Урок МХК в 11 классе "Театр и киноискусство XX века:культурная дополняемость"
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Губанова Любовь Анатольевна

Разработка соотвествует учебнику Л.А. Рапацкой. Включает конспект и 2 презентации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театр и киноискусство XX века: культурная дополняемость (урок 1) Губанова Л.А. Учитель истории ГБОУ СОШ № 29 г. Севастополя

Слайд 2

Актер скользит с небес. Из люка возникает. Весь выпачкан актер: он кровь свою теряет, Затем, что каждый день он умирает вновь, Теряя белую и золотую кровь… И публика спешит уйти. В ней нет любви, Одно желание – спастись от катастрофы… А завтра снова день. Вставай, актер, живи! А сердце подготовь для завтрашней Голгофы. ЖАН КОКТО

Слайд 3

« XX век для театра – время кардинальных перемен» В XX веке театр коренным образом меняется: - расширяются представления о его возможностях воздействия на зрителя, - раздвигаются границы жанров, - переплетаются разные виды искусства, - исчезает привычная граница между пространством сцены и залом (« хэппенинг » или «театр соучастия»)

Слайд 4

Бертольд Брехт и новаторский «эпический театр») Диалог со зрителями Собственное отношение актера к происходящему, остранение «эпический театр» « Трехгрошовая опера» «Матушка Кураж и ее дети» «Добрый человек из Сезуана » «Жизнь Галилея»

Слайд 5

Эжен Ионеску и «театр абсурда» как антипод реалистической драмы) Театр абсурда – сочетание несвязанных образов и слов, передающих ощущение бессмысленности, иррациональности бытия «Король умирает» «Носороги » «Урок» «Убийца без вознаграждения»

Слайд 6

Сэмюэль Беккет и его « антидрамы » Безмолвие и бездеятельность, Ощущение полного небытия «В ожидании Годо » «О, прекрасные дни»

Слайд 7

В ожидании ГОДО - С этим ничего не поделаешь. - сколько не выходи из себя. - Останешься, какой есть. - Как ни вертись. - Нутро не меняется. - Ничего не поделаешь

Слайд 8

Якоб Леви Морено Теория ролевой игры Психодрама Цель психодрамы — создание идеальной реальности, добавочной действительности для решения своих проблем. Один из частных случаев психодрамы - социодрама (объект — группа, где люди являются исполнителями ролей). Цель социодрамы - достижение социального катарсиса (модели согласия).

Слайд 9

Для большинства театральных деятелей, о которых мы говорили, театр – это не здание, не сцена, не сценарий и даже не актеры, а некое священнодействие, равнозначное жизни, неповторимое, длящееся всю жизнь. Театр абсурда, театр жестокости, театр смерти, театр психодрамы ярко выразил поиски выхода из того духовного тупика, перед которым оказалось человечество в XX столетии.

Слайд 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ На выбор: 1 . Подготовить презентации о Ч. Чаплине, Л. Висконти , Ф Феллини, И. Бергмане, А . Куросава. 2. Сделать коллаж «Театр 20 века».



Предварительный просмотр:

Урок 24-25

ТЕМА: Театр и киноискусство XX века: культурная дополняемость.

Цели и задачи:  учить оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства , в частности особенности новаторского театра 20 столетия (Б. Брехт), театра абсурда (Э. Ионеску),  принципы развития киноискусства, его воздействия на массового зрителя.

Формировать умение логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения.Знать имена и наиболее яркие произведения кинорежиссеров. Формировать интерес к миру театра и кино, желание познавать.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: ММК, презентации учащихся., фрагмент фильма с участием Ч. Чаплина

                             Сценарий урока:

I.  Слайд 1.   Эпиграф к уроку:

Актер скользит с небес. Из люка возникает.

Весь выпачкан актер: он кровь свою теряет,

Затем, что каждый день он умирает вновь,

Теряя белую и золотую кровь…

И публика спешит уйти. В ней нет любви,

Одно желание – спастись от катастрофы…

А завтра снова день. Вставай, актер, живи!

А сердце подготовь для завтрашней Голгофы.

 ЖАН КОКТО

II. Слайд 2.   Постановка учебной задачи:

К уроку 24

- Почему в 20 веке изменился облик театра? Какие виды искусства повлияли на его развитие?  

III. Слайд 3-4. Рассказ учителя : «XX век для театра – время кардинальных перемен»

 (Л.А. Рапацкая МХК, Москва, Владос, 2013, стр.284-285)

IV. Выступления – презентации учащихся (опережающие задания) и «опережающие» вопросы к учащимся:

1. Выскажите свое отношение к фразе Аристотеля «… человеческое страдание прекрасно…, ибо оно очищает» и его теории катарсиса?

