"Мир русской иконы "
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

Стехина Наталия Викторовна

Урок - конференция  в 10 классе по мировой художественной культуре. Раздел  "Иконопись в русском искусстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_russkoy_ikony_10_klass.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок МХК  10 класс.

Тема:  МИР РУССКОЙ ИКОНЫ.

 

Цели: обобщить знания  учащихся об особенностях  древнерусской  иконописи;  

               развивать навыки сравнительного и иконологического анализа;

               воспитывать интерес к истокам  российской культуры.

Оборудование: учебный  класс с персональным компьютером, демонстрационным проектором, ЦОР «МХК», репродукционный материал по теме.

Дидактический материал к учебному занятию:

Презентация на основе ЦОР «МХК» по теме «Византия и Русь».

Альбом «Изобразительное искусство Древней Руси».

Тип урока: урок-конференция.

Действующие лица: докладчики; оппоненты; консультанты  по иконографии; учитель; ученики.

План урока

1.Организационный момент.

2.Тема, цель и задачи урока.

3.Воспроизведение, коррекция знаний, умений и навыков.

4.Итоги урока и задание на дом.

Ход урока

 

 УЧИТЕЛЬ. Русская икона… Павел  Дмитриевич Корин, живописец, собиратель икон, писал: «Пока жив, буду  любоваться  ими, дышать их красотой,  питаться  их духом… Это великое искусство. Собирая камни, собираешь камни, собирая бабочек, собираешь бабочек, а, собирая древнюю русскую живопись, собираешь душу народа…»  

(Звучит «Благослови душе моя» из  «Всенощного бдения» С. Рахманинова.)

Согласно преданию, послы киевского князя Владимира Святославовича были отправлены в чужие края, чтобы познать различные вероисповедания и выяснить, что больше подходит для Руси. В храме Святой Софии в Константинополе они ощутили себя «на небесах». Послов пленили красота и пышность ритуала, блеск золота, серебра, драгоценных каменьев, церковное пение, мозаичные изображения – святых и евангельских сцен. То, что им довелось увидеть в Западной Европе, не шло ни в какое сравнение с этой красотой. В Лаврентьевской летописи есть такая запись: «Придохом в Немци, и видехом в храмах многи службы творяща, а красоты не видехом никакоеяже». Вместе с христианской религией пришло на Русь  из Византии искусство иконописи. Однако жесткая, аскетическая манера византийского письма смягчилась русскими мастерами. Сейчас на примере нескольких икон XI – XIII веков мы постараемся понять, почему и как это происходило. Прошу первого докладчика.

1-й докладчик. В киевскую Русь завозилось много византийских икон, служивших  образцами для русских иконописцев. Вместе с первыми иконами на русской земле появились трафареты, которым должно  было строго следовать при написании икон. Одной из таких икон, органически вобравших в себя все тонкости византийского письма, был «Спас Нерукотворный» - икона XII века.

Демонстрируется слайд.

В иконографии  Иисуса Христа обычно называют Спас: «Спас Вседержатель», «Спас Пантократор», «Спас в силах», «Спас Еммануил», «Спас Нерукотворный».  

Библейское сказание гласит, что когда Христа вели на Голгофу, и он нес тяжелый крест, то одна женщина подала ему полотенце, плат, чтобы он стер пот с лица. Христос приложился к плату, и на ткани остался отпечаток его лица. На иконе, как на полотенце, отражен только лик Христа и тонкие золотые нити волос.  

Учитель. «Спаса Нерукотворного» видел каждый из вас – если не саму икону, то в кино или в театре, где есть сцены битвы древних русских дружин с половцами, печенегами – словом, врагами. Вспомните: над русским войском развивается знамя, а на знамени – «Спас Нерукотворный». Как вы думаете, почему не «Спас в силах» или «Спас на престоле», а именно «Спас Нерукотворный»?

1-й ученик. Это образ, «Спас Нерукотворный», по преданию, возник на крестном пути, пути на Голгофу, когда Иисус Христос принес себя в жертву ради искупления грехов человечества. И русские воины, сражаясь с врагом, как бы тоже жертвуют собой ради спасения русской земли. Это образ – символ жертвенности.

