рабочая программа по МХК 5 класс
рабочая программа по мхк (5 класс) на тему
рабочая программа по МХК 5 класс по учебнику Даниловой Г.И. "Искусство."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» (5 класс) как документ, конкретизирующий Основную образовательную программу основного общего образования МБОУ гимназии №10, состоит из двух разделов: «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование».
Раздел I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для V класса создана на базе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии №10 г.Челябинска.
Цели, ценностные ориентиры, планируемые результаты, общая характеристика учебного предмета «Мировая художественная культура», тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся, место предмета в учебном плане гимназии приведены в ООП ООО МБОУ гимназии №10 г.Челябинска.
Данная рабочая программа нацелена на конкретизацию планируемых результатов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методического комплекса, норм оценок по предмету и введение раздела «Календарно-тематическое планирование», конкретизирующего содержание образования поурочно.
Выбор УМК Г.И Даниловой по Мировой художественной культуре обусловлен реальными возможностями учащихся 5-ых классов гимназии, которые занимаются хореографическим творчеством, обладают высоким уровнем интеллектуального развития, развития теоретической и практической составляющих интеллекта, вербально-лингвистических навыков и логического мышления.
Для учащихся 5-х классов, которые занимаются хореографическим творчеством, приоритетными видами деятельности являются концертно-исполнительская, сценическая, выставочная, игровая, которые реализуются в проектных, групповых и индивидуальных работах (постановка и создание танцевально-сценических образов) и призваны обеспечить оптимальное развитие творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей творческой профессии.
Данным учащимся рекомендуются упражнения повышенной сложности и творческого характера, т. к. они способны изучать программу повышенного уровня, принимать участие в творческих, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
Классы проявляют предрасположенность к предметам гуманитарного и эстетического цикла: учащимся присуще чувство языка, хорошая скорость восприятия словесного материала, способность к вербальному восприятию, пониманию содержания.
Учащиеся проявляют склонность к практическому мышлению: хорошо развиты ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти, для решения практических задач, повседневных проблем и ориентации в окружающем мире.
Эти учащиеся обладают хорошими способностями, достаточным уровнем сформированности знаний, умений и навыков для успешного освоения программы по предмету «Мировая художественная кульутра».
Учащиеся проявляют предрасположенность к предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов: учащимся присуще чувство языка, хорошая скорость восприятия словесного материала, способность к вербальному восприятию, пониманию содержания; они способны применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы и проводить исследования, их подтверждающие или опровергающие, аргументированно обосновывать высказанную точку зрения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мировая художественная культура» в 5 классе:
Личностные результаты:
— формирование мировоззрения, представления о формах искусства;
— развитие умений и навыков познания посредством искусства;
— накопление опыта эстетического переживания;
— формирование творческого отношения к проблемам;
— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности.
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, толерантности, приверженности национальным, этническим и региональным культурным ценностям
Метапредметные результаты:
— формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
— поиск аналогов в искусстве;
— развитие способности аргументировать свою точку зрения;
— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
— применение методов познания через художественный образ;
— использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
— самостоятельную оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты:
— наблюдение (восприятие) объектов искусства;
— восприятие смысла художественного образа, произведения искусства;
— представление места и роли искусства в жизни человека и общества;
— представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
— усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;
— осознание ценности искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям родного края;
— уважение и осознание ценности культуры народов, освоение ее духовного потенциала;
— формирование коммуникативной, информационной компетентности; овладение культурой устной и письменной речи;
— развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
— реализация творческого потенциала; использование выразительных средств искусства в собственном хореографическом творчестве.
– осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного и регионального искусства Южного Урала;
– уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях мира, России и Южного Урала;
– проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.
Названные достижения проявляются как в учебных ситуациях (в устных и письменных ответах, подготовленных материалах, создаваемых танцевально-художественных композициях и т. д.), так и во внешкольной деятельности, общении со сверстниками и людьми старших поколений в окружающей среде.
Ученик научится:
- Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, связанных с мифологией древних греков и древнеславянской мифологии, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.
- Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения архитектуры, скульптуры, живописи.
- Узнавать отдельные произведения выдающихся зарубежных мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.
- Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства.
- Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства
- осознавать уважительное и доброжелательное отношение к самобытной культуре, психологическому складу и самосознанию других народов и этнических групп, проживающих на территории региона;
- Проявлять эмоциональную отзывчивость к художественным и музыкальным произведениям при их восприятии.
- Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства
Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.
Ученик получит возможность научиться:
- формировать положительное отношение к культурным ценностям мира;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике произведений искусства;
- рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, искусства и литературы;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике художественных образов;
- формировать устойчивые и систематизированные представления о культуре, художественных ценностях и традициях народов и этнических групп, проживающих на территории региона.
Контроль за достижением учащимися предметных результатов в 5 классе осуществляется с помощью следующих форм: развернутый ответ на вопрос; комментирование; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом; сообщение по выбранной теме, выполнение творческих заданий, создание презентаций.
Контроль за достижением учащимися предметных результатов в 5 классе осуществляется на основе КИМов:
- Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2012. (используются задания творческих мастерских);
- Данилова Г.И. Искусство: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Г.И.Даниловой/Г.И.Данилова.. – М.: Дрофа, 2015.
- тематические контрольные работы, созданные учителем.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Контрольные измерительные материалы по Мировой художественной культуре охватывают основное содержание предмета и позволяют получить достоверную информацию о соответствии знаний и умений учащихся требованиям ФГОС ООО. При изучении предмета проводится текущий и итоговый контроль качества знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Текущий контроль осуществляется в процессе каждого урока. В текущем контроле практикуются различные формы: развернутый ответ на вопрос; комментирование; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом; сообщение по выбранной теме, творческое задание, создание презентаций.
Уроки контроля выделены в КПТ жирным шрифтом.
Контроль планируемых результатов освоения программы:
- Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.
- Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.
- На персонифицированную итоговую оценку на ступени основного общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты.
- Предметом итоговой оценки является способность \неспособность обучающегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
- Личностные результаты обучающихся в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Они являются предметом неперсонифицированных мониторинговых исследований.
- Основными видами контроля являются:
- стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов), носит диагностический характер, цель стартового контроля - зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
- промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- контроль динамики индивидуальных образовательных достижений;
- итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных триместра и учебного года.
- Формы контроля:
- стартовые диагностические работы на начало учебного года;
- стандартизированные письменные и устные работы;
- комплексные диагностические и контрольные работы;
- тематические проверочные (контрольные) работы;
- самоанализ и самооценка.
Количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ установлено рабочей программой.
- Основными функциями оценки являются:
- мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;
- диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;
- воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
- информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.
- Методы оценивания:
- наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за коммуникативных и исследовательских умений),
- оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (задания-тренинги, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
- тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);
- оценка открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;
- оценка закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом);
- оценка результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений и т.п.).
- Перевод уровней достижений учащегося (письменные работы, тесты, контрольные, самостоятельные, проверочные, комплексные работы) в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:
Качество освоения программы | Уровень достижений | Отметка в балльной шкале |
90-100% 66-89% 50-65% 40-50% Менее 40% | высокий повышенный базовый пониженный низкий | «5» «4» «3» «2» «1» |
- Перевод уровней достижений учащегося (устные ответы) в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:
Высокий уровень - отметка «5» | Повышенный уровень – отметка «4» | Базовый уровень - отметка «3» | Пониженный уровень – отметка «2» | Низкий уровень - отметка «1» |
Обучающийся применяет полученные знания оригинально, нестандартно, формирует самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных универсальных учебных действий, его устный ответ, практическая деятельность в полном объеме соответствуют требованиям учебной программы. Обучающийся легко выполняет практические задания на уровне переноса знаний, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности, его устный ответ, практическая деятельность или её результаты соответствуют высокому уровню усвоения учебной программы ФГОС ООО. | Обучающийся демонстрирует полное понимание сути изученной теории и легко применяет ее на практике, четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить в простых случаях. Его устный ответ, практическая деятельность и её результаты соответствуют повышенному уровню усвоения учебной программы и ФГОС ООО. | Обучающийся отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способности к самостоятельным выводам или обучающийся объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез, его