Конспект урока ""Мастерские гравюры" Альбрехта Дюрера"
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Бондаренко Марина Юрьевна

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к урокам, посвященным творчеству А. Дюрера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskie_gravyury.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Мастерские гравюры» Альбрехта Дюрера

        Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) родился в Нюрнберге, в семье золотых дел мастера, и первые уроки этого ремесла, равно как и рисования, получил от своего отца. Сделав окончательный выбор в пользу живописи, он в 1485 г. поступил учеником в художественную мастерскую Михаэля Вольгемута, где усвоил принципы нидерландского и немецкого искусства XVв., а также познакомился с достижениями мастеров раннего итальянского Возрождения. С 1490 г. отправился в обязательные для цехового подмастерья странствия по Германии и Швейцарии, в ходе которых, по всей видимости, познакомился с техникой гравюры на меди и на дереве (ксилографией).

        С 1495 г. в Нюрнберге приступает к работе над целым рядом произведений – по заказу герцога Саксонии Фридриха Мудрого создает алтарь для дворцовой церкви в Виттенберге, пишет портреты своих сограждан, однако больше всего времени уделяет гравюре, в которой за короткий срок достигает удивительного мастерства. Дешевые «летучие листки», разносившиеся по всей стране бродячими торговцами, приносят молодому мастеру широкую известность; кроме того, они дают ему пусть не очень высокий, но постоянный заработок. Дюрер смело ломает установленные традиции – он сам вырезает доски для гравюр, не доверяя эту работу резчику, и сам становится издателем своих работ, что позволяет ему постоянно следить за качеством продукции. За короткий срок немецкий мастер становится величайшим гравером Европы.

         Его техника гравирования была поистине виртуозна. Дюрер сумел добиться такой убедительности в передаче реального мира, о которой ни его немецкие предшественники, ни итальянские учителя не могли и помыслить. Дюрер пишет в своем дневнике: «слишком ленивым должен быть разум, если он не отважится открывать что-то новое, а постоянно движется в старой колее, подражает другим и не имеет в себе сил заглянуть мыслью вдаль».

         1510 – 1515 гг. стали для него временем наивысшего творческого подъема. Дюрер много и плодотворно работал. Им были созданы три больших графических листа, вошедших в историю под названием «Мастерские гравюры» - наиболее совершенное произведение, которое когда-либо создавалось в технике гравюры на меди: «Всадник, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» (обе – 1514 г.). Их отличает прежде всего изумительная точность графического языка, тончайшая проработка деталей, ясность линий и объемов и – сложнейший философский подтекст.  На первой из них, традиционно именуемой «Всадник, смерть и дьявол» (сам Дюрер называл ее «Всадник»), изображен рыцарь в полном вооружении, медленно едущий по сумрачному лесу. С ним поравнялся изможденный старик верхом на костлявой кляче – Смерть; он показывает рыцарю почти опустевшие песочные часы – знак того, что его жизнь на исходе. Позади них плетется дьявол – фантастическое чудовище со свиной головой, увенчанной рогом. По всей видимости, сюжет этого произведения Дюреру навеяло сочинение Эразма Роттердамского «Руководство для воина Христова» (1501). Вдалеке, в просветах между деревьями, виднеется замок, возвышающийся на скале – образ Небесного Иерусалима. Рыцарь Дюрера – тот самый «воин Христа», истинный христианин, упорно следующий к нему, невзирая на искушения дьявола и близость смертного часа.

          «Меланхолия» - самая загадочная и, пожалуй, наиболее впечатляющая из этих гравюр. Существует множество попыток расшифровать ее аллегорическое содержание; одно из возможных истолкований полагает ее своеобразным «духовным автопортретом» самого художника. Из четырех человеческих темпераментов, представление о которых было широко распространено в античной и средневековой медицине, именно меланхолический считался наиболее непредсказуемым. Бытовало мнение, что меланхолики неуживчивы, неудачливы, нескладны, болезненны, но в то же время они – наиболее творческие люди. Ведь им покровительствует Сатурн, а именно ему подвластны все тайны и загадки мироздания. Принято было считать, что все выдающиеся поэты, философы, художники – меланхолики. К ним же относил себя и сам Дюрер. На его гравюре крылатая женщина – своеобразная муза мастера – сидит в глубокой задумчивости, подперев голову рукой, среди разбросанных инструментов и приборов. У ее ног свернулась большая собака – символ меланхолического темперамента. Это же животное встречается и в двух других гравюрах – собака сопровождает рыцаря и спит в келье св. Иеронима. Сознание бессилия перед тайнами природы лежит в основе «Меланхолии» - ключа к разгадке общего смысла, заключенного в «Мастерских гравюрах». Они – словно откровенный рассказ Дюрера о себе, о том, что талантливый человек чужд окружающим и обречен на внутреннее одиночество; он скитается по земле, словно странствующий рыцарь, до тех пор, пока не находит свою «келью», свою нишу в этом мире – единственное место, где труд его спокоен и радостен и где он может быть самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-мастерской по теме "Путешествие и туризм"

Класс: 10АУчебная ситуация:"Out and About"Тип урока: урок практического применения знанийФорма урока: урок мастерская построения знанийЦели урока: развитие познавательной и личностной ...

План-конспект урока-мастерской «Мозаичные работы»

Краткая аннотация конкурсной работы:Виды работ: 1. План-конспект урока-мастерскойтема урока «Мозаичные работы»класс: 6Учителя технологии, работающие в классах, в которых в силу объективных ...

Конспект урока русского языка .Урок развития речи.Мастерская "Снежинка"

Технология  « Мастерская »    Мастерская (ателье) — «самостроительство» знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к информации и самостоятельное решение творческих ...

Конспект урока - мастерской по рассказу И.Бунина "Лапти"

Тема гуманизма в рассказе И.А.Бунина «Лапти».Форма урока: урок- мастерская.Тип урока: урок с парными и групповыми формами работы....

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)Цели урока:1) Образовательная: познакомить учащихся с поэм...

План-конспект урока-мастерской «Мозаичные работы»

Формирование знаний у учащихся о мозаике, с наследием великого учёного-энциклопедиста М.В. Ломоносова в области художественного мозаичного творчества научить приёмам работы....