2ученик. Этот образ в отличие от других не создан руками человека – он отражение лика Христа, и когда он развевался на знамени, создавалось ощущение присутствия самого Спасителя. Это вдохновляло воинов, вселяло уверенность в победе.                                                                                                                                                  

1-й докладчик (продолжает). На лице главное глаза. Здесь они обладают особой выразительностью. Суров, чуть ли не гневен лик Христа. Драматизм образа усиливается асимметричностью лица, что ярче всего проявляется в изгибе бровей. Скупая цветовая гамма: сочетание темных, оливковых и желтых тонов. Икона выдержана в византийском духе. Византийским духом проникнута и икона «Николай Чудотворец» начала XIII века  (показывает слайд). Николай Чудотворец был, особенно чтим на Руси, его считали заступником, целителем. Но здесь перед нами – суровый, фанатичный, неприступный святой. Строгость образа усиливают темные краски. А вот изображения на полях отличаются большой живописностью. Здесь художник сочетает киноварные, лимонно-желтые, сини цвета, которые мы видим в одеждах святых. По-видимому, в этих изображениях русский мастер был менее связан с каноном, поэтому привнес в них что-то свое, созвучное его душе. Еще более явственно проступает печать самобытности в иконе « Устюжское Благовещение» второй половины XII века (показывается слайд). Архангел Гавриил простер руку к Деве Марии. Богородица  держит в левой руке пурпурную пряжу, а правой указывает на изображение младенца, как бы проступающее сквозь ткань темно-вишневого мафория. Колорит картины сумрачный, но краски верхней части, откуда к младенцу тянется прямой луч, ярки: киноварь сочетается с синим, голубым, зеленым, белым.  

Консультант. Сцена Благовещения представлена здесь в редчайшей иконографии -  со входящим в лоно Богоматери младенцем, к которому идет луч от Ветхого Деньми. Надпись около верхнего изображения гласит: «Ветхий Деньми Иисус Христос». Именно так трактует этот образ В. Н. Лазарев: «Автор иконы подчеркнул, что он изображает Иисуса Христа, а не Бога-Отца. Однако в его представлении этот образ ассоциировался с образом Всевышнего, совмещая в себе две ипостаси Троицы».

Оппонент. С моей точки зрения, русские иконы  XI-XIII веков мало чем отличаются от византийских. Сошлюсь на энциклопедию Эфрона. В статье «Иконописание» читаем: «…Иконописец является совершенно безличным работником, шаблонно воспроизводящим композиции и формы, однажды навсегда указанные ему и его собратам, и  если имеет возможность высказывать свое мастерство, то единственно в тщательности и тонкости работы». Я считаю, что если и появляются в иконах этого периода отдельные детали, говорящие о некоторой самобытности мастера, то это не меняет духовной сущности образов: строгих, суровых, неприступных.

Учитель. И тем не менее постепенно, от иконы к иконе образы становятся человечнее, доступнее, византийская палитра светлеет, изменяется в сторону большей жизнерадостности. Яркой иллюстрацией этого может служить икона XIII века «Богоматерь Великая  Панагия» ( слайд).  

Консультант. Эта икона найдена в 1919 году среди старой ветоши в рухлядной Спасского монастыря в Ярославле. Это была совершенно черная доска. Известно, что в старину икону покрывали олифой вместо лака, чтобы не портилась и сияла ярче. Но олифа -  коварное вещество. Через восемьдесят – сто лет она темнела, становилась настолько черной, что лишь контуры живописи едва проглядывали сквозь нее. Звали мастеров для подновления, и они по угадываемым контурам наносили новую живопись, которую также покрывали олифой. Так было и с «Великой Панагией» - после реставрации она засияла своими дивными красками. Богородица представлена в полный рост с повернутыми к нам ладонями. На груди Богородицы прочерчен круг, в который вписано поясное изображение Спаса Еммануила. Спас Еммануил – Это детское или юношеское изображение  Христа.

(Звучит 2-я часть «Колоколов» С. Рахманинова.) 

Учитель. Христос здесь мало похож на строгого византийского судью мира. Он представлен благословляющим, но создается впечатление, будто он приветливо раскинул руки нам на встречу. Золотой цвет буквально заливает фигуру отрока Иисуса. Золото – образ света, символ величия, чистоты – главенствует в цветовом строе иконы. Богоматерь возвышается над гладью золотого фона. Ее пурпурный мафорий украшен золотой каймой. На ногах золотые туфли. Образ Богоматери значительно отошел от византийских канонов: она человечна, в ней нет ничего сурового, давящего. Это заступница, и ее проникновенный взгляд обещает людям помощь и сострадание.

Краски – душа древнерусской живописи. Какие еще цвета преобладают в колорите иконы?

1-й ученик. Белый цвет. Он главный в одеждах архангелов  в верхних изображениях.

Учитель. Архангелы считаются покровителями ратников. Белый цвет – символ мира. А какой еще цвет составляет цветовую гамму иконы?

2-й  ученик. Цвет киновари – символ победы, славы. Автор иконы неизвестен, а заказана она была князем Константином для его первого храма. Выбор соборной иконы был  глубоко и всесторонне продуман. Если цвет обладает символическим значением то, что можно сказать о политике князя?

 1-й ученик. Его политика была миролюбивой – об этом говорит белый цвет. Но красный, наверное, должен напоминать врагам о силе и могуществе.

Учитель. Русские иконописцы стремились отразить то, что отвечало бы душевной потребности заказчика, и постепенно иконы начинают выражать простые человеческие чувства. В этом их явное отличие от византийских икон. Эту разницу вы увидите при рассмотрении фресок и икон Феофана Грека, выходца из Византии, и икон Андрея Рублева, сына земли Русской.

(Звучит финальная часть Четвертой симфонии А. Шнитке.)  

2-й докладчик. (Демонстрируется слайд с иконами Ф. Грека «Спас в силах», Андрея Рублева «Спас» и фрески Ф. Грека «Спас  Пантократор»).

Феофан Грек нашел на Руси вторую родину. По заказу знатного боярина он расписал в 1378 году в Новгороде собор Спаса Преображения. В тусклом свете лампад образы его фресок властно влекут зрителя в свой мир. Мир грозовой, тревожный, мир кипящий, огненный. В центре купола -  грозный «Спас Пантократор». Огромные черные глаза, пронзительные, испепеляющие, гневные.

Исполнен внутренней психологической напряженности «Спас в силах» деисусного  чина в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, написанный в конце XIV – начале XV века.

Консультант. Иконостас – это многоярусная преграда, отделяющая алтарь – святая святых от молящихся. В центре «Царские врата» (показывается слайд иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля). Это отдельное произведение искусства, в котором кроме живописи может быть резьба по дереву, скульптура. Рядом с «Царскими вратами» среди икон местного ряда находится большая соборная икона, изображающая святого или праздник, которому посвящена церковь. Над нижним рядом возвышаются деисусный, праздничный, пророческий ряды. Деисусный чин  - смысловой центр иконостаса. Греческое слово «деисус» в переводе на русский - «моление». Иисус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за грехи, а обращенные к Спасу Богоматерь и Иоанн Креститель умоляют его быть милосердным. Святые располагаются в строго определенном порядке – чине. Кроме основных фигур по обе стороны – архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, другие избранные святые. Все фигуры  обращены к Иисусу с мольбой.

2-й докладчик (продолжает). Создавая свой деисусный чин, предназначенный для одного из главных соборов  Московского Кремля, Феофан Грек решил его в византийском  духе. Христос на иконе « Спас в силах» представлен в белых одеждах, и это еще больше подчеркивает  темный  колорит  лица. Христос воспринимается как суровый судья, а не как добрый спаситель.