устный ответ, практическая деятельность и её результаты в общем соответствуют базовому уровню усвоения учебной программы и ФГОС ООО. | Обучающийся отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, его устный ответ, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы и ФГОС ООО, имеются существенные недостатки и грубые ошибки. | Обучающийся не отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов, даже когда ему предъявляют их в готовом виде, его устный ответ, практическая деятельность не соответствуют требованиям программы и ФГОС ООО, имеются такие недостатки и грубые ошибки, которые обучающийся не может и не хочет устранять, вследствие чего дальнейшее изучение темы (предмета) не может быть успешным или обучающийся отказывается от ответа (его работа отсутствует по неуважительной причине). |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Дидактическое и методическое обеспечение
№ п/п | Класс | Программа (автор, название программы, в каком сборнике опубликована) | Учебник (автор, название, издательство, год издания) | Учебная дополнительная литература для учащихся | Учебно-методическая литература для учителя | Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 5 | Примерные программы основного общего образования. Искусство. /Стандарты второго поколения - М.: Просвещение, 2010г. Данилова Г. И. Мировая художественная культура 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013 | Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2013. | Энциклопедия для детей том 7. «Искусство» ч.1-3; М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 2) Костарева, Т.В. Художественные промыслы Урала. Чугунное кружево. –Челябинск, издатель Татьяна Лурье, 2006. – 3) Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. – М.: СПб, 2005 4) Краеведение. Челябинская область. 8 кл. / под ред. В.М.Кузнецова. Челябинск: АБРИС, 2011. –128 с. 5) Легенды Южного Урала / сост. И.А.Кириллова – 3-е изд. - Челябинск: «Аркаим», 2009 | Данилова Г. И. Мировая художественная культура 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013 Мировая Художественная культура. 5,6 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И.. Изд. 2-е перераб./Сост. Н.Н. Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей». Информационные технологии на уроках МХК / авт.-сост. Н.В.Киселева. – Волгоград: Учитель, 2011. | 1) Задания творческих мастерских и Вопросы и задания для самоконтроля учебника Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2012. 2) Данилова Г.И. Искусство: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Г.И.Даниловой/Г.И.Данилова.. – М.: Дрофа, 2015. 3) Контрольно-измерительные материалы разработаны учителем. |
Содержание предмета «Мировая художественная культура» 5 класс
I. Сюжеты и образы античной мифологии
Введение. В мире античной мифологии. Cотворение мира. Мифология как система образов и представлений о жизни.
Мифологические сюжеты и образы в произведениях различных видов искусства. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мирового искусства. НРЭО: Религиозная жизнь Челябинска: мир и толерантность.
Сотворение мира. Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы». Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб(Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран(Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония». Сатурн (Кронос) и Рея— родители верховного греческого бога Зевса. Картины М.Чюрлениса «Сотворение мира» и А. Айвазовского «Хаос». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.
Бог-громовержец Зевс. Распределение сфер влияния между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. «Пергамские раскопки» И. Тургенева. Драматизм борьбы богов и гигантов.
Особенности изображения Зевса. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса Отриколи. Атрибуты Зевса. Окружение Зевса.
Гора Олимп— место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса («Илиада»). Изображение пира богов на западном фризе Парфенона. Орел— исполнитель воли Зевса. Сюжет о похищении Ганимеда в скульптурной группе Б. Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» и в картинах П. Рубенса и Рембрандта (по выбору).
Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера. Миф о Сизифе. Картина Тициана «Сизиф». Возлюбленные Зевса. Картина В. Серова «Похищение Европы». «Юпитер и Фетида» в картине Ж. Д. Энгра.
Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». Миф о титане Прометее как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Месть Зевса. Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».
Образ Прометея в «Теогонии» Гесиода и в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. Гете и Дж. Байрона. Сравнительный анализ стихотворения И. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору). Симфония А. Скрябина «Прометей («Поэма огня»). Образ Прометея— символ активной энергии Вселенной. Замысел автора и особенности исполнения музыкального произведения. НРЭО: «Прометей» Скрябина в исполнении музыкантов Челябинска.
Посейдон — владыка морей. Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера. Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон— храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах. Образ Посейдона в произведениях искусства. Статуя Посейдона работы неизвестного мастера. Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Нептуна и Амфитриты». Тритон— сын Посейдона и Амфитриты. «Фонтан Тритона» Л. Бернини. Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. «Владыка морей» в художественном фильме А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).
Бог огня Гефест. Гефест (Вулкан) — бог огненной стихиии кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Циклопы— помощники Гефеста. Кузница Вулкана в картинах Л. Джордано и Д. Веласкеса (по выбору). Гефест на острове Лемнос. Вулканалии.
Повторение и контроль знаний.
