деяния». Франция «Песнь о Роланде», Испания «Песнь о моём Сиде», Германия «Песнь о Нибелунгах».
  3. Интеллектуальная светская поэзия. Культ «прекрасной дамы» в поэзии французских трубадуров; любовная лирика в поэзии миннезингеров Германии. Интеллектуальная сатира вагантов.

Театр.

Потеря остатков театральной традиции античности. Развитие народной сатиры (жонглеры), традиции карнавалов.

Философия конца периода.

Богословские трактаты Фомы Аквинского, основоположника философии католицизма «Сумма теологий», «Против язычников».

«Свободные философы» периода.  Деятельность Джованни Пико дела Мирандоллы,  Джордано Бруно, Дунса Скота.

Культура стран Европы XIII – XY вв.

        Развитие творческого индивидуализма, превалирование идей городской культуры, усложнение художественных процессов.

Готический стиль в искусстве XIII – XY вв.

        Происхождение терминологии. Истоки происхождения готики. Гигантизм и глобальность произведений.

        Архитектура.

        Строительство больших городских соборов как результат развития инженерного искусства. Основы и признаки каркасной системы: подпорки –  аркбутаны,  большие стрельчатые окна – витражи, вытянутые вверх формы, высота остроконечных строений.

        Франция. Сочетание элементов различных школ готики. Ц. Нотр –Дам де Пари, кап. Сен - Шанель в Париже, мон. Сен Мишель в Нормандии, соб. В г.г. Реймс, Альмен, Руан.

        Германия. Суровость и гигантизм соборов. Соб. В гг. Кельн, Страсбург.

        Англия. Различие столичной и провинциальных архитектурных школ. Кентерберийский соб., Вестминстерское абб., соб. В Уэллсе, в г. Солсбери.

        Испания. Влияние «мавританского стиля» в соб. гг. Толедо, Леон, Бургос.

        Италия. Более легкие, нарядные здания, от готики – лишь элементы.

Распространение в XIY в. готики по всей Европе (Нидерланды, Австрия, Венгрия, Польша), строительство ратуш, соборов, костёлов.

        Изобразительное искусство.

        Обращение внимания к личности человека. Развитие национальных школ живописи и скульптуры. Лидирует изображение жанровых сцен, портретное искусство.

        Изобретатель мысленной живописи Ян Ван Эйк.

        Скульптуры цикла «Колодец пророков» Клауса Слютера.

Гуманитарная культура XIY – XY вв.

        Развитие идей гуманизма, исследование человеческой личности, эпохальность произведений.

        Литература.

        Освобождение от жестких церковных догм, развитие национальных литературных школ, исследование народных традиций.

        Италия. Пример свободного мышления и творческого переосмысления сюжетов в творчестве Данте Алигьери («Божественная комедия»).

        Франция. Интеллектуальная лирика в городской литературе Франсуа Вийона.

        Германия. Символическая сатира в произведениях Себастьяна Бранта («Корабль дураков»).

        Англия. Фольклор, поэзия национального  протеста в цикле баллад «О Робине Гуде».  Сочетание традиционных сюжетов и новых черт реализма в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера.

Заключение.

        Средневековая культура – многолика и противоречива. Это была эпоха создания предпосылок к развитию Европейского Возрождения. Средневековье – время создания основных культурных традиций Европы.

Подведение итогов занятия.

Задание на дом:

  • выбор тем рефератов и докладов (по желанию студентов) для углубленного самостоятельного изучения темы;
  • подготовка к контрольному тестированию по теме «Культура стран Европы XI – XY вв.

Контрольные вопросы:

  1. Приведите 4 примера романской архитектуры Франции.
  2. Назовите автора богославских сочинений XII в. и его работы.
  3. Назовите три составные части культуры зрелого феодализма.
  4. Приведите примеры национального эпоса XI – XIII вв.
  5. Назовите «свободных философов» XI – XIII вв.
  6. Приведите примеры готической архитектуры Франции.
  7. Приведите примеры литературного творчества XIII – XY вв.
  8. Назовите изобретателя масляной живописи.
  9. Приведите 4 примера готической архитектуры Англии.
  10. Назовите автора скульптурного цикла «Колодец пророков».

Демонстрационный материал:

  • видеозапись «Дом на Волхонке» (ГМИИ им. Пушкина)
  • видеозапись х/ф «Имя Розы»
  • фрагменты слайд – шоу из CD ROM

«Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)

  • репродукции, таблицы, схемы по теме

Цитатник:

  • Зарецкая Д. М. Хрестоматия по мировой художественной культуре М., 2000
  • Хрестоматия европейской литературы / под ред. Василевской Л. Ю., Смирновой В. В./ М., 1999

                             Список литературы

Артамонов В. А. Национальный характер и история. Стили мышления и  

                              поведения в истории мировой культуры. – М., 1990

Балакина Т. И.  Мировая художественная культура – М., 1997

Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и    

                     зодчих эпохи Возрождения – СПб., 1992

Василевская Л. Ю.  Мировая художественная культура. – М., 1986

Василевская Л. Ю.  Хрестоматия европейской литературы. – М., 1999

Емохонова Л. Г.   Мировая художественная культура. – М., 1999

Зарецкая Д. М. Хрестоматия по мировой художественной культуре – М., 2000

Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. Средние века. – М., 1996

Муратов П. П. Образы Италии – М., 1996

Шапошникова Л. В. Обзорные лекции по истории искусств. Методические

                                   рекомендации – М., 1998

Яловая П. П. Словарь искусствоведческих терминов – М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционный материал на тему: "День Святого Патрика"

История возникновения праздника и традиции....

Лекционный материал "Органическая химия.Алкены."

Материал предназначен для учителей и учащихся 10 классов.Можно применять при изучении нового материала , а так же при повторении для подготовки к сдаче ЕГЭ....

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.

УМК:  География. Страноведение.  7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

Лекционный материал по разделу ПМ02 Сестринский уход в терапии

Теоретический материал раздела ПМ02  Сестринский уход в терапии....

лекционный материал "Основы спортивной физиологии и медицины"

Физическая культура и спорт расширяют адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышает его функциональ...

Лекционный материал ОП.11Основы автоматизации производства

Совокупность условий, которые обеспечивают максимальную произво­дительность и необходимое качество получаемой продукции при определенных затратах, назы­вается оптимальным технологическим режимом и опр...

лекционный материал Степени сравнения прилагательных

лекционный материал Степени сравнения прилагательных...