Метод проектов на уроках МХК.
методическая разработка по мхк (10, 11 класс) на тему

Силютина Элина Владимировна

Основные требования к использованию метода проекта. Типы проектов. Этапы работы по проекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках МХК.

Метод проектов возник в 20-е годы ХХ века в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными Джоном Дьюи. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную потребность именно в этом знании. Для этого нужна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо привлечь имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести (самостоятельно, с подсказкой или под руководством учителя). Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения, но суть его осталась прежней – стимулировать интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей владение некоей суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение имеющихся знаний.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческой областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Причины широкого распространения метода проектов.

  • Он позволяет не столько передавать знания учащимся, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, а также использовать имеющиеся знания для решения практических познавательных задач.
  • Метод проектов позволяет приобрести коммуникативные умения, умение работать в различных группах, исполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.).
  • Позволяет познакомиться с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
  • Учит пользоваться исследовательскими методами.
  • Если учащийся приобретает названные выше умения, то он оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в разных коллективах.

На уроках мировой художественной культуры метод проектов приобретает особую значимость в силу междисциплинарного содержания самого курса и необходимости в процессе изучения учебной дисциплины формировать УУД, способствовать становлению социальной компетентности учащихся, их общей и эстетической культуры и нравственности.

Проекты могут быть разные. Их типы выделяются на основе:

  1. доминирующего метода;
  2. характера координации в проекте;
  3. характера контактов;
  4. количества участников;
  5. продолжительности.

  1. В соответствии с первым признаком – доминирующего метода – выделяют следующие типы проектов:
  1. исследовательские. Они полностью подчинены логике научного исследования и имеют соответствующую структуру (актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление полученных результатов).
  2. творческие. Заранее оговаривается планируемый результат и форма его представления (газета, видеофильм, драматизация, праздник и т.д.). Структурируется скорее сам результат (рубрики газеты, сценарий фильма, драматизации, праздника и т.д.), чем совместная деятельность по его достижению;
  3. приключенческие, игровые. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта (литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения). Результаты таких проектов могут намечаться вначале либо вырисовываться уже к концу (бал пушкинской эпохи);
  4. информационные. Сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
  5. практико-ориентированные. С самого начала четко обозначен результат деятельности участников (документ, словарь, программа, рекомендации и т.д.). Для такого проекта необходим четкий сценарий деятельности всех участников, функции каждого.
  1. По второму признаку – характеру координации – проекты могут быть двух типов:
  1. с открытой, явной координацией.  Координатор участвует в проекте в своей собственной функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, если это необходимо, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных участников;
  2. со скрытой координацией (в основном телекоммуникационные проекты). Координатор не обнаруживает себя в деятельности участников группы в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта.
  1. По характеру контактов проекты разделяются на внутренние (в пределах одной страны) и международные.
  2. По количеству участников проекты подразделяются на личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах…), парные (между парами участников) и групповые (между группами участников).
  3. По признаку продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочные (на нескольких уроках одного предмета или междисциплинарные), средней продолжительности (от недели до месяца), и долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Среднесрочные и долгосрочные проекты как правило бывают междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем.

В практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов.

На уроках метод проектов может использоваться:

  • как вариант проведения итоговых занятий по разделам или по всему курсу;
  • как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из различных областей;
  • как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал.

Работа по проекту строится в несколько этапов:

  1. На первом этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме. Уже на этом этапе необходимо вовлекать школьников.
  2. На втором этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации. Происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, планирование порядка работ.
  3. На третьем этапе осуществляется защита в форме, соответствующей содержанию проекта. Особое внимание должно быть уделено отчету учащихся о том, как они работали над проектом. При этом рефлексивный самоанализ значим.

Использованная литература:

  1. Методические материалы по предметам: Музыка, Мировая художественная культура, Театр в контексте образовательной области «Искусство» (в помощь учителю). М.: Фирма МХК, 2001.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов на уроках экономики "

Использование метода проектов на уроках экономики...

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Метод проекта на уроках литературы

Из опыта работы: проект по теме "Лирика"....

Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".

Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности...

Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)

В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Метод проектов на уроке. Урок "Путешествие"

Тема:                      «Путешествие».Цели и задачи:...