Такие разные уроки
методическая разработка по русскому языку (5,6,7,8,9 класс) на тему

Представлены модели уроков по русскому языку и литературе для обучающихся 5, 8, 9 классов. Уроки прошли апробацию в МОУ "СОШ ст. Курдюм".Получили высокую оценку коллег. Урок "Житие Сергия Радонежского как памятник человеку, просвещённому Словом Христовым", опубликован в сборнике методических материалов учебно-методического центра р.п. Татищево в 2011 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_uroki.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Житийная литература  (Сидорова Валя)

Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, первые из них были написаны уже в 11 веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы.

Слово «житие» буквально соответствует греческому – «жизнь». И в литературе византийской, и в средние века на Западе и у нас на Руси этот термин стал обозначать определённый литературный жанр: биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей тех  или иных монастырских общежитий, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считала святыми. Жития, следовательно, - биографии святых. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином «агиография» (агиос –«святой», графо – «пишу»). Агиография – это вся художественная литература и искусство, посвящённая святым.

Такая биография часто писалась ближайшими друзьями святого вскоре после его смерти, по свежим следам воспоминаний о нём, но обычно не ранее его канонизации, т.е.не ранее того момента, когда герой такой биографии официально причислялся  церковью к лику святых. Мог ( и должен был ) стать предметом агиографического прославления. Писалась такая с целью  рассказать  о жизни и подвигах святого, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке.

За составление житий брались только очень опытные люди. Этот труд требовал больших знаний и соблюдения определённых правил стиля и композиции.

                                         Особенности жанра жития. (Сидорова Вика)

«Правильному житию» было свойственно неторопливое повествование в третьем лице; иногда допускалось отступление: обращение автора к читателю, похвала от своего имени святому. В композиционном отношении были обязательны 3 части: вступление, собственно житие, заключение. Во вступлении автор должен просить прощения у читателей за своё неумение писать, за грубость изложения и т.д. В заключении должна быть похвала святому.  Житие требовало от агиографа строго определённого изображения героя или героев повествования – резко отрицательного или подчёркнуто положительного. Герой положительный – всегда  «святой» , т.е. человек идеально положительный, воплощение всех возможных и невозможных в природе добродетелей, разумеется, христианских добродетелей.

Содержанием жития является биография «святого», т.е. положительного героя; отрицательный герой вводится в житие обычно для контраста  - на заднем плане.

Житие нельзя назвать «биографией» святого в полном смысле этого слова. Автор жития отбирает из его жизни только те факты, которые не противоречат идеалу святости. Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного, случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий, имён исторических лиц. Действие жития происходит как бы вне исторического времени, оно разворачивается на фоне вечности. Абстрагированность – одна из особенностей житийного стиля. В житии предстаёт «лик», а не живое, конкретное лицо человека; не портрет, но икона, предназначенная для молитвенного предстояния. Однако реальная жизнь, реальная человеческая судьба, сама история вторгались в рассказ о святом, и в идеальном «лике» появлялись индивидуальные черты, начинало проступать «лицо» человека, житие приобретало биографический смысл.

Жития – жанр, характерный для всего средневекового периода развития литературы, -  утвердились в литературе Киевской Руси в 11 веке. До нас дошли 3 оригинальных жития: два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского.  

     

 Развитие жанра жития в древнерусской литературе. (Петрухин А.)

Житие – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце 10 –начале11 века.  В 11 веке создаются оригинальные житийные произведения, герои которых рождены на русской земле и составили её гордость перед другими странами. Это князья – Борис и Глеб, ценой своей жизни не нарушившие заповеди «не убий!»,  это преподобный Феодосий Печерский, церковный деятель и автор поучений; князья, подвижники христианства: Ольга, Владимир, Александр Невский.

К 14 -15 векам сложились традиции  жанра жития в  русской литературе: героем жития мог стать только выдающийся церковный или государственный деятель, всей своей жизнью доказавший преданность христианским заповедям и не согрешивший в своей жизни ни в большом , ни в малом. Такой «святой» человек мог после смерти быть удостоен церковью созданием его жития. Рассказывать о таком человеке надлежало торжественным слогом, соблюдая определённую последовательность: рождается герой в благочестивой семье, уже в детстве проявляет серьёзный интерес к церковному учению, рано осознаёт своё призвание и сознательно отказывается от мирской жизни, до самой смерти является религиозным подвижником и ведёт аскетический образ жизни. Таково традиционное содержание жития святого.