А вот «Спасу» Андрея Рублева из Звенигородского деисусного чина, написанному в начале XV века, присуща мягкость, в нем нет ничего от византийской суровости, аскетичности. Взгляд выражает живое внимание, в нем чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его. Эта икона поражает красотой светлых красок. Голубые, розовые, блекло-фиолетовые тона в сочетании с золотом дают человеку душевное равновесие, пробуждают добрые чувства.

Оппонент. Я не согласен с выводами докладчика. Действительно, на человека с тонкой душевной организацией, лишенного злых помыслов, иконы Рублева могут оказать облагораживающее действие. А человека жесткого вряд ли сделают человечнее. А вот гневный, всепроникающий, испепеляющий взор «Спаса Пантократора» Феофана Грека, может быть заставит трепетать от страха его душу.

Учитель. Хорошо, давайте посмотрим еще одну рублевскую икону из Звенигородского чина. Быть может, она разрешить ваш спор. (Демонстрируется слайд с изображением иконы А. Рублева «Архангел Михаил».) Чтили архангела Михаила как грозного покровителя православного воинства. Его крылатая фигура, вылитая из меди и серебра, украшала воинские шлемы для устрашения врагов. Кроткий и самоуглубленный русоголовый архангел на иконе Рублева словно озарен мягким светом.  Рублев увидел его не грозным мстителем, а добрым  ангелом-хранителем.

В таком решении образа, как считают некоторые исследователи, таится близкая Рублеву мысль, что борьба со злом требует абсолютной погруженности в добро, ибо зло страшно не только само по себе, но и тем, что, вызывая необходимость противодействовать ему, порождает еще большее зло.

Всмотримся в эти древние лики, написанные двумя мастерами – Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Пользуясь нашим «Словарем Эстетических эмоций», выпишем на доске и в тетради слова и словосочетания, которые помогут раскрыть духовную сущность образов этих художников. Выделите их разными цветами, выбрав тот, который, по-вашему, созвучен палитре каждого из живописцев.

1-йученик (пишет на доске). Образы Феофана Грека отличают следующие черты: драматизм, экспрессия, сложная внутренняя борьба, неистовость, суровость, гневный пронзительный взгляд, страстные порывы, темный колорит.

2-ученик (пишет на доске). Образам Андрея Рублева присущи: духовная глубина,  светозарность,  ласковость, кротость, трепетность, ясность   и  чистота душевного строя, добрый взгляд, глубина прозрения, мягкость, светлые нежные краски.

Учитель.  В.Н. Щепкин,  один  из  исследователей  икон  Рублева,  писал: «Русская душа. Мы   обращаемся  к ее созданиям и открываем, что она прекрасна не  тогда,  когда  горит и трепещет, а  тогда когда  созерцает». К таким созданиям, раскрывающим   тайники  русской  души,  он  относил,  прежде   всего  «Троицу»  Андрея Рублева.

3-й докладчик (демонстрируется слайд с изображением  иконы  Андрея Рублева «Троица» и фрески Феофана Грека « Троица»). Всмотримся в « Троицу» Рублева, икону XV  века, еще ничего не зная о библейском сказании. В ней есть что-то располагающее к длительному созерцанию. Трое прекрасных юношей сидят по разные стороны стола и даже не смотрят друг на друга, но художник так написал их, что видишь каждого в отдельности и всех вместе. Они так расположились по воле живописца, чтобы зримо перекликаться друг с другом не взорами, а сокровенной сосредоточенностью, душевной лаской. Теперь переведем взгляд на «Троицу» Феофана Грека. Эта фреска, написанная в XIV веке, в несколько поврежденном виде сохранилась в Троицком приделе собора Спаса Преображения в Новгороде. В рублевской «Троице» -  мир тишины и покоя, покоя просветленного, благотворного, «Троица» же Феофана Грека полна трагизма, мрачного напряжения.

Консультант. Библейская история рассказывает, как к старцу Аврааму явилось трое прекрасных юношей, и как он вместе со своей женой Сарой угощал их под сенью дуба Маврикийского, догадываясь, что в них воплотились три лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой  Дух.

