Раздаточный материал по теме "Своеобразие музыкальной культуры" в 9 классе
учебно-методический материал по мхк (9 класс) на тему

Ботова Ольга Николаевна

Раздаточный материал по теме "Своеобразие музыкальной культуры" в 9 классе содержит текст учебника "Мировая художественная культура. 7-9 классы" Г.И.Даниловой , иллюстрации, тест. Можно использовать при отсутствии у учащихся учебника.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

§16.2  В песне -душа народа

   Песенное творчество - ценнейшее достояние народов мира. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь передать в них свои сокровенные мысли и душевные переживания. Лучшие народные песни всегда отличались искренностью и глубиной чувств, они западали в душу человека, надолго сохраняясь в памяти.

    Песня – живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников. Она выражает богатейший мир эмоций человека; в ней, по словам Пушкина, переданы «то раздолье удалое, то сердечная тоска».

   Как и в любом виде художественного творчества, песенное искусство имеет свои традиции, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Старинные народные песни, как правило, созданы коллективным творчеством многих поколений. Из уст в уста передавались они от одного исполнителя – певца к другому, от старших поколений к младшим. Но эта передача песенных традиций всегда носила творческий характер. Каждый исполнитель привносил в песню что-то свое: он мог изменить слова и напев, но его личное, индивидуальное начало всегда гармонично сочеталось с коллективным творчеством. Вот почему одна и та же песня часто существует во множестве вариантов, а имена ее создателей неизвестны.

  В небольшом рассказе "Как сложили песню" А.М.Горький дал живую зарисовку того, как порой создавалась песня. Двум женщинам взгрустнулось, одна "затянула", а другая "подхватила" напев. За первой, стихийно рожденной строфой последовала новая, и вот уже песня приобрела законченный вид. "Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь..."- с удовлетворением заметила героиня рассказа.

   О богатстве и разнообразии русского народного песенного творчества писал Н.В.Гоголь: "Покажите мне народ, у которого было бы больше песен. По Волге от верховья до моря, на всей веренице влекущих барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из  сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек".

   К сожалению, собирать и записывать народные песни начали только в 19 веке, но и эти поздние свидетельства очень важны для нас, поскольку помогают лучше понять душу русского человека, его устремления и сокровенные помыслы.

   Так ли много песен у русского народа? Таких песен, которые бы на протяжении веков звучали по селам и деревням? Да, их великое множество. Десятки тысяч... Колыбельные, свадебные, солдатские, причитания на похоронах, заунывные песни ямщиков, богатейший исторический эпос, задушевные, лирические, календарные, обращенные к невидимым силам природы, задорные частушки, хороводные, веселые, плясовые, игровые... Давайте обратимся к некоторым из них.

    Самые древние народные лирические песни – календарные или обрядовые, в которых человек обращался с призывом, просьбой, заклинаниями к могущественным силам природы. В них воплощена глубокая радость бытия, звучит жизнеутверждающее любование красотой родной земли. Сопоставление переживаний и чувств человека с природой не было случайным. Из мира природы он отбирал только то, что могло художественно раскрыть лирическую сущность и содержание песни. Вот почему в календарных песнях так много постоянных образов – символов, придающих им особую красоту и выразительность.

   Наиболее распространенными символами из мира природы являются постоянные эпитеты: "красное солнышко", "частый дождичек", "шелковая травушка-муравушка", "быстрая реченька", "крутенький бережок", "красная весна", "белая береза", "мелкие пташечки", "ясный сокол", "пшеничка колосистая" и другие. Эти обращения к природе всегда были ласковыми и приветливыми, в них чувствовалось единство и взаимопонимание, существующее между землей-кормилицей и человеком. В этих песнях природа выступает как соучастник и собеседник всех поступков и раздумий человека.

       Особенно разнообразны были лирические песни, посвященные весне-времени пробуждения природы, когда в землю закладывался будущий урожай. Весна! Какая она будет? Что принесет человеку? Среди множества весенних  песен были те, которые относились к севу, выпасу скота, пышному расцвету зеленого царства, росту и созреванию злаков и овощей, проводам весны и встрече приближающегося  лета.

Солнышко-ведрышко,                   Выгляни, солнышко, До вешней поры.

Выгляни, красное,                            Видело ли ты, солнышко,

Из-за гор-горы!                             Красную весну?

   Повсюду звучали веселые песни-веснянки, призывающие жаврорнков - верных спутников весны - принести здоровье и счастье всем людям:

Ой вы, жаворонки,          Летите в поле,

Жавороночки!                     Несите здоровье!..