Яркое воплощение жанрово-стилистических особенностей жанра жития проявилось в произведениях знаменитого  Епифания  Премудрого, написавшего в начале 15 в. «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия  Радонежского». Эти произведения дают полное представление об идеальном человеке с точки зрения автора, убеждённого сторонника христианской морали. Автор славит Сергия Радонежского как вдохновителя борьбы за освобождение от татарского владычества, «за веру христианскую».

                                                                               

                                                                                                           Королева Н.С. 206-878-944

Конспект открытого урока по литературе в 8 классе

Тема

Житие Сергия Радонежского – памятник русскому человеку, просвещённому Словом Христовым

 Цель: 1) Раскрыть историческую основу «Житие Сергия Радонежского»

               2) Углубить понятие о жанре жития

               3) Воспитать чувство патриотизма, высокой духовности, нравственности, ответственности потомков перед великими предками.

     Методические приёмы: индивидуальные сообщения учащихся, беседа, работа над               «Житием…»

     Теория: житийная литература, духовная литература.

     Словарная работа: Святая Троица – в христианстве  Бог, единый по сущности, но           имеющий три духовных лица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

                                      Литургия – основное христианское богослужение, таинство, на котором происходит причащение верующих – вкушение ими Тела и Крови Христовых под видом Хлеба и Вина.

        Потир – чаша для Святых Даров – Хлеба и Вина, которые на литургии пресуществляются ( превращаются) в Тело и Кровь Христа.

        Просфора – хлебец, который вкушают верующие на литургии

Урок проводится с компьютерной поддержкой.

Оборудование: репродукция картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», репродукция иконы Владимирской Богоматери, репродукция картины А.Рублёва «Святая Троица», аудиозапись текста Б Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», икона с изображением Сергия Радонежского, выставка открыток «Троице – Сергиева Лавра», статья Т. Невзоровой «Слово о земле родной», статья Г.Черкашиной «Троице – Сергиева Лавра» из справочника- путеводителя №6 «Весь Сергиев Посад»

 

                                                         Ход урока

Слово учителя

В прочитанных вами произведениях древнерусской литературы действуют главным образом герои -  воины, вооружённые защитники Родины или их враги. В этих произведениях были изображены княжеские усобицы , жертвами которых стали не духовные, а светские лица, позднее причисленные к лику святых(канонизированные).

Но в древности были и другие герои, о чьих делах можно говорить не как о подвиге, а как о подвижничестве, скромном и повседневном. Одним из таких произведений является «Житие Сергия Радонежского», созданное  Епифанием  Премудрым в 15 веке. Это произведение отличается от произведений этого жанра предшествующих веков тем, что жизнь героя дана в движении, в развитии. Борис Зайцев очень тонко уловил особенности «Жития…».

Так что же такое житие, в чём его особенности? На этот вопрос нам постараются ответить наши исследователи.

Сидорова Валя рассказывает о житийной литературе.

Сидорова Вика  - «Особенности жанра жития»

Петрухин Саша – «Развитие жанра жития в древнерусской литературе»

Ребята, дома вы прочитали «Житие Сергия Радонежского» и составили цитатный план  по содержанию этого текста. Зачитайте,  пожалуйста,  ваши варианты цитатного плана.( опрос 3 учеников).  Остальные работы проверяет независимый эксперт из числа присутствующих педагогов. (на данном уроке планы учащихся проверял учитель истории и ОПК Савельев В.Н.)

 Работа с иллюстрацией

 -Какой момент изображён на картине М.Нестерова?

 - В чём особенность пейзажа , на котором разворачиваются события?

По словам к.Г.Паустовского» пейзаж открывает в нас такие глубины любви к своей родимой земле , что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слёзы». И это действительно так.

