ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ
учебно-методический материал по мхк (9 класс) на тему
Это не методические рекомендации, а своеобразное приглашение в творческую лабораторию. Вашему вниманию предлагается конспект урока, который, "родившись" за домашним письменным столом, продолжал создаваться учениками вместе с учителем во время занятий и после них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (МХК =литература=музыка)
Тема: «Мотив крика и одиночества в разных видах искусства»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок-исследование
Методы обучения: иллюстративный, частично-поисковый, проблемный
Цель урока: создать условия для эмоционального и философского понимания произведения искусства, проследить взаимосвязь живописи, литературы, скульптуры и действительности
Задачи:
- Развитие способности видеть идейно-художественные связи между разными видами искусства.
- Формирование умения понимать многозначность образов искусства.
Ход урока
- Погружение в тему урока:
Тема сегодняшнего разговора необычна. Мы будем обсуждать состояние человека, которое считается скорее аномальным, но только в быту, а не вискусстве
Слайды крика
- Что делают эти люди?
- Как вы относитесь к крику?
- А почему человек кричит?
- Какое душевное состояние можно выразить криком? (отчаяние, одиночество, ненависть, любовь, презрение, тоска).
Обратимся к эпиграфу урока:
Мне совершенно все равно –
Где совершенно-одинокой быть…
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино….
- А какое душевное состояние отражает стихотворение Марины Цветаевой? (одиночество).
- Какое слово дает нам подсказка одиночество? (одному)
- Связаны ли понятия «крик» и «одиночество»? Можно ли кричать беззвучно?
- Кричит ли герой этого стихотворения? О чем?
- Тема нашего урока «Мотив крика и одиночества в произведениях искусства»
Люди кричат, когда хотят привлечь внимание, когда больно, кричат, чтобы перекричать толпу, кричат от радости, от бессилия, от бескультурья.
Вы осуждаете людей, которые кричат?
Сопровождает ли крик какие-либо переживания человека?
Учитель: Так. Что же такое крик?
Ученики:
Крик - это громкий, сильный и резкий звук голоса (переносное значение - сильное выражение горести и отчаяния).
Ученики:
Одиночество - это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении.
Учитель: Одиночество, переходящее в крик вдохновляло многих поэтов и художников на создание своих творений. И живопись и поэзия могут помочь человеку разобраться в своих чувствах, почувствовать себя не одиноким.
Давайте поговорим о крике души и об одиночестве.
Какие чувства сопровождают это состояние человека?
Ученики:
Тоска, боль, грусть, страх, крик.
Учитель: давайте посмотрим, как и с помощью каких средств художник может передать эти чувства человека.
Картины: "Девятый вал" И. Айвазовского, "Последний день Помпей" К. Брюллова, "Демон сидящий" М. Врубеля, отражают эти же чувства. В них воссозданы образы, взывающие к сопереживанию.
Учитель: Если художник может выразить душевное состояние своего героя цветовой гаммой, то художник- поэт словом!
Музыка на стихи "Выхожу один я на дорогу" М. Лермонтова. Услышать к, какие средства использует поэт, что донести образ? Какое из фото больше подходит к муз произведению?
Учитель: Мы не ошибемся, если скажем о Лермонтове как о певце одиночества. Этот мотив один из основных в его творчестве. Вспомните, героев Лермонтова?
Ученики:
Демон, Мцыри, Узник.
VI. Учитель:
- Крик действительно бывает разным. Человек кричит при рождении, кричит от радости, кричит от обиды, ненависти. Кричит, кричит, кричит.
Учитель:
Значит, громко возвещать о себе в этом мире человеку приходится очень часто.
Но всегда ли уместен крик?
Есть ли у крика цвет?
Какова его сила воздействия на окружающих? На эти вопросы нам помогут ответить произведения искусства.
- Учащиеся организованы в 3 творческие группы.
Творческие отчеты в группах.
Вывод: Сравнить крик Мунка – беззвучный, крик Наровчатова – вселенский, крик Сидура – взывающий. Прослеживается ли мотив одиночества в этих произведениях? С помощью каких средств выражены чувства?
Виды искусства - временной
Задание перед прослушиванием:
О чем кричат эти парни? Что помогло понять вам понять песню?
Просмотр клипа. Чтение перевода.
- Заключительный этап урока.
- Можно ли объединить эти произведения?
- Да - тематически, по авторскому замыслу, по идейному звучанию.
- Зачем кричат герои в этих произведениях?
Крик - это нить, которая связывает человека с миром, это сердечная взаимосвязь людей, это возможность человека вырваться из жестокого круга войны, горя, отчаяния.
Возврат к эпиграфу
Я хочу, чтобы вы всегда помнили, что рядом с криком отчаяния есть крик радости, рядом со смертью есть рождение, одиночество обязательно сменяется общением, семьей, что рядом со злом живет добро
. Стихотворение Блока
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Рефлексия Чтение диамантов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
такие разные уроки
методические разработки уроков, самоанализ уроков, диагностический инструментарий...
Такие разные уроки
Представлены модели уроков по русскому языку и литературе для обучающихся 5, 8, 9 классов. Уроки прошли апробацию в МОУ "СОШ ст. Курдюм".Получили высокую оценку коллег. Урок "Житие Сергия Радонежского...
Такие разные уроки
Конспекты уроков могут быть полезны начинающим педагогам....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-370756-1389276876.jpg)
Такие разные уроки
Методическая разработка обобщающего урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Имя числительное» (с использованием здоровьесозидающих технологий)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/02/picture-104911.jpg)
Такие разные уроки
Здесь я хочу разместить материалы уроков с использование различных технологийна уроках русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/21/picture-871357-1679415304.jpg)
Сборник сценариев уроков "Такие разные уроки"
Такие разные уроки: сборник «Серия уроков с использованием современных педагогических технологий»/автор-составитель, Р.В. Грудинина. – Новая Игирма, 2015. – В сборнике пре...