Роль христианских ценностей и образов в преподавании МХК.
учебно-методический материал по мхк на тему

Баландина Оксана Владимировна

Текст выступления на Покровских образовательных чтениях 17 октября 2013 года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль христианских образов и ценностей в преподавании курса МХК

Баландина Оксана Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советского района Саратовской области

Школа и в целом система образования в стране переживает сегодня особый период. Процессы обновления общества, качественные изменения во всех сферах нашей жизни требуют нового осмысления роли человека в истории, его предназначения. 

Именно поэтому проблема духовной культуры молодого поколения получила высокий приоритет и особое внимание в государственной политике России в сфере духовной культуры. В Советском муниципальном районе реализуется долгосрочная муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Советского муниципального района на 2012-2017 годы».

Цель программы – формирование системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях развития социально-педагогической и культурной среды, ориентированной на традиционные отечественные и мировые духовные и культурные ценности. Из ожидаемых результатов можно назвать: снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса в районе (снижение уровня правонарушений в подростковой и молодежной среде, улучшение демографических и социальных показателей), укрепление института семьи, сохранение и укрепление духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

В современной школе существует целый ряд предметов, предполагающих культурологическую направленность: литература, история, МХК, история искусств, основы православной культуры.   Цель курса МХК — силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность.

 В современной школе учебный курс «Мировая художественная культура» является структурно-образующим предметом образовательной области «Искусство». Как школьная учебная дисциплина «Мировая художественная культура» была включена в федеральный учебный план для среднего общего образования в  1987 г. Мировая художественная культура является базовым учебным предметом для социально-гуманитарного, филологического профилей и профильным учебным предметом для художественно-эстетического профиля.

       На первый план выдвигается именно задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства.  Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства.  Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.

Но познание жизни через искусство — особый процесс, отличный от логического познания. Постижение искусства — это прежде всего «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысление окружающего мира и своего места в нем. Пережить что-либо — это значит приобщить данное явление к своей личной жизни, и, напротив, если переживание не возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным и осмысленным, оно может остаться в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки, мироощущение личности.

        Поскольку на протяжении веков духовная культура человечества была неотделима от религии, одним из условий успешного овладения курса МХК является наличие первичных представлений о системе ценностей, присущих мировым религиям. Христианство является фундаментом всей европейской культуры, не владея положениями которого невозможно понять истинный смысл тех или иных произведений.  Христианство стало формой, вобравшей в себя все движение духовной культуры - философии, политической мысли, вобрало в себя этические нормативы, подчинило своему авторитету поиск художественных образов и приемов их отображения.

 Упрощенное или недостаточно грамотное освещение вопроса о роли христианских идей и образов в художественном мире автора, неумение анализировать его, отсутствие последовательности в предъявлении материала оказывается упущением. Учет роли христианских идей и образов в произведении, выявление особенностей их творческого авторского осмысления,  может стать одним из эффективных средств обогащения целостного восприятия сложных художественных произведений учащимися старших классов.

Ряд тем в курсе МХК напрямую нацелен на изучение христианской традиции в живописи, архитектуре, музыке. Другая группа  требует дополнительного раскрытия соответствующих проблем с позиций христианских ценностей, хотя не связана с непосредственно с христианскими произведениями.

В зависимости от особенностей изучаемого произведения в целом и изучаемого на уроке его аспекта,  находится одна из форм обращения к христианским идеям и образам: комментария библейской первоосновы; сопоставления сюжета произведения с соответствующим фрагментом библейского текста; обзорного знакомства с христианской традицией.

Обратимся к примерам. На уроке, посвященном культуре Северного Возрождения, рассматриваем творчество Иеронима Босха. На слайде фрагмент алтаря «Стог сена», ученикам необходимо определить название картины и ее сюжет. От первоначального восприятия картины, ученики через  сравнения и аллегории приходят к пониманию сложности замысла художника, и практически безошибочно называют картину («Жизненный путь»), определяя ее тему, как авторские размышления о смысле жизни.