 - Какие черты духовного облика Сергия помогает нам увидеть и понять картина М.Нестерова? (Смирение, любовь к Богу)

 - Обратите внимание на репродукцию картины А.Рублёва «Святая Троица»

В житии Епифаний Премудрый неоднократно использовал мотив Святой Троицы. Этот мотив отразился уже в композиции жития Сергия, основавшего монастырь  во имя Святой Троицы.

 - Давайте вспомним, , какие 3 чуда, указывающие на богоизбранность Варфоломея, происходили с ним .( закричал в чреве матери, младенцем ребёнок отказывался от молока матери, если она ела мясную пищу, а также в дни поста – по средам и пятницам, обрёл дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который дал ему некий божественный старец).

 - А когда Сергий был игуменом, созерцателем каких 3 чудес он был?

1 – вместе с Сергием отправляет богослужение ангел,2 – в ослепительном свете является Сергию Богоматерь с апостолами Петром и  Иоанном и обещает не оставлять после смерти игумена монастырь своей заботой и заступничеством. 3 – на литургии, которую служит Сергий, Божественный огонь входит в потир перед причащением святого

 - Что удивило вас в характере Сергия?

( боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природная скромность: умеет оставаться в тени, будучи для всех святочем, быть вторым, имея в действительности во всём первое)

- Какое значение имеет преподобный Сергий для русского народа и государства?

(Он благословил князя Дмитрия Донского на битву с полчищами Мамая; Сергий Радонежский вселил веру в русских воинов, отправившихся на защиту своей Земли).

 Давайте послушаем отрывок в аудиозаписи о том, как благословлял Сергий на битву с врагами Дмитрия Донского. (Звучит аудиозапись)

-Слово учителю истории и ОПК Савельеву В.Н. Он прокомментирует выставленные оценки за цитатные планы и расскажет о  жизни Троице – Сергиевой Лавры в наши дни.

Ребята. Житие преподобного Сергия Радонежского показывает, на какую высоту может подняться русский человек, просвещённый Словом  Божьим. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас , так как нравственное чувство есть чувство долга.

Домашнее задание: напишите сочинение – миниатюру «Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала»            

Подведение итогов, выставление оценок.

                                                               

                                                                 

План

  1. «Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте».
  2. «Добросовестнейше исполнял всякое дело – этой чертой отмечена вся его жизнь».
  3. « Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Описания»
  4. « Варфоломей и Стефан выбрали место в десяти верстах от Хотькова»
  5. «Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг»
  6. «Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив и он «боголюбив»…Он одолевает»
  7. «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всём пример»
  8. « Братия желала ,чтобы Сергий стал игуменом»
  9. « …Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным в игумене»
  10. «Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по стране»
  11. « Мамай решил вообще покончить с непокорным Димитрием»
  12. « После трапезы Преподобный благословил князя и всю его свиту, окропил святой водой»
  13. « Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять вёрст»
  14. « Преподобный  же в эти часы молился с братией у себя в церкви»
  15. « Сергий пришёл на свою Маковицу скромным безвестным юношей Варфоломеем, а ушёл православным старцем»
  16. « Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, трудолюбию, благоговению и вере»                                

                                                                 

Конспект показательного (открытого) урока по русскому языку в 5 классе по теме                  

     «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика»»

Дата проведения – 23.12.04г.

Тип урока – повторение

Форма (вид) – дидактическая игра

Оборудование – схема-транспарант «Лексика», иллюстрация к сказке «Теремок», раздаточный материал (карточки), толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь.

Цели урока: 1. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика»

                      2. а) Активизация самостоятельной деятельности учащихся по обобщению теоретических сведений в разделе «Лексика»;

                           б) Совершенствование умения находить в тексте, а также подбирать разнообразные лексические категории ( синонимы, антонимы, омонимы и т.д.)

                            в) Формирование умения пользоваться статьями толкового словаря

                            г ) Мобильное выполнение разнообразных видов работ ( редактирование, комментирование, письмо по памяти, выразительное чтение, осложнённое списывание, сочинение-миниатюра)

                       3. а) Воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость

                           б) Продолжать формирование у учащихся навыков монологической речи

                           в) Формировать интерес к произведениям художественной литературы

                                                      Ход урока        

I. Сообщение учителем даты, темы урока.

Обращаю внимание ребят на иллюстрацию.