2. В чем Б. Брехт противоречит Аристотелю?

(- Бертольд Брехт и новаторский «эпический театр»)

3. Составьте фразы, которые не несут мысли.

4. Что значит обозначать «…ничего не говорящими словами вещи, о которых ничего нельзя сказать»?

(- Эжен Ионеску и «театр абсурда» как антипод реалистической драмы)

5. Составьте диалог по принципу «замкнутого круга»

(- Сэмюэль Беккет и его «антидрамы»)

V. Слайды 5-10.  Обобщение учителя к выступлениям и высказываниям учащихся.

Для большинства театральных деятелей, о которых мы говорили, театр – это не здание, не сцена, не сценарий и даже не актеры, а некое священнодействие, равнозначное жизни, неповторимое, длящееся всю жизнь.

Театр абсурда, театр жестокости, театр смерти, театр психодрамы ярко выразил поиски выхода из того духовного тупика, перед которым оказалось человечество в XX столетии.

Те же проблемы пыталось решить и киноискусство.

Д.З.   На выбор 1. Подготовить презентации о Ч. Чаплине, Л. Висконти, Ф Феллини, И. Бергмане, А. Куросава.

         2. Сделать коллаж «Театр 20 века».

УРОК 25 (продолжение)

I.Проверка д.з.

1. Представление коллажей «Театр 20 века»

2. Творческая работа учащихся по вопросам учебника (стр 298 1-в №№ 2,3;  2-в №№ 5,7)

II. Постановка учебной задачи

 к уроку 25

- В чем взаимная дополняемость театрального искусства и искусства кино? Какие проблемы решали творцы в 20 веке?    

III. Сегодня очевидно, что киноискусство – это проявление нового художественного мышления, возникшего как результат инженерной мысли и средств выразительности всех существовавших ранее видов искусств, но прежде всего – театра. Впитав многовековой опыт лицедейства, кинематограф стал видом худ. культуры, существенно обогатив арсенал средств воздействия на массового зрителя.

Вспомним , как начиналось кино: ( просмотр фрагмента из «немого» кино с участием Ч. Чаплина.

- Что вы можете рассказать о немом кино?

- Почему Чарли Чаплина считают великим актером – гуманистом?

- Когда «заговорил» «великий немой»?

IV. Невозможно охватить все значительные произведения кино 20 века. Напомним лишь некоторые вехи его стремительного развития. (выступления учащихся с ранее подготовленными презентациями):

- о Ч. Чаплине, Л. Висконти, Ф Феллини, И. Бергмане, А. Куросава.

V. Закрепление.

Составьте кластер «Театр»  или «Кинематограф»

Д.З. Составить рассказ о любимых актерах зарубежного кинематографа.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Киноискусство. Урок-интеграция

Идея интегрированного урока возникла из объективной возможности наличия темы «Киноискусство» в программе всех трех языков. Тема «Киноискусство» представляется широко  по программе 9-го класса по ...

Открытый урок по немецкому языку в 11 классе по теме "Киноискусство"

Открытый урок по немецкому языку в 11 классе по теме "Киноискусство" .В данной работе представлены: сценарий открытого урока, разработанный на основе темы «Киноискусство», изучаемой в 11 кла...

План - конспект урока английского языка для 9 класса по теме "Киноискусство"

Урок - обобщение, имеющий целью систематизировать лексический материал по теме "Киноискусство" и предоставить информацию о культурном наследии России и англоязычной страны в области киноискусства....

Архитектура 18 века. Культурное наследие династии Романовых.

для урока истории оп теме:  "Культура 18 века". в уроке используется презентация, в которой указаны разные стили архитектуры 18 века....

От уроков литературы к познанию мира киноискусства.

Материал содержит разработки уроков литературы с использованием средств кинематографа. Статья опубликована в учебно-методическом пособии: В.В.Солдатов, О.А.Баранов, О.В.Волкова, М.А.Блинова, Е.Н.Солда...

От уроков литературы к познанию мира киноискусства.

В статье предложены темы уроков по литературе с использованием средств кинематографа....

Театр и киноискусство XX века: культурная дополняемость.

ž   Театральное дело ведется из рук вон плохо, старые  традиции выдохлись, искусство сцены теряет былой престиж. Духовно бедные репертуар, окостеневшие формы спектакля, однообразно шабл...