Учитель. Феофан Грек, следуя византийской традиции, передает этот эпизод с большей обстоятельностью. Он изображает уставленный явствами стол, Сару, подающую блюда. Левая нижняя часть фрески утрачена, но искусствоведы считают, что там был изображен Авраам. Для Феофана Грека это, прежде всего событие, произошедшее в определенном месте  и в определенный час. В иконе Андрея Рублева отброшено все второстепенное. Остались три фигуры ангелов, дом и скала. Почему?

Ученик. Рублев оставил то, что помогало передать главное, - не событие, а состояние души: любовь, согласие, единение.

3-й докладчик (продолжает). Это единство в не обозначенном линией круге, который рождают в нашем сознании плавные очертания ангельских фигур, и склоненная фигура правого ангела, и наклон горы и дерева. Ритмическое волшебство линий – не застывших, а трепетных. Как это отлично от византийского письма  фрески Феофана Грека, где складки одежд ангелов, резко пересекаясь, образуют острые углы и изломы. Это различие образно определяет Н. М. Щекотов: «Характер византийского ритма иной: биение его ритмического пульса вызывает представление о церковной процессии… у Рублева – это пастушеский рожок, звучащий из далека…»

(Звучит «Херувимская песнь» П. Чесноков).

Учитель. Средний ангел – Иисус Христос. В задумчивой сосредоточенности, склонив голову, он благословляет чашу, изъявляя тем самым готовность принести себя в жертву в искупление грехов человеческих. На лике левого ангела – Бога-Отца – глубокая печаль. Он тоже благословляет чашу – символ жертвенной любви, как бы изъявляя согласие на ее приятие Христом. Правый ангел – Бог-Святой Дух – погружен в тихое раздумье, жест его правой руки тоже направлен в сторону чаши. А теперь обратимся к фреске Феофана Грека. Как он выявляет индивидуальность ангелов?

(Звучит финал Четвертой симфонии А. Шнитке).

1-й ученик. Фигура среднего ангела безмерно велика. Его крылья подобно арке охватывают всю группу, и сама фигура оказывается больше остальных.

2-й ученик. Широкий размах крыльев создает впечатление неземного величия, могущества.

3-й ученик. В фигурах ангелов ощущается напряжение. Они кажутся разобщенными: каждый поглощен своими мыслями. Они напоминают воинов, которые присели на минуту перед смертельной битвой.

Учитель. Во всем этом сказывается византийская природа творчества Феофана Грека. Красочная гамма фрески – это сочетание оттенков двух цветов: красного и черного. Они создают особый колористический эффект. Светлые и сероватые резкие блики, положенные на выступающие и затененные части, сообщают фреске экспрессию и драматизм.

(Звучит «Иже херувимы» из «Литургии  Иоанна Златоуста» С. Рахманинова).

Цветом, его гармониями древнерусский мастер выражал все оценки состояния души. Голубыми и золотыми тонами исключительной чистоты вошла в наше сознание рублевская «Троица». Она впитала краски родной природы: цветущего луга и созревающей нивы, цвет куколя и василька, розовый цвет гречихи и голубой -  льна.

Консультант. Чудесен рублевский «голубец» - чистейшая ляпис-лазурь. Он повторяется в гиматии среднего ангела, в хитонах боковых ангелов и подпапортках крыльев, причем в оттенках разной насыщенности. Фигура среднего ангела выделена не только ярчайшим ударом голубого на гиматии, но и чистым  сочным тоном темно-вишневого хитона с золотым клавием на плече. Одеяния боковых ангелов окрашены в более глубокие цвета: серебристо - лиловый плащ левого ангела имеет золотые пробела, серебристо-зеленый плащ правого – светло-зеленые. В живописи Рублева  и фигуры, и предметы излучают свет.

Учитель. В сравнении с тихой светлой «Троицей» Андрея Рублева фреска Феофана Грека воспринимается как грозное видение. Феофан Грек и Андрей Рублев противостоят друг другу, как стремительная молния и ясное солнце, скорбь и радость… Давайте продолжим сравнения, выстроив для каждого из них ассоциативный ряд.