 - В чистом поле теремок, теремок.

   Он не низок , не высок.

    Кто, кто в теремочке живёт?

    Кто, кто в невысоком живёт?

А ответ на этот вопрос можно найти, отгадав мою загадку:

- Не мёд, а ко всему липнут? (Слова)

II.Предлагаю ответить на вопросы по теории:

  1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав языка? (Лексика)
  2. Для чего служат слова?

III. (Задание) Словарно-лексическая работа.

На доске записаны слова: почта, почтальон, корреспонденция, мир, мансарда, бандероль.

А вот значение этих слов нам помогут раскрыть консультанты. (Отдельным ученикам было дано индивидуальное задание – поработать со статьями толкового словаря под ред. С.И. Ожегова).

IV. (Задание) Осложнённое списывание. 1 ученик у доски работает, остальные ребята -  в тетрадях

Задание – списать текст, вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы.

1 консультант определяет лексическое значение слов почта, почтальон.

 - Возят почту корабли, самолёты, поезда,

   Мчат во все концы земли: в степи, в горы, в города.

   Почту в дальние районы доставляют почтальоны.

V. К нам в гости пришёл почтальон Печкин. Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию.

2 консультант определяет значение слова корреспонденция.

 - Первое письмо предназначено для вручения словам, близким по значению, но разным по звучанию и написанию. Что это за слова? Дайте , пожалуйста, им определение.  (Как только ученик даёт правильный овеет, то он подходит к теремку и открывает карточку , на которой написано правильное определение (Синонимы). Давайте постучим к ним в квартиру №1.

- На стук вышел один из братьев. Зовут его Смелый. Назовите имена остальных братьев. (Ученики подбирают синонимы: храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный и т. д)

- Вскрыл хозяин квартиры письмо, прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».

(Задание) Редактирование текста.

«После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и лугами.  Герасим шёл всю ночь. Герасим шёл и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда Герасим пришёл в родную деревню, то он стал там прилежно работать». (Один ученик выполняет задание у доски, остальные ребята выполняют задание в тет - радях, затем идёт проверка)

VI.  – Жильцов квартиры номер два

          Застать сумела я едва.

          Они стояли у порога,

           Уже готовые в дорогу.

Угадайте, ребята , кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой  весёлый, один толстый, другой тонкий? Дайте , пожалуйста, определение этим словам. (Антонимы).

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо и чуть не расплакались Половина письма – сплошное чернильное пятно. Наверное, во время странствий оно побывало под дождём или в речке тонуло. Давайте поможем антонимам прочитать его.

(Задание) Комментированное письмо. (Начинает учитель, продолжает один ученик)..

«Дорогие внучата , я не люблю детей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми,…(надо продолжить ряд).

VII. Окна квартиры №3 распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.

           Мы слова из русской речи, из родного языка.

           Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

            Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

            Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

            Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

Что это за слова? Дайте им, пожалуйста, определение. (Омонимы).

А вот омонимам почтальон принёс их любимый журнал «Мир». (Консультант даёт лексическое толкование слова – мир.)

Давайте, ребята, заглянем в этот журнал, там много интересного. (Ученица читает юмореску).

(Задание) Слуховой диктант.

- Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело  ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и , воздев руки к небу, стал взывать к всевышнему.

 - О, всемилостивейший! Умоляю, ниспошли  мне сюда кран, кран, кран!

      И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но кран был не водопроводный, а подъёмный…(И. Верзилин).

Ответьте, пожалуйста , на вопрос, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (С целью создания юмора).

VIII.  – А под самой крышей находится мансарда (Консультант даёт значение этого слова).

Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Слова эти необыкновенные. И пламенные, и нежные, и беспощадные, и яркие, и меткие, и вещие, и живые. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и , словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». ( Я. Козловский).

Что это за слова? (Слова, используемые в переносном значении).

Для этих слов почтальон принёс бандероль. ( Консультант даёт значение этого слова )

Ой, да это же сборник стихотворений. Давайте его откроем.