Таким образом,  христианство – это ключ к истинному, а не поверхностному пониманию заложенных автором идей и смыслов. Не имея этого ключа, ученик будет воспринимать сюжет «Блудного сына» Рембрандта как историю  возвращения непутевого сына домой после долгих странствий, что в каком-то смысле и соответствует истине. Но исчерпывает ли это поверхностное восприятие всю глубину авторского замысла. Едва ли.

На примере конкретного урока рассмотрим один из вариантов использования этого ключа. Цель урока - формирование представления о взаимосвязи обстоятельств личной биографии Рембрандта ванн Рейна с характером раскрытия сюжета картины «Блудный сын». Создание условий для более глубокого понимания   роли евангельской притчи о блудном сыне в истории мировой культуры.

Становясь на позицию ученика, выстраиваем мотивационную линию от личных переживаний подростка, связанных с неприятием родительской воли. Определяем год написания картины, выдвигаем версии – почему сюжет мог заинтересовать художника именно в последний год жизни. Выявляем значимость сюжета для автора. Формулируем тему урока. Организуем групповую работу. 1 группа рассматривает текст притчи, вторая текст стихотворения Николая Гумилева «Блудный сын», третья краткую биографию художника. Выявляя имеющиеся сходства и различия, ученики, приходят к выводу о несомненной связи обстоятельств личной биографии Рембрандта и основных сюжетных линий притчи о блудном сыне. Благодаря изучению евангельской притчи ученики понимают - картина Рембрандта «Блудный сын» - это  духовное завещание  художника новым поколениям. Его исповедь.  Может именно поэтому она долго не отпускает от себя. Как искренний и прямой собеседник, доверивший нам самое сокровенное, ничего не укрывший, обнаживший душу. Это повод для раздумий о прощении, покаянии, осуждении, судьбе, безграничной любви, надежде. Подростки улавливают многозначность художественных символов картины, глубину и простоту авторского замысла. Без попытки прочтения и анализа евангельской притчи учащиеся не смогли бы прийти к подобным выводам.

            На уроках МХК мы не только анализируем авторскую  интерпретацию библейских сюжетов в произведениях искусства, но и  рассматриваем библейские заповеди и притчи как искусство жить среди людей, объясняем, что в них сосредоточен опыт многих поколений.

Целесообразность изучения произведения с учетом роли христианских идей и образов, творчески освоенных автором, не  вызывает сомнений.

         Приобщение к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира.

        Механическое поглощение информации (визуальной, текстовой, слуховой) в современном социуме делается почти нормой. Причем информации примитивной. У подростка зачастую не находится времени для раздумий и наблюдений, не возникает потребности проанализировать свой внутренний мир. Сознанием такого человека легко манипулировать, навязывая ему различные шаблоны и однозначные оценки событий и явлений. С одной стороны, курс МХК позволяет увидеть реального, сомневающегося человека в интерьере истории. С другой стороны, учит критическому, вдумчивому отношению к авторскому осмыслению тех или иных сюжетов.  

В курсе МХК есть немало сложных, зачастую спорных тем, связанных с авторской интерпретацией, субъективизмом, неоднозначной  оценкой определенных явлений, событий. В немалой степени, разрушают эти устоявшиеся стереотипы и клише именно христианские ценности и образы. Рассмотрим это на примере изучения творчества художников-передвижников. А именно тех картин Василия  Перова, которые советское искусствоведение считало удачными проявлениями обличительной критики пороков церкви. «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861г. и «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» 1862г.