Афина— богиня мудрости и справедливой войны. Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе. Афина— богиня мудрости, покровительствующая грекам. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия Афина Парфенос и Афина Промахос в архитектурном ансамбле Парфенона. Смысл символических атрибутов Афины. Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки. Картина Д. Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реалий жизни. Скульптурная группа Мирона «Афина» и «Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Гнев Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Картина С. Боттичелли «Афина, усмиряющая кентавра».
Лики Аполлона. Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Миф о победе Аполлона над Пифоном и его ироническое отражение в эпиграмме А. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара (Аполлон Бельведерский) и Праксителя (Аполлон Сауроктон). Различия в художественной интерпретации образа. Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах. Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели детей Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Миф о состязании Аполлона и Марсия. Художественное воплощение сюжета в рельефе «Музыкальное состязание Аполлона и Марсия» (школа Праксителя) и картине Х. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору). Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполон и Дафна». Художественная интерпретация мифа в картинах Н. Пуссена и А. Поллайоло «Аполлон и Дафна». НРЭО: Образы Античности в каслинском литье
Аполлон и музы Парнаса. Аполлон Мусагет— покровитель искусств и творческого вдохновения. Девять муз Аполлона. Неизменный атрибут Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона — высшая награда поэтам и победителям. Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».
Балет И. Стравинского «Аполлон Мусагет» (хореография Дж. Баланчина). Чарующая радость жизни и творчества, воплощенная в музыке и танце. Картина А. Мантеньи «Парнас». Фреска Рафаэля «Парнас». Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней атмосфера творческого вдохновения.
Орфей и Эвридика. Миф об Орфее и Эвридике. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Скульптура А. Кановы «Орфей». Рождение оперного искусства. «Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мира. Рок-опера «Орфей и Эвридика» композитора А.Журбина и поэта Ю. Димитрина.
Артемида — покровительница охоты. Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини. Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Драматизм сюжета в скульптурной группе И.Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками». Художественное воплощение мифа о любви богини к простому юноше Эндимиону в картине Н. Калмакова «Артемида и спящий Эндимион».
Арес— неукротимый бог войны. Арес (Марс)— коварный и вероломный бог войны. Богиня раздора Эрида— постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны. Особенность изображения Ареса в произведениях античного искусства. Роль Ареса в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Дети Ареса. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками». Широкое распространение культа бога Марса в римской мифологии. Легенда о Ромуле и Реме. Скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. Суворову М. Козловского в Санкт-Петербурге. Марсово поле — место военных смотров и маневров. Неожиданное решение образа в картине Д. Веласкеса «Марс».
Триумф Диониса. Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф «Рождение Диониса». Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве: скульптура Микеланджело и картина Караваджо (по выбору).
У истоков театрального искусства. Свита Диониса. Скульптура Скопаса «Менада». Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир». Рождение театра. Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Дифирамбы — песнопения в честь Диониса. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры и театральные постановки. НРЭО: мотивы античной мифологии в декоративных барельефах Театра ЧТЗ в Челябинске.
Повторение и контроль знаний.
Афродита — богиня любви и красоты. Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агесандра «Венера Милосская». Миф о рождении Афродиты и его вариации. Античный рельеф «Трон Людовизи». «Рождение Венеры» С. Боттичелли. Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Миф об Адонисе— «прекрасном баловне Киприды». Адонис— один из самых популярных персонажей античной живописи. «Венера и Адонис» А. Кановы. Скульптура Д. Маццуоллы «Смерть Адониса».
Нарцисс и Эхо. Миф о гордом Нарциссе и прекрасной нимфе Эхо. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа в «Метаморфозах» Овидия. Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Образ Нарцисса в картине К. Брюллова. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс».
В сетях Эрота. Эрот (Амур, Купидон)— юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок его образа в произведениях искусства (юноша, мальчик). Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа). Сюжет о воспитании и наказании Амура Афродитой. Традиционные атрибуты и окружение Амура. Образ Амура, запечатленный в скульптурах Донателло «Амур-Атис» и Э. Фальконе «Грозящий Амур» (по выбору). Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки.
Богиня цветов Флора. Флора— италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии— празднества в ее честь. Образ жены художника в картине Рембрандта «Флора». Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине С. Боттичелли «Весна». Балет «Зефир и Флора» в постановке Ш. Дидло.
Повторение и контроль знаний.