(Задание) Письмо по памяти. (Найти слова, употреблённые в переносном значении).

Ученик выполняет задание у доски.

        Усталое солнце по небу гуляет.

        Ленивая туча над лесом скучает.

        На сонной берёзе щебечут синицы.

        Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

IX. (Задание) Сочинение-миниатюра.

Составьте связный текст из 5-6 предложений на одну из тем: «Пришла волшебница-зима», «Гулял по лесу ветерок», «Бежал весёлый ручеёк».

Используйте в ваших сочинениях слова в переносном значении, синонимы, антонимы.

Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок, домашнее задание.

Письменно ответить на контрольные вопросы и задания по теме «Лексика»..

        Королева Н.С. 206-878-944

Конспект показательного (открытого) урока по литературе в 9 классе по теме                        «М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба поэта; основные мотивы лирики»

Тип урока – формирование и совершенствование знаний

Форма (вид) – взаимное обучение с элементами экскурсии

Оборудование – галерея прижизненных портретов М.Ю. Лермонтова, портреты родственников поэта, фотографии с видами Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» ( в электронном варианте), романсы на стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Парус», «И скучно, и грустно», «Ангел»; стихотворения поэта в исполнении артистов театра и кино: «Сон», «Нет, я не Байрон…»;  фрагмент виртуальной экскурсии в Тарханы в видеозаписи. Урок проводится с компьютерной поддержкой. (Желательно его проводить с использованием мультимедийной аппаратуры). Данный урок предваряла экскурсия-поездка в Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» Пензенской области, куда мы с учениками ежегодно совершаем экскурсии .

Цели урока: 1. Дать представление о личности поэта М.Ю. Лермонтова, расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, подчеркнуть яркую индивидуальность его поэтического гения.

  1. Развитие навыков монологической речи учащихся, выразительного чтения наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова, аналитической работы с поэтическими текстами
  1. Вызвать сожаление у ребят о ранней гибели поэта, воспитать бережное отношение к поэтическому наследию М.Ю. Лермонтова

                                                      Ход урока        

Перед началом урока в грамзаписи звучит вальс к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

  1. Сообщение учителем даты, темы, целей  урока.
  2. Работа с тестовым заданием, которое проверяет выполнение домашнего задания. ( тест прилагается) На выполнение теста отводится 6-7 минут.
  3. Доклад ученицы, содержащий информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.  Во время выступления ученицы на экране проходит демонстрация портретов поэта, портретов его родственников, изображение интерьера комнат барского дома и окрестностей Тархан.
  4. Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Ученики дома получили индивидуальные задания: выучить наизусть понравившееся стихотворение из учебника-хрестоматии и дать анализ стихотворного текста. В ходе работы с текстами произведений поэта ребята должны сделать вывод об основных направлениях его творчества.
  1. Стихотворение «Ангел» - Родионова И.
  1. Какова тема этого стихотворения?
  2. В чём вы видите идею этого стихотворения
  3. Какие средства художественной выразительности использует автор в этом стихотворении?

Для всех учеников этот стандартный набор вопросов.

После прочтения ученицей этого стихотворения звучит в аудиозаписи романс «Ангел».

           Стихотворение «Молитва» - Родионова И.

  1. Стихотворение «Поэт» - Свотина А.
  1. Если вы согласны с тем, что стихотворение «Поэт» романтическое, то подтвердите правоту этой позиции анализом его лексики
  2. Какие эпитеты, метафоры и другие лексические средства отражают представления юного Лермонтова о художнике-творце и свободе поэтического творчества?
  1. «Нет, я не Байрон, я другой» - Шевцов В
  1. В чём вы видите основную мысль этого стихотворения?
  2. Чего в этом стихотворении больше – ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своём избранничестве?
  3. Что, по вашему, символизирует образ океана?

  1. «Монолог» - Спирин А.
  1. Какова тема данного стихотворения?
  2. Какова идея?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

5. «И скучно, и грустно» - Шахбанова Х

После прочтения ученицей этого стихотворения звучит романс «И скучно, и грустно».

