Конспект урока истоков в 8 классе по теме: «Как Василий Суриков создал образ героя»
план-конспект урока (8 класс) на тему

Введенская Елена Анатольевна

Цель урока: помочь учащимся осознать и научиться уважать колоссальный труд художника при создании образа героя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 г. Волгореченска Костромской области

Конспект урока истоков в 8 классе по теме:

«Как Василий Суриков создал образ героя» 

Выполнила учитель

истоков и ОРКСЭ

Введенская Е. А.

2010 г

Тема урока:» «Как Василий Суриков создал образ героя»

Цель урока: помочь учащимся осознать и научиться уважать колоссальный труд художника при создании образа героя.

 Задачи:

  • показать учащимся трудный и кропотливый путь создания образа художником;
  • познакомить с жизнью и творчеством В. И. Сурикова;
  • показать, как патриотическое чувство становится источником создания образа героя;
  • воспитывать уважение к героическому прошлому своей страны, любовь к Родине и ее героям;
  • показать истоки душевной силы и стойкости героев-победителей В. Т. Ермака и А. В. Суворова;
  • развивать коммуникативные умения учащихся, образное мышление, навыки устной речи.

Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися:

художественный образ, средства создания образа, композиция, творческий поиск

Литература, оборудование, инструментарий:

  1. Презентация «Как Василий Суриков создавал образ героя»
  2.  рабочая тетрадь «Истоки» для 8 класса II часть
  3. А. В. Камкин, учебник «Истоки» 8 класс
  4.  С. Григорьев «Александр Суворов», Москва, 2004 год
  5. «Непознанный мир веры», Москва, 2003 год

Ход урока:

  1. Вводный этап: орг. момент, присоединение.

- Здравствуйте, я рада вас видеть. Вы не видите темы урока на доске, я напишу ее позже. А что будем делать на уроке? Сегодня мы постараемся увидеть, как выглядит воинская слава, услышать, как кисть художника скользит по полотну, и почувствовать уважение и благодарность к гениальному художнику-труженику.

2.  Основной этап урока:

  • Мнемотехника

Учащиеся записывают ряд слов: храбрость, Сибирь, стяг, река, весла, дым, натиск, вера в победу, кони, добрая память, герой.

После проверки работы вопросы учителя:

- В какую общую картину могут сложиться эти слова?

Показывается слайд с картиной «Покорение Сибири Ермаком».

- Присутствуют ли на этой картине все записанные словесные образы?

Слово о теме урока, запись ее на доске.

- Картина впечатляет, ее размер – 6 на примерно 3 метра. Картина В. Сурикова – чистое и правдивое окно, через которое мы видим волнующую и живую страницу истории. Каждое лицо на картине, жест солдата, деталь его одежды – кропотливый труд живописца…

  • Рассказ учителя о художнике и его творчестве с показом презентации.
  • Работа с картиной «Покорение Сибири Ермаком», (форма работы – беседа)

Работа с термином «композиция», записанным на доске.

Беседа сопровождается показом слайдов презентации.

  • работа с передним планом картины

- Почему на переднем плане картины мы видим войско Ермака?

- Какое ощущение это дает?

- Какую роль играет стяг с образом Спаса Нерукотворного?

- Как художнику удалось передать стремительность и накал битвы?

- Почему мы не только видим, но и слышим эту картину?

Работа с образом Ермака.

  • второй план картины

        - Что видим на втором плане?

- Каково настроение войска противника?

- Как живописец это показал нам?

  • третий план

      - Кого видим на заднем плане?

      - Где картина темнее, где светлее? Обратите внимание на совсем темные силуэты врагов на горизонте.

      - Как цветовое решение картины способствует реализации ее идеи?

  • Работа с картиной «Переход Суворова через Альпы».

- Обратимся к образу великого полководца. Я предлагаю вам его словесные художественные образы. Три группы получают тексты №1, №2 и №3. Ваша задача – прочитать текст, выделить черты характера А. В. Суворова, раскрывающиеся в этих эпизодах.

Текст №1

Вот, например, как вспоминает о своих встречах с Суворовым шведский генерал Густав Армфельдт (1757 – 1814): « Суворов пригласил меня обедать в 8 часов утра. Я пришел и застал его при богослужении. Он читал большую книгу, бросался на землю (то есть клал земные поклоны), а потом пошел, взял музыкальные ноты, по которым он долго напевал вполголоса, рассматривая, прежде чем отдать их мальчикам, состоявшим в полках певчими, и певчим хора. Церковь была совершенно устроена. Меня уверяли, что там всего доставало и что все возилось на шести лошадях.

Это – единственный личный обоз князя-генералиссимуса. Потом мы сходили с лестницы через двор и вошли в лачужку, где была жара невыносимая. Совсем маленькая комната с кроватью, столом и четырьмя стульями составляла спальню и рабочий кабинет Суворова. Другая, также совсем маленькая, была его столовая и зала. Мы сели за стол – я рядом с ним, и трапеза состояла из самой невкусной русской постной пищи».

Все тут характерно для Суворова, любившего церковь. Интересно еще и следующее место из воспоминаний Армфельдта: «Третьего дня мы обедали у старика… Между многими странностями, которые он говорил, было, однако же, и много удивительных слов и выражений… Когда мы встали из-за стола, он сказал: «Господа, не английские деньги, не русские штыки, не австрийская кавалерия и тактика, не Суворов водворят порядок и одержат победы с желанными последствиями, а справедливость, бескорыстие, которые внесут в политику прямота, благородство и порядочность, привлекающие сердца, - вот чем можно достигнуть всего».

«Непознанный мир веры»

Текст № 2

        …От фельдмаршала Потемкина Суворов получил в Измаиле очень любезное поздравительное письмо, но в нем за дружескими любезностями сквозили досада и неприязнь. Потемкин завидовал и не умел скрыть зависти своей. Встреча с Потемкиным не сулила доброго, хотя Суворов знал, что фельдмаршал готовит ему торжественную встречу.

На колдобине тряхнуло. Суворов очнулся от забытья и крикнул ямщику:

- Стой! Колесо сломалось!

Ямщик осадил коней. Суворов выпрыгнул из повозки, и ямщик слез с козел. Подъехал на своей паре Дубасов.

- Ах ты, бездельник! – встретил подошедшего Дубасова Суворов, указывая на правое заднее колесо своей повозки. – Говорил я тебе, что надо починить повозку! Видишь, колесо развалилось.

        Ямщик смотрел то на колесо, то на Суворова в тупом недоумении: колесо-то целехонько!..

- Экое диво какое: ведь было совсем здоровое колесо – и в черепья рассыпалось! – сказал Дубасов, ничуть не удивляясь. – И ехать-то осталось 20 верст. Есть ли у тебя, друг, топор?

- Как топору не быть! – ответил ямщик.

- Поди-ка, друг, в лес, выбери там дубок вершка на два да сруби, - распорядился Дубасов. – Придется заместо колеса слегу подвязать.

- Да колесо-то ведь цело!

- А ты, друг, тверез ли? – спросил ямщика Суворов. – Ступай и делай, что велят.

Ямщик достал из передка топор, пошел в лес и срубил дубок. Колесо сняли, и вместо него к оси подвязали слегу.

- Вот морока, - дивился ямщик.

Подняв колесо, он крепко постукал им по земле.

- Колесо-то ведь цело!

Суворов молча забрался в повозку и велел ехать тише. Слега чертила по земле; позади шажком тащилась тележка Дубасова. Суворов заснул.

В Яссы въехали ночью. На заставе Суворова не узнали. Он велел ехать не во дворец Потемкина, а к старому своему приятелю, майору Непейсыну.

        …Потемкин поднялся с постели раньше обычного, и от этого дурное настроение его усилилось. Повторять вчерашнюю церемонию встречи Потемкин не хотел: неужто ждать подряд несколько дней, ставить у дворца почетный караул…

        …Суворов, смеясь, с резвостью мальчика, прыгая через три ступеньки, взбежал по лестнице. Фельдмаршал и Суворов обнялись и расцеловались, для чего Потемкину пришлось нагнуться.

- Чем я могу наградить ваши заслуги, граф Александр Васильевич?

Суворов ответил:

- Ничем, князь. Я не купец и не торговаться приехал…Потемкин побледнел и молча двинулся в зал.

С. Григорьев «Александр Суворов»

Текст № 3

        …«Мне солдат дороже себя», - говорил Суворов. Всей душой любил он русского солдата, и солдат отвечал ему такой же любовью.

        И крепостные русские крестьяне быстро превращались под начальством Суворова в отлично обученных «чудо-богатырей».

        «Пуля – дура, штык – молодец!» - говорила суворовская наука побеждать…

        Чтобы развить смекалку в солдатах, Суворов иногда задавал неожиданные вопросы, требуя быстрых ответов. Бывалые суворовские солдаты повторяли его вопросы молодым. У бивачных костров в перерыве строевых занятий, в передышку на работах разговоры солдат вертелись около того, как надо отвечать Суворову. Однажды такой разговор начался во время «раскурки» у огня.

- А уж вывертывайся, как знаешь. Ну, отвечай мне, будто я сам Суворов.

- Ладно.

- Чего ладно? Вишь, развалился. Раз я Суворов – встряхнись, встань стрелкой, гляди весело! Во-во, так! Не пальцами шевели, а мозгами… Ваньтя!

- Есть такой!

- Где вода дорога?

- Вода в ведре, а рога у коровы. Я это, дедушка, еще в деревне слыхал.

- Так, молодец, чудо-богатырь. Ну-ка еще, Ваньтя… Долга ли дорога до месяца?

Солдат прищелкнул языком, сдвинул шапку на глаза, посмотрел в небо и почесал в затылке. Капрал повторил вопрос, обращаясь к старому солдату.

- Капрал!

- Здесь!

- Долга ль дорога до месяца?

- Два суворовских перехода, господин капрал!

Ваньтя сорвал шапку с головы и ударил о землю.

- Эх, Ваньтя, не догадался! – кричали молодые солдаты. – Поднапрись, Ваня!

- Погоди, постой, товарищи! Дедушка, загадывай еще, ну-ка!

- Ваньтя!

- Здесь, господин капрал!

- Когда вода дорога?

- Когда пить захочется, господин капрал!

Солдаты захохотали.

- Оно хоть и не так, а верно. Вода на пожаре дорога… Где железо дороже золота?

- На войне, дедушка.

- Молодец, из тебя толк будет.

- А ты еще ему скажи, когда и Суворову «не могу знать» можно ответить, - посоветовал кто-то.

- Бывает, что и так.

- Когда же это, дедушка?

- А вот Суворов спросил однажды солдата: «Что такое ретирада?» А ретирада, надо тебе, хлопец, знать, означает «отступление». Всем известно, что Суворов отступать не любит. «Что есть ретирада?» Солдат, глазом не моргнув, отвечает: «Не могу знать!» Суворов инда подпрыгнул: «Как!»  «Да так! У нас в полку такого слова нет». Суворов прямо как рафинад в чаю растаял. «Хороший полк», - говорит. Обнял и поцеловал солдата. Если тебя Суворов спросит: «Что такое сикурс?» (значит, «прошу помощи») или: «Что есть опасность?» - смело отвечай: «Не могу знать! У нас в полку такого слова нет!»…

С. Григорьев «Александр Суворов»

Устные ответы учащихся от каждой группы.

- Как художник показал выявленные вами черты  характера великого полководца на картине?

- Сравним средства создания образа в художественном произведении и в произведении живописи. (Средства прописаны на доске).

Художественное произведение

Живопись

Словесный портрет

портрет

Поведение, поступки, одежда, вещи

Мимика, жесты

Речь

Одежда, предметы быта

Характеристика другими персонажами

Окружающая обстановка, пейзаж

Внутренний монолог

Цвет, освещенность, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков

Образы природы…

Композиция, ракурс, угол зрения, пропорции…

  • Активное занятие «Образ героя» (рабочая тетрадь II часть, стр. 19-20 – работа в четверке).
  1. Заключительный этап:
  • Обобщение учителя
  • Моральное вознаграждение, оценки
  • д/з: мини-сочинение «Мой образ героя» (В. Т. Ермак или А. В. Суворов) или рисунок на эту тему, прочитать статью учебника на стр. 66-68.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 3 классе на тему "Описание внешности героя сказки"

Основная цель занятия-актуализация знаний учащихся по лексике "внешность.части тела"...

Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".

Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока в 10 классе по теме: "Нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского".

Вопросы духовности и нравственности в современной дидактике имеют первостепенное значение. выдающийся русский философ В.О.Ключевский писал:"Исследование развития народной духовной жизни - вот в чем со...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...

конспект урока в 5 классе "Н.А. Некрасов и его женские образы"

Обзорная и сравнительная характеристика женских образов в произведениях писателя....