рабочая программа по МХК 5 класс
рабочая программа по мхк (5 класс) на тему

Табашникова Юлия Владимировна

рабочая программа по МХК 5 класс по учебнику Даниловой Г.И. "Искусство."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» (5 класс) как документ, конкретизирующий Основную образовательную программу основного общего образования МБОУ гимназии №10, состоит из двух разделов: «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование».

Раздел I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для V класса создана на базе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии №10 г.Челябинска.

Цели, ценностные ориентиры, планируемые результаты, общая характеристика учебного предмета «Мировая художественная культура», тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся, место предмета в учебном плане гимназии приведены в ООП ООО МБОУ гимназии №10 г.Челябинска.

Данная рабочая программа нацелена на конкретизацию планируемых результатов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методического комплекса, норм оценок по предмету и введение раздела «Календарно-тематическое планирование», конкретизирующего содержание образования поурочно.

Выбор УМК Г.И Даниловой по Мировой художественной культуре обусловлен реальными возможностями учащихся 5-ых классов гимназии, которые занимаются хореографическим творчеством, обладают высоким уровнем интеллектуального развития, развития теоретической и практической составляющих интеллекта, вербально-лингвистических навыков и логического мышления.

Для учащихся 5-х классов, которые занимаются хореографическим творчеством, приоритетными видами деятельности являются концертно-исполнительская, сценическая, выставочная, игровая, которые реализуются в проектных, групповых и индивидуальных работах (постановка и создание танцевально-сценических образов) и призваны обеспечить оптимальное развитие творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей творческой профессии.

Данным учащимся рекомендуются упражнения повышенной сложности и творческого характера, т. к. они способны изучать программу повышенного уровня, принимать участие в творческих, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

Классы проявляют предрасположенность к предметам гуманитарного и эстетического цикла: учащимся присуще чувство языка, хорошая скорость восприятия словесного материала, способность к вербальному восприятию, пониманию содержания.

Учащиеся проявляют склонность к практическому мышлению: хорошо развиты ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти, для решения практических задач, повседневных проблем и ориентации в окружающем мире.

Эти учащиеся обладают хорошими способностями, достаточным уровнем сформированности знаний, умений и навыков для успешного освоения программы по предмету «Мировая художественная кульутра».

Учащиеся проявляют предрасположенность к предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов: учащимся присуще чувство языка, хорошая скорость восприятия словесного материала, способность к вербальному восприятию, пониманию содержания; они способны применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы и проводить исследования, их подтверждающие или опровергающие, аргументированно обосновывать высказанную точку зрения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мировая художественная культура» в 5 классе:

Личностные результаты:

— формирование мировоззрения, представления о формах искусства;

— развитие умений и навыков познания посредством искусства;

— накопление опыта эстетического переживания;

— формирование творческого отношения к проблемам;

— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности.

воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, толерантности, приверженности национальным, этническим и региональным культурным ценностям

Метапредметные результаты:

— формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

— поиск аналогов в искусстве;

— развитие способности аргументировать свою точку зрения;

— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

— применение методов познания через художественный образ;

— использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты:

— наблюдение (восприятие) объектов искусства;

— восприятие смысла художественного образа, произведения искусства;

— представление места и роли искусства в жизни человека и общества;

— представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

— усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;

— осознание ценности искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям родного края;

— уважение и осознание ценности культуры народов, освоение ее духовного потенциала;

— формирование коммуникативной, информационной компетентности; овладение культурой устной и письменной речи;

— развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;

— реализация творческого потенциала; использование выразительных средств искусства в собственном хореографическом творчестве.

– осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного и регионального искусства Южного Урала;

– уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях мира, России и Южного Урала;

– проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

Названные достижения проявляются как в учебных ситуациях (в устных и письменных ответах, подготовленных материалах, создаваемых танцевально-художественных композициях и т. д.), так и во внешкольной деятельности, общении со сверстниками и людьми старших поколений в окружающей среде.