  1. Какова тема данного стихотворения?
  2. Какова идея?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

6. «Нет, не тебя так пылко я люблю» - Рыжков Д.

  1. Какова тема данного стихотворения?
  2. Какова идея?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

7. «Пленный рыцарь» - Кисляков С

  1. Какие мысли и чувства владеют лирическим героем этого стихотворения?
  2. С помощью каких приёмов они передаются? Приведите примеры из текста
  3. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыдно?
  4. Чего он желает?

8. «На севере диком» - Набиев Н

  1. Какова тема данного стихотворения?
  2. Какова идея?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

9. «Сон» - Рябухин М

  1. Какова тема данного стихотворения?
  2. Какова идея?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

После прочтения ученицком этого стихотворения звучит это же стихотворение в исполнении артиста театра и кино в аудиозаписи.

10. «Парус» - Безменова О.

  1. Какова тема данного стихотворения?
  2. Какова идея?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

После прочтения ученицей этого стихотворения звучит в аудиозаписи романс «Парус».

V Попробуем сделать вывод и ответить на вопрос: какие основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова вы можете назвать в результате поиска и прослушивания стихотворений?

VI Совершим виртуальную экскурсию в Тарханы  и посмотрим фрагмент видеозаписи фильма «Прогулки по Тарханам».

VII. Выставление отметок и комментарии к ним

VIII Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Три пальмы». Ответить на вопросы на стр. 193.

Тест по литературе ученика(цы) 9 класса      ----------------------------------------

Творчество М.Ю. Лермонтова

I.Михаил Юрьевич Лермонтов жил:

А) 1814 – 1841

Б) 1824 - 1849

В) 1812 – 1837

II. Укажите количество стоп в стихе: «Сижу за решёткой в темнице сырой…»

 А ) 2 стопы

 Б)   3 стопы

III. Определите период творчества, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова:

  1. «Мцыри», «Что толку жить»
  2. «Молитва», «Завещание»

Романтический

Реалистический

IV. В строках стихотворения «Три пальмы:

…И гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студёный ручей, -

Автор прибегает к:

А) олицетворению

Б) сравнению

Г) иронии

V. Стихотворение «Три пальмы» вызывает у читателя:

А) чувство горести, наводит на раздумья о добре и зле

Б) сожаление о поступках людей

В) интерес к путешествиям

VI. Определите мотивы (темы) лирики М.Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:

  1. «И скучно, и грустно», «Монолог», «Выхожу один я на дорогу»
  2. «Смерть поэта», «Поэт», «Нет, я не Байрон…»
  3. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия»
  4. «Желание», «Пленный рыцарь», «Парус»
  5. «Я к вам пишу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Но я вас помню»

А) Тема поэта и поэзии

Б) любовная лирика

В) тема родины

Г) вольнолюбивая лирика

Д) философская лирика

VII. Найдите метафоры и сравнения в приведённых строках:

  1. «В пространстве брошенных светил»
  2. «Под ним Казбек, как грань алмаза»

А) метафора

Б) сравнение

Ключи к тесту М. Ю. Лермонтов

1. - А

2. – Б

3. – А-1, В-2.

4. – А

5. – А

6. – А-2; Б-5: В-3; Г – 4; Д – 1

7.А – 1; Б – 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

такие разные уроки

методические разработки уроков, самоанализ уроков, диагностический инструментарий...

Такие разные уроки

Применяемые виды уроков...

Такие разные уроки

Конспекты уроков могут быть полезны начинающим педагогам....

Такие разные уроки

Методическая разработка обобщающего урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Имя числительное» (с использованием здоровьесозидающих технологий)...

Такие разные уроки

Здесь я хочу разместить материалы уроков с использование различных технологийна уроках русского языка и литературы....

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ

Это не методические рекомендации, а своеобразное приглашение в творческую лабораторию. Вашему вниманию предлагается конспект урока, который, "родившись" за домашним письменным столом, продолжал создав...

Сборник сценариев уроков "Такие разные уроки"

Такие разные уроки: сборник «Серия уроков с использованием современных педагогических технологий»/автор-составитель, Р.В. Грудинина. – Новая Игирма, 2015. – В сборнике пре...