Раздаточный материал по теме "Идеал человека в культуре народов мира" МХК в 8 классе.
учебно-методический материал по мхк (8 класс) на тему

Ботова Ольга Николаевна

Раздаточный материал включает тексты по теме "Идеал человека в культуре народов мира" по  учебнику Г.И.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 классы,  иллюстрации, тест. Можно использовать при отсутствии учебников у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ideal_cheloveka_v_kulture_narodov_mira.zip2.35 МБ

Предварительный просмотр:

      «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше и выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему - истинное счастье»,- писал А.М. Горький, обращаясь к современникам. Так что же такое идеал? и почему всю историю мирового искусства мы вправе рассматривать как поиски идеала и совершенной красоты Человека?

§7.1 Понятие об идеале.

      «Вращается весь мир вкруг человека»,- писал А.С. Пушкин. Действительно, все, что создано на Земле, дело рук человеческих, плоды его творческих деяний и разума. С тех пор, как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остается Человек. Что бы ни изображалось в искусстве, о чем бы оно ни говорило, каким бы ни представляло "образ мира в слове явлений", - то конечном счете это все о нем, о Человеке. Интерес к его личности лежит в самых истоках искусства, которое призвано утверждать творческие деяния людей в вечности, отражать его жизнь, внешний и внутренний облик.

  Через произведения искусства человек стремился выразить собственные представления об окружающем мире, искал воплощения своей мечты, прославлял красоту и гармонию, достоинство и героизм. Немецкий поэт И.В. Гёте писал: «Мы знаем мир только в его соотношении с человеком, мы не желаем никакого искусства, кроме того, которое является отпечатком этого отношения».

 И, действительно, вся духовная культура и история человечества воплотилась в художественных образах, сменяющих друг друга на протяжении тысячелетий. Они рассказывают нам не только о том, каким он мечтал и хотел быть. Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека. Но, как говорил древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), "красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела". Вот почему вся история искусства - есть поиски духовной красоты Человека. Кем бы ни был творец-художник: ваятелем или живописцем, музыкантом или поэтом, - он всегда стремился показать главное в человеке - его возвышенный Идеал.

Поистине мир велик и чудесен!

Есть лица-подобья песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Н.Заболоцкий. О красоте человеческих лиц.

   Что же такое идеал? Слово «идеал» французского происхождения, переводится как образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Идеал - совершенное воплощение, лучший образец чего-то, представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть в действительности. Идеальный – значит наделенный качествами, соответствующими идеалу.

    Идеал Человека в искусстве никогда не был чем-то раз и навсегда данным. "Каждый народ имеет свой особенный идеал человека",- писал К.Д.Ушинский. Каждая историческая эпоха несла свое представление о человеческом идеале. Его поиски не прекращались никогда.

  В эпоху античности, как мы уже отмечали ранее, человек представлен естественно гармоничным и удивительно прекрасным.  Поэмы Гомера и скульптурные произведения античных мастеров дают нам совершенные образцы идеального Человека, в котором воплощена идея всестороннего развития его телесных и духовных начал. Главный художественный принцип искусства античности нашел свое выражение в известном латинском изречении: «Mens sana in corpore sano», т.е. «В прекрасном теле – здоровый дух».

     Совершенно иными были представления об идеале Человека в средние века. Прославление красоты физической, характерной для античности, оказалось совершенно чуждым и неприемлемым для искусства средних веков. Идеалом становится монах-аскет, скрывавшийся в монастыре от «греховных соблазнов», мирской суеты, проводящий жизнь в постоянных молитвах и просящий прощения у Бога. Чем больше страдает человек, тем ближе он к Богу, а следовательно, к Идеалу.

Образы мучеников и страдальцев за веру христианскую представлены в скульптурах готических соборов, в византийских мозаиках и древнерусских иконах. Они полны напряженной чувственности, абсолютно чужды радостям земной жизни, серьезны и сосредоточенны. Они мучительно размышляют о смысле бытия, силятся понять тайны человеческого духа.

    А в искусстве Возрождения, напротив, торжествует Человек, сознающий себя венцом  творения. Не о святости мучений и прославлении христианской веры думает теперь художник.

 Свою главную  задачу он видит в возвеличивании чисто  земной красоты Человека, влюбленного в жизнь.  Пренебрегая частностями и деталями, он  стремится к созданию обобщенного образа совершенного Человека – воплощению доблести и красоты, мужества и благородства.

   Подлинным идеалом Возрождения стал " Давид" Микеланджело  – библейский герой-атлет, вдохновленный могучим и благородным порывом к свободе и подвигу.

А современник Микеланджело Рафаэль будет искать идеал в женской красоте. Созданные им портреты мадонн (их более двадцати) - прославили в веках имя художника. Интересно, что не всегда прообразы будущих мадонн Рафаэля соответствовали его представлениям о женском идеале. Вот, например, что он говорил об этом: «... Для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц... Но ввиду недостатка… в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей». Таким образом, Рафаэль сам определяет главную особенность своего творческого метода: реальные наблюдения дополняются представлениями художника о некоем идеале, подсказанном его собственным воображением.

  Идеал Человека находит свое воплощение в религиозных представлениях человечества, а поэтому обратимся к крупнейшим религиям народов мира: буддизму, христианству и исламу.

Вопросы: 1.Что такое идеал? Каков идеал Человека в античности, средневековье и в эпоху Возрождения? Приведите примеры произведений, воплотивших, по-вашему мнению, идеал Человека в искусстве.