Ученики. Огнедышащий вулкан - зажженная свеча; кипящие страсти – умиротворенная гармония; бушующий  океан – гладь озера; симфония – ноктюрн; грозовые тучи – легкие облака; полотно экспрессиониста – прозрачная акварель; водопад -  родник.

Учитель. А если искать ассоциации в колокольных звонах?

Ученики. Набат – благовест.

Учитель. Наше исследование не будет полным, если мы не выявим еще одну отличительную особенность «Троицы» Андрея Рублева. Общий строй ее в сочетании грусти, жертвенности и любви близок образу «Владимирской Богоматери» - иконы начала XII века (демонстрируется слайд). Вы знаете, что эта византийская икона стала одной из самых почитаемых на Руси. По силе проникновения в глубину страдания души человеческой, пожалуй, ей нет равных. Тайна обаяния «Владимирской Богоматери» - в силе ее взгляда. У всякого человека, стоящего перед ней, этот ее неутешный взгляд вызывает ответное  чувство. В иконах Рублева, особенно в «Троице», нет такого властного воздействия  на зрителя. Его ангелы, погруженные в созерцание, не общаются с нами, но при этом вовлекают нас в свой гармоничный мир. Художник стремится сделать зримой сокровенную красоту души, вызвать у нас ответное движение, ответное чувство. Подумайте и ответьте, какие чувства вызывает у вас «Троица» Рублева.

1-й ученик. На меня  «Троица» и вообще рублевские иконы действуют как музыка – нежная, спокойная, светлая, слушая которую обретаешь душевное равновесие.

2-й ученик. Этот светлый мир  зачаровывает, но тем острее потом ощущаешь несправедливость, жестокость.

Учитель. Действительность,  окружавшая Рублева, была мрачной, полной жестокости, раздоров, предательства, междоусобиц, а он писал тихую, светлую  «Троицу». В образах Рублева – мечта о любви, согласии, понимании. Это созвучно и нам, живущим в довольно жестокое время. Но главное – то, что созерцание их, погружение в их мир дает нам духовную поддержку.

(Звучит «Свете тихий» из «Всенощного бдения» С. Рахманинова).

Свои ощущения от «Троицы» прекрасно выразил Н. Н. Пунин: «Как долго и как внимательно ни изучаешь икону святой Троицы, ее нежная грация, ее вдохновенная… сила не перестают волновать воображение; можно раскрыть ее содержание, но и после долгого тщательного анализа остается еще нечто, что придает этому памятнику очарование, по-видимому, неисчерпаемое; словно жизнь продолжает питать эти линии, эти лики, и каждый новый день ложится на них светом своих лучей, горестью своих забот…»

Список литературы:

  1. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979;
  2. Алпатов М.В.  Андрей Рублёв. М., 1972;
  3. Брюсова В.Г. Андрей Рублёв. М., 1995;
  4. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983;
  5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1974;
  6. Троица Андрея Рублёва. Антология. М., 1981;
  7. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь. М., 1996;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по МХК "Развитие древнерусской живописи. Русская икона

Аннотация. Мировая художественная культура традиционно изучается в историко-хронологической последовательности. Данная тема изучается в рамках раздела «Художественная культура Средних веков». На...

Разработка урока МХК в 10 классе Загадки русской иконы на примере коллекции Третьяковской галереи.

Урок основан на лекционном материале, самостоятельной поисковой работе учащихся  и обмене информацией....

Конспект урока "Русская икона" с презентацией

Урок "Русская икона" проводится при изучении темы "Русская культура и быт в XIV-XVI вв". Конспект урока дополнен презентацией....

Презентация к уроку "Русская икона"

Дополнение к уроку "Русская икона"...

Русские иконы

Вспомогательный материал по истории...

Русская икона.

Пизентация к уроку в форме конференции  в 7 классе при изучении библейского жанра во второй четверти....

Презентация к уроку "Русская икона"

Презентация для урока по программе "Культура эпохи Средневековья" (6 класс). Может быть использована в курсе "МХК" (10 класс)...