II. Мифология древних славян
Введение. Языческая славянская мифология в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия— главный источник знаний о славянской мифологии. Происхождение языческих славянских богов и особенности их изображения. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А. Афанасьева и стихотворении К. Бальмонта «Славянское Древо». НРЭО: Традиционные праздники «семьи народов» на Южном Урале.
Перун— бог грома и молнии. Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Культ Перуна на Руси. Фрагменты из поэмы М. Хераскова «Владимириада». Причины поклонения Перуну после принятия христианства. Дуб— священное дерево Перуна. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером. Атрибуты Перуна. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца— Ильин день. Связь между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем.
Велес. Велес— покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Причины вражды Велеса и Перуна. Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху. Культ святого Власия в Новгороде. Изображение святого на древнерусских иконах. Празднование дня святого Власия на Руси.
Дажьбог. Дажьбог— один из главных богов восточных славян. Версии о происхождении его имени. Народные легенды о Дажьбоге и их символический смысл. Образ Дажьбога как олицетворение правды, запечатленный в русских народных пословицах. Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца.
Макошь. Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия— обязательный атрибут ее изображения. Многочисленные версии происхождения имени Макошь. Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь Макоши с фольклорным образом Матери Сырой Земли. Параскева Пятница— покровительница хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы на древнерусских иконах.
Лада. Лада (Ладо) — божество, покровительствующее семье и браку. Общность Лады с греческой богиней любви Афродитой. Характерные особенности ее изображения. Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества. Версии происхождения имени. Лада и ее дочь Леля. Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
Купало, Ярило, Кострома. Персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в образах Купалы, Ярилы и Костромы представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Версии происхождения их имен. Разделение функций между божествами. Их близкое родство с богом-громовержцем Перуном. Божества в народных обрядах, поверьях праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похороны Костромы» в праздник Петрова дня. Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. Мельникова-Печерского «В лесах», картинах Г. Семирадского «Ночные гуляния на Ивана Купалу», С. Судейкина «В ночь на Ивана Купалу», И. Лысенко «Иван Купала» (по выбору).
Повторение и контроль знаний.
Раздел II. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема курса | Кол-во часов | Дата | Корректировка | Домашнее задание | Основные виды деятельности учащихся |
Раздел 1. Сюжеты и образы античной мифологии (27 часа) | ||||||
1 | Введение. В мире античной мифологии | 1 | Стр. 7-11 Тв.мастер. 2, 4, 5 | Иметь представление об отличительных признаках видов и жанров изобразительного искусства, знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства. Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, связанных с мифологией древних греков, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя. Овладевать образным языком скульптуры. Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения архитектуры, скульптуры, живописи. Знать отдельные произведения выдающихся зарубежных мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего времени. Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства Понимать единство истоков различных видов искусства Проявлять эмоциональную отзывчивость к художественным и музыкальным произведениям при их восприятии. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства заданным в учебнике Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, искусства и литературы Высказывать суждения о творческой работе одноклассников. Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное. Осознавать значение искусства в жизни современного человека. Знать специфику и характер древнего искусства (скульптуры, архитектуры, живописи); понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы. Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох. Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства, различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса. Высказывать собственное отношение к произведению искусства. НРЭО: узнавать мифологические образы в шедеврах каслинских мастеров ; узнавать мотивы античной мифологии в декоративных барельефах Театра ЧТЗ в Челябинске (маски – символы комедии и трагедии); эмоционально воспринимать музыкальные образы, основанные на сюжетах античной мифологии («Прометей» Скрябина) осознавать смысл народных календарно-земледельческих праздников разных народов Урала («Масленица», «Сабантуй», «Джиен»); | ||
2 | Введение. В мире античной мифологии | 1 | Стр. 15 Вопросы и задания 1-3 | |||
3 | Тема «Сотворение мира» в греческой мифологии | 1 | Стр. 11-14 Тв.мастер.2-4 | |||
4 | Бог – громовержец Зевс. Особенности изображения Зевса | 1 | Стр.16 - 21 Вопросы и задания 1-5 | |||
5 | Бог – громовержец Зевс. Особенности изображения Зевса | 1 | Стр. 22 Тв.мастер. 1,2,3 | |||
6 | Окружение Зевса. Олимпийские Боги | 1 | Стр. 22-30 Тв.мастер. 3 | |||
7 | Окружение Зевса. Олимпийские Боги | 1 | Стр. 30-31 Вопросы и задания 1-4 | |||
8 | Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». | 1 | Стр.32-39 Тв.мастер. 1-2 | |||
9 | Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». «Прометей» Скрябина в исполнении музыкантов Челябинска. | 1 | Стр.39-40 Вопросы и задания 1-2 | |||
10 | Посейдон – владыка моря. Образ бога в произведениях художников. | 1 | Стр. 40-45 Тв.мастер. 2, 3 | |||
11 | Бог огня Гефест в мировых шедеврах живописи и скульптуре | 1 | Стр. 47-51 Тв.мастер. 1,2 | |||
12 | Контрольная работа по теме «Боги Олимпийцы» | 1 | Стр.7-51, вопросы и задания для самоконтроля | |||
13 | Афина – богиня мудрости и справедливой войны. | 1 | Стр. 52-59 Тв.мастер. 4,5,6 | |||
14 | Лики Аполлона в художественных произведениях. Образы Античности в каслинском литье | 1 | Стр. 61-70 Тв.мастер.1- 2 | |||
15 | Аполлон и музы Парнаса. Воплощения в музыке и танце | 1 | Стр. 72 - 77 Тв.мастер. 1-2 | |||
16 | Аполлон и музы Парнаса. Воплощение в музыке и танце. | 1 | Стр. 77 Задания. 1-3 | |||
17 | Орфей и Эвридика. Тема любви в оперном искусстве. | 1 | Стр. 79 - 85 Тв.мастер. 1-3 | |||
18 | Артемида – покровительница охоты. Драматизм сюжета в скульптуре и живописи | 1 | Стр.86-88 Тв.мастер 1-2 | |||
19 | Арес – неукротимый бог войны. Традиции римского скульптурного портрета. | 1 | Стр.89 - 95 Тв.мастер. 2 | |||
20 | Художественная интерпретация Диониса (Вакха) в изобразительном искусстве | 1 | Стр. 96-102 Тв.мастер. 1-2 | |||
21 | У истоков театрального искусства. Мотивы античной мифологии в декоративных барельефах Театра ЧТЗ в Челябинске | 1 | Стр. 103 – 107 Тв.мастер.2, 3 | |||
22 | Контрольная работа по теме «Боги Древней Греции» | 1 | Стр.52-108, вопросы и задания для самоконтроля | |||
23 | Афродита – богиня любви и красоты. Культ Афродиты в Древней Греции | 1 | Стр. 108 – 114 Тв.мастер. 3 | |||
24 | Образ Нарцисса и Эхов «Метаморфозах» Овидия и картине Пуссена | 1 | Стр. 115-117 Тв.мастер.1 | |||
25 | Образ Эрота в произведениях античной культуре и культуре эпохи Возрождения | 1 | Стр. 119-121 Тв.мастер. 2 | |||
26 | Богиня цветов Флора. Образ богини в произведениях литературы, живописи и танце | 1 | Стр. 123-126 Тв.мастер. 1,2 | |||
27 | Повторительно-обобщающий урок «Сюжеты и образы античной мифологии» | 1 | Стр.7-126, произведения искусства | |||
Раздел 2. Мифология древних славян (8 часов) | ||||||
28 | Введение. Мифология древних славян. Традиционные праздники «семьи народов» на Южном Урале. | 1 | Стр. 129-133 Тв.мастер. 1-2 | |||
29 | Перун – бог грома и молнии в произведениях русской литературы и живописи | 1 | Стр. 133-140 Тв.мастер. 1,3 | |||
30 | Велес. Изображение святого на древнерусских иконах | 1 | Стр. 141-145 Тв.мастер. 1,3,5 | |||
31 | Образ Дажьбога как олицетворение правды в народной культуре и творчестве | 1 | Стр. 146-149 Тв.мастер.1,3,4 | |||
32 | Особенности изображения богини Макошь в ДПИ, народных обрядах и праздниках | 1 | Стр. 149-154 Тв.мастер.3,5 | |||
33 | Отражение культа богини Лады в произведениях устного народного творчества и опере Римского-Корсакова | 1 | Стр. 154-159 Тв.мастер. 1,2 | |||
34 | Купало, Ярило, Кострома – персонажи весенних народных праздников | 1 | Стр.160-165 Тв.мастер. 2,3) | |||
35 | Урок итогового обобщения по курсу «Искусство. Мифология» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...