Христианские ценности в учебно-воспитательном процессе.
статья по теме

Шувалова Марина Николаевна

В статье говорится о задачах школы в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности ученика. Эти задачи мы можем успешно ршить в союзе с Православной церковью, как одним из главных институтов формирования духовных основ личности. Приводятся примеры из практики, доказывающие необходимость и важность развития духовной составляющей личности еще в раннем детстве. В заключении статьи сделан вывод о том, что в основе воспитания духовно-нравственной личности лежит любовь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hristianskie_cennosti_u_uchebno.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Христианские ценности в учебно-воспитательном процессе.

Шувалова Марина Николаевна,

учитель истории и обществознания,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ «СОШ №11» города Алексина

Тульской области.

Современная школа – большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников разного уровня и квалификации, каждый из которых несет свою долю ответственности перед обществом за то, какое образование дает данное учебное заведение.  

        В свете Реализации образовательной инициативы «Наша новая школа», а также в связи с введением новых Федеральных образовательных стандартов каждая школа сегодня имеет уникальную возможность создать свое лицо и задать то направление развития образовательного учреждения, которое считает наиболее оптимальным.

        Образование, как известно, включает в себя две подсистемы: обучение и воспитание. В процессе обучения идет усвоение знаний и  приобретение универсальных действий, способствующих формированию интеллектуальных и технологических способностей. В воспитании – обретение культурного опыта, усвоение нравственных норм и ценностей, влияющих на становление характера ребенка, на формирование его личности. Происходит это при помощи непосредственного взаимодействия  со взрослыми: родителями и учителями.

        Наша школа построена в 1939году, находится в рабочем  микрорайоне  в окружении двух гимназий. В школе - 390 человек, большая часть из ко-торых воспитывается в рабочих семьях, четверть семей – неполные, детей воспитывает одна мама или один папа.

Третья часть детей  обучается у нас не с первого класса, они пришли к нам из других школ, а 1/3 из этого количества едва перебивается с «2» на «3». Ясно осознавая сложившуюся ситуацию,  наши учителя всегда оказывают помощь таким детям: в школе существует зачетная система, действует психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, на базе школы обучается два класса компенсирующего обучения.

        С 2003 года наша школа является базовой площадкой ИПК работников образования Тульской области и работает над проблемой «Воспитание культуры жизненного самоопределения учащихся». Цель нашей деятельности – создать условия для полноценного развития личности каждого ученика, дать возможность проявиться способностям, заложенным природой, и, если учеба ему дается тяжело, помочь найти нишу, в которой ребенок будет успешным. А это значит, дать шанс поверить в себя, отвлечь от улицы и повысить самооценку.

Наши педагоги с особым вниманием относятся к таким  ученикам, стараясь развить и поддержать искорку таланта, которая есть в каждом, даже самом сложном, ребенке.

Приведу несколько примеров:

Ученик 8 класса – Игорь, мама  ведет свободный образ жизни, у ребенка сменилось несколько пап. Уже с начальной школы мальчик убегал из дома, бродяжничал, попрошайничал. Токсикомания, склонность ко лжи и воровству сделали свое дело – Игорь попал в Тульский изолятор временного содержания малолетних преступников, откуда был выдворен досрочно за нарушение дисциплины. Мы стараемся держать ребенка в поле зрения, контролируя его и в школе и после уроков. Мама стала нашим союзником, реагирует на любое замечание классного руководителя.

Ученик 8 класса  Дима - мама умерла, воспитывает сестра, были проблемы с учебой, но классный руководитель сумела найти подход к ребенку. Мальчик перестал прогуливать, стал заниматься спортивными танцами и сегодня ни одно школьное мероприятие не проходит без его зажигательных танцев.

Максим, 9ый класс- отличался девиантным поведением, был агрессивен, не посещал школу на протяжении второй четверти. Выяснилось, что виной всему неразделенная любовь. Мама не отвечала на телефонные звонки учителей, не открывала дверь социальному педагогу. Когда выяснились все обстоятельства, мы связались с детской поликлиникой, районным педиатром и психоневрологом, уговорили Максима пройти обследование. Сейчас мальчик вернулся в школу. Оптимистично настроен, аттестован по всем предметам, собирается поступать в ПТУ.

Жизнь ребенка проходит под опекой взрослого и, хочет он того или нет, ребенок впитывает в себя прежде всего то, что видит, а не то, что слышит. Действует принцип соленого раствора, в который опустили свежий огурец – через несколько дней он тоже станет соленым.

9ый класс, одна из учениц - Наташа - очень неуравновешенный ребенок, груба, резка, плохо учится. При разговоре с классным руководителем выяснилось следующее. Однажды на классном часе была проведена анкета: напишите события своей жизни, которые сыграли  большую роль  в вашей семье и оказали на тебя большое значение.

Ответ был таков: даты распределены по годам

  1. Родилась
  2. Переехали к бабушке
  3. Я пошла в школу
  4. Отказалась мама
  5. Умер брат
  6. Умерла мама
  7. Была в Туле в тюрьме у дяди
  8. Отказался папа
  9. Родился брат
  10. Первый поцелуй

Как же ни быть этой девочке ершистой, когда она выросла в таких условиях?

Все учителя понимают это и стараются помочь девочке только одним – уделить внимание. Ребенок очень отзывчив на ласку, на добрые интонации в голосе. Стараемся помочь ей определиться в жизни.

        Артем - 6ой класс, поздний ребенок в семье. Когда мальчику исполнилось 8 лет, папа ушел из семьи, мама стала злоупотреблять спиртными напитками. В 10 летнем возрасте Артем  сказал: «Мама больше не пьет. Я ухожу в школу, а ее на ключ закрываю, чтобы она вино не покупала». Благодаря систематической работе классного руководителя, которая  держала ситуацию под контролем, мама действительно перестала выпивать, вспомнив о том, что у нее есть сын. А сын радует маму, повысил успеваемость: по русскому и английскому языку-«4».

        Все в школе знают Сергея Н. как злостного курильщика и  прогульщика, который неделями не появлялся в школе. Оба родителя пьют, недавно родила ребенка  старшая сестра, и Сережи не было в школе всю вторую четверть. Но вот в школе появился музыкальный кружок и мальчик с удовольствием стал учиться игре на гитаре. 4 марта мы проводили общешкольное родительское собрание, и, по традиции, ребята приготовили концерт для мам и бабушек. Мы все были приятно удивлены, когда увидели на сцене с гитарой в руках  Сережу. А когда мальчишки запели песню «Ты у меня одна» - все учителя плакали. Эту песню Сергей исполнял для своей мамы.        

         «Главное чудо жизни есть… любовь» - эти слова как нельзя лучше определяют позицию педагогов нашей школы по отношению к своим ученикам. А детей, как известно, обмануть нельзя. Они все прекрасно чувствуют и понимают. А самое главное - усваивают наши уроки доброты. И сами становятся учителями для своих родителей.

В доказательство, еще один случай. Как-то летом одна из наших учителей – педагог дополнительного образования, пришла на рынок и увидела, что один из ее учеников – четвероклассник, помогает маме торговать. Учительница, конечно, подошла к ним; улыбнувшись, попросила взвесить товар. И услышала, как Виталик наклонился к маме и попросил: «Мама, ты, пожалуйста, эту тетю не обманывай».

В свете реализации Концепции духовно- нравственного воспитания сегодня школа стоит перед проблемой возрождения духовных ценностей и решением задачи утверждения ценностей истинных. Будучи одним из древнейших социальных институтов, школа пытается решить эту проблему, порой, не имея союзников даже в лице родителей. Сегодня мы рады признать, что единственным надежным нашим союзником в деле духовного воспитания  является Православная церковь. Поэтому мы приглашаем священнослужителей в школу, они охотно отзываются на наши приглашения и проводят встречи с ребятами, принимают участие в уроках, классных часах, родительских собраниях. Так, 15 марта в нашей школе проводился урок «История создания православной книги», посвященный началу книгопечатания на Руси. Для урока была подготовлена презентация, проведена викторина. Особый интерес вызвала у ребят беседа, проведенная протоиереем Свято-Никольского храма отцом Михаилом, который является частым гостем в стенах нашей школы.

        Некоторые современные педагоги считают, что учителю совсем необязательно любить своих учеников, достаточно давать им знания. Мне кажется, эта гипотеза больше подходит для ВУЗов, но не для школ.

        Мы любим наших учеников со всеми их достоинствами и недостатками, а если их не любить, то и работать будет невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История х. Черный Ерик в контексте ее ценности для учебно-воспитательной работы в школе

В соавторстве с М. Б. Солодким и Е. А. БарановойПатриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Для того, чтобы ребёнок осознал себя как гражданин и патриот России, необходимо восп...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Роль христианских ценностей и образов в преподавании МХК.

Текст выступления на Покровских образовательных чтениях 17 октября 2013 года....

«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»

Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...

Христианские ценности в современном восприятии общества

В  статье кратко освещены главные христианские ценности: Триединый Бог, Слово Божие и Церковь. Общество на сегодняшний день переняло христианские ценности и интерпретировало их для повседневной ж...

Христианские ценности в произведениях русских писателей.

Христианские ценности – это великое достояние человечества, но они становятся благодатным сокровищем только для тех, кто идёт путём спасения. Человек делает выбор. По словам Б.Паскаля «существует дост...