Ученик научится:

  • Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, связанных с мифологией древних греков и древнеславянской мифологии, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.
  • Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения архитектуры, скульптуры, живописи.
  • Узнавать отдельные произведения выдающихся зарубежных мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.
  • Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства.
  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства
  • осознавать уважительное и доброжелательное отношение к самобытной культуре, психологическому складу и самосознанию других народов и этнических групп, проживающих на территории региона;
  • Проявлять эмоциональную отзывчивость к художественным и музыкальным произведениям при их восприятии.
  • Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства

Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Ученик получит возможность научиться:

  • формировать положительное отношение к культурным ценностям мира;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике произведений искусства;
  • рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, искусства и литературы;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике художественных образов;
  • формировать устойчивые и систематизированные представления о культуре, художественных ценностях и традициях народов и этнических групп, проживающих на территории региона.

Контроль за достижением учащимися предметных результатов в 5 классе осуществляется с помощью следующих форм: развернутый ответ на вопрос; комментирование; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом; сообщение по выбранной теме, выполнение творческих заданий, создание презентаций.

Контроль за достижением учащимися предметных результатов в 5 классе осуществляется на основе КИМов:

- Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2012.  (используются задания творческих мастерских);

- Данилова Г.И. Искусство: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Г.И.Даниловой/Г.И.Данилова.. – М.: Дрофа, 2015.

- тематические контрольные работы, созданные учителем.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контрольные измерительные материалы по Мировой художественной культуре охватывают основное содержание предмета и позволяют получить достоверную информацию о соответствии знаний и умений учащихся требованиям ФГОС ООО. При изучении предмета проводится текущий и итоговый контроль качества знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Текущий контроль осуществляется в процессе каждого урока. В текущем контроле практикуются различные формы: развернутый ответ на вопрос; комментирование; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом; сообщение по выбранной теме, творческое задание, создание презентаций.

Уроки контроля выделены в КПТ жирным шрифтом.

Контроль планируемых результатов освоения программы:

  1. Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.
  2. Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.
  3. На персонифицированную итоговую оценку на ступени основного общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты.
  4. Предметом итоговой оценки является способность \неспособность  обучающегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
  5. Личностные результаты обучающихся в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Они являются предметом неперсонифицированных мониторинговых исследований.
  6. Основными видами контроля являются:
  • стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов), носит диагностический характер,  цель стартового контроля -  зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
  • промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
  • контроль динамики индивидуальных образовательных достижений;
  • итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных триместра и учебного года.
  1. Формы контроля:
  • стартовые диагностические работы на начало учебного года;
  • стандартизированные письменные и устные работы;
  • комплексные диагностические и контрольные работы;
  • тематические проверочные (контрольные) работы;
  • самоанализ и самооценка.

Количество тематических, проверочных, диагностических  и итоговых работ установлено рабочей программой.

  1. Основными функциями   оценки являются:
  • мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;
  • диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;
  • воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
  • информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.
  1. Методы оценивания:
  • наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за коммуникативных и исследовательских умений),
  • оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (задания-тренинги, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
  • тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);
  • оценка открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;
  • оценка закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом);
  • оценка результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений и т.п.).
  1. Перевод уровней достижений учащегося (письменные работы, тесты, контрольные, самостоятельные, проверочные,  комплексные работы) в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%

66-89%

50-65%

40-50%

Менее 40%

высокий

повышенный

базовый

пониженный

низкий

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

  1. Перевод уровней достижений учащегося (устные ответы) в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Высокий уровень  - отметка «5»

Повышенный уровень – отметка «4»

Базовый уровень  - отметка «3»

Пониженный уровень – отметка «2»

Низкий уровень  - отметка «1»

Обучающийся применяет полученные знания оригинально, нестандартно, формирует самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных универсальных учебных действий, его устный ответ, практическая деятельность в полном объеме соответствуют требованиям учебной программы.

Обучающийся легко выполняет практические задания на уровне переноса знаний, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности, его устный ответ, практическая деятельность или её результаты соответствуют высокому уровню усвоения учебной программы ФГОС ООО.

Обучающийся демонстрирует полное понимание сути изученной теории и легко применяет ее на практике, четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить в простых случаях. Его устный ответ, практическая деятельность и её результаты соответствуют повышенному уровню усвоения учебной программы  и ФГОС ООО.

Обучающийся отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способности к самостоятельным выводам или обучающийся объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез,  его устный ответ, практическая деятельность и её результаты в общем соответствуют базовому уровню усвоения учебной программы  и ФГОС ООО.

Обучающийся отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, его устный ответ, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы и ФГОС ООО, имеются существенные недостатки и грубые ошибки.

Обучающийся не отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов, даже когда ему предъявляют их в готовом виде, его устный ответ, практическая деятельность не соответствуют требованиям программы и ФГОС ООО, имеются такие недостатки и грубые ошибки, которые обучающийся не может и не хочет  устранять, вследствие чего дальнейшее изучение темы (предмета) не может быть успешным или обучающийся отказывается от ответа (его работа отсутствует по неуважительной причине).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Дидактическое и методическое обеспечение

п/п

Класс

Программа (автор, название программы, в каком сборнике опубликована)

Учебник (автор, название, издательство, год издания)

Учебная дополнительная литература для учащихся

Учебно-методическая литература для учителя

Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания)

1

2

3

4

5

6

7

1

5

Примерные программы основного общего образования. Искусство. /Стандарты второго поколения - М.: Просвещение, 2010г.

Данилова Г. И. Мировая художественная культура 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013

Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2013.

Энциклопедия для детей том 7. «Искусство» ч.1-3; М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007

2) Костарева, Т.В. Художественные промыслы Урала. Чугунное кружево. –Челябинск, издатель Татьяна Лурье, 2006. –

3) Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. – М.: СПб, 2005

4) Краеведение. Челябинская область. 8 кл. / под ред. В.М.Кузнецова. Челябинск: АБРИС, 2011. –128 с.

5) Легенды Южного Урала / сост. И.А.Кириллова – 3-е изд. -  Челябинск: «Аркаим», 2009

Данилова Г. И. Мировая художественная культура 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013

Мировая Художественная культура. 5,6 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И.. Изд. 2-е перераб./Сост. Н.Н. Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей».

Информационные технологии на уроках МХК / авт.-сост. Н.В.Киселева. – Волгоград: Учитель, 2011.

1) Задания творческих мастерских и Вопросы и задания для самоконтроля учебника  Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2012.

2) Данилова Г.И. Искусство: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Г.И.Даниловой/Г.И.Данилова.. – М.: Дрофа, 2015.

3) Контрольно-измерительные материалы разработаны учителем.

Содержание предмета «Мировая художественная культура» 5 класс

I. Сюжеты и образы античной мифологии

Введение. В мире античной мифологии. Cотворение мира. Мифология как система образов и представлений о жизни.

Мифологические сюжеты и образы в произведениях различных видов искусства. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мирового искусства. НРЭО: Религиозная жизнь Челябинска: мир и толерантность.

Сотворение мира. Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы». Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб(Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран(Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония». Сатурн (Кронос) и Рея— родители верховного греческого бога Зевса. Картины М.Чюрлениса «Сотворение мира» и А. Айвазовского «Хаос». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.

Бог-громовержец Зевс. Распределение сфер влияния между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. «Пергамские раскопки» И. Тургенева. Драматизм борьбы богов и гигантов.

Особенности изображения Зевса. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса Отриколи. Атрибуты Зевса. Окружение Зевса.

Гора Олимп— место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса («Илиада»). Изображение пира богов на западном фризе Парфенона. Орел— исполнитель воли Зевса. Сюжет о похищении Ганимеда в скульптурной группе Б. Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» и в картинах П. Рубенса и Рембрандта (по выбору).

Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера. Миф о Сизифе. Картина Тициана «Сизиф». Возлюбленные Зевса. Картина В. Серова «Похищение Европы». «Юпитер и Фетида» в картине Ж. Д. Энгра.

Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». Миф о титане Прометее как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Месть Зевса. Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».

Образ Прометея в «Теогонии» Гесиода и в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. Гете и Дж. Байрона. Сравнительный анализ стихотворения И. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору). Симфония А. Скрябина «Прометей («Поэма огня»). Образ Прометея— символ активной энергии Вселенной. Замысел автора и особенности исполнения музыкального произведения. НРЭО: «Прометей» Скрябина в исполнении музыкантов Челябинска.

Посейдон — владыка морей. Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера. Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон— храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах. Образ Посейдона в произведениях искусства. Статуя Посейдона работы неизвестного мастера. Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Нептуна и Амфитриты». Тритон— сын Посейдона и Амфитриты. «Фонтан Тритона» Л. Бернини. Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. «Владыка морей» в художественном фильме А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).

Бог огня Гефест. Гефест (Вулкан) — бог огненной стихиии кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Циклопы— помощники Гефеста. Кузница Вулкана в картинах Л. Джордано и Д. Веласкеса (по выбору). Гефест на острове Лемнос. Вулканалии.

Повторение и контроль знаний.

Афина— богиня мудрости и справедливой войны. Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе. Афина— богиня мудрости, покровительствующая грекам. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия Афина Парфенос и Афина Промахос в архитектурном ансамбле Парфенона. Смысл символических атрибутов Афины. Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки. Картина Д. Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реалий жизни. Скульптурная группа Мирона «Афина» и «Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Гнев Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Картина С. Боттичелли «Афина, усмиряющая кентавра».

Лики Аполлона. Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Миф о победе Аполлона над Пифоном и его ироническое отражение в эпиграмме А. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара (Аполлон Бельведерский) и Праксителя (Аполлон Сауроктон). Различия в художественной интерпретации образа. Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах. Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели детей Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Миф о состязании Аполлона и Марсия. Художественное воплощение сюжета в рельефе «Музыкальное состязание Аполлона и Марсия» (школа Праксителя) и картине Х. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору). Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполон и Дафна». Художественная интерпретация мифа в картинах Н. Пуссена и А. Поллайоло «Аполлон и Дафна». НРЭО: Образы Античности в каслинском литье

Аполлон и музы Парнаса. Аполлон Мусагет— покровитель искусств и творческого вдохновения. Девять муз Аполлона. Неизменный атрибут Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона — высшая награда поэтам и победителям. Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».

Балет И. Стравинского «Аполлон Мусагет» (хореография Дж. Баланчина). Чарующая радость жизни и творчества, воплощенная в музыке и танце. Картина А. Мантеньи «Парнас». Фреска Рафаэля «Парнас». Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней атмосфера творческого вдохновения. 

Орфей и Эвридика. Миф об Орфее и Эвридике. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Скульптура А. Кановы «Орфей». Рождение оперного искусства. «Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мира. Рок-опера «Орфей и Эвридика» композитора А.Журбина и поэта Ю. Димитрина.

Артемида — покровительница охоты. Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини. Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Драматизм сюжета в скульптурной группе И.Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками». Художественное воплощение мифа о любви богини к простому юноше Эндимиону в картине Н. Калмакова «Артемида и спящий Эндимион».

Арес— неукротимый бог войны. Арес (Марс)— коварный и вероломный бог войны. Богиня раздора Эрида— постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны. Особенность изображения Ареса в произведениях античного искусства. Роль Ареса в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Дети Ареса. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками». Широкое распространение культа бога Марса в римской мифологии. Легенда о Ромуле и Реме. Скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. Суворову М. Козловского в Санкт-Петербурге. Марсово поле — место военных смотров и маневров. Неожиданное решение образа в картине Д. Веласкеса «Марс».

Триумф Диониса. Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф «Рождение Диониса». Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве: скульптура Микеланджело и картина Караваджо (по выбору).

У истоков театрального искусства. Свита Диониса. Скульптура Скопаса «Менада». Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир». Рождение театра. Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Дифирамбы — песнопения в честь Диониса. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры и театральные постановки. НРЭО: мотивы античной мифологии в декоративных барельефах Театра ЧТЗ в Челябинске.

Повторение и контроль знаний.

Афродита — богиня любви и красоты. Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агесандра «Венера Милосская». Миф о рождении Афродиты и его вариации. Античный рельеф «Трон Людовизи». «Рождение Венеры» С. Боттичелли. Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Миф об Адонисе— «прекрасном баловне Киприды». Адонис— один из самых популярных персонажей античной живописи. «Венера и Адонис» А. Кановы. Скульптура Д. Маццуоллы «Смерть Адониса».

Нарцисс и Эхо. Миф о гордом Нарциссе и прекрасной нимфе Эхо. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа в «Метаморфозах» Овидия. Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Образ Нарцисса в картине К. Брюллова. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс».

В сетях Эрота. Эрот (Амур, Купидон)— юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок его образа в произведениях искусства (юноша, мальчик). Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа). Сюжет о воспитании и наказании Амура Афродитой. Традиционные атрибуты и окружение Амура. Образ Амура, запечатленный в скульптурах Донателло «Амур-Атис» и Э. Фальконе «Грозящий Амур» (по выбору). Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки.

Богиня цветов Флора. Флора— италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии— празднества в ее честь. Образ жены художника в картине Рембрандта «Флора». Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине С. Боттичелли «Весна». Балет «Зефир и Флора» в постановке Ш. Дидло.

Повторение и контроль знаний.

II. Мифология древних славян

Введение. Языческая славянская мифология в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия— главный источник знаний о славянской мифологии. Происхождение языческих славянских богов и особенности их изображения. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А. Афанасьева и стихотворении К. Бальмонта «Славянское Древо». НРЭО: Традиционные праздники «семьи народов» на Южном Урале.

Перун— бог грома и молнии. Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Культ Перуна на Руси. Фрагменты из поэмы М. Хераскова «Владимириада». Причины поклонения Перуну после принятия христианства. Дуб— священное дерево Перуна. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером. Атрибуты Перуна. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца— Ильин день. Связь между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем.

Велес. Велес— покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Причины вражды Велеса и Перуна. Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху. Культ святого Власия в Новгороде. Изображение святого на древнерусских иконах. Празднование дня святого Власия на Руси.

Дажьбог. Дажьбог— один из главных богов восточных славян. Версии о происхождении его имени. Народные легенды о Дажьбоге и их символический смысл. Образ Дажьбога как олицетворение правды, запечатленный в русских народных пословицах. Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца.

Макошь. Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия— обязательный атрибут ее изображения. Многочисленные версии происхождения имени Макошь. Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь Макоши с фольклорным образом Матери Сырой Земли.  Параскева Пятница— покровительница хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы на древнерусских иконах.

Лада. Лада (Ладо) — божество, покровительствующее семье и браку. Общность Лады с греческой богиней любви Афродитой. Характерные особенности ее изображения. Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества. Версии происхождения имени. Лада и ее дочь Леля. Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

Купало, Ярило, Кострома. Персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в образах Купалы, Ярилы и Костромы представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Версии происхождения их имен. Разделение функций между божествами. Их близкое родство с богом-громовержцем Перуном. Божества в народных обрядах, поверьях праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похороны Костромы» в праздник Петрова дня. Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. Мельникова-Печерского «В лесах», картинах Г. Семирадского «Ночные гуляния на Ивана Купалу», С. Судейкина «В ночь на Ивана Купалу», И. Лысенко «Иван Купала» (по выбору).

Повторение и контроль знаний.


Раздел II. Календарно-тематическое планирование.

Тема курса

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Домашнее задание

Основные виды деятельности учащихся

Раздел 1. Сюжеты и образы античной мифологии (27 часа)

1

Введение. В мире античной мифологии

1

Стр. 7-11

Тв.мастер. 2, 4, 5

Иметь представление об отличительных признаках видов и жанров изобразительного искусства, знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства.

Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, связанных с мифологией древних греков, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.

Овладевать образным языком скульптуры.

Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения архитектуры, скульптуры, живописи.

Знать отдельные произведения выдающихся зарубежных мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.

Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства

Понимать единство истоков различных видов искусства

Проявлять эмоциональную отзывчивость к художественным и музыкальным произведениям при их восприятии.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства заданным в учебнике

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, искусства и литературы

Высказывать суждения о творческой работе одноклассников.

Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное.

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

Знать специфику и характер древнего искусства (скульптуры, архитектуры, живописи); понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы.

Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох.

Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства, различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл;

Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса.

Высказывать собственное отношение к произведению искусства.

НРЭО:

узнавать мифологические образы в шедеврах каслинских мастеров ;

узнавать мотивы античной мифологии в декоративных барельефах Театра ЧТЗ в Челябинске (маски – символы комедии и трагедии);

эмоционально воспринимать музыкальные образы, основанные на сюжетах античной мифологии («Прометей» Скрябина)

осознавать смысл народных календарно-земледельческих праздников разных народов Урала («Масленица», «Сабантуй», «Джиен»);

2

Введение. В мире античной мифологии

1

Стр. 15

Вопросы и задания 1-3

3

Тема «Сотворение мира» в греческой мифологии

1

Стр. 11-14

Тв.мастер.2-4

4

Бог – громовержец Зевс. Особенности изображения Зевса

1

Стр.16 - 21

Вопросы и задания 1-5

5

Бог – громовержец Зевс.  Особенности изображения Зевса

1

Стр. 22

Тв.мастер. 1,2,3

6

Окружение Зевса. Олимпийские Боги

1

Стр. 22-30

Тв.мастер. 3

7

Окружение Зевса. Олимпийские Боги

1

Стр. 30-31

Вопросы и задания 1-4

8

Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий».

1

Стр.32-39

Тв.мастер. 1-2

9

Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». «Прометей» Скрябина в исполнении музыкантов Челябинска.

1

Стр.39-40

Вопросы и задания 1-2

10

Посейдон – владыка моря. Образ бога в произведениях художников.

1

Стр. 40-45

Тв.мастер. 2, 3

11

Бог огня Гефест в мировых шедеврах живописи и скульптуре

1

Стр. 47-51

Тв.мастер. 1,2

12

Контрольная работа по теме «Боги Олимпийцы»

1

Стр.7-51, вопросы и задания для самоконтроля

13

Афина – богиня мудрости и справедливой войны.

1

Стр. 52-59

Тв.мастер. 4,5,6

14

Лики Аполлона в художественных произведениях.  Образы Античности в каслинском литье

1

Стр. 61-70

Тв.мастер.1- 2

15

Аполлон и музы Парнаса. Воплощения в музыке и танце

1

Стр. 72 - 77

Тв.мастер. 1-2

16

Аполлон и музы Парнаса. Воплощение в музыке и танце.

1

Стр. 77

Задания. 1-3

17

Орфей и Эвридика. Тема любви в оперном искусстве.

1

Стр. 79 - 85

Тв.мастер. 1-3

18

Артемида – покровительница охоты. Драматизм сюжета в скульптуре и живописи

1

Стр.86-88

Тв.мастер 1-2

19

Арес – неукротимый бог войны. Традиции римского скульптурного портрета.

1

Стр.89 - 95

Тв.мастер. 2

20

Художественная интерпретация Диониса (Вакха) в изобразительном искусстве

1

Стр. 96-102

Тв.мастер. 1-2

21

У истоков театрального искусства. Мотивы античной мифологии в декоративных барельефах Театра ЧТЗ в Челябинске

1

Стр. 103 – 107

Тв.мастер.2, 3

22

Контрольная работа по теме «Боги Древней Греции»

1

Стр.52-108, вопросы и задания для самоконтроля

23

Афродита – богиня любви и красоты. Культ Афродиты в Древней Греции

1

Стр. 108 – 114

Тв.мастер. 3

24

Образ Нарцисса  и Эхов «Метаморфозах» Овидия и картине Пуссена

1

Стр. 115-117

Тв.мастер.1

25

Образ Эрота в произведениях античной культуре и культуре эпохи Возрождения

1

Стр. 119-121

Тв.мастер. 2

26

Богиня цветов Флора. Образ богини в произведениях литературы, живописи и танце

1

Стр. 123-126

Тв.мастер. 1,2

27

Повторительно-обобщающий урок «Сюжеты и образы античной мифологии»

1

Стр.7-126, произведения искусства

Раздел 2. Мифология древних славян (8 часов)

28

Введение. Мифология древних славян.  Традиционные праздники «семьи народов» на Южном Урале.

1

Стр. 129-133

Тв.мастер. 1-2

29

Перун – бог грома и молнии в произведениях русской литературы и живописи

1

Стр. 133-140

Тв.мастер. 1,3

30

Велес. Изображение святого на древнерусских иконах

1

Стр. 141-145

Тв.мастер. 1,3,5

31

Образ Дажьбога как олицетворение правды в народной культуре и творчестве

1

Стр. 146-149

Тв.мастер.1,3,4

32

Особенности изображения богини Макошь в ДПИ, народных обрядах и праздниках

1

Стр. 149-154

Тв.мастер.3,5

33

Отражение культа богини Лады в произведениях устного народного творчества и опере Римского-Корсакова

1

Стр. 154-159

Тв.мастер. 1,2

34

Купало, Ярило, Кострома – персонажи весенних народных праздников

1

Стр.160-165

Тв.мастер. 2,3)

35

Урок итогового обобщения по курсу «Искусство. Мифология»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...