С одной стороны авторская позиция определена четко и грубо, акценты расставлены, пороки заклеймены. Но насколько соответствует  показанная художником картина российской действительности; где проходит грань между реальностью и творческим вымыслом? Анализируя первую картину, акцентируем внимание учеников на времени написания картины, возрасте художника и теме. Картина написана в период социально-политического и духовного кризиса российского общества молодым 28-летним Василием Перовым. Посвящена пасхальному крестному ходу. А что это такое, каковы его традиции? На основе текста учащиеся приходят к выводу о том, что  Крестный ход в пасхальную ночь –– торжественное шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Под непрерывный звон колоколов люди идут вокруг храма; передние несут фонарь, за ним –– запрестольный крест  и запрестольный образ Божией матери. Дальше –– дьяконы с кадильницами и свечами, за дьяконами священники с иконой Воскресения и Евангелием.  Когда колокольный звон прекращается,  прихожане пением  славят Христа, входят в церковь, и священник начинает  Великую Пасхальную службу. Соответствует ли это описание сюжету картины? Если нет, то в чем проявляется несоответствие. Вывод учеников – картина вымысел художника.

Переходим к анализу второй картины. Определяем год написания, возраст художника и главную идею картины. Даем возможность ученикам изучить обстоятельства создания картины в описании первого биографа Перова Николая Петровича  Собко. Основной вопрос: был ли художник свидетелем подобной сцены в жизни. Ответ учеников: художник соединил два независимых сюжета, обострил внутренний конфликт встречи героев, которой на самом деле никогда не было.

Что заставляет художника идти против истины? Высмеивать представителей духовенства в надуманных, несуществующих ситуациях? Молодость и неопытность художника, ожидание быстрой и шумной славы изобличителя общественных пороков, кризисное состояние российского общества. Возможно обстоятельства личной биографии.

Изменились ли взгляды художника с возрастом? На основе нескольких картин: Снятие с креста1878 г. Христос в Гефсиманском саду, Первые христиане в Киеве 1880, ученики приходят выводу о том, что взгляды художника изменились под влиянием жизненных обстоятельств. Так, изучение картин, которые как принято считать «обличали пороки церкви», вновь привели нас к теме духовных исканий, ошибок, покаяния.

Освоение курса МХК дает возможность не только для эстетического развития личности, но и для актуализации применения на практике ранее полученных знаний других областей, закрепления навыков работы с информацией, что ведет к усилению межпредметной интеграции. Расширяет возможность проведения ученических исследований. В районе проводятся две крупные ученические конференции по истории и МХК, более половины представленных работ так или иначе связаны с отражением христианских традиций в мировой художественной культуре.

В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Искусство приносит максимальную духовную пользу и помогает  тому человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически  и духовно образован. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

Курс МХК позволяет  увидеть христианство как живую традицию, а не набор догматов и иллюстрирующих их форм культуры, как веру, которая рождает новые формы и содержание жизни. В свою очередь изучение мировой художественной культуры через призму христианских образов и ценностей способно действительно помочь растущему человеку осознать свою культурную, национальную принадлежность и самоопределиться в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейных ценностей в духовно-нравственном развитиии ребёнка.

Роль семейных ценностей в духовно-нравственном развитиии ребёнка....

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Христианские ценности в учебно-воспитательном процессе.

В статье говорится о задачах школы в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности ученика. Эти задачи мы можем успешно ршить в союзе с Православной церковью, как одни...

Доклад «Роль православных ценностей в формировании семейных традиций».

Сегодня мы с тревогой следим за теми негативными процессами духовно- нравственного характера, которые происходят в нашем обществе.  Такое быстротечное падение нравственности, культуры, распростра...

Христианские ценности в современном восприятии общества

В  статье кратко освещены главные христианские ценности: Триединый Бог, Слово Божие и Церковь. Общество на сегодняшний день переняло христианские ценности и интерпретировало их для повседневной ж...

Христианские ценности в произведениях русских писателей.

Христианские ценности – это великое достояние человечества, но они становятся благодатным сокровищем только для тех, кто идёт путём спасения. Человек делает выбор. По словам Б.Паскаля «существует дост...