  Но особенно частыми были обращения к самой весне: Приди, весна, весна-красна,         С корнем глубоким, Со льном высоким,                         С хлебом обильным!

      Значительную часть лирических народных песен составляли песни любовные, в которых рассказывается о зарождающемся чувстве любви, о свиданиях-встречах и горестных, трагических расставаниях. Светлые, искренние чувства первой любви, романтика тайных встреч, страстные и пылкие признания, случайно сказанные слова, размолвки, длительные разлуки становились причинами переживаний и страданий любящих сердец.

Не кукушечка во сыром бору вскуковалася,

 Что не девушка, не красавица взгоревалася:

 Не по батюшке она, не по матушке,

 Сгоревалась по своем горю великому,

 По своем-то дружку по сердечному,

 Что давно ли она с милым не видалася,

 Что увиделась с дружком, она повидалася,

 Повидавшись с дружком, вволю наплакалась.

     Важную роль в этих песнях также играет поэтическая символика, часто заимствованная из мира природы. Кукушка символизирует покинутую девушку, белая лебедушка, перепелочка, голубка - девушку-невесту.  "Ясный сокол", "сизый орел", "сизый голубь", "ясный месяц" -молодца или жениха невесты. Эмоциональное впечатление от конкретных жизненных ситуаций усиливалось образными сравнениями и сопоставлениями. Жених выбирает невесту, как сокол выбирает утушку или лебедушку, молодей ухаживает за девушкой, словно топчет цветы или мяту под ее окном. Заросшая и нехоженая тропинка или дорожка символизирует разлуку или сердечную измену.

Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька,

одна пролегала.

Она  ельничком, мелким березничком она зарастала,

Уж и частым ли, частым  горьким осинничком ее застилало..

     Не меньшей популярностью пользовались песни игровые плясовые и хороводные, связанные с осмыслением трудовой и личной жизни человека. Хороводы и различные игры всегда были веселым и радостным развлечением молодежи и взрослых. Их устраивали в весенние и летние праздники на широких зеленых лугах, а зимой- в больших крестьянских избах. Простые по сюжету, они отличаются ярко выраженным драматургическим действом. К ним относятся такие популярные в народе песни, как "А мы просо сеяли...", "Заюшка", "Как по морю, морю синему", "Выходили красны девушки". Их главное содержание составляет обычная и повседневная работа: сеяние льна и его обработка, прядение и ткачество. К ним также примыкают песни брачной тематики, в которых рассказывается о выборе жениха или невесты, о создании супружеских пар, разыгрываются отдельные элементы свадьбы, будущей семейной жизни в доме жениха. Среди них много озорных и шуточных песен, в которых высмеиваются недостатки человека.

На горе-то калина,C:\Users\Андрюша\Desktop\sc06_01pL.jpg

Под горою -малина!

Ну что ж, кому дело- калина!

Ну кому какое дело- малина!

Там гуляла дивчина,

Там гуляла дивчина,

Ну что ж, кому дело, гуляла!

Ну кому какое дело, гуляла!

Цвет -калину ломала,

Цвет -калину ломала,

Во пучочки вязала,

Во пучочки вязала.

На дорожку бросала,

На дорожку бросала,

Во молодца попала,

Во молодца попала...

  Слушая народные лирические песни, можно с полным правом сказать, что в них - душа народа.

Задание для самостоятельной работы

1.Насколько справедливо утверждение о том, что в песне выражается душа народа? Каково ваше личное мнение? Что бы  вы могли рассказать о многообразии жанров русской народной  песни? Какие из них вам особенно нравятся и почему?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал по истории для 5 класса

Раздаточный материал для проверки знаний по истории для 5 класса...

Раздаточный материал для фонетической разминки 2 класс

Данный материал  содержит карточки для фонетической разминки на уроках английского языка во 2 классе. Каждая карточка содержит определённую букву или буквосочетание и соответствующее ему вид чтен...

Раздаточный материал по математике в 6 классе

Раздаточный материал по математике в 6 классе по теме "Раскрытие скобок"...

Раздаточный материал по русскому языку 5 класс.

Карточки для индивидуальной работы учащихся....

Раздаточный материал по английскому языку 9 класс

Данный материал направлен на практическую отработку  лексического и грамматического материала по теме (9 класс)-Биболетова...

раздаточный материал к урокам для 8 класса

раздаточный материал к урокам для 8 класса...

раздаточный материал к урокам для 9 класса

раздаточный материал к урокам для 9 класса...