программа по ИЗО
рабочая программа по мхк (5 класс) на тему

Галкина Елена Васильевна

программма Волшебные краски

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnye_kraski.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселкаНивенское

Утверждаю

Директор школы                 Г.Г. Граховская

30 августа2014 года

Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Волшебные краски»

для детей 6-12 лет

срок реализации программы 1 год

Составитель:

Галкина Елена Васильевна

педагог дополнительного образования

первая квалификационная категория

Согласовано

Зам. директора                  И.В. Пискунова

« 28 » августа 2014г

п. Нивенское Багратионовского района Калининградской области

2014г.


Пояснительная записка.

Программа “Волшебные краски” предназначена для обучающихся дошкольного возраста, а также интересующихся предметом, одаренных детей 6-12 лет и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Программа разработана в соответствии с нормативными документами.

Актуальность:

Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка. Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Цель:

Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.

4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческуюсамореализацию.

Программа разработана для детей 6-12  лет. Рассчитана на 1 учебный год. Включает в себя 37 занятий. Занятия проводятся во второй половине дня с группой детей 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 35 минут.

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

  • Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
  • Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
  • Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских
  • взаимоотношений.
  • Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
  • Здоровье: физкультминутки.
  • Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
  • Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Методы работы:

*        Индивидуальный.

*        Групповой.

*        Наглядный.

Формы работы:

*        Игры.

*        Беседы, работа с наглядным материалом.

*        Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

*        Чтение и заучивание художественной литературы.

*        Рассматривание репродукций картин.

Способы проверки:

- диагностические задания;

- выставки детских работ.

Программное содержание

1.  Вводное занятие “Как стать художником?   Знать технику безопасности при работе с различными материалами.  

2-4. Ваза для цветов Печать (печатками, по трафарету) "знакомая форма - новый образ"

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику "старая форма - новое содержание" для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

5-6. Бабочки Монотипия.Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

7-9. Ежики на опушке.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками "тычок жесткой полусухой кистью", "печать смятой бумагой". Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

10-12. Рябина Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

13-14. Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.

Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски,  обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой

15. Использование карандашей в рисовании цветов.

По замыслу совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

16.  Ковер из осенних листьев.

Познакомить с техникой рисования чаем и кофе. Закрепить умение работать с техникой. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

17.  Кошечка.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

18.  Осенние дары.

Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью, торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции

19. Кляксография,

"Знакомая форма - новый образ". Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике "старая форма - новое содержание". Развивать воображение

21.  Снежинки.

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности как линия, штрих, свеча+ гуашь.

22.

Новый год. Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки. Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.

23.  Сова.

Тычок полусухой жесткой кистью.Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.

24.  Любимый узор.

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

25-26.  Портрет.

Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.

26-27 Подводное царство.

Акварель+соль Рисование ладошкой, соль+ акварель. Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике: восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

28.  Зимний пейзаж.

Учить изображать снег, лед, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности

29.  Ваза с ветками.

Оттиск печатками. Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

30.  Подарок маме.

Печать по трафарету, рисование чай+ кофе. Учить украшать цветами и рисовать необычными красками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному.

31.  Весенние цветы.

Акварель + восковой мелок.Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

32.  Автопортрет.

Уголь. Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека.

33.  Пчелки.

 Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель.Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции

34.  Одуванчики.

  Живопись на картоне, камне. Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование. Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

35-36.Самоподготовка.

Основные технологии, используемые при организации самоподготовки - дифференциация обучения. К организации самоподготовки предъявляются следующие требования:

  • формирование навыков рационального использования времени;
  • формирование приемов самостоятельной работы по заданным темам;
  • оказание своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся (но без лишней опеки по телефону).

37 Итоговая выставка - обсуждение творческих работ обучающихся.

К окончанию курса ребята должны уметь

  • сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображать формообразующие линии;
  • изображать предметы по памяти;
  • использовать цвет для создания различных образов;
  • создавать композиции на листах бумаги разной формы; передавать настроение в творческой работе;
  • использовать разные приёмы нетрадиционного рисования;
  • развёрнуто комментировать свою творческую работу;

Учебно-тематический план

п/п

Дата

Тема

Ко-во час

Содержание контроля знаний и умений

план

факт

1.

 

 

Вводное занятие “Как стать художником?

1

Знать технику безопасности при работе с различными материалами.

2-4

 

 

Ваза для цветов. Печать

3

Знать, что такое композиция, правила её составления.

Уметь выбирать сюжет для составления композиции, составлять индивидуальный рисунок, выполнять его в цвете акварелью.

5-6

 

 

Бабочки Монотипия

2

Знать этапы выполнения техники монотипия.

Уметь выполнять индивидуальный рисунок, соблюдая правила при работе в данной технике.

7-9

 

 

Ёжик на опушке

3

Знать этапы построения

Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

10-12

 

 

Рябина.

2

Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине.

13-14

 

 

Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.

2

Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли.

15

 

 

Использование карандашей в рисовании цветов.

1

Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов.

16

 

 

Ковер из осенних листьев.(кофе. чай)

1

Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба и листьев.

17

 

 

Кошечка

1

Уметь выполнять облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

18

 

 

Многослойная живопись на тему: “Осенние дары”.

1

Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники.

Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания.

19

 

 

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

Знать понятие техники рисования “Кляксографияобычная”,способы рисования кляксами.

Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном.

20

 

 

Кляксография трубочкой.

1

21

 

 

Снежинки Техника рисования “Свеча + акварель”.

1

Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

22

 

 

Новый год. Рисование пальчиками (творческая работа).

1

Уметь разрабатывать идеи творческой работы

средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией.

23

 

 

Сова.

1

Знать понятие техники рисования тычок + уголь. Уметь выполнять работу в данной технике.

24

 

 

Любимый узор.

1

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять

простые узоры (полоска, клетка)

Уметь рисовать узорв технике печатания.

25-26

 

 

Портрет

2

Знакомить с пропорциями при изображении портрета

Уметь выполнять лицо глаза, уши , нос, губы и. т .д

26-27

 

 

Подводное царство. Акварель +соль

2

Знать правила рисования рыб в технике акварель + соль

Уметь выполнять рисование рыб разного вида.

28

 

 

Зимний пейзаж.

1

Знать этапы рисунка снега, льда.

Уметь строить композицию, подбирать колорит.

29

 

 

Ваза с ветками

1

Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники.

Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания.

30

 

 

Подарок маме. Рисование чай + кофе

1

Знать понятие композиция. Уметь составлять однотипные изображения  и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы.

31

 

 

Весенние цветы

Акварель +восковой мелок

1

Знать понятие стилизация, графика, выразительные средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах.

32

 

 

Автопортрет

1

Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами

(линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека.

33

 

 

Пчелки

1

Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию.

34

 

 

Одуванчики

Живопись на картоне, камне.

1

Уметь использовать нетрадиционные материалы в живописи, создавать неповторимые сюжеты.

35-36

Самоподготовка

2

Уметь определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.

37

 

 

Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке.

1

Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах.

Литература.

Аверьянова А. П. "Изобразительная деятельность в детском саду" - М., 2012г.

Александрова Т. Н. "Чудесная клякса", - М., 1998г.

Давыдова Г. Н. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" - М. 2013г.

Кожохина С. К. "Сделаем жизнь наших малышей ярче" - Ярославль, 2007г.

Лыкова И. А. "Цветные ладошки", - М., 1996г.

ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2012г.

Утробина К. К. "Рисованием тычком" - М., 2013г.

Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по

изобразительному искусству. - М: ТЦ "Сфера", 2011. - 80с.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие.

Воспитателям и родителям. - Ярославль: "Академия развития", "Академия К", 1998.- 256с.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2013. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...