Василий Суриков. История одного исцеления. План урока МХК.
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Баландина Оксана Владимировна

План урока мировой художественной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисный план мастер-класса урока:

 «Василий Иванович Суриков. История одного исцеления»

Цель урока: Показать влияние христианского мировоззрения на особенности личности и творческого пути Василия Ивановича Сурикова.

Тип урока: урок формирования нового знания.

Форма урока: урок – исследование.

Ведущая технология: технология критического мышления.

Ход урока

Существует в искусствоведении устоявшееся мнение о том,  что В.И.Суриков создал семь шедевров. Не считая, многочисленных этюдов к картинам, портретов, акварелей и росписей в храме Христа Спасителя.

По тематике и общему строю произведений, их настроению, искусствоведы различают два периода в творчестве художника.

Первый этап – трагический, второй светлый, героический. Первые три картины, относящиеся к «темному» этапу творчества, находятся в Третьяковской галерее: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова».

Остальные четыре, созданные в «светлый» период творчества – в Русском музее Петербурга: «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Ермаком Сибири» и «Степан Разин».

- Как вы считаете, какое событие могло послужить поворотным моментом от темного этапа к светлому? (мозговой штурм).

Анализ документа.

Апрель 1888 года.  Из письма В.И Сурикова брату Александру

 «Прочти один. Милый Саша! Ты, я думаю, удивляешься, что я долго не писал. С 1 февраля началась болезнь Лизы, и я не имел минуты спокойной, чтобы тебе слово черкнуть. Ну, друг Саша, болезнь все усиливалась, все лучшие доктора Москвы лечили, да Богу нужно было исполнить волю свою... Чего тебе больше писать? Я, брат, с ума схожу. 8 апреля, ... в пятницу, на пятой неделе великого поста, ее, голубки, не стало. Страдания были невыносимы, и скончалась, как праведница, с улыбкой на устах. Она еще во время болезни всех простила и благословила детей. Теперь четырнадцатый день, как она умерла. Я заказал сорокоуст. Тяжко мне, брат Саша. Маме скажи, чтоб она не горевала, что было между ней и Лизой, она все простила еще давно... Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу...» 

Брат твой В. Суриков

  1. Как переживал Суриков смерть жены?
  2. Какими словами передает случившееся?
  3. Какими были отношения между матерью художника и его женой?
  4. Какие мысли терзают художника?
  5. Думает ли он о творчестве?

Чем же можно объяснить, что это событие изменило направление творческого пути художника именно к светлому этапу, а не наоборот?

        Зная о мировоззрении художника, предположите, что могло изменить его отношение к произошедшему?

Анализ текста биографии  В.И. Сурикова.

Одиному из первых биографов Сурикова М. Волошину он говорил: «После смерти жены я „Исцеление слепорожденного" написал. Лично для себя написал. Не выставлял. А потом в том же году уехал в Сибирь. Встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел. У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину - „Городок берут". 

К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгошино ездили. Там в санях - справа мой брат Александр сидит. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез…»

Познакомимся с текстом Евангелия, который часто перечитывал Суриков в те дни?

Анализ текста Евангелия от Иоанна.

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек [прозревший] сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

(Ин. 9:1-38)

Вопросы к тексту:

  1. Каково основе содержание сюжета?
  2. Какие вопросы, поднятые в тексте Евангелия, могли быть особенно важны для Сурикова в этот момент жизни?
  3. Какой ответ он находит для себя?

Итогом размышлений становиться картина «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом».

Работа над анализом картины:

  1. Какой момент передает художник?
  2. Кого изображает художник на переднем плане?
  3. Опишите задний план картины.
  4. На каких деталях акцентирует автор внимание зрителя?

Максимально активное «действующее лицо» картины - свет, пронизывающий всё полотно и льющийся двумя широкими диагональными, направленными на встречу друг другу потоками. В его лучах светятся лик и руки Христа, руки слепорожденного. Дополнительный оттенок тихой торжественности, таинственности придает мерцающий в верхнем левом углу золотистый свет свечей. За плечом Иисуса лицо ангела, напоминающего очертаниями покойную жену художника.  Он переживал прозрение и как свой собственный выход из тьмы отчаяния. И исцеление приходит. Именно тогда и открылась ему тайна первоосновы веры – покорность воле Божьей, которую он только теперь стал осознавать как самое верное и лучшее утешение.

Василий Иванович Суриков как верующий  человек измерял дела земные религиозным мировоззрением. И результатом «исцеления» становится целая серия картин, овеянных духом спасительного света и героизма. Творчество Сурикова являет собой образец высочайшего художественного постижения мира.

Приложение  «Василий Иванович Суриков. История одного исцеления»

  1. Анализ документа.
  1. Апрель 1888 года.  Из письма В.И Сурикова брату Александру

 «Прочти один. Милый Саша! Ты, я думаю, удивляешься, что я долго не писал. С 1 февраля началась болезнь Лизы, и я не имел минуты спокойной, чтобы тебе слово черкнуть. Ну, друг Саша, болезнь все усиливалась, все лучшие доктора Москвы лечили, да Богу нужно было исполнить волю свою... Чего тебе больше писать? Я, брат, с ума схожу. 8 апреля, ... в пятницу, на пятой неделе великого поста, ее, голубки, не стало. Страдания были невыносимы, и скончалась, как праведница, с улыбкой на устах. Она еще во время болезни всех простила и благословила детей. Теперь четырнадцатый день, как она умерла. Я заказал сорокоуст. Тяжко мне, брат Саша. Маме скажи, чтоб она не горевала, что было между ней и Лизой, она все простила еще давно... Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу...» 

                                         Брат твой В. Суриков

  1. Как переживал Суриков смерть жены?
  2. Какими словами передает случившееся?
  3. Какими были отношения между матерью художника и его женой?
  4. Какие мысли терзают художника?
  5. Думает ли он о творчестве?
  1. Анализ текста Евангелия от Иоанна.

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу... … …

 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

(Ин. 9:1-38)

        

Вопросы к тексту:

  1. Каково основе содержание сюжета?
  2. Какие вопросы, поднятые в тексте Евангелия, могли быть особенно важны для Сурикова в этот момент жизни?
  3. Какой ответ на эти вопросы он находит для себя?

Анализ текста биографии  В.И. Сурикова.

Одиному из первых биографов Сурикова М. Волошину он говорил: «После смерти жены я „Исцеление слепорожденного" написал. Лично для себя написал. Не выставлял. А потом в том же году уехал в Сибирь. Встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел. У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину - „Городок берут". 

К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгошино ездили. Там в санях - справа мой брат Александр сидит. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез…»

Работа над анализом картины:

  1. Какой момент передает художник?
  2. Кого изображает художник на переднем плане?
  3. Опишите задний план картины.
  4. На каких деталях акцентирует автор внимание зрителя?
  5. Предложите другое название картины. Почему она называется «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "История одной песни" 5 кл.

Аннотация. Тема урока: История одной песни.Урок проводился 16.09.2011 года в день освобождения города Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. Это очень значимое событие в жизни города и ...

Василий Суриков

Презентация о жизни и творчестве русского художника Василия Сурикова...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".

Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....

Конспект урока истоков в 8 классе по теме: «Как Василий Суриков создал образ героя»

Цель урока: помочь учащимся осознать и научиться уважать колоссальный труд художника при создании образа героя....

Собор Василия Блаженного (история одного произведения)

Тест предназначен для самостоятельной работы учащихся по поиску информации в различных источниках или тексте, предложенном учителем....

История одной картины В.И. Суриков Утро стрелецкой казни

Суриков: ...однажды иду я по Красной площади, кругом ни